Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 21 ноября 2008 г. N 300-п
Администратор долгосрочной целевой программы
Ивановской области "Развитие туризма
в Ивановской области на 2009-2011 годы":
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области
Сроки реализации программы:
2009-2011 годы
Долгосрочная целевая программа Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2011 годы"
1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2011"
Наименование ДЦП* |
Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2011 годы |
Срок реализации ДЦП |
3 года |
Администратор ДЦП |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие ДЦП |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области Департамент общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области |
Цель ДЦП |
Развитие туризма Ивановского региона как области экономической специализации |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Целевые индикаторы: увеличение туристского потока ежегодно на 15-20 процентов; создание дополнительных рабочих мест, порядка 2500; увеличение ежегодных доходов бюджетов; увеличение потока инвестиций. Ожидаемые результаты реализации ДЦП: становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области; удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги; сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Ивановской области; развитие инфраструктуры туризма в Ивановской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма; создание новых рабочих мест на рынке труда, более 2500; увеличение наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма и смежных с ней отраслей; Увеличение туристского потока ежегодно на 15-20%. |
Задачи ДЦП |
Создание центра рекреационного туризма в Плесе. Создание центра туризма в Южском районе. Создание центра туризма в Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры. Проведение PR-кампании Ивановской области как места туристического отдыха. |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) |
Общий объем бюджетных ассигнований по годам: 286602 тыс.руб. 2009 г. - 54582 тыс.руб. 2010 г. - 147775 тыс.руб. 2011 г. - 84245 тыс.руб. Итого 286602 тыс.руб. |
* ДЦП - здесь и далее по тексту - долгосрочная целевая программа Ивановской области.
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Низкий уровень эффективности экономики Ивановской области, отставание уровня экономического развития от других регионов Российской Федерации.
Основные показатели социально-экономического развития, 2007 год
"Основные показатели социально-экономического развития, 2007 год"
Развитие отраслей экономики на территории Ивановской области определяется исторически сложившейся структурой производства, в которой с давнего времени доминировали отрасли легкой промышленности, в первую очередь, текстильной. Именно они в наибольшей степени пострадали от масштабных перемен 90-х годов.
Как следствие, даже в настоящее время параметры развития Ивановской области намного ниже среднероссийских. При этом анализ ее социально-экономического положения, а также оценка возможностей его качественного улучшения показывает, что при сохранении сложившихся тенденций и структуры экономики область не имеет перспективы. Нужны принципиальные изменения.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Ивановскую область и приток денежных поступлений в бюджет, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Существует серьезный мультипликативный экономический эффект, связанный с тем, что и гости из-за рубежа, и наши сограждане активно путешествуют по родной стране, создают дополнительные рабочие места. Они передвигаются транспортом, питаются в ресторанах, посещают музеи, покупают сувениры, и все это дает ощутимый дополнительный доход.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4% и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. Успехи многих стран в развитии туризма связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
3.1. Цель ДЦП
Развитие туризма Ивановского региона как области экономической специализации.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
N |
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
Увеличение туристских потоков |
15% |
15% |
20% |
2 |
Увеличение числа рабочих мест |
750 |
750 |
1000 |
3 |
Увеличение ежегодных доходов бюджетов всех уровней (в % к предыдущему году) |
12% |
15% |
22% |
4 |
Привлечение инвестиций (млн.руб.) |
800 |
1000 |
1250 |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП
Становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области.
Удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги.
Сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Ивановской области.
Развитие инфраструктуры туризма в Ивановской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма.
Увеличение наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма и смежных с ней отраслей.
Увеличение туристского потока ежегодно на 15-20%.
Появление центров интенсивного экономического развития.
Развитие туризма имеет мультипликативный экономический эффект, что дает возможность для развития других отраслей экономики и ощутимый дополнительный доход.
