Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Кинешемской городской Думы
от 24 декабря 2008 г. N 57/552
Программа
"Содействие занятости населения
городского округа Кинешма на 2009-2011 годы"
21 апреля 2010 г., 27 апреля 2011 г.
Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от 27 апреля 2011 г. N 22/195 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
"Содействие занятости населения
городского округа Кинешма на 2009 - 2011 годы"
Введение
Программа содействия занятости населения городского округа Кинешма на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством и направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
Подготовка Программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда, прогноза социально-экономического развития городского округа Кинешма.
Программа обеспечивает преемственность Программы "Содействия занятости населения ГУ ЦЗН городского округа Кинешма на 2006 - 2008 годы", утвержденной Кинешемской городской Думой третьего созыва (решение Кинешемской городской Думой третьего созыва от 1 декабря 2005 г. N78/459).
Основные положения Программы определены исходя из:
- Федерального Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 18.10.2007);
- прогноза социально-экономического развития городского округа Кинешма на 2009-2011 годы;
- Административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации;
Программа определяет приоритеты государственной политики занятости населения на 2009-2011 годы.
В 2009 - 2011 годах основными принципами планирования расходов на реализацию задач в области обеспечения защиты населения от безработицы и содействия трудоустройству являются повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для их получателей и ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения городского округа Кинешма.
В Программе определены ключевые проблемы и мероприятия содействия занятости населения города на 2009 - 2011 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться из областного бюджета за счет субвенции из федерального фонда компенсаций, бюджета городского округа Кинешма, средств работодателей и иных источников.
Социальный эффект Программы проявится в предоставлении гражданам дополнительных возможностей по реализации своего профессионального потенциала, получении достойного вознаграждения за свой труд, в уменьшении уровня структурной безработицы, и как следствие, снижении социальной напряженности и уровня бедности на территории городского округа Кинешма.
1. Анализ ситуации на рынке труда
В последние годы в городском округе Кинешма в социально-экономическом развитии происходят следующие изменения.
Отмечается рост объёмов промышленного производства, в том числе по виду деятельности "строительство".
Растет размер средней заработной платы и реальные денежные доходы населения, что ведет к повышению потребительского спроса и росту розничного товарооборота.
Предприятия и организации города получают положительные финансовые результаты.
В январе-декабре 2007 года (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года):
- индекс промышленного производства составил 104,5%;
- объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", увеличился на 33,6%;
- оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) увеличился на 20,2%;
- среднемесячная заработная плата увеличилась на 31,8 %;
- реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 12,3 %:
- предприятиями и организациями получена прибыль 134,3 млн. рублей.
Динамика основных экономических и социальных показателей
развития городского округа Кинешма
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
оценка 2008 года |
Индекс промышленного производства (% к предыдущему году) |
110,3 |
104,5 |
97,5 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" (% к предыдущему году в сопоставимых ценах) |
102,2 |
133,6 |
107,3 |
Оборот розничной торговли (% к предыдущему году) |
144,9 |
120,2 |
110,2 |
Прибыль предприятий и организаций, млн. рублей |
119,8 |
134,3 |
150,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (% к предыдущему году в сопоставимых ценах) |
135,8 |
90,8 |
102,3 |
Средняя заработная плата (в % к предыдущему году) |
119,0 |
131,8 |
128,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к предыдущему году) |
116,5 |
112,3 |
109,8 |
Отмечаются положительные изменения количественных и качественных показателей в сфере занятости населения.
В 2007 году по сравнению с 2005 годом:
- выросла на 3,2 тыс. человек численность населения, занятого трудовой деятельностью и учебой, и составила 46,2 тыс. человек. Уровень занятости населения трудоспособного возраста увеличился с 77,4% в 2005 году до 83,4% в 2007 году. Более 80% заняты в экономике города.
- стабилизировались масштабы общей безработицы: количество безработных по методологии МОТ снизилось на 790 человек или на 17,4 процента, а уровень общей безработицы - с 8,2% до 6,8% от численности трудоспособного населения.
