Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к Положению
Критерии отбора и максимальные баллы по критериям отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания (максимальный балл - 10).
2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе (максимальный балл - 10).
3. Обеспечение доступности качественного образования (максимальный балл - 10).
4. Продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие современной модели образования (максимальный балл - 10).
5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (максимальный балл - 10).
6. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся (максимальный балл - 10).
7. Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению (максимальный балл - 10).
8. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса (максимальный балл - 10).
9. Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. (максимальный балл - 10).
10. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования (максимальный балл - 10).
1. Критерий "высокое качество результатов обучения и воспитания"
Содержание критерия.
Под "высоким качеством результатов обучения и воспитания" понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта.
В ходе экспертизы оцениваются:
- успешность реализации целей, определенных основными направлениями развития образования Российской Федерации и Ивановской области: формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования), формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, сохранение психического и физического здоровья школьников и др.;
- степень достижения школой обязательных образовательных результатов;
- постановка и успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования;
- высокая результативность в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
- положительная (за три года) динамика по критерию "высокое качество результатов обучения и воспитания", состоящая в увеличении количества учащихся, успешно осваивающих учебные (традиционные и инновационные) программы;
- способствование личностному развитию школьников.
Показатели и способы оценивания:
1. Количество учащихся, успешно (на "4" и "5") освоивших учебные (традиционные и инновационные) программы (максимально - 3 балла, в том числе: более 70% - 3 балла, 70 - 50% - 2 балла, 49 - 30% - 1 балл, ниже 30% - 0 баллов).
2. Результаты Единого государственного экзамена (по сравнению со средними региональными показателями) (максимально - 2 балла, в том числе: выше или равны среднему региональному показателю по всем предметам - 2 балла; в основном (по большинству предметов) выше или равны среднему региональному показателю - 1 балл; ниже - 0 баллов).
3. Наличие внутришкольных мониторинговых исследований качества образования (максимально - 1 балл).
4. Количество учащихся - участников и победителей предметных конкурсов и олимпиад различных уровней (в % от общего числа учащихся школы) (максимально - 2 балла, в том числе: школьного и муниципального уровня - 1 балл, регионального и федерального уровня - 2 балла).
5. Количество учащихся, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования на бюджетные отделения (в % от общего числа выпускников школы) (максимально - 1 балл при показателе не ниже 60%).
6. Число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, в работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др. (в % от общего числа учащихся школы) (максимально - 1 балл при показателе не ниже 50%).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Результаты аттестации.
2. Результаты Единого государственного экзамена.
3. Общие сведения о проводимых мониторинговых исследованиях: дата проведения, цель, объект исследования.
4. Списки участников и победителей предметных олимпиад (с указанием вида и статуса олимпиады), статистические данные, копии свидетельств, документов о награждении.
5. Сведения (количественные) об учащихся, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
6. Зафиксированные факты участия (свидетельства, удостоверения, дипломы и проч.) в акциях социального характера, в реализации социальных проектов, в работе общественных объединений и творческих организаций.
2. Критерий "эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе"
Содержание критерия.
При оценке учреждения по этому критерию можно выделить:
- общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе учреждения в целом и по ступеням образования;
- долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;
- динамику этих показателей;
- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);
- готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (долю преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
При оценке работы учреждения по данному критерию рекомендуется уделить внимание не только количественным показателям, их реализации в практике, но и тому эффекту, который получен учреждением от их внедрения. Таким образом, экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию.
Показатели и способы оценивания:
1. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе (максимально - 2 балла при условии преемственности в использовании инновационных технологий на разных ступенях обучения; 1 балл - при условии использования данных технологий на отдельных ступенях обучения).
2. Доля педагогов:
- эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования;
- прошедших подготовку в области современных педагогических технологий (максимально - 2 балла, в том числе по 1 баллу при положительной динамике (за 3 года) по каждой позиции).
3. Доля педагогов, участвующих в экспериментальной работе (максимально - 2 балла, в том числе: при показателе 50% - 2 балла, 49 - 30% - 1 балл, ниже 30% - 0 баллов).
4. Оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) (в сравнении с нормативным показателем по области) (максимально - 1 балл при условии соответствия показателю).
5. Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет и использование Интернета в образовательном процессе (максимально - 1 балл).
6. Количество учителей (в % от общего числа), повысивших квалификацию в области современных информационных технологий (в динамике за 3 года) и владеющих навыками работы на персональном компьютере (максимально - 1 балл при условии положительной динамики или стабильного уровня, составляющего не менее 50% от общего числа педагогов).
