Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Аналитический раздел Программы
2.1. Общая характеристика Ивановской области по основным
социально-экономическим показателям
Основные макроэкономические показатели периода с 1999 года по 2001 год свидетельствуют о том, что ивановская экономика обладает достаточной устойчивостью.
В 2001 г. прирост объема промышленной продукции составил 9,5 %, услуг предприятий автотранспорта - 16,9 %, услуг связи - 24,9 %, оборота розничной торговли - 9,2 %, оборота общественного питания - 4,2%, начисленная средняя заработная плата одного работника увеличилась на 44,8 %.
Однако, произошло снижение объема продукции сельского хозяйства на 14,0 %, объема платных услуг населению - на 14,2 %.
Росту объемов производства в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, а также легкой промышленности благоприятствовало увеличение спроса на продукцию отечественного производства, что обусловлено повышением ценовой конкурентоспособности отечественных товаров, сокращением импорта.
В промышленности строительных материалов наблюдается снижение объемов производства, но оно значительно ниже, чем в предыдущие годы.
Таблица 2. Структура инвестиций в строительство жилья по источникам финансирования (в процентах к итогу)
Наименование |
1999 г. |
2000 г. |
||
% |
млн.р уб. |
% |
млн.р уб. |
|
Инвестиции в строительство жилья, всего: в том числе: |
100 |
90,3 |
100 |
147,8 |
собственные средства предприятий |
25 |
22,7 |
9 |
13,9 |
средства граждан, кредиты банков |
44 |
39,8 |
68 |
99,9 |
бюджетные средства: |
31 |
27,8 |
23 |
34,0 |
- из федерального бюджета |
18 |
16,1 |
13 |
19,9 |
- из областного бюджета |
8 |
7,0 |
10 |
14,1 |
- из местных бюджетов |
5 |
4,7 |
- |
- |
Основным источником финансирования строительства жилья являются собственные средства граждан. Инвестиции банков в строительство жилья не превышают 0,2 %, т.е. существующая кредитная политика банков (высокие процентные ставки) не способствует развитию жилищного строительства.
Ввод жилья должен осуществляться одновременно с социальной инфраструктурой.
По-прежнему значительно меньше, чем в предыдущие годы, строится учреждений просвещения, социального обеспечения, культуры, коммунального хозяйства из-за недостаточного выделения на эти цели как бюджетных средств, так и средств предприятий, организаций, внебюджетных фондов.
2.2. Оценка платежеспособности населения и рынок спроса на жилье
Платежеспособность населения Ивановской области можно оценить на основе социально-экономических показателей уровня жизни населения.
Таблица 3. Денежные доходы и расходы населения Ивановской области
Показатели |
Ед. изм. |
2000 г. |
2001 г. |
Доходы, всего: |
млн. руб. |
13306,2 |
14819,9 |
в т.ч.: - доходы от предпринимательской деятельности |
млн. руб. |
1355,1 |
- |
- оплата труда наемных работников |
млн. руб. |
5977,0 |
- |
Социальные трансферты |
млн. руб. |
4073,1 |
- |
Другие доходы |
млн. руб. |
1901,0 |
- |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году |
% |
104,5 |
91,7 |
Расходы, всего: |
млн. руб. |
12424,5 |
15625,6 |
в т.ч.: - покупка товаров и оплата услуг |
млн. руб. |
10434,1 |
13123,2 |
из них: покупка товаров |
млн. руб. |
7851,5 |
10048,5 |
Обязательные платежи и добровольные взносы |
млн. руб. |
993,0 |
1287,4 |
Прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты, облигаций, государственных займов и ценных бумаг, изменение задолженности по ссудам |
млн. руб. |
997,4 |
1215,0 |
Превышение доходов над расходами |
млн. руб. |
+ 881,8 |
805,7 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
руб. |
1161,1 |
1446,4 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
% |
77,3 |
83,6 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 2001 г. реальные располагаемые денежные доходы (т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились.
Из этого можно сделать вывод, что часть населения, работающая в экономике, располагает средствами, которые можно использовать по целевому назначению.
