Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Описание целей и задач территориального планирования
Главной целью территориального планирования Ивановской области является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти. Территориальное планирование области - планирование развития её территории, включая установление функциональных зон, определение зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд Ивановской области, зон с особыми условиями использования территорий. Конкретные задачи территориального планирования вытекают из определения его назначения в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункт 1 статьи 9): "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".
Схема территориального планирования Ивановской области является важной частью стратегического управления развитием области наряду с проектом Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г.
В то же время Схема и документы территориального планирования других уровней (федерального и муниципального) в отношении её территории учитывают стратегические направления социально-экономического развития области и одновременно являются определённым этапом в достижении поставленных в этих документах задач.
Одновременно Схема является важным условием реализации Программного блока системы управления. С её учётом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы областного уровня и аналогичные программы на муниципальном уровне.
В проекте Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г. из рассмотренных трёх сценариев возможного развития (либеральный, интенсивный (опережающий) и консервативный) рекомендуется как основной - сценарий интенсивного социально-экономического развития, по которому обеспечивается развитие социально-экономического комплекса и повышается роль и значение региона в достижении федеральных целей.
Основные стратегические направления развития Ивановской области связаны с задачами повышения уровня и качества жизни населения и обеспечения высоких темпов и устойчивого развития экономики.
Определённые проектом Стратегии задачи полностью отвечают целям и задачам схемы территориального планирования Ивановской области. Проектные предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации планируемых мероприятий органами управления области через градостроительную, земельную, инвестиционную, экономическую политику.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предполагает взаимную увязку мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. В частности, определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предполагается их размещение.
В Схеме в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации обосновываются предложения по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменению границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе, а также даются основные направления возможного изменения границ и предложения по преобразованию муниципальных образований. Эти предложения имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, предоставлении земельных участков.
Принципы устойчивого развития территории тесно связаны с задачами обеспечения экологического равновесия природно-ландшафтных комплексов. Для этого в Схеме анализируется техногенное воздействие на окружающую среду, изучается развитие особо охраняемых природных территорий и обосновывается необходимость сохранения существующих природоохранных территорий и организации ООПТ лечебно-оздоровительного назначения для действующих санаториев им. Станко и "Решма", а также резервирования экологически ценных территорий для рекреационного использования на расчётный срок.
Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе имеет целью рациональное использование ценных сельскохозяйственных земель. В порядке реализации нового Лесного кодекса Российской Федерации входившие в земли сельскохозяйственного назначения сельские леса передаются в лесной фонд, в результате площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшится. В то же время десятки тысяч земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не используются для сельского хозяйства (зелёные площадки). Ивановская область обладает огромным потенциалом неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, которые необходимо использовать для развития эффективного аграрного бизнеса.
В Схеме также выделяются участки ценных, особо продуктивных сельскохозяйственных земель, не подлежащих переводу в другие категории.
Важной задачей территориального планирования является установление и изменение в установленном законом порядке границ муниципальных образований. В перспективном периоде неизбежно произойдут изменения границ и статуса муниципальных образований, связанные с изменением характера использования территории, системы расселения, развития транспортной инфраструктуры, диверсификацией экономической базы населённых мест, развитием новых видов экономической деятельности. В связи с этим в Схеме проанализированы возможные направления таких изменений.
Необходимость учёта множества факторов, влияющих на развитие территории, вызывает необходимость анализа её комплексного развития и выявления ограничений по её использованию.
По Градостроительному кодексу Российской Федерации оценка комплексного развития территории тесно связана с задачами размещения объектов капитального строительства регионального значения и определением территорий, благоприятных для капитального строительства.
Целью комплексного развития является взаимоувязанное развитие отраслей специализации и объектов капитального строительства регионального, федерального и местного значения, предотвращение возможных конфликтов, связанных с использованием территории. Оценка комплексного развития отражает уровень увязки региональных интересов с федеральными задачами и иными интересами по использованию территории и определяет предпосылки для решения частных задач территориального планирования.
Целями и задачами комплексного развития территории области являются:
- развитие производительных сил на основе сбалансированного учета социальных, экологических и экономических факторов;
- формирование единого хозяйственного комплекса на основе взаимоувязанного развития ведущих и вспомогательных отраслей федеральной специализации, отраслей регионального значения, транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;
- взаимная увязка интересов промышленного освоения, сельскохозяйственной и природоохранной деятельности для обеспечения устойчивого развития территории.
Важной задачей территориального планирования области является выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений территориального планирования. Ограничения комплексного развития территории Ивановской области включают: зоны с особыми условиями использования территории (охранные зоны: объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, гидрометеорологических станций, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов и др.). Зоны с особыми условиями использования территории подразделяются на зоны природоохранного назначения, охранные зоны техногенных объектов и объектов культурного наследия.
При обосновании состава ограничений устанавливаются факторы и границы территорий возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом мероприятия по защите территории, а также инженерной подготовке должны разрабатываться в градостроительной документации по планировке территорий.
Важной обосновывающей схемой в составе Схемы является функциональное зонирование, которое разрабатывается с учетом сложившейся хозяйственной специализации территории, задач комплексного использования природно-ресурсного потенциала, сохранения окружающей среды и рационального природопользования.