7. Наличие школьной медиатеки (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Виды инновационных технологий с указанием использования по ступеням обучения.
2. Сведения (в %) за последние 3 года.
3. Сведения (в %) за текущий год.
4. Количество учащихся на персональный компьютер.
5. Сведения общего характера.
6. Сведения (в %) за 3 года.
7. Общая характеристика.
3. Критерий "обеспечение доступности качественного образования"
Содержание критерия.
Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.
В ходе экспертизы оцениваются:
- характер реализуемых учреждением образовательных программ (содержание и технологии);
- наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном учреждении, то есть полнота удовлетворения их образовательных запросов;
- качество реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания;
- преемственность и завершенность школьных образовательных программ, которые обеспечиваются использованием учебно-методических комплектов одной линии;
- выполнение учреждением Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", гарантирующего право ребенка на получение образования в любом общеобразовательном учреждении (наличие в учреждении открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы согласно имеющемуся в учреждении количеству посадочных мест; наличие у родителей и учащихся возможностей для осуществления их выбора образовательной программы);
- доступность образовательных услуг учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников.
Показатели и способы оценивания:
1. Процент обучающихся, не получивших в учреждении основного общего образования до достижения 15-летнего возраста (по отношению к областному) (максимально - 1 балл при условии процента ниже или равного областному).
2. Наличие реализуемых школой образовательных программ, содержащихся в концепции и программе развития школы (максимально - 4 балла):
- программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающие доступным качественное обучение на первой ступени (0,5 балла);
- программы развивающего (личностно-ориентированного) обучения (0,5 балла);
- программы предпрофильной подготовки для девятиклассников (1 балл);
- программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе базисного учебного плана 2004 года (1 балл);
- программы углубленного изучения отдельных предметов (0,5 балла);
- программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке, и др. (0,5 балла).
3. Степень индивидуализации обучения (максимально - 2 балла), наличие учащихся (в процентах от общего числа):
а) обучающихся по разноуровневым учебным программам, индивидуальным учебным планам (1 балл);
б) другим возможным формам обучения (экстернат, дистанционная, домашнее обучение, группы продленного дня и др.) (1 балл).
4. Обеспеченность реализуемых программ педагогическими кадрами, в том числе обеспеченность специалистами, сопровождающими образовательный процесс (педагог-психолог, социальный педагог, логопед) (максимально - 1 балл).
5. Квалификационный уровень педагогических кадров (максимально - 1 балл при соответствии показателя нормативному областному).
6. Наличие дополнительных образовательных услуг (платных или бесплатных) (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Сведения о количестве учащихся (в %), не получивших в учреждении основного образования до достижения 15-летнего возраста.
2. Перечень программ (по видам).
3. Сведения о количестве учащихся (в %).
4. Общая справка.
5. Общая справка.
6. Перечень дополнительных образовательных услуг.
4. Критерий "продуктивность реализации программы развития"
Содержание критерия.
Под продуктивностью реализации программы развития учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие современной модели образования.
Показатели и способы оценивания:
1. Формат программы (максимально - 2 балла, в том числе: все необходимые разделы представлены полностью - 2 балла, частично - 1 балл).
2. Соответствие программы развития анализу выявленных проблем (аналитическая обоснованность важности и необходимости инновационных изменений) (максимально - 1 балл).
3. Наличие условий и ресурсов для выполнения программы развития (кадровых, научно-методических, материально-технических и др.) (максимально - 1 балл).
4. Системность работы учреждения по реализации инновационной деятельности (максимально - 2 балла, в том числе: работа ведется в системе - 2 балла, вводятся локальные инновации - 1 балл).
5. Качество программы как документа, способствующего целенаправленной работе по развитию системы образования учреждения (максимально - 1 балл при условии высокого качества).
6. Уровень инновационной деятельности учреждения (максимально - 3 балла, в том числе: федеральный уровень - 3 балла, региональный - 2 балла, муниципальный - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1 - 5. Программа развития образовательного учреждения.
6. Программы, материалы семинаров, конференций, проводимых на базе школы, с указанием их статуса.
5. Критерий "сочетание принципов единоначалия и самоуправления"
Содержание критерия.
Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса.
Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются также: равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, толерантность, плюрализм и др.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие зафиксированных в уставе учреждения органов общешкольного самоуправления, в том числе управляющего совета (максимально - 1 балл).
2. Динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений (максимально - 1 балл).
3. Включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса (максимально - 4 балла): учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров (по 1 баллу за каждую позицию).
4. Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт в Интернете, ежегодные опубликованные для ознакомления общественности публичные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.) (максимально - 2 балла, в том числе: разнообразие форм - 2 балла, единичные формы - 1 балл).
5. Наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, анкетирования, интервьюирования, "горячих линий", дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации (максимально - 2 балла, в том числе: системное использование разнообразных форм - 2 балла, единичные формы - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Устав учреждения (соответствующий раздел).
2. Сведения о формах участия общественности в управлении учреждением (в динамике за 3 года).
3. Формы участия разных субъектов образовательного процесса в управлении школьной жизнью (общая справка).
4. Зафиксированные факты наличия данных форм.
5. Общие сведения о проводимых учреждением социологических опросах, анкетировании; тематика интервьюирования, планы (программы) проведения дней открытых дверей и прочее.
6. Критерий "отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся"
Содержание критерия.
Состояние здоровья учеников - ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие в программе развития учреждения целей и разделов, содержащих меры по поддержанию и улучшению здоровья школьников (максимально - 1 балл).
2. Статистика заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса (простудные заболевания, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса; школьная дезадаптация и др.) (максимально - 2 балла, в том числе: понижение показателей - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
3. Мониторинг состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет (максимально - 2 балла, в том числе: положительная динамика - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
4. Мониторинг распределения учащихся по медицинским группам здоровья школьников (максимально - 2 балла, в том числе: положительная динамика - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
5. Планирование и выполнение мероприятий по профилактике наркомании, пьянства, табакокурения и т.п. (максимально - 2 балла, в том числе: системные мероприятия - 2 балла, разовые мероприятия - 1 балл).
6. Наличие в школе оздоровительного центра, групп индивидуальной физической подготовки (максимально - 1 балл).
Примечание: для показателей 2, 3, 4 исключением могут являться ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по независящим от школы причинам, например, в результате прибытия большого количества новых учащихся, имеющих проблемы со здоровьем.
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Программа развития школы (соответствующий раздел).
2 - 4. Статистические данные.
5. Перечень и план-график мероприятий.
6. Сведения общего характера.
7. Критерий "позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению"
Содержание критерия.
Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в учреждении:
- качества обучения (по предметам и ступеням обучения);
- степени подготовленности выпускников учреждения к поступлению в престижные вузы;
- качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров;
- отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников и комфортности психологического климата в учреждении;
- уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в учреждении для здоровья ребенка;
- наличия условий для дополнительного образования;
- организации питания.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие в программе развития разделов, посвященных работе с родителями и общественностью (максимально - 1 балл).
2. Проведение специально организованных учреждением исследований по изучению удовлетворенности родителей состоянием образовательного процесса (максимально - 1 балл).
3. Результаты мониторинговых исследований удовлетворенности родителей состоянием образовательного процесса (максимально - 3 балла, в том числе: удовлетворены состоянием образовательного процесса более 70% - 3 балла, 70 - 50% - 2 балла, 49 - 30% - 1 балл).
4. Системность связей учреждения с родителями, выпускниками, местным сообществом (максимально - 2 балла, в том числе: системные связи - 2 балла, единичные мероприятия - 1 балл).
5. Публикации в СМИ, деятельность родителей и выпускников по пропаганде и рекламе деятельности учреждения (максимально - 1 балл).
6. Социальная активность учреждения (например, выступает в роли культурно-образовательного центра местного сообщества) (максимально - 1 балл).
7. Наличие благодарностей в адрес администрации, педагогов учреждения (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Программа развития (соответствующий раздел).
2. Общие сведения о проводимых исследованиях: время проведения, цель, охват участников.
3. Результаты исследований.
4. Планы работы или перечень мероприятий (с указанием сроков проведения).
5. Ксерокопии публикаций, зафиксированные факты деятельности родителей и выпускников по данной проблеме.
6. Общая справка, возможные подтверждающие документы.
7. Ксерокопии материалов.
8. Критерий "обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса"
Содержание критерия.
Под безопасностью предлагается понимать общую совокупность безопасных для жизни и здоровья участников образовательного процесса условий в учреждении и усилия учреждения по формированию культуры безопасности в образовательной среде и социуме.
Показатели и способы оценивания:
1. Нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства (максимально - 1 балл).
2. Данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в учреждении (общее количество и динамика (за последние три года) травматизма детей во время пребывания в учреждении; общее количество и динамика пищевых отравлений детей в школьных столовых и др.) (максимально - 2 балла, в том числе: отсутствие случаев - 2 балла, снижение показателей - 1 балл).
