Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 26 ноября 2008 г. N 318-п
Администратор программы:
Департамент экономического развития и
торговли Ивановской области
Сроки реализации программы:
2009 - 2013 годы
Долгосрочная целевая программа Ивановской области
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы"
1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы"
Наименование ДЦП |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы" (далее - ДЦП, программа) |
Срок реализации ДЦП |
1 января 2009 года - 31 декабря 2013 года |
Администратор ДЦП |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие мероприятия ДЦП |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области (далее - ДЭРТ) Департамент управления имуществом Ивановской области (далее - ДУИ) |
Цель ДЦП |
Приближение к показателям среднего достигнутого в 2008 году уровня развития малого и среднего предпринимательства по Российской Федерации и расширение социальной основы формирования среднего класса в Ивановской области |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП |
К концу 2013 года предполагается увеличить: - количество малых предприятий на 1000 человек населения до 7 единиц; - оборот по малым и средним предприятиям - на 41,0 - 51,0 процентов (в действующих ценах); - долю среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций до 19,9 процентов; - долю продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 21,0 процента; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и желающих создать собственное дело граждан, получивших консультационную поддержку, - до 350 субъектов в год; - объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области - на 22,0 - 28,0 процентов (в действующих ценах) |
Задачи ДЦП |
- Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ИП СМСП); - имущественная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП; - консультационная и информационная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП; - поддержка СМСП в области подготовки и повышения квалификации кадров; - поддержка СМСП в области инноваций и промышленного производства; - поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) |
Общий объем бюджетных инвестиций - 400,3 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 83,3 млн. рублей; 2010 год - 66,6 млн. рублей; 2011 год - 66,6 млн. рублей; 2012 год - 85,8 млн. рублей; 2013 год - 98,0 млн. рублей.
Средства областного бюджета - 120,3 млн. рублей, в том числе: - 2009 год - 25,0 млн. рублей; - 2010 год - 20,0 млн. рублей; - 2011 год - 20,0 млн. рублей; - 2012 год - 25,8 млн. рублей; - 2013 год - 29,5 млн. рублей.
Средства федерального бюджета * - 280,0 млн. рублей, в том числе: - 2009 год - 58,3 млн. рублей; - 2010 год - 46,6 млн. рублей; - 2011 год - 46,6 млн. рублей; - 2012 год - 60,0 млн. рублей; - 2013 год - 68,5 млн. рублей. |
* Средства федерального бюджета выделяются в порядке, утвержденном федеральным законодательством.
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства в связи с введением в действие с 01.01.2008 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Малое и среднее предпринимательство - с одной стороны, специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации). Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Ивановской области, финансовых возможностей.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Ивановской области за 2005-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 1. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований на областном уровне с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют получить точные и исчерпывающие сведения о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Таблица 1
N |
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год оценка |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (тыс. единиц) |
29,9 |
31,2 |
31,6 |
32,3 |
33,5 |
34,7 |
35,9 |
36,5 |
37,0 |
2 |
Число малых и средних предприятий (тыс. единиц) |
3,8 |
4,9 |
5,1 |
5,3 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
6,3 |
3 |
Численность индивидуальных предпринимателей (тыс. чел.) |
26,1 |
26,3 |
26,5 |
27,0 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
31,0 |
32,0 |
4 |
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве (тыс. чел.) |
106,2 |
125,0 |
126,5 |
127,0 |
128,0 |
129,0 |
130,0 |
132,0 |
135,0 |
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в Ивановской области, свидетельствуют о позитивных тенденциях в ее развитии.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2005-2007 годов в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (около 45%). Вторыми по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации транспорта и связи (более 20%). Предприятия обрабатывающего производства составляют около 18%, строительные организации - около 9%.
Положительные тенденции отмечены в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства: введение единого налога на вмененный доход заменило для малого бизнеса ведение учета по наиболее сложным для уплаты предпринимателями налогам.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в Ивановской области, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов; фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и властей по защите экономических прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы" решает социально-экономическую проблему повышения роли малого и среднего предпринимательства в структуре экономики Ивановской области.
В процессе реализации данной программы предполагается увеличение доли малого и среднего предпринимательства в базовых социально-экономических показателях Ивановской области.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
Решение вопросов, обозначенных в программе, будет способствовать приближению хозяйственной практики к лучшим мировым образцам организации и ведения малого и среднего предпринимательства. В качестве ориентиров может быть использован опыт государственно-частного партнерства в двух мировых мегазонах, культивирующих развитие малого бизнеса (Силикон Вэлью, Кремниевая долина, США, а также Северо-восточные провинции Италии: Венеция, Фриули-Джулия, Трентино-Альто-Адидже) в сферах организации предпринимательства, подготовки кадров, системы менеджмента качества, сети бизнес-инкубаторов, пром- и технопарков. В основе успеха - симбиоз реального бизнеса, образовательных и государственных структур.