Вместе с тем, на рынке труда в 2007 году по сравнению с предыдущим годом были отмечены следующие негативные моменты:
- выросла величина отрицательного сальдо движения кадров на крупных и средних предприятиях. Численность выбывших работников превысила численность принятых на работу на 832 человека (в предыдущем году эта величина составляла 922 человека), что связано, в первую очередь, с увеличением масштабов высвобождения персонала в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Численность таких граждан увеличилась по сравнению с 2006 годом почти в 2 раза, а их доля от общего количества уволенных работников, выросла с 3,2% до 7,8%;
Положительные тенденции в социально-экономическом развитии города и в сфере занятости населения благоприятно отразились и на состоянии регистрируемого рынка труда.
В течение 2007 года были зарегистрированы в качестве безработных 1550 человек. Данный показатель в абсолютном выражении увеличился на 311 человек или на 25,1% по сравнению с 2006 годом. Численность безработных, состоящих на регистрационном учете, в среднемесячном исчислении составила 610 человек, по сравнению с 2006 годом она снизилась на 6,7 %.
Уровень регистрируемой безработицы в процентах от трудоспособного населения (в среднем за год) снизился с 1,2% в 2006 году до 1,1% в 2007 году.
Коэффициент напряженности на рынке труда изменялся в интервале от 1,7 до 0,9 человека на одно вакантное место.
Средняя продолжительность безработицы снизилась с 4,6 месяцев на конец 2005 года до 4,5 месяцев на конец 2007 года.
Доля безработных с периодом безработицы более года снизилась с 12,2% на конец 2006 года до 8,7% на конец 2007 года.
Спрос на рабочую силу оставался высоким. В течение 2007 года центр занятости населения располагал информацией о наличии 7531 вакансии, что составляло 107,6% от показателя 2006 года.
Доля вакансий по рабочим профессиям составила 84% от общей потребности, заявленной в органы службы занятости.
Наибольшую потребность в кадрах испытывали:
- обрабатывающие производства - 42,6% от заявленной потребности;
- оптовая и розничная торговля - 8,6 %;
- образование - 18,3%;
- строительство - 5,7%;
- транспорт и связь - 5,2%.
В 2007 году на регистрируемом рынке труда по-прежнему были актуальны следующие проблемы:
- высокая доля категорий граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Так, доля женщин в структуре безработных граждан составила 64,4%. Численность граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) на начало 2008 года составила 122 человека или 17,7% от общего количества безработных граждан;
- высокая доля граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Более 35% безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, не имели профессионального образования; у 18,5% безработных граждан был длительный (более года) перерыв в работе;
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе. Спрос превышал предложение по следующим профессиям: швея, продавец, водитель, слесарь-ремонтник, электромонтер, ткач, прядильщик, помощник мастера, повар, повар-кондитер и другим рабочим профессиям.
В группе профессий для специалистов и служащих спрос превышал предложение по профессиям: инспектор по охране и режиму в учреждении исполнения наказаний, врач, милиционер, воспитатель, учитель и другим.
2. Прогноз ситуации в сфере занятости населения и
на рынке труда городского округа Кинешма
В настоящее время в связи с мировым финансовым кризисом происходят процессы стагнации. В дальнейшем, по прогнозам в экономике возможна рецессия.
Однако позитивной динамикой будет характеризоваться инвестиционная политика.
Вышеперечисленные тенденции позволяют сделать предположение, что в течение 2009 - 2011 годов ситуация на регистрируемом рынке труда будет сложная.
В настоящее время увеличивается количество обратившихся в службу занятости граждан. Численность безработных граждан, состоящих на учете, в среднемесячном исчислении в 2009 году составит 1504 человека. К 2011 году планируется её снижение до1500 человек.
Уровень регистрируемой безработицы по прогнозу увеличится с 1,4% на конец 2008 года до 2,7% в 2009 году. К концу 2011 года планируется его сохранение в пределах 2,7%.
Сохранению уровня регистрируемой безработицы в пределах 2,7% будет способствовать некоторое снижение численности населения в трудоспособном возрасте, связанное с отрицательной динамикой демографических изменений, незначительным миграционным приростом и реализация дополнительных мероприятий.
Под влиянием изменений демографических факторов снизится приток на рынок труда молодежи, при этом среди них вырастет доля лиц с низким уровнем образования.