За 2 года увеличился процент накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах и покупки валюты, в 2001 г. расходы населения превысили доходы на 805,7 млн.руб., что говорит о наличии у населения свободных средств.
Данные, полученные в процессе анкетирования населения, свидетельствуют о том, что 77,4 % семей хотели бы улучшить свои жилищные условия. Из них большую часть - 58,24 % не устраивает площадь квартир, 40,64 % - планировка, 29,77 % - тип дома, 15,87 % - район проживания.
По мнению населения, к наиболее важным элементам инфраструктуры районов относятся газо-, водо-, теплоснабжение и телефонизация. При строительстве нового жилья в потребительских запросах превалируют локальные системы над централизованными, например, по водоснабжению и отоплению.
Ко второй группе по важности следует отнести такие элементы инфраструктуры, как наличие магазинов, поликлиник, школ, общественного транспорта, удобных подъездных путей для личного транспорта, зеленой зоны, а также пунктов милиции, охраны района проживания.
Из 77,4 % опрошенных, неудовлетворенных своими жилищными условиями, планируют их изменить только 48,08 %. Почти половина опрошенных (40,23 %) планируют обменять жилье. Построить новое жилье выразили желание 9,65 % (или 4,6% населения области), арендовать хотели бы 1,49 % (из них 66,67 % - новое). Купить жилье планируют 16,09 % (или 7,8% населения области).
Осуществить планы по изменению жилищных условий через 1 год намерены 36,08 % семей, через 3 года - 35,57 %, через 5 лет - 30,41 %.
В какой-то степени планы подтверждают менталитет россиянина - потенциальное стремление к собственному дому (построенному в соответствии с собственными представлениями о комфортности) и меньшая доля желающих намерена арендовать жилье (в странах со стабильным экономическим развитием аренда составляет более 50 %).
Средства, которые планирует население использовать для улучшения жилищных условий:
от продажи имущества - 37,14 %; государственные субсидии - 26,46 %; помощь родственников и предприятий - 23,30 %; имеющиеся сбережения - 16,45 %, текущие доходы - 15,29 %. Остальные финансовые источники менее существенны.
Значительная часть семей предполагает использовать несколько источников средств как собственных, так и привлеченных, 44,67 % опрошенного населения подтвердило наличие у них тех или иных источников финансирования, и, в этой связи, можно рассматривать стратегии поведения различных слоев населения по улучшению своих жилищных условий: использование только собственных средств или собственных вместе с привлеченными (кредитов банков, субсидий), или только заемных средств.
Население недостаточно ориентируется в ценах на жилье. Наиболее адаптированная к реальным условиям часть населения рассчитывает улучшить свои жилищные условия, приобретая жилье на вторичном рынке, - 25,6%; могут приобрести квартиру на вторичном рынке или построить новое жилье - 2,47 %; могут построить элитное жилье, отвечающее уровню их притязаний (индивидуальная планировка квартиры, коттедж в двух-, трехуровневом исполнении), - 3,97 %.
При финансировании жилья возможна различная оплата. Большая часть (75,27 %) населения, принявшая участие в анкетировании и выразившая желание построить новое жилье, готова оплатить жилье в рассрочку, всего 9,62 % может позволить себе стопроцентную оплату жилья и 15,11 % выбирают иную форму оплаты.
В отношении величины первоначальных взносов возможности разделились следующим образом:
-30 % стоимости жилья могут выплатить 61,31 % населения;
-взнос в 50 % могут выплатить 20,07 % населения;
-70 % взноса - 4,01 %.
По данным Государственного статистического управления, часть населения области, имеющая денежные доходы выше прожиточного минимума, составляет 16,4%. Результаты анкетирования подтвердили, что часть доходов 12,4 % населения можно рассматривать как один из источников финансирования жилищного строительства.
Как показывает анализ рынка спроса на жилье, ипотечное кредитование, будучи
<< Приложение. Областная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 г.г. |
||
Содержание Закон Ивановской области от 30 декабря 2002 г. N 101-ОЗ "Об областной целевой программе "Жилище" на 2002-2010... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.