Именно благодаря такой основе и достигаются наивысшие в мире показатели в сфере развития малого предпринимательства. Причем предпринимательства, ориентированного на инновационные технологии, на НИОКР и их скорейшее внедрение в реальную хозяйственную практику. Учебные и даже научные организации получают импульсы от рынка потребления своих услуг, а бизнес получает максимально востребованный товар: технологии и их носителей - разработчиков, внедренцев, инженеров, техников, рабочих, т.е. всех специалистов высочайшего уровня, знающих конкретные технологии, умеющих их реализовать в производственном процессе и ориентированных на современные потребительские запросы.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации программы
3.1. Цель программы
Приближение к показателям среднего достигнутого в 2008 году уровня развития малого и среднего предпринимательства по Российской Федерации и расширение социальной основы формирования среднего класса в Ивановской области.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации программы
Количество малых предприятий на 1000 человек населения в Ивановской области по состоянию на 1 января 2008 года составляет около 5 единиц - 39 место в РФ и 9 место в ЦФО (в РФ - 7 единиц, в ЦФО - 9 единиц).
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работающих в Ивановской области на 1 января 2008 года составляет 14,0% - 27 место в РФ и 6 место в ЦФО (в РФ - 16,6%, в ЦФО - 19,7%).
Таблица 2
N |
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество малых предприятий на 1000 человек населения (единиц) |
3,0 |
3,5 |
4,7 |
5,0 |
5,3 |
5,8 |
6,2 |
6,6 |
7,0 |
2 |
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (%) |
12,5 |
13,8 |
14,0 |
14,3 |
14,5 |
14,8 |
15,0 |
15,8 |
16,6 |
3 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта (%) |
10,8 |
13,1 |
15,0 |
16,0 |
17,2 |
18,4 |
19,0 |
20,0 |
21,0 |
4 |
Количество СМСП и желающих создать собственное дело граждан, получивших консультационную поддержку (в год) (ед.) |
* |
* |
160 |
250 |
265 |
280 |
300 |
320 |
350 |
* В 2005 - 2006 гг. официальной регистрации обращений СМСП и желающих создать собственное дело граждан не велось.
Главный результат - обеспечение позитивной динамики развития малого и среднего предпринимательства в регионе и выход на уровень показателей не ниже среднего по Российской Федерации, включая налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, создание и сохранение рабочих мест, расширение социального слоя - представителей среднего класса как опоры независимого, демократического развития общества.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение программы
4.1. Задачи программы
N |
Задача |
Год, к которому задача должна быть решена |
1 |
Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
2013 |
2 |
Имущественная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
2013 |
3 |
Консультационная и информационная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
2013 |
4 |
Поддержка СМСП в области подготовки и повышения квалификации кадров |
2013 |
5 |
Поддержка СМСП в области инноваций и промышленного производства |
2013 |
6 |
Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность |
2013 |
4.2. Мероприятия программы
N |
Наименование задачи, мероприятия |
Ответственный главный распорядитель средств областного бюджета |
Источник финансирования |
Объем бюджетных ассигнований, млн. рублей |
|||||
всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1.
|
Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
|
Областной бюджет |
89,6 |
10,0 |
9,5 |
19,5 |
23,5 |
27,1 |
Федеральный бюджет* |
208,6 |
23,3 |
22,1 |
45,4 |
54,7 |
63,1 |
|||
1.1
|
Субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам СМСП для осуществления приоритетных видов деятельности |
ДЭРТ |
Областной бюджет |
76,0 |
10,0 |
9,5 |
19,5 |
17,0 |
20,0 |
Федеральный бюджет* |
177,0 |
23,3 |
22,1 |
45,4 |
39,6 |
46,6 |
|||
1.2
|
Субсидирование части затрат СМСП на оплату услуг по землеустроительным работам, по подключению к энергетическим ресурсам (электроэнергия, газ, вода) |
ДЭРТ |
Областной бюджет |
4,0 |
- |
- |
- |
2,0 |
2,0 |
Федеральный бюджет* |
9,2 |
- |
- |
- |
4,6 |
4,6 |
|||
1.3
|
Субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам лизинговыми компаниями, являющимися СМСП и оказывающими поддержку в виде финансовой аренды (лизинга) |
ДЭРТ |
Областной бюджет |
9,6 |
- |
- |
- |
4,5 |
5,1 |
Федеральный бюджет* |
22,4 |
- |
- |
- |
10,5 |
11,9 |
|||
2
|
Имущественная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
|
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Федеральный бюджет* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2.1
|
Определение перечня имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП |
ДУИ |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Федеральный бюджет* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3
|
Консультационная и информационная поддержка СМСП и организаций, образующих ИП СМСП |
|
Областной бюджет |
24,5 |
14,5 |
10,0 |
- |
- |
- |
Федеральный бюджет* |
57,1 |
33,8 |
23.3 |
- |
- |
- |
|||
3.1
|
Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубатора), обеспечивающего условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки |
ДУИ ДЭРТ |
Областной бюджет |
24,5 |
14,5 |
10,0 |
- |
- |
- |
Федеральный бюджет* |
57,1 |
33,8 |
23.3 |
- |
- |
- |
|||
3.1.1. |
Передача здания по адресу: г. Иваново, |
ДУИ ДЭРТ |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1.2 |
Проведение технического обследования здания по адресу: г. Иваново, ул. Молодых рабочих, 1 литер В в целях определения возможности его дальнейшего использования в качестве бизнес-инкубатора |
ДЭРТ |
Областной бюджет |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
3.1.3 |
Подготовка проектно-сметной документации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.