Негативные процессы в экономике снизят спрос на рабочую силу. В результате этого на одну заявленную вакансию в 2009 году будет претендовать 5,2 человека. К 2011 году планируется снижение этого показателя до 3 человек.
Основные показатели регистрируемого рынка труда
городского округа Кинешма
Показатель |
2008 год |
Прогноз |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, человек |
778 |
1504 |
1500 |
1500 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % от трудоспособного населения |
1,4 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (на конец отчетного периода), человек/вакансию |
2,1 |
5,2 |
4,0 |
3,0 |
3. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда
городского округа Кинешма
Анализ сложившейся ситуации и прогнозируемые тенденции её развития показывает, что ключевыми проблемами на рынке труда города Кинешма в 2009-2011 годах будут являться:
1. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку.
2. Дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь среди квалифицированных рабочих.
3. Недостаточная адаптированность системы профессионального образования к перспективам спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе.
4. Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи без практического опыта работы, граждан с ограниченными возможностями и др.), обусловленная высокими требованиями работодателей к соискателям.
5. Низкие качественные характеристики рабочих мест (уровень заработной платы отсутствие социальных гарантий, условия труда и т.п.).
6. Cохраняющаяся возможность высвобождения работников может привести к увеличению уровня безработицы.
Исходя из этого, определяются цели и задачи городской Программы "Содействие занятости населения городского округа Кинешма на 2009-2011 годы", ориентированной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов города и оптимизацию управления занятостью.
4. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап. В ходе реализации Программы по итогам каждого года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты ее выполнения.
Основываясь на особенностях и прогнозируемых тенденциях социально-экономического развития городского округа Кинешма, а также ключевых проблемах рынка труда, основной целью программы является обеспечение государственных гарантий гражданам в сфере содействия занятости и защиты от безработицы и достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда городского округа Кинешма.
Для достижения этой цели необходимо выполнение ряда задач:
1. Реализация единой государственной политики в сфере содействия занятости населения на территории городского округа Кинешма, снижение уровня безработицы к 2011 году до 2,0% на основе совершенствования активных направлений содействия занятости и создании дополнительных рабочих мест.
2. Содействие граждан в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Обеспечение уровня трудоустройства ищущих работу граждан в пределах 60%, обеспечение заполняемости заявленных в органы службы занятости населения вакансий не менее 60%..
3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы через совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации.
4. Совершенствование организационных форм содействия занятости населения отдельным социально-демографическим категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы.
5. Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.
6. Развитие информационного обслуживания населения, работодателей и социальных партнеров по вопросам занятости и рынка труда
7. Обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу.
Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от 27 апреля 2011 г. N 22/195 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Система мероприятий Программы
Система программных мероприятий является совокупностью организационных, информационных и правовых действий на рынке труда, направленных на эффективность оказания содействия занятости населения.
5.1. Организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения.
Организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения является одним из основных направлений активной политики занятости населения на рынке труда городского округа Кинешма и включает в себя временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а так же организацию оплачиваемых общественных работ.
В целях повышения качества предоставления и доступности вышеуказанных государственных услуг, создания комфортных условий для их получателей работа по данному направлению осуществляется ОГУ "Кинешемский ЦЗН" в соответствии с:
- Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из сила выпусков образовательных учреждений НиСПО, ищущих работу впервые, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.06.2007 N 449 и зарегистрированным в Минюсте России 23.07.2007 за N 9885;
- Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.06.2007 N 401 и зарегистрированным в Минюсте РФ 17 июля 2007 за N 9861.
5.1.1. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
За последние три года численность граждан, испытывающих трудности в поиске работы и обращающихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости населения, увеличилась. Так, например, в центр занятости в целях поиска работы обратилось:
- инвалидов в 2005 году - 190 человек, а в 2007 - 218. Увеличение составило 14,7%;
- лиц предпенсионного возраста в 2005 году - 150 человек, а в 2007 году - 169. Увеличение произошло на 12,7%;
- граждан, ранее не работавших ищущих работу впервые, в 2005 году - 1174 человек, а в 2007 - 1442. Увеличение произошло на 22,8%.
Усложнился социально-психологический состав этой категории граждан: возросла доля лиц со сниженным трудовым потенциалом, среди которых много безработных с длительным сроком безработицы, пассивных в поиске вариантов занятости.