По окончании действия ДЦП указанные результаты сохранятся, туризм будет продолжать развиваться под действием инерционного эффекта.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение ДЦП
4.1. Задачи ДЦП
N |
Задача |
Год, к которому задача должна быть решена |
1 |
Создание центра рекреационного туризма в Плесе |
2011 |
2 |
Создание центра туризма в Южском районе |
2011 |
3 |
Создание центра туризма в Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры |
2011 |
4 |
Проведение PR-кампании Ивановской области как места туристического отдыха |
2011 |
4.2. Мероприятия ДЦП
4.3. Бюджетные ассигнования на реализацию ДЦП
N |
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Итого |
1. |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП |
54582 |
147775 |
84242 |
286602 |
1.1. |
- собственные средства областного бюджета |
54582 |
147775 |
84242 |
286602 |
1.2. |
- субсидии из федерального бюджета |
|
|
|
|
5. Условия предоставления и методика распределения субсидий для местных бюджетов на реализацию аналогичных ДЦП за счет местных бюджетов
5.1. Условия предоставления субсидий
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении муниципальными образованиями/городскими округами полномочий по реализации мероприятий ДЦП.
Получателями субсидий являются муниципальные образования и городские округа, утвердившие долгосрочную целевую программу, соответствующую мероприятиям ДЦП "Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2011 годы".
Критерии соответствия:
1. Городские округа и муниципальные районы.
2. Наличие у городских округов/муниципальных образований ДЦП по развитию туризма.
3. Соответствие ДЦП городского округа/муниципального образования региональной ДЦП.
4. Софинансирование со стороны городских округов/муниципальных образований не менее 10%.
5. Финансовая обоснованность мероприятий ДЦП городского округа/муниципального образования.
Минимальный уровень софинансирования:
10% - городской округ/муниципальное образование.
5.2. Методика расчета субсидий
Пропорционально плановому объему софинансирования, заявленному в ДЦП муниципальных образований/городских округов.
Общий объем финансирования ДЦП на период 2009-2011 гг. из средств областного бюджета составляет 286 602 тыс.руб. Софинансирование со стороны городских округов/муниципальных образований не менее 10% (31 844,7 тыс.руб.), в том числе :
- из средств областного бюджета: 2009 г. - 54582 тыс.руб.
2010 г. - 147775 тыс.руб.
2011 г. - 84 245 тыс.руб.;
- из бюджетов городских округов/муниципальных образований:
2009 г. - 6064,7 тыс.руб.
2010 г. - 16419,4 тыс.руб.
2011 г. - 9360,6 тыс.руб.
В случае если в отчетном финансовом году городским округом/муниципальным образованием не достигнуты целевые показатели эффективности использования субсидий или отклонение составит более 50%, объем субсидий, предусмотренный бюджетом Ивановской области на следующий за отчетным финансовый год, может быть сокращен. Высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между другими участниками ДЦП.
Решения о сокращении объема субсидии городскому округу/муниципальному образованию не принимаются в случае, если условия предоставления субсидий были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход бюджета Ивановской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде
6.1. Инициативы федеральных органов государственной власти
Не планируется.
6.2. Действия органов местного самоуправления
Улучшение транспортной и коммунальной инфраструктуры (реконструкция дорог, тротуаров, очистных сооружений, канализаций и т.д.).
Развитие туристской инфраструктуры (реконструкция парков, скверов, памятников, установка указателей и т.д.).
Ремонт крыш и фасадов зданий.
Проведение ежегодных городских праздников, ярмарок и фестивалей.
Разработка и продвижение турпродуктов (разработка маршрутов, рекламно-издательская деятельность и т.д.).
Правительство Ивановской области контролирует:
своевременность и полноту обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий ДЦП;
проведение проверок хода реализации ДЦП, эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на мероприятия ДЦП;
подготовку с участием ответственных исполнителей отчета о реализации ДЦП.
6.3. Инициативы иных субъектов и организаций
Привлечение частных инвесторов обеспечит:
строительство средств размещения;
строительство мест общественного питания;
строительство торговых и деловых центров.
Ивановская область является привлекательной для инвесторов. В настоящее время ведутся переговоры с влиятельными субъектами туриндустрии (ВАО "Интурист", "Святая Русь" и др.), заинтересованными в участии в развитии туризма Ивановской области по средствам инвестиций. Для обоюдного консенсуса необходим ряд действий со стороны Правительства области: подведение коммуникаций (газ, вода, канализация) и ремонт дорог.
Наличие современной туристской инфраструктуры будет способствовать развитию туризма в Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.