Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Ивановской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 1022 в настоящую подпрограмму внесены изменения
Приложение
к решению
Ивановской городской Думы
от 26 декабря 2007 г. N 664
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново
на 2006-2010 годы, входящая в состав целевой
программы "жилище" города Иванова на 2003-2010 годы"
27 февраля, 26 ноября 2008 г., 25 марта 2009 г.
См. Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение или строительство жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006 - 2010 годы, входящей в состав целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003 - 2010 годы, утвержденные постановлением Главы администрации г. Иванова от 21 марта 2008 г. N 707
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново
на 2006-2010 годы, входящей в состав целевой программы
"Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы
Наименование | Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы, входящая в состав целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы |
Основание для разработки |
Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в действующей редакции); Постановление Российской Федерации от 11.08.2007 N 510 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей"; Постановление Правительства Ивановской области от 27.06.2006 N 108-п "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Ивановской области от 28.05.2003 N 43-па"; Постановление Правительства Ивановской области от 17.10.2007 N 208-п "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Ивановской области от 28.05.2003 N 43-па"; Постановление Главы города Иванова от 07.07.2006 г. N 1901 "Об утверждении плана мероприятий национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории городского округа Иванова". |
Заказчик городской Подпрограммы |
Администрация города Иванова |
Разработчики подпрограммы |
Ивановский государственный архитектурно - строительный университет, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова |
Цель подпрограммы | Улучшение жилищных условий молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы |
Основные задачи подпрограммы |
- создание социально-бытовых и экономических условий для укрепления молодых семей; - разработка и реализация методов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы; - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам; - создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья. |
Исполнители подпрограммы |
Участвующие в реализации мероприятий подпрограммы: - Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова; - Комитет по делам молодежи Администрации города Иванова. |
Срок реализации подпрограммы |
2006-2010 годы |
Основные мероприятия подпрограммы |
- разработка нормативно-правовых документов; - формирование организационных и финансовых механизмов оказания государственной и муниципальной поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Предполагаемый общий объем финансирования составит 6,236265; 61,633705; 84,50158; 79,33645; 153,33332; 385,04132 млн. руб. (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.), из них: - федеральный бюджет - 0; 7,140; 20,03257; 7,50204; 51,99999; 86,6746 млн.руб. (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - бюджет Ивановской области - 0,332640; 14,4673; 11,18184; 8,68962; 13,0; 47,6714 млн. руб. (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - бюджет города Иванова - 0,086625; 10,026405; 5,28717; 3,14479; 4,33333; 22,87832 млн. руб. (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - внебюджетные средства - 5,817; 30,0; 48,0; 60,0; 84,0; 227,817 млн. руб. (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.). |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- оказание государственной и муниципальной поддержки в улучшении жилищных условий 918 молодым семьям г. Иваново; - развитие и закрепление положительных демографических тенденций в г. Иваново; - создание условий для формирования активной экономической позиции молодежи; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан. |
Система организации контроля за реализацией подпрограммы. |
Общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова |
Руководитель подпрограммы |
Заместитель Главы города Иванова Шаронов К.В. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы, входящая в состав целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы (далее именуемая подпрограммой), предусматривает создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982 - 1986 годов рождения, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Демографическая ситуация в г. Иваново остается сложной. Численность населения г. Иваново имеет устойчивую тенденцию к сокращению, начиная с 1989 г.*
За 2005 год население города уменьшилось почти на 5,2 тыс. человек. Темпы снижения численности детского населения в возрасте от 0-14 лет заметно превышают таковые для всего населения города.
Причиной сокращения численности населения является негативная тенденция в процессе естественного воспроизводства.
Число умерших в 2005 г. превысило число родившихся в 2,2 раза (рождаемость на 1000 населения - 8,7, смертность - 19,2).
Для города Иванова характерна естественная убыль, которая составляет 4,4 чел. на 1000 населения.
Четко прослеживается процесс старения населения.
Рождаемость составляет 8,7 родившихся на 1000 человек населения, что сопоставимо со средним российским показателем (более 8). За последние 10 лет рождаемость сократилась почти в два раза. Семьи становятся малодетными. Значительно снижается количество семей, воспитывающих троих и более детей.
И несмотря на это, число зарегистрированных браков превышает число разводов в 1,7 раза (зарегистрировано: браков на 1000 населения - 7,5, разводов - 4,3).
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.
Продуманная и реалистичная политика в отношении молодой семьи, расширение экономической поддержки молодых семей и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В настоящее время в городе Иванове в очереди на улучшение жилищных условий с помощью ипотечного займа числится около 500 молодых семей.
Сокращение объемов государственного строительства оставляет меньше надежд на получение жилья за счет государства. С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей и молодых граждан, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа молодыми гражданами построенных (реконструированных) квартир.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения г. Иваново.
Государственная и муниципальная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:
- предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам;
- предоставление безвозмездных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных семьей на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);
- содействие строительству незавершенных объектов и приспособление других гражданских объектов под жилье;
- предоставление заемных средств;
- строительство муниципального и ведомственного жилья для предоставления квартир по договорам социального найма.