Цель мероприятия - создание условий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Решаемые задачи:
- трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- материальная поддержка безработных граждан в период участия их во временных работах.
Мероприятие реализуется посредством:
- заключения договоров с работодателями для временного трудоустройства безработных граждан;
- выплаты материальной поддержки участникам мероприятия;
- подготовки и издания информационных материалов о порядке и условиях работы граждан данной категории;
- дальнейшего развития партнерских отношений органов местного самоуправления, службы занятости и работодателей.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании условий для обеспечения дополнительных гарантий занятости 49 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в повышении их конкурентоспособности на рынке труда.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 739,0 тыс. руб.
5.1.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Ежегодно в службу занятости населения обращается более 100 молодых людей из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Кроме острой проблемы несбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда занятость выпускников осложняется ещё и тем, что работодатели предпочитают принимать работников с опытом работы, в том числе владеющих смежными профессиями.
Решение проблемы сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лежит в плоскости создания организационно-экономических условий для сокращения дефицита специалистов по востребованным профессиям. В целях определения востребованности на рынке труда молодых специалистов и регулирования вопросов подготовки кадров на территории городского округа Кинешма, ежегодно собираются сведения о перспективной потребности работодателей в специалистах и проводится мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
ОГУ "Кинешемским ЦЗН" совместно с Администрацией городского округа Кинешма была разработана и на основании Решения Кинешемской городской Думы четвёртого созыва от 26.12.2007
N 41/376 утверждена Программа подготовки и переподготовки кадров для предприятий, организаций и учреждений городского округа Кинешма на 2008 - 2010 годы, одной из основных целей которой является обеспечение соответствия между спросом предприятий, организаций и учреждений, объёмами и качеством подготовки требуемых специалистов и рабочих.
Деятельность центра занятости населения способствует созданию условий для адаптации на рынке труда выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, повышению их конкурентоспособности, приобретению ими трудовых навыков и как следствие снижению уровня молодежной безработицы.
Цель мероприятия - оказание практической помощи безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, в содействии трудоустройству и повышении их конкурентоспособности на рынке труда.
Решаемые задачи:
- трудоустройство безработных граждан из числа данной категории;
- материальная поддержка выпускников на период участия во временных работах;
- приобретение выпускниками трудовых навыков.
Мероприятие реализуется путем:
- заключения договоров с работодателями на временное трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет;
- выплаты материальной поддержки участникам мероприятия;
- дальнейшего развития партнерских отношений органов местного самоуправления, образовательных учреждений, службы занятости и работодателей;
- активизация работы клуба "Кадровик".
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании условий для ускоренного вхождения в общественное производство 38 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в повышении их конкурентоспособности на рынке труда.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 574,9 тыс. руб.
5.1.3. Организация оплачиваемых общественных работ.
Организация общественных работ является одним из важных направлений в решении вопросов содействия занятости населения.
Участие в общественных работах выгодно безработному: он получает возможность улучшить своё материальное положение, так как помимо заработной платы, выплачиваемой работодателем, он получает материальную поддержку. Общественные работы так же привлекательны для работодателя, поскольку позволяют привлечь временных работников на низкооплачиваемые рабочие места, не пользующиеся спросом.
Проведение общественных работ позволяет в более сжатые сроки выполнять ремонтно-строительные работы, приводить в порядок территории, подготавливать объекты жизнеобеспечения к зиме, более качественно организовать отдых и оздоровление детей и уход за одинокими престарелыми гражданами, участниками Великой Отечественной Войны, проводить выборные и другие кампании.
Цель мероприятия - организация временной занятости безработных граждан.
Работа по данному направлению будет проводиться при тесном сотрудничестве органов местного самоуправления, службы занятости и работодателей.
Решаемые задачи:
- материальная поддержка безработных граждан и маргинальных групп населения с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда в период их участия в оплачиваемых общественных работах;
- сохранение мотиваций к труду у граждан, потерявших работу;
- заполнение вакансий, в том числе не пользующихся спросом на рынке труда;
Мероприятие реализуется путем:
- расширения перечня видов общественных работ с учетом потребности рынка труда городского округа Кинешма;
- выплаты материальной поддержки участникам мероприятия;
- оказания информационно-методической помощи работодателям, организующим общественные работы;
- улучшения информирования безработных граждан об условиях проведения общественных работ и участия в них.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании 567 временных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 3980,9 тыс. руб.
