Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 22 июля 2008 г. N 243-рп
Концепция
развития международной деятельности Ивановской области
на период 2008-2012 годов
1. Введение
В сложившейся к настоящему времени системе политических и экономических отношений в Российской Федерации важное место занимает международное сотрудничество регионов.
Международное сотрудничество для области включает две важнейшие категории: социальные связи и внешнеэкономические связи. Первые имеют более широкий спектр направлений - образование и науку, многосторонние культурные и общественные связи, социальное обеспечение и т.д. Внешнеэкономические связи предполагают в первую очередь деятельность по созданию возможностей для успешного развития торгового и промышленного партнерства на двух- и многосторонней основе.
На практике указанные направления взаимосвязаны между собой, однако на региональном уровне первоочередное внимание уделяется, как правило, внешнеэкономическим связям, поскольку международное сотрудничество регионов является не самоцелью, но средством обеспечения их социально-экономического развития и улучшения качества жизни их населения.
Законодательство Российской Федерации предоставляет региональным и муниципальным органам государственной власти, а также хозяйствующим субъектам значительные полномочия для налаживания международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, самостоятельного выхода на мировой рынок. Успешная реализация предоставляемых законодательством полномочий может быть достигнута только при условии целенаправленной и хорошо скоординированной работы всех участников международных и внешнеэкономических связей на территории области.
Важной предпосылкой этого является наличие областной Концепции развития международного сотрудничества, которая обеспечивала бы максимальное использование возможностей области для привлечения валютных поступлений, технологического перевооружения и организационной перестройки ивановских предприятий, включения ивановских товаропроизводителей в систему международного разделения труда. Особую важность при этом приобретает структурирование интересов региона в сфере международного сотрудничества и формулирование на этой основе стратегических задач развития его международных и внешнеэкономических связей.
2. Формирование и реализация системы международного сотрудничества
Ивановской области
Ивановская область развивает международное сотрудничество в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", других законодательных актов Российской Федерации, а также Устава (Основного Закона) Ивановской области и постановления главы администрации Ивановской области от 10.04.1998 N 280 "Об утверждении Положения о порядке осуществления международных связей на территории Ивановской области".
В практической деятельности органы государственной власти Ивановской области руководствуются рекомендациями МИД России и других федеральных органов исполнительной власти, которые оказывают содействие субъектам Российской Федерации в развитии международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Общее руководство международными связями Ивановской области в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ивановской области осуществляет Губернатор (Председатель Правительства) Ивановской области, являющийся одновременно членом Совета Глав Субъектов Федерации (СГС) при МИД России. Губернатор представляет область в международных отношениях.
Правительство Ивановской области и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области осуществляют подготовку решений и проводят работу по непосредственной реализации поручений Губернатора в сфере международного сотрудничества.
При подготовке решений и проведении мероприятий в сфере международного сотрудничества Правительство и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями и иными общественными объединениями, действующими на ее территории, в целях обеспечения поддержки гражданским обществом международных связей области и их эффективной реализации.
Органы муниципальной власти Ивановской области осуществляют международное сотрудничество самостоятельно при строгом соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и с учетом рекомендаций Губернатора и Правительства Ивановской области.
3. Характеристика официального международного сотрудничества
Ивановской области
В период 2003-2005 годов основным направлением международного сотрудничества области являлось налаживание отношений со странами - членами СНГ. В 2006-2007 годах активизировались контакты со странами Европейского Сообщества: Италией, Австрией, Германией.
По состоянию на 01.01.2008 область имеет 8 действующих соглашений о сотрудничестве с зарубежными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств:
1. Соглашение между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве от 13.12.1999.
2. Договор о дружбе и сотрудничестве между Минской областью Республики Беларусь и Ивановской областью от 09.12.1996.
3. Соглашение между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Областной государственной администрацией Хмельницкой области Украины о долгосрочном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 15.07.1999.
4. Соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Карагандинской и Ивановской областями от 26.03.1997.
5. Соглашение с органами представительной и исполнительной власти Ивановской области (Российская Федерация) и Автономной Республикой Крым (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22.02.2002.
6. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Хокимиятом Наманганской области Республики Узбекистан от 12.02.1998.
7. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Южно-Казахстанской области Республики Казахстан и Администрацией Ивановской области Российской Федерации от 23.07.1998.
8. Соглашение между Администрацией Ивановской области (Российская Федерация) и Севастопольской городской государственной администрацией (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве.
Содержание указанных документов носит, как правило, общий рамочный характер.