Необходимым условием комплексности и устойчивости социального и экономического развития территории является её инфраструктурная обеспеченность. Поэтому одна из важнейших задач Схемы - определение направлений развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур регионального значения на основе оценки сложившегося уровня их развития и выделение границ зон размещения объектов капитального строительства регионального значения. При этом все объекты условно подразделяются на линейные, площадные и точечные.
Для выявления зон размещения объектов капитального строительства необходимо провести укрупненную оценку территории по степени благоприятности для капитального строительства, учесть наличие ограничений, изучить специфику природных условий, оценить инфраструктурную обеспеченность территории, её градостроительную освоенность и особенности современного хозяйственного использования территории.
Оценка благоприятности территории для капитального строительства проведена по комплексу имеющихся ограничений и по инфраструктурной обеспеченности территории.
При этом учтены особенности природно-климатических, инженерно-геологических, экологических и ландшафтных условий, наличие зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель и ландшафтов, объектов культурного наследия, обеспечение условий безопасности жизнедеятельности населения.
Основные направления развития территории определяются с учетом взаимной увязки федеральных, региональных и местных интересов, а также задач рационального использования богатого природного, минерально-сырьевого, сельскохозяйственного, историко-культурного потенциалов, сбалансированного природопользования и сохранения экологического равновесия среды жизнедеятельности и др.
Работы по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию должны быть использованы при разработке проектно-сметной документации объектов капитального строительства. Практическим результатом Схемы является план ее реализации, в котором устанавливаются сроки подготовки документации по планировке территорий зон размещения объектов капитального строительства регионального значения, сроки разработки проектной документации и сроки строительства объектов.
В комплексных программах социально-экономического развития, схемах развития отраслей народного хозяйства, схемах развития и размещения производительных сил обосновываются приоритетные направления инвестиционной политики, а также перечень рекомендуемых к строительству объектов.
На основании этих предложений в Схеме определяются зоны их размещения, а в последующей градостроительной и архитектурно-строительной документации устанавливаются градостроительные и архитектурные параметры планируемых объектов.
Таким образом, Схема становится важным промежуточным звеном в обосновании и реализации инвестиционных программ и проектов.
План реализации Схемы (включая мониторинг её реализации) является важным условием реализации Программного блока системы управления. С её учётом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы областного уровня и аналогичные программы на муниципальном уровне. В разрабатываемый в составе настоящего этапа План реализации включаются объекты капитального строительства I очереди.
План реализации Схемы (включая мониторинг её реализации) является также важной частью системы стратегического управления - мониторинга реализации всего комплекса стратегических документов, особенно в области разработки и реализации инвестиционной политики.
Высокие темпы роста экономики будут поддерживаться за счет развития приоритетных отраслевых комплексов Ивановской области с ярко выраженным мультипликативным экономическим и социальным эффектом, высокой долей добавленной стоимости, значительным потенциалом роста. При этом максимизация мультипликативного эффекта и темпов развития будет достигаться при государственной поддержке "точек роста". Основными критериями определения "точек роста" являются: социальная значимость отраслей, роль в экономике области, потенциал роста на фоне имеющихся ресурсов. Определяющее значение имеют при этом: численность населения и сложившаяся ведущая специализация населённого пункта, положение и организационная роль в системе расселения, транспортное положение и доступность и др.
Среди других аспектов комплексного социально-экономического развития области мероприятия по территориальному планированию могут внести наибольший вклад в разработку и реализацию инвестиционной политики.
В краткосрочной перспективе реализация конкретных инвестиционных проектов в приоритетных для области отраслях тесно связана с Планом реализации Схемы территориального планирования.
Для разработки инвестиционной политики на средне- и долгосрочную перспективу помимо критериев экономической эффективности инвестиционных проектов важное значение имеют требования устойчивого развития территории, выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных её частей, учёт всех интересов (федеральных, региональных, местных). Учёту этих требований будут способствовать обоснованные в настоящей Схеме комплексная оценка территории для целей капитального строительства, функциональное зонирование территории, предложения по формированию систем расселения, экологического каркаса территории, зон и точек активизации хозяйственной и градостроительной деятельности, системы ограничений по использованию территории.
Комплекс этих обоснований позволяет сформировать информационную базу градостроительной деятельности для определения приоритетных зон инвестиционной деятельности, определения комплекса инфраструктурных и других условий и требований, влияющих на отбор инвестиционных проектов и определение условий их реализации.
Всё перечисленное будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Ивановской области, а также максимально эффективной и быстрой реализации инвестиционных проектов для решения задач комплексного развития области. В частности, большой экономический эффект может быть получен путём эффективной территориальной организации размещения производства через формирование комплексных производственных зон в районах крупных городов.
Роль территориального планирования в реализации инвестиционно-строительной политики не ограничивается разработкой и реализацией инвестиционной политики. Обоснованные в настоящей Схеме изменения границ земель сельскохозяйственного назначения, а также границ особо охраняемых природных территорий имеют большое значение для развития сельского и лесного хозяйства, обеспечения экологического равновесия и в целом для устойчивого развития территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.