5.1.4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Занятость несовершеннолетних, в том числе трудовая, является эффективной мерой профилактики правонарушений среди подростков. Ежегодно численность несовершеннолетних, желающих трудоустроиться в свободное от учебы время, возрастает. За последние три года этот показатель вырос почти в 2 раза. Если в 2005 году было временно трудоустроено 538 несовершеннолетних граждан, в 2006 году - 714, то в 2007 году - 985 подростков.
Цель мероприятия - занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Мероприятие решает следующие задачи:
- приобретение несовершеннолетними трудовых навыков;
- предупреждение и профилактика правонарушений у несовершеннолетних, в том числе из семей социального риска;
- развитие духовного воспитания и формирование личности подростков.
Мероприятие реализуется путем:
- заключения договоров с работодателями на организацию временных рабочих мест для несовершеннолетних;
- выплаты материальной поддержки участникам мероприятия;
- подготовки и издания информационных материалов, публикаций в СМИ о мероприятиях по организации временного трудоустройства несовершеннолетних.
Распространенным видом временной занятости подростков является благоустройство территории населенных пунктов, общеобразовательных и детских спортивных школ, дворовых и спортивных площадок, мест массового отдыха и др. Ребята занимаются экологическими работами, изготовлением швейных изделий и изделий народного, прикладного творчества, сувенирной продукции, ремонтом и реставрацией книг в школьных библиотеках, выполняют мелкие ремонтные работы помещений общеобразовательных и детских спортивных школ, центра внешкольной работы, оказывают помощь воспитателям в детских учреждениях, помогают ветеранам Великой Отечественной войны и их семьям в ведении хозяйства, работают учениками по различными профессиям в текстильной промышленности. В сельской местности ребята благоустраивают территории сельских поселений и пришкольных участков, ухаживают за животными на фермах, выращивают рассаду овощных и декоративных культур.
В рамках "Мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества" подростки занимаются благоустройством территории мемориалов, обелисков и памятников воинам, погибшим при защите Отечества.
Мероприятием предусматривается дальнейшее развитие партнерских отношений органов местного самоуправления, органов образования, комитета по делам молодежи, службы занятости населения для создания условий максимальной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в занятости не менее 3136 несовершеннолетних граждан, в предупреждении и профилактике правонарушений среди подростков.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 7463,4 тыс. руб.
5.2. Содействие самозанятости безработных граждан.
Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется в рамках реализации Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Ивановской области на 2006 - 2010 г.г. и способствует решению социально-экономических проблем - безработицы и бедности.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, создания комфортных условий для её получателей работа по данному направлению осуществляется в ОГУ "Кинешемский ЦЗН" в соответствии с Административным регламентом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.06.2008 N 281н и зарегистрированным в Минюсте России 08.07.2008 за N 11938;
Цель мероприятия - содействие организации самозанятости и предпринимательской инициативе безработных граждан и незанятого населения.
Мероприятие решает следующие задачи:
- предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам и незанятому населению, желающим заняться предпринимательской деятельностью;
- информирование безработных граждан о возможностях организации самозанятости через подготовку и издание справочно-информационных материалов по актуальным вопросам организации и ведения различных видов предпринимательской деятельности;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам на подготовку учредительных документов, оплату государственной пошлины, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Мероприятие реализуется путем:
- обеспечения взаимодействия со структурами, поддерживающими малый бизнес, с целью расширения номенклатуры и повышения эффективности организационно-консультационных услуг, а также обеспечения необходимого качества и актуальности справочно-информационных материалов для безработных, желающих организовать собственное дело;
- создания справочно-информационных тематических материалов в помощь начинающим предпринимателям;
- обеспечения предоставления организационно-консультационных услуг безработным гражданам в сфере организации самозанятости, включая проведение индивидуальных консультаций для безработных по вопросам организации предпринимательской деятельности.
