Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Критерии отбора и максимальные баллы по критериям отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания (максимальный балл - 10).
2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе (максимальный балл - 10).
3. Обеспечение доступности качественного образования (максимальный балл - 10).
4. Продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие современной модели образования (максимальный балл - 10).
5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (максимальный балл - 10).
6. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся (максимальный балл - 10).
7. Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению (максимальный балл - 10).
8. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса (максимальный балл - 10).
9. Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. (максимальный балл - 10).
10. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования (максимальный балл - 10).
1. Критерий "высокое качество результатов обучения и воспитания"
Содержание критерия.
Под "высоким качеством результатов обучения и воспитания" понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта.
В ходе экспертизы оцениваются:
- успешность реализации целей, определенных основными направлениями развития образования Российской Федерации и Ивановской области: формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования), формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, сохранение психического и физического здоровья школьников и др.;
- степень достижения школой обязательных образовательных результатов;
- постановка и успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования;
- высокая результативность в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
- положительная (за три года) динамика по критерию "высокое качество результатов обучения и воспитания", состоящая в увеличении количества учащихся, успешно осваивающих учебные (традиционные и инновационные) программы;
- способствование личностному развитию школьников.
Показатели и способы оценивания:
1. Количество учащихся, успешно (на "4" и "5") освоивших учебные (традиционные и инновационные) программы (максимально - 3 балла, в том числе: более 70% - 3 балла, 70 - 50% - 2 балла, 49 - 30% - 1 балл, ниже 30% - 0 баллов).
2. Результаты Единого государственного экзамена (по сравнению со средними региональными показателями) (максимально - 2 балла, в том числе: выше или равны среднему региональному показателю по всем предметам - 2 балла; в основном (по большинству предметов) выше или равны среднему региональному показателю - 1 балл; ниже - 0 баллов).
3. Наличие внутришкольных мониторинговых исследований качества образования (максимально - 1 балл).
4. Количество учащихся - участников и победителей предметных конкурсов и олимпиад различных уровней (в % от общего числа учащихся школы) (максимально - 2 балла, в том числе: школьного и муниципального уровня - 1 балл, регионального и федерального уровня - 2 балла).
5. Количество учащихся, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования на бюджетные отделения (в % от общего числа выпускников школы) (максимально - 1 балл при показателе не ниже 60%).
6. Число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, в работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др. (в % от общего числа учащихся школы) (максимально - 1 балл при показателе не ниже 50%).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Результаты аттестации.
2. Результаты Единого государственного экзамена.
3. Общие сведения о проводимых мониторинговых исследованиях: дата проведения, цель, объект исследования.
4. Списки участников и победителей предметных олимпиад (с указанием вида и статуса олимпиады), статистические данные, копии свидетельств, документов о награждении.
5. Сведения (количественные) об учащихся, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
6. Зафиксированные факты участия (свидетельства, удостоверения, дипломы и проч.) в акциях социального характера, в реализации социальных проектов, в работе общественных объединений и творческих организаций.
2. Критерий "эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе"
Содержание критерия.
При оценке учреждения по этому критерию можно выделить:
- общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе учреждения в целом и по ступеням образования;
- долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;
- динамику этих показателей;
- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);
- готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (долю преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
При оценке работы учреждения по данному критерию рекомендуется уделить внимание не только количественным показателям, их реализации в практике, но и тому эффекту, который получен учреждением от их внедрения. Таким образом, экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию.
Показатели и способы оценивания:
1. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе (максимально - 2 балла при условии преемственности в использовании инновационных технологий на разных ступенях обучения; 1 балл - при условии использования данных технологий на отдельных ступенях обучения).
2. Доля педагогов:
- эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования;
- прошедших подготовку в области современных педагогических технологий (максимально - 2 балла, в том числе по 1 баллу при положительной динамике (за 3 года) по каждой позиции).
3. Доля педагогов, участвующих в экспериментальной работе (максимально - 2 балла, в том числе: при показателе 50% - 2 балла, 49 - 30% - 1 балл, ниже 30% - 0 баллов).
4. Оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) (в сравнении с нормативным показателем по области) (максимально - 1 балл при условии соответствия показателю).
5. Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет и использование Интернета в образовательном процессе (максимально - 1 балл).
6. Количество учителей (в % от общего числа), повысивших квалификацию в области современных информационных технологий (в динамике за 3 года) и владеющих навыками работы на персональном компьютере (максимально - 1 балл при условии положительной динамики или стабильного уровня, составляющего не менее 50% от общего числа педагогов).
7. Наличие школьной медиатеки (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Виды инновационных технологий с указанием использования по ступеням обучения.
2. Сведения (в %) за последние 3 года.
3. Сведения (в %) за текущий год.
4. Количество учащихся на персональный компьютер.
5. Сведения общего характера.
6. Сведения (в %) за 3 года.
7. Общая характеристика.
3. Критерий "обеспечение доступности качественного образования"
Содержание критерия.
Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.
В ходе экспертизы оцениваются:
- характер реализуемых учреждением образовательных программ (содержание и технологии);
- наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном учреждении, то есть полнота удовлетворения их образовательных запросов;
- качество реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания;
- преемственность и завершенность школьных образовательных программ, которые обеспечиваются использованием учебно-методических комплектов одной линии;
- выполнение учреждением Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", гарантирующего право ребенка на получение образования в любом общеобразовательном учреждении (наличие в учреждении открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы согласно имеющемуся в учреждении количеству посадочных мест; наличие у родителей и учащихся возможностей для осуществления их выбора образовательной программы);
- доступность образовательных услуг учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников.
Показатели и способы оценивания:
1. Процент обучающихся, не получивших в учреждении основного общего образования до достижения 15-летнего возраста (по отношению к областному) (максимально - 1 балл при условии процента ниже или равного областному).