3. Общее количество и динамика чрезвычайных ситуаций за последние три года (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения - отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения) (максимально - 2 балла, в том числе: отсутствие случаев - 2 балла, снижение показателей - 1 балл).
4. Количество вынесенных предписаний со стороны органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, прокуратуры, инспекции по охране труда и других (за последние 3 года) (максимально - 1 балл при снижении показателей или объема предписаний).
5. Материально-техническое обеспечение безопасных условий в образовательной среде (наличие автоматической пожарной сигнализации, форм антитеррористической защищённости, наличие необходимой документации по организации действий в случае чрезвычайных ситуаций различного характера и проч.) (максимально - 1 балл при соответствии установленным требованиям и положительной динамике изменения условий безопасности).
6. Наличие в учреждении медицинского кабинета, имеющего лицензию на право осуществления медицинской деятельности, доступность медицинской помощи в образовательном учреждении (максимально - 1 балл).
7. Обеспечение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (максимально - 1 балл): кадровое (0,5 балла), материально-техническое (0,5 балла).
8. Проведение практических мероприятий, формирующих способности учащихся и педагогов к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Перечень локальных нормативно-правовых документов по вопросам безопасности образовательного пространства (приказы, инструкции, планы и проч.).
2 - 4. Статистические сведения.
5. Общие справки.
6. Копия лицензии и общая справка.
7. Общая справка.
8. Перечень (планы) мероприятий.
9. Критерий "участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах"
Содержание критерия.
Рассматриваются все виды конкурсной активности (конкурсы, гранты, фестивали, смотры, соревнования и др.), которые могут реализоваться в учреждении, поскольку именно в совокупности они подтверждают важнейшие результаты инновационной деятельности - повышение качества образования, рост профессионального мастерства педагогов, организационное развитие учреждения, формирование лидерских качеств у учащихся и педагогов.
Показатели и способы оценивания:
1. Динамика количества участия в конкурсах разных видов и уровней учащихся учреждения (в % от общего числа) (максимально - 2 балла, в том числе: при положительной динамике - 2 балла, при стабильных показателях - 1 балл).
2. Динамика количества участия в конкурсах разных видов и уровней педагогов учреждения (в % от общего числа) (максимально - 2 балла, в том числе: при положительной динамике - 2 балла, при стабильных показателях - 1 балл).
3. Участие учреждения в конкурсах разных видов и уровней (максимально - 2 балла, в том числе: участие - 1 балл, победа в конкурсе - 2 балла).
4. Наличие учащихся - победителей разных видов конкурсов (максимально - 2 балла):
а) муниципального и регионального уровней (1 балл);
б) федерального и международного уровней (2 балла).
5. Наличие педагогов - победителей разных видов конкурсов (максимально - 2 балла):
а) муниципального и регионального уровней (1 балл);
б) федерального и международного уровней (2 балла).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
статистические сведения, зафиксированные факты участия в соответствующих мероприятиях, ксерокопии удостоверений, дипломов, свидетельств и прочее.
10. Критерий "создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования"
Содержание критерия.
Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями полнокомпонентного образовательного процесса в учреждении, обеспечивающего личностное развитие обучающихся. При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие предлагаемых образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам школьников, их половозрастным особенностям.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие программы развития дополнительного образования как структурного компонента общей программы развития учреждения (максимально - 1 балл).
2. Количество учащихся (в % от общего числа), занимающихся в предметных и спортивных секциях, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных объединений, как в школе, так и вне ее (в динамике за 3 года) (максимально - 2 балла, в том числе: 2 балла - при положительной динамике, 1 балл - при стабильных показателях).
3. Количество форм (программ) дополнительного образования детей
(в динамике за 3 года) (максимально - 2 балла, в том числе: 2 балла - при положительной динамике, 1 балл - при стабильных показателях).
4. Кадровое обеспечение дополнительных образовательных услуг (максимально - 2 балла, в том числе: полное - 2 балла, частичное - 1 балл).
5. Разнообразие форм дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой (максимально - 1 балл).
6. Учет в развитии форм дополнительного образования регионального компонента содержания образования, их социальной значимости (максимально - 2 балла, в том числе по 1 баллу за каждую позицию).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Программа развития школы (соответствующий раздел).
2. Статистические данные.
3, 5, 6. Перечень форм дополнительного образования (по годам за последние 3 года).
4. Общая справка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.