В 2009-2011 годах планируется оказать информационно-консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности 224 безработным гражданам, в том числе:
2009 год - 100 человек;
2010 год - 100 человек;
2011 год - 24 человека.
Финансовую помощь в организации собственного дела предполагается оказать 9 безработным гражданам.
Социальный эффект от реализации мероприятий программы выразится в создании новых рабочих мест.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 19,2 тыс. руб.
5.3. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 13.06.2007 N 415 и зарегистрированным в Минюсте России 13.07.2007 за N 9827.
Информирование граждан и юридических лиц о положении на рынке труда и ходе реализации административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, осуществляется двумя методами: индивидуальным и публичным.
Индивидуальное информирование осуществляется в центре занятости населения на основании заявлений-анкет о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда, посредством которого граждане получают сведения о спросе и предложении на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, о востребованности трудовых услуг с учётом уровня квалификации и о нормативно-правовом регулировании.
Публичное информирование осуществляется через проведение совещаний, круглых столов, заседания клубов, участие в заседаниях общественной организации "Совета директоров" городского округа Кинешма, размещение информации в печатных средствах массовой информации, на радио, телевидении, сайте в Интернете, на информационных стендах ЦЗН и других организаций города, через издание буклетов, размещение рекламных роликов на жидкокристаллических мониторах в помещении центра занятости и в салонах маршрутных такси города.
Цель мероприятия - развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания населения по вопросам занятости и создание условий для максимально оперативного удовлетворения спроса на рабочую силу.
Решаемые задачи:
- обеспечение граждан, ищущих работу, информацией для самостоятельного поиска доходного занятия, а работодателей - о потенциальных работниках;
- повышение качества предоставления и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
- стимулирование трудовой мобильности жителей;
- предупреждение негативных последствий безработицы;
- расширение информационного взаимодействия социальных партнеров на рынке труда.
Мероприятие реализуется путем:
- обеспечения эффективной работы действующих информационных структур, в том числе ежемесячного обновления информационных стендов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;
- выпуска информационных материалов по вопросам занятости и ситуации на рынке труда;
- размещения рекламных материалов о предоставлении информационных услуг;
- проведения мероприятий информационно-пропагандистского характера ("круглых столов", "прямых телефонных линий", встреч, совещаний и т.д. с работодателями, населением);
- внедрения новых современных информационных технологий для обслуживания населения.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в увеличении численности занятого населения городского округа Кинешма за счет трудоустройства граждан, воспользовавшихся информационными услугами. В 2009-2011 годах эти услуги планируется оказать 32346 гражданам, в том числе:
2009 год - 10346 человек;
2010 год - 11000 человек;
2011 год - 11000 человек.
Общая сумма средств на информирование населения и работодателей о положении на рынке труда составит 458,1 тыс. руб.
5.4. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Социально-экономическая целесообразность организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест обусловлена их влиянием на смягчение ситуации на рынке труда.
Цель мероприятия - организация непосредственного контакта потенциального работника и работодателя, создание условий для оперативного трудоустройства незанятых граждан, сокращения периода заполнения вакансий, формирования кадрового потенциала предприятий и организаций всех форм собственности.
Решаемые задачи:
- ускорение поиска вариантов занятости;
- укрепление сотрудничества между социальными партнерами на рынке труда;
- сокращение периода заполнения вакансий.
Намечается ежегодно проводить 11 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В 2009 - 2011 годах их участниками смогут стать порядка 1650 ищущих работу граждан. Предусматривается проведение ярмарок вакансий, носящих отраслевой характер - для граждан, имеющих квалификацию и опыт работы в конкретной отрасли; мини-ярмарок, рассчитанных на конкретного работодателя; ярмарок учебных мест; специализированных, направленных на решение проблем занятости отдельных категорий населения (молодёжь, женщины и т.п.).
Мероприятие реализуется путем:
- подбора работодателей, имеющих свободные рабочие места, для участия в ярмарках вакансий, в том числе желающих провести презентацию своего предприятия;
- приглашения ищущих работу граждан, для участия в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
- подготовки и издания информационных и методических материалов по организации и проведению ярмарок вакансий;
- рекламно-информационного оформления помещений для проведения ярмарок вакансий.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в сокращении периода заполнения вакансий и содействии трудоустройству 1650 человек.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 85,6 тыс. руб.