Подписаны также Протокол о намерениях по сотрудничеству с Мачванским округом Республики Сербия (2002 г.), Меморандум о намерениях по сотрудничеству с Согдийской областью Таджикистана (2007 г.) и Протокол о намерениях по сотрудничеству с городом Комо (Италия) (2007 г.).
Завершена проработка и согласование с МИД России проектов соглашений о сотрудничестве с Ферганской областью Узбекистана, Гродненской областью Беларуси, Жилинским краем Республики Словакия.
Муниципальные образования области поддерживают партнерские отношения с г. Ганновером (г. Иваново), графством Стаффордшир (г. Иваново), г. Плано (Техас, США) (г. Иваново), Гудаутским районом Абхазии (г. Кинешма).
К области проявляют устойчивый интерес дипломатические представительства и деловые круги Австрии, Азербайджана, Италии, Таджикистана и Республики Беларусь.
Официальных представительств и представителей за рубежом область не имеет. Официальных представительств иностранных государств на территории области также не имеется.
4. Характеристика внешнеэкономических связей Ивановской области
Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Ивановской области является внешняя торговля. Внешнеторговый оборот области со странами дальнего и ближнего зарубежья ежегодно увеличивается на 10 - 15%. В 2007 году он составил 471,1 млн. долларов против 393,6 млн. долларов в 2006 году и возрос на 77,5 млн долларов (или на 119,7%).
Предприятия и организации области торгуют с 63 странами дальнего зарубежья, включая страны Прибалтики, и 10 странами ближнего зарубежья.
В товарообороте с дальним зарубежьем в 2006-2007 годах наибольший удельный вес пришелся на следующие страны: Германию (21%), Италию (11%), Швецию (7,3%), Австрию (6,4%), Финляндию (6,3%), Китай (3,9%), Францию (3,7%), Швейцарию (3,0%).
Из стран СНГ наибольший удельный вес в товарообороте имели Узбекистан (22,0%), Украина (19,2%), Казахстан (17,8%), Азербайджан (14,5%), Киргизия (10,4%), Таджикистан (10,3%). Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте области постоянно растет, т.к. ивановские предприятия стремятся компенсировать свое вытеснение китайскими производителями с европейских рынков увеличением поставок в СНГ.
Основными поставщиками хлопкового волокна являются Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, поставщиками промышленного оборудования - Германия, Италия, Швейцария, поставщиками солода - Финляндия, Ирландия, Великобритания.
5. Международное инвестиционное сотрудничество
в Ивановской области
К числу важнейших направлений внешнеэкономических связей области относится привлечение иностранных инвестиций.
Общий объем зарубежных инвестиций, поступивших в область за последние 5 лет (2002 - 2007 г.г.) составил 3,82 млрд руб.
Крупнейший инвестиционный проект с иностранным участием, реализованный в Ивановской области, - ЗАО "Эггер Древпродукт", предприятие по переработке древесины в г. Шуе.
По состоянию на 01.01.2008 в области функционировало 38 предприятий с участием иностранного капитала, в т.ч.:
- российско-кипрских - 8,
- российско- узбекских - 7,
- российско-китайских - 2,
- российско- английских - 2,
- российско-белорусских - 2,
- остальные 17 - по 1 с различными странами.
6. Международное культурное и иное гуманитарное сотрудничество
в Ивановской области
Ивановская область имеет давние культурные традиции, высокий уровень оснащенности объектами культуры, значительное количество высших учебных заведений, что создает серьезный потенциал для культурного и иного гуманитарного сотрудничества.
Основными участниками международных контактов области в гуманитарной сфере являются образовательные и некоммерческие организации, учреждения культуры, органы власти. Развитие культурного сотрудничества стимулирует деловую активность региона, способствует формированию его позитивного имиджа, дает возможность позиционировать Иваново как перспективного, надежного партнера и в сфере гуманитарных связей, и во внешнеторговой деятельности.
Международное сотрудничество области в данной сфере проявляется по следующим направлениям:
- участие в конкурсах международных организаций на получение грантов для реализации проектов в сфере образования, малого бизнеса и культуры;
- проведение дней Ивановской области за рубежом, обмен культурными миссиями;
- международные фестивали искусств;
- гастроли ивановских художественных коллективов за рубежом;
- межвузовские обмены, стажировки преподавателей;
- выставки, семинары, конференции с участием иностранных специалистов;
- оздоровительный и образовательный отдых детей за рубежом;
- реализация на территории области социальных проектов с международной поддержкой.