Для решения проблемы по обеспечению жильем молодых семей требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи подпрограммы, сроки ее реализации
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной и муниципальной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома, в том числе в предоставлении средств, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной и муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям г. Иваново, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
- обеспечение предоставления молодым семьям г. Иваново социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации данной подпрограммы являются:
- бюджетная поддержка молодых семей - участников подпрограммы путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам;
- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;
- возможность для молодых семей - участников подпрограммы реализовать свое право на получение бюджетной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Ивановской области и бюджета города Иванова при улучшении жилищных условий в рамках данной подпрограммы только один раз;
- пропаганда программных приоритетов демографического поведения молодой семьи, связанных с укреплением семейных отношений и ростом рождаемости.
Условиями досрочного прекращения подпрограммы может быть досрочное достижение целей и задач подпрограммы, изменение механизмов реализации государственной жилищной политики и законодательства Российской Федерации.
Подпрограмма реализуется в период 2006-2010 годов.
В течение указанного периода предполагается:
- формирование и отработка механизмов государственной и муниципальной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья;
- пропаганда основных положений подпрограммы и формирование списков участников.
- реализация основных положений подпрограммы;
- совершенствование правовой базы подпрограммы.
3. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы направлены на создание системы государственной и муниципальной поддержки молодой семьи в решении ими жилищной проблемы.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку муниципальных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной и муниципальной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджетов города Иванова и Ивановской области на планируемый год, а также определение объемов ежегодного финансирования подпрограммы из средств федерального бюджета.
Организационные мероприятия включают:
- признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке;
- формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
- определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Иваново;
- определение ежегодного объема средств, выделяемых из бюджета города Иванова на реализацию мероприятий подпрограммы;
- выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение или строительство жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в бюджете города, а также объемов софинансирования за счет средств бюджета Ивановской области и федерального бюджета.
Система программных мероприятий призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей подпрограммы и включает в себя:
- определение участников подпрограммы по установленным критериям;
- порядок оказания государственной и муниципальной поддержки;
- контроль за расходованием средств и ходом реализации подпрограммы.
Основными направлениями в реализации подпрограммы являются:
- предоставление социальных выплат молодым семьям;
- организация информационной и разъяснительной работы в средствах массовой информации, направленной на освещение целей и задач подпрограммы для широких слоев молодежи;
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы представлен в приложении.
4. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной и муниципальной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Участие в подпрограмме является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной и муниципальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней предоставляется молодой семье только один раз.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам и займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
В первую очередь социальные выплаты предоставляются молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Иваново. Норматив стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по г. Иваново определяется администрацией города Иванова и утверждается соответствующим постановлением.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
- для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
- для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Иваново, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Размер социальной выплаты составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
До 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, составит 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями подпрограммы, при этом доля средств бюджетов Ивановской области и г. Иваново, направляемых на софинансирование, должна составлять не менее 25 процентов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 процентов для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также неполных молодых семей.
С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Ивановской области на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", будет рассчитываться по формуле:
ДСФ = (40 - 15 x КБО),
где:
ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Ивановской области на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Ивановской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
КБО на соответствующий финансовый год доводятся до исполнителей областной подпрограммы Департаментом финансовой Ивановской области.
Доля средств бюджета Ивановской области и города Иванова, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом уровня бюджетной обеспеченности Ивановской области составит:
не менее (15 x КБО - 5)- для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 x КБО) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
Доля средств бюджета Ивановской области и города Иванова, направляемых на софинансирование предоставления социальных выплат молодым семьям распределяется в процентном отношении 75:25.
При расчете доли средств федерального бюджета, бюджетов Ивановской области и города Иванова, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, полученное значение указанного показателя округляется до целого числа.
Начиная с 2008 года размер социальной выплаты составит не менее:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (15 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 15 процентов - за счет средств бюджета Ивановской области и 5 процентов - за счет бюджета города Иванова), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (15 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 15 процентов - за счет средств бюджета Ивановской области и 10 процентов - за счет бюджета города Иваново), - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной решением Ивановской городской Думы в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета города Иванова в размере 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение или строительство жилья.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изготовление бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев.
Порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам и займа, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново осуществляет выдачу свидетельств, информирует молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Ивановской области. Городской округ Иванова не вправе ограничивать территорию пределами города.
Улучшение жилищных условий молодых семей - участников подпрограммы в последующем осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
- средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы);
- средства бюджетов г. Иваново и Ивановской области;
- средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты (займы) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
Общий объем финансовых средств, предполагаемых к привлечению на реализацию подпрограммы из всех источников финансирования, составляет 385,04132 млн. рублей (см. таблицу 1).