2. Наличие реализуемых школой образовательных программ, содержащихся в концепции и программе развития школы (максимально - 4 балла):
- программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающие доступным качественное обучение на первой ступени (0,5 балла);
- программы развивающего (личностно-ориентированного) обучения (0,5 балла);
- программы предпрофильной подготовки для девятиклассников (1 балл);
- программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе базисного учебного плана 2004 года (1 балл);
- программы углубленного изучения отдельных предметов (0,5 балла);
- программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке, и др. (0,5 балла).
3. Степень индивидуализации обучения (максимально - 2 балла), наличие учащихся (в процентах от общего числа):
а) обучающихся по разноуровневым учебным программам, индивидуальным учебным планам (1 балл);
б) другим возможным формам обучения (экстернат, дистанционная, домашнее обучение, группы продленного дня и др.) (1 балл).
4. Обеспеченность реализуемых программ педагогическими кадрами, в том числе обеспеченность специалистами, сопровождающими образовательный процесс (педагог-психолог, социальный педагог, логопед) (максимально - 1 балл).
5. Квалификационный уровень педагогических кадров (максимально - 1 балл при соответствии показателя нормативному областному).
6. Наличие дополнительных образовательных услуг (платных или бесплатных) (максимально - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Сведения о количестве учащихся (в %), не получивших в учреждении основного образования до достижения 15-летнего возраста.
2. Перечень программ (по видам).
3. Сведения о количестве учащихся (в %).
4. Общая справка.
5. Общая справка.
6. Перечень дополнительных образовательных услуг.
4. Критерий "продуктивность реализации программы развития"
Содержание критерия.
Под продуктивностью реализации программы развития учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие современной модели образования.
Показатели и способы оценивания:
1. Формат программы (максимально - 2 балла, в том числе: все необходимые разделы представлены полностью - 2 балла, частично - 1 балл).
2. Соответствие программы развития анализу выявленных проблем (аналитическая обоснованность важности и необходимости инновационных изменений) (максимально - 1 балл).
3. Наличие условий и ресурсов для выполнения программы развития (кадровых, научно-методических, материально-технических и др.) (максимально - 1 балл).
4. Системность работы учреждения по реализации инновационной деятельности (максимально - 2 балла, в том числе: работа ведется в системе - 2 балла, вводятся локальные инновации - 1 балл).
5. Качество программы как документа, способствующего целенаправленной работе по развитию системы образования учреждения (максимально - 1 балл при условии высокого качества).
6. Уровень инновационной деятельности учреждения (максимально - 3 балла, в том числе: федеральный уровень - 3 балла, региональный - 2 балла, муниципальный - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1 - 5. Программа развития образовательного учреждения.
6. Программы, материалы семинаров, конференций, проводимых на базе школы, с указанием их статуса.
5. Критерий "сочетание принципов единоначалия и самоуправления"
Содержание критерия.
Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса.
Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются также: равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, толерантность, плюрализм и др.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие зафиксированных в уставе учреждения органов общешкольного самоуправления, в том числе управляющего совета (максимально - 1 балл).
2. Динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений (максимально - 1 балл).
3. Включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса (максимально - 4 балла): учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров (по 1 баллу за каждую позицию).
4. Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт в Интернете, ежегодные опубликованные для ознакомления общественности публичные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.) (максимально - 2 балла, в том числе: разнообразие форм - 2 балла, единичные формы - 1 балл).
5. Наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, анкетирования, интервьюирования, "горячих линий", дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации (максимально - 2 балла, в том числе: системное использование разнообразных форм - 2 балла, единичные формы - 1 балл).
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Устав учреждения (соответствующий раздел).
2. Сведения о формах участия общественности в управлении учреждением (в динамике за 3 года).
3. Формы участия разных субъектов образовательного процесса в управлении школьной жизнью (общая справка).
4. Зафиксированные факты наличия данных форм.
5. Общие сведения о проводимых учреждением социологических опросах, анкетировании; тематика интервьюирования, планы (программы) проведения дней открытых дверей и прочее.
6. Критерий "отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся"
Содержание критерия.
Состояние здоровья учеников - ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
Показатели и способы оценивания:
1. Наличие в программе развития учреждения целей и разделов, содержащих меры по поддержанию и улучшению здоровья школьников (максимально - 1 балл).
2. Статистика заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса (простудные заболевания, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса; школьная дезадаптация и др.) (максимально - 2 балла, в том числе: понижение показателей - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
3. Мониторинг состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет (максимально - 2 балла, в том числе: положительная динамика - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
4. Мониторинг распределения учащихся по медицинским группам здоровья школьников (максимально - 2 балла, в том числе: положительная динамика - 2 балла, стабильные показатели - 1 балл).
5. Планирование и выполнение мероприятий по профилактике наркомании, пьянства, табакокурения и т.п. (максимально - 2 балла, в том числе: системные мероприятия - 2 балла, разовые мероприятия - 1 балл).
6. Наличие в школе оздоровительного центра, групп индивидуальной физической подготовки (максимально - 1 балл).
Примечание: для показателей 2, 3, 4 исключением могут являться ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по независящим от школы причинам, например, в результате прибытия большого количества новых учащихся, имеющих проблемы со здоровьем.
Способы подтверждения соответствующих показателей:
1. Программа развития школы (соответствующий раздел).
2 - 4. Статистические данные.
5. Перечень и план-график мероприятий.
6. Сведения общего характера.
7. Критерий "позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению"
Содержание критерия.
Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в учреждении:
- качества обучения (по предметам и ступеням обучения);
- степени подготовленности выпускников учреждения к поступлению в престижные вузы;
- качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров;
- отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников и комфортности психологического климата в учреждении;
- уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в учреждении для здоровья ребенка;
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.