В частности, на территории области осуществляются:
- международные проекты академических обменов и стажировок (ТЕМПУС, АЙРЕКС; "Открытый мир", "Размус Мундус", программа обменов сенатора Тейлора, "Михаил Ломоносов" (цикл естественных наук), "Эммануил Кант" (цикл гуманитарных наук) и др.);
- проекты в рамках сотрудничества с институтом им. Гете (Германия);
- проекты "Брайтенарбайт" и "ОПР-Мэдхен" (Германия);
- проекты Фонда "Евразия" в сфере формирования гражданского общества и Фонда Форда в сфере реализации художественных проектов;
- образовательные программы ДААД, Фонда Боша, Фонда Ф. Науманна, института "Открытое общество";
- совместные социальные и образовательные проекты с городами-партнерами Пассау (Германия), Ганновер (Германия), округом Шаумбург (Германия), графством Стаффордшир (Англия);
- проекты по молодежным обменам и поддержке социально не защищенных детей в рамках сотрудничества с международной молодежной организацией ИМКА (США, Англия, Германия);
- программа сотрудничества с Итальянским культурным центром при Посольстве Италии в России.
Областными исполнительными органами государственной власти, вузами, общественными организациями налажены контакты с международными организациями-грантодателями, через которые в область поступает значительное количество грантов на социальные, образовательные и художественные цели. При этом у области сложилась репутация серьезного и ответственного грантополучателя, использующего полученные средства эффективно и транспарентно.
Академические обмены координируются комиссией по международным связям совета ректоров вузов Ивановской области, культурные - Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области.
7. Основные цели и направления международного сотрудничества
области на 2008-2012 годы
Исходя из сложившейся системы экономических, культурных и иных отношений Ивановской области с зарубежьем и рекомендаций МИД Российской Федерации, Концепция определяет в качестве приоритетных направлений развития международных связей области в 2008 - 2012 годах следующие иностранные государства:
- в дальнем зарубежье - Германия, Италия, Австрия;
- в СНГ - Узбекистан, Таджикистан, Украина, Беларусь.
Работа с партнерами в вышеуказанных государствах будет строиться на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве с административно-территориальными образованиями, входящими в их состав. При этом основное внимание будет уделяться качественному совершенствованию и углублению наработанных контактов, а не дальнейшему количественному расширению связей.
Стратегическими целями Концепции на рассматриваемый период являются:
- создание системного механизма, содействующего последовательному росту ивановского экспорта в ближнее и дальнее зарубежье;
- активизация работы по дальнейшему повышению инвестиционного рейтинга области и созданию ее позитивного имиджа, в т.ч. за счет развития культурных, научных, образовательных и иных гуманитарных связей;
- содействие реализации на территории области системных проектов, обеспечивающих ее ускоренное социально-экономическое развитие (текстильный кластер, туристический кластер "Золотое кольцо").
8. Основные задачи в сфере внешнеэкономических связей
Основными задачами, на решение которых направлена Концепция в сфере внешнеэкономических связей, являются:
- закрепление области и ее предприятий в сырьевых регионах (Средняя Азия, Казахстан, Азербайджан, Беларусь);
- закрепление на рынках сбыта текстильной продукции в СНГ, освоение рынков сбыта текстильной продукции в ЕС и странах Средиземноморья;
- освоение рынков сбыта продукции машиностроения (Средний Восток, КНР, Латинская Америка);
- освоение мировых рынков производственных услуг (пошив одежды и постельного белья, изготовление комплектующих для машиностроительных компаний);
- оказание политической, организационной и информационной поддержки фирмам и предприятиям области в продвижении их продукции на мировые рынки.
9. Основные задачи в сфере привлечения иностранных инвестиций
Главными задачами региональной инвестиционной политики должны стать создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных инвестиций на основе совершенствования областной нормативно-законодательной базы и поддержки эффективных инвестиционных проектов, а также создание положительного инвестиционного имиджа области. В интересах наращивания своего экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры область будет поощрять прямые инвестиции в формах создания на ее территории новых, принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, включая строительство производственных филиалов иностранных компаний, организации совместных предприятий.
Важным инструментом создания положительного инвестиционного имиджа Ивановской области и привлечения в область иностранных инвесторов в рассматриваемый период должны явиться активизация выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом, осуществляемой на основе годовых планов выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых с участием Правительства Ивановской области, и создание постоянно действующей выставки Ивановской области.