5.5. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Работа по социальной адаптации безработных граждан проводится центром занятости населения в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.06.2007 N 400 и зарегистрированным в Минюсте России 13.07.2007 за N 9835.
На территории города Кинешмы наблюдается тенденция увеличения числа граждан, относящихся к проблемным социально-демографическим группам:
- лица со сниженной мотивацией к труду; длительно и ранее не работавшие;
- граждане, не имеющие профессионального образования;
- инвалиды;
- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- выпускники учебных заведений, получившие профессии, не пользующиеся спросом на местном рынке труда;
- граждане, испытывающие трудности социально-психологического характера при поиске работы;
- граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и условно осужденные;
- члены семей, находящихся в социально-опасном положении.
В связи с этим возрастает потребность вовлечения граждан, этих категорий в обучающие программы по социальной адаптации на рынке труда:
- "Клуб ищущих работу",
- курс "Новый старт",
- клуб социально-психологической поддержки.
Эти программы имеют высокую эффективность и направлены на приобретение их участниками навыков активного самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, а также преодоления негативных последствий длительной безработицы, повышения мотивации к обучению, труду, коррекции имиджа и личности, самокорреляции.
Программы по социальной адаптации на рынке труда имеют как индивидуальную, так и групповую форму проведения.
Практика проведения групповых занятий в форме клубов подтверждает необходимость дифференцированного подхода в работе с гражданами под более конкретизированные цели. Поэтому формирование групп участников занятий "Клуба ищущих работу" и клуба социально-психологической поддержки проводится по конкретным категориям граждан (молодёжь, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, выпускники, граждане предпенсионного возраста и т.п.). Участниками курса "Новый старт" являются длительно неработающие граждане.
Анкетирование участников программ по социальной адаптации подтверждает их позитивное восприятие гражданами. Участие в них увеличивает шансы трудоустройства безработных граждан при поиске подходящего варианта работы.
Цель мероприятия - приобретение безработными гражданами навыка активного поведения на рынке труда в целях минимизации времени поиска подходящего варианта занятости.
Решаемые задачи:
- формирование у безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, из числа впервые ищущих работу, стремящихся возобновить трудовую деятельность после 6 месячного и более длительного перерыва, находящихся в трудной жизненной ситуации, навыков успешного поведения на рынке труда;
- смягчение негативных последствий длительной безработицы;
- предупреждение безработицы среди определенных категорий граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы и не имеющих статуса безработного;
- активизация самостоятельного поиска работы безработных граждан.
Мероприятие реализуется путем:
- формирования групп безработных граждан по определенным категориям и признакам для участия в социально-адаптационных обучающих программах "Новый старт", "Клуб ищущих работу", клубов социально-психологической поддержки;
- технического оснащения и методического обеспечения обучающих программ (просмотр и прослушивание аудио- и видеозаписей, тренинги, тестирование, "деловые игры" и т.д.).
В рамках мероприятий по социальной адаптации безработных на рынке труда в 2009-2011 годах предусматривается оказание данной государственной услуги для 450 граждан.
Планируется продолжить информационно-методическое обеспечение оказания услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в первую очередь, путем пополнения банка методических материалов, обеспечивающих эффективное проведение групповых адресных занятий, обучение специалистов новым технологиям работы.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в повышении уровня занятости участников данных программ, минимизации периода поиска работы, смягчении негативных последствий длительной безработицы.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 294,7 тыс. руб.
5.6. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан.
Анализ положения дел в экономике города показывает, что недостаточная квалификация персонала является серьёзным сдерживающим фактором в развитии предприятий и организаций города. Во многом по этой причине не обеспечивается достойный уровень оплаты труда работников, сохраняется социальная напряжённость в обществе. Предприятия, организации и учреждения испытывают постоянную потребность в квалифицированных кадрах. Очень остро стоит проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку на местном рынке труда. В связи с этим Решением Кинешемской городской Думы четвёртого созыва от 26.12.2007 N 41/376 была утверждена "Программа подготовки и переподготовки кадров для предприятий, организаций и учреждений городского округа Кинешма на 2008 - 2010 годы", финансируемая из средств областного (за
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.