10. Основные задачи в сфере развития культурных
и иных гуманитарных связей
Расширение международных контактов, способствующих развитию образования, науки и культуры в Ивановской области и использованию культурного и научного потенциала области для укрепления ее торгово-экономического базиса, будет происходить по следующим основным направлениям:
- формирование и продвижение имиджа Ивановской области как культурного, научного и образовательного центра, способного на позитивное и транспарентное взаимодействие в мультикультурной среде, на участие в международных проектах различного уровня, на генерирование и реализацию научно-технических и социальных идей, отвечающих современному уровню развития общества;
- развитие традиционных культурных и иных гуманитарных связей, ориентированных на исторически сложившиеся отношения с Германией, Италией, КНР, Австрией, Украиной, Узбекистаном, Таджикистаном, Республикой Беларусь и др., учитывая возможность плодотворного сотрудничества с административно-территориальными образованиями указанных стран;
- активизация сотрудничества с международными грантодателями, финансирующими проекты в сфере культуры и технической помощи, активизация участия организаций области в конкурсах на получение международных грантов (при этом упор должен быть сделан на привлечение грантов, содействующих привлечению в регион современных производственных и управленческих технологий и подготовке специалистов, владеющих данными технологиями);
- расширение связей с международными организациями, такими как Совет Европы, Ассоциация европейских регионов и др.;
- расширение связей с объединениями соотечественников, проживающих за рубежом;
- содействие привлечению в вузы Ивановской области иностранных студентов.
11. Основные инструменты реализации Концепции
Основными инструментами реализации Концепции являются:
11.1. В сфере международного сотрудничества:
- осуществление мониторинга за ходом исполнения имеющихся у области соглашений о сотрудничестве с административно-территориальными образованиями других государств, оценка результатов и систематизация положительного опыта, разработка на основе проводимых исследований программ и рекомендаций с целью совершенствования данной деятельности;
- создание на официальном портале Правительства Ивановской области банка данных о международных связях Правительства Ивановской области, исполнительных органов государственной власти Ивановской области, муниципальных образований Ивановской области;
- активизация работы с потенциальными партнерами за рубежом через межправительственные и межпарламентские комиссии и двусторонние рабочие группы по сотрудничеству, действующие при МИД и Министерстве экономического развития и торговли России.
11.2. В сфере внешнеэкономических связей и инвестиционной деятельности:
- разработка/доработка нормативно-правовой и законодательной базы по следующим направлениям: создание преференциальных условий для участников ВЭД на территории области; стимулирование привлечения иностранных инвестиций на территорию области; обеспечение льгот, гарантий иностранным инвесторам; стимулирование международной финансовой аренды (лизинга);
- доработка, утверждение и реализация на территории области Концепции создания текстильно-промышленного кластера;
- содействие модернизации производственной базы предприятий, составляющих основу экспортного потенциала области, путем поддержки (через возмещение части ставки банковского кредита) реализуемых ими проектов технического перевооружения и закупок оборудования для развития экспортных и импортозамещающих производств, а также через использование лизинга;
- расширение географии внешней торговли.
11.3. В сфере туризма, культурной и иной гуманитарной деятельностия:
- разработка и реализация целевой программы по созданию межрегионального туристического кластера "Золотое кольцо";
- осуществление мониторинга и проведение исследований в сфере туризма и культуры, оценка результатов и систематизация положительного опыта, разработка на основе проводимых исследований программ и рекомендаций с целью более эффективной деятельности в сфере туризма, культурной и иной гуманитарной деятельности;
- разработка и принятие нормативных актов о поддержке и развитии в области международного въездного туризма, о сохранении культурно-исторического наследия;
- содействие (через совет по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области) созданию на территории области современных туристических, культурных и досуговых объектов и обеспечивающей их функционирование инфраструктуры;
- продвижение инвестиционных проектов (поиск инвесторов и координация проектов) по развитию инфраструктуры в сфере туризма и культуры с использованием механизмов кредитования и грантов МБРР, ЕБРР;
- формирование позитивного имиджа области как культурного и туристского центра посредством проведения ее презентаций в российских и иностранных дипломатических представительствах, торгово-промышленных палатах, на выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- создание и поддержка информационно-рекламной системы для обеспечения культурной и туристской деятельности с привлечением региональных ресурсов (издание информационно-рекламной продукции, буклетов, справочников, фотоальбомов, размещение и постоянное обновление информации в сети Интернет);
- организация и проведение в области уникальных, привлекательных для туристов и деятелей культуры мероприятий (выставок, конференций, фестивалей), в том числе международных;
- содействие формированию сервисного пакета услуг при гостиницах, принимающих иностранцев.
12. Обеспечение экономической безопасности в сфере международных
и внешнеэкономических связей Ивановской области
С целью обеспечения экономической безопасности области и ее хозяйствующих субъектов в процессе подготовки соглашений о сотрудничестве области с иностранными административно-территориальными образованиями, а также при проработке крупных внешнеэкономических проектов, предназначенных для реализации на территории области, исполнительными органами государственной власти Ивановской области будут предприниматься меры по защите экономических интересов области и ее экономической и экологической безопасности, как то:
- обеспечение предварительной экспертизы соглашений о сотрудничестве с административно-территориальными образованиями иностранных государств, подписываемых Правительством Ивановской области через возможности федеральных структур и в первую очередь МИД Российской Федерации;
- проверка через собственные возможности, банки данных соседних регионов межрегиональных ассоциаций и федеральных структур потенциальных зарубежных партнеров, обращающихся к Правительству Ивановской области и предприятиям области с крупномасштабными коммерческими и финансовыми предложениями;
- оказание консультационной помощи предприятиям области по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок;
- создание в Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области банка данных по отрицательно зарекомендовавшим себя на территории области иностранным фирмам и предпринимателям, налаживание информационного обмена по данному вопросу с соседними регионами.
Ответственность за реализацию вышеуказанных мер несет исполнительный орган государственной власти, определенный Правительством Ивановской области.
13. Координация деятельности исполнительных органов государственной
власти Ивановской области в сфере международного сотрудничества
Координация международных связей и реализация единого системного подхода при осуществлении международных контактов, проектов и программ, осуществляемых при участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области, осуществляются на основании постановления главы администрации Ивановской области от 10.04.1998 N 280 "Об утверждении Положения о порядке осуществления международных связей в Ивановской области".
Работа по координации и поддержанию официальных международных связей Ивановской области осуществляется управлением международной, межрегиональной и протокольно-организационной деятельности аппарата Правительства Ивановской области, действующим под руководством заместителя Председателя Правительства Ивановской области по внешним связям. Управлением также производится координация мероприятий по приему иностранных делегаций, посещающих Правительство Ивановской области, в т.ч. накопление информации по результатам работы с данными делегациями. Прием международных и межрегиональных делегаций, посещающих Правительство Ивановской области, осуществляется на основании установленного Регламента.
Состав официальных делегаций исполнительных органов государственной власти Ивановской области и концепция выставочных экспозиций Ивановской области на международных и российских выставках утверждаются Губернатором Ивановской области по представлению заместителя Председателя Правительства Ивановской области по внешним связям.
Организация международного сотрудничества Ивановской области в сферах внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций, выставочно-ярмарочной деятельности относится к ведению первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса экономического развития Ивановской области.
Мероприятия культурного и гуманитарного характера, в сфере сельского хозяйства, молодежной политики, а также иные мероприятия с участием иностранных партнеров, не подпадающие под вышеприведенный перечень, осуществляются исполнительными органами государственной власти Ивановской области по отраслевому принципу.
Органы местного самоуправления, общественные организации и хозяйствующие субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи на территории Ивановской области в соответствии со своими уставными полномочиями и при точном соблюдении действующего законодательства Российской Федерации. Требования вышеуказанного постановления носят для них рекомендательный характер.
14. Заключительные положения
Общий контроль за ходом реализации Концепции, разработкой и выполнением планов мероприятий и программ по осуществлению международных и межрегиональных связей области осуществляет заместитель Председателя Правительства Ивановской области по внешним связям.
Результаты работы по реализации Концепции ежегодно рассматриваются на заседании Правительства Ивановской области.
Для обеспечения общественной поддержки реализации Концепции Правительство Ивановской области будет тесно взаимодействовать с союзом промышленников и предпринимателей Ивановской области, торгово-промышленной палатой Ивановской области, советом ректоров вузов Ивановской области, а также иными общественными объединениями, действующими на территории Ивановской области. Концепция предполагает, что это позволит каждому участнику в сфере международного сотрудничества вносить свои предложения и замечания в целях повышения эффективности действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области в развитие международных и внешнеэкономических связей Ивановской области в целом.
При необходимости в Концепцию вносятся изменения. Основанием для корректировки Концепции являются решения, принимаемые Губернатором Ивановской области, заместителями Председателя Правительства Ивановской области, курирующими вопросы международных и внешнеэкономических связей, и утвержденные Губернатором Ивановской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ивановской области от 22 июля 2008 г. N 243-рп "О Концепции развития международного сотрудничества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.