Таблица 1
Объемы финансирования подпрограммы в 2006-2010 годах **
Всего в 2006-2010 годах |
2006 год |
2007 год |
2008 год *** |
2009 год **** |
2010 год |
|
Объем средств за счет всех источников финансирования (млн. руб.) |
385,04132 | 6,236265 | 61,633705 | 84,50158 | 79,33645 | 153,33332 |
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, в том числе |
||||||
- средства федерального бюджета (млн. руб.) |
86,6746 | 0 | 7,140 | 20,03257 | 7,50204 | 51,99999 |
- средства бюджета Ивановской области (млн. руб.) |
47,6714 | 0,332640 | 14,4673 | 11,18184 | 8,68962 | 13,0 |
средства бюджета города Иванова, в том числе на предоставление дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья (млн. руб.) |
22,87832 | 0,086625 | 10,026405 | 5,28717 | 3,14479 | 4,33333 |
Внебюджетные источники финансирования, в том числе средства банков, кредитных организаций, предприятий (млн. руб.) |
227,817 | 5,817 | 30,0 | 48,0 | 60,0 | 84,0 |
** Объемы бюджетных и внебюджетных средств рассчитаны исходя из норм, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 и от 13.05.2006 N 285, и Правительства пропорций бюджетного и внебюджетного финансирования, предусмотренных в постановлении Ивановской области от 27.06.2006 N 108-п "О внесении изменения в постановление Администрации Ивановской области от 28.05.2003 N 43-па". *** Объемы финансирования на 2008 год представлены с учетом остатков средств по выданным, но нереализованным свидетельствам в 2007 году. **** Объемы финансирования на 2009 год представлены с учетом остатков средств по выданным, но нереализованным свидетельствам в 2008 году. |
Средства федерального бюджета - 86,6746 млн. рублей, бюджета Ивановской области - 47,6714 млн. рублей предусмотрены на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Средства бюджета города Иванова в размере 22,87832 млн. рублей выделяются на субсидирование молодых семей для приобретения жилья, а также на предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья.
Объем финансирования подпрограммы за счет федерального бюджета будет уточняться ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета и результатов конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для реализации подпрограммы.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджетов г. Иваново и Ивановской области подлежит ежегодному уточнению с учетом возможностей бюджетов.
В рамках реализации подпрограммы предполагается привлечение средств из внебюджетных источников в размере 227,817 млн. руб., в том числе средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственные средства молодых семей.
В условиях отсутствия в 2006 году софинасирования подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей из федерального бюджета средства городского бюджета, предусмотренные на 2007 год, включают в себя федеральную составляющую в размере 900,9 тыс. руб. Указанные средства будут выделены молодым семьям - участникам подпрограммы, получившим свидетельства в 2006 году.
6. Организация управления подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
В городе Иванове заказчиком городской подпрограммы является Администрация города (в соответствии с распоряжением Администрации города от 20.07.2006 N 466р). Исполнителями подпрограммы являются: Управление жилищной политики и ипотечного кредитования и комитет по делам молодежи администрации г. Иваново (далее исполнители городской подпрограммы), которые участвуют в разработке нормативно-правовой базы, определяют условия предоставления финансовых средств, выделяемых из бюджета на реализацию подпрограммы, ведут городской реестр участников подпрограммы и осуществляют иные функции по обеспечению реализации подпрограммы на территории города Иванова.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иваново осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формирует списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году, представляет их в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, планирует объемы ежегодного финансирования подпрограммы и представляет заявку на включение указанных расходов в бюджет города Иванова на очередной финансовый год.
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от муниципальных образований, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджетов Ивановской области и местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и указанный сводный список представляются Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование подпрограммы, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, доводятся до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Исполнители городской подпрограммы в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр утверждают с учетом размера средств, предусматриваемых в бюджетах г. Иваново и Ивановской области на реализацию подпрограммы на соответствующий год, списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Государственный заказчик подпрограммы после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с государственным координатором федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утверждает в пределах средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, и с учетом предварительных контрольных цифр распределение средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации и доводит эти сведения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для получения средств федерального бюджета на софинансирование предоставления социальных выплат Правительство Ивановской области в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, представляет государственному заказчику подпрограммы следующие документы:
а) список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году по состоянию на дату представления;
б) областную и городскую подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей;
в) документы, содержащие сведения о размере средств, предусмотренных в бюджетах г. Иваново и Ивановской области на текущий год на предоставление социальных выплат, а также средств для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства) молодой семьей - участницей подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка;
г) соглашения между организациями и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления о софинансировании подпрограммы с указанием размера средств, выделяемых организациями для предоставления социальных выплат молодым семьям (при наличии таких соглашений).
Средства федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются государственным заказчиком подпрограммы в бюджет Ивановской области в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, утвержденных государственному заказчику, на основании соглашения, заключенного с Департаментом строительства архитектуры Ивановской области, при условии, что в бюджетах г. Иваново и Ивановской области в необходимых объемах предусмотрены средства на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Указанные средства федерального бюджета перечисляются в установленном порядке в бюджет Ивановской области на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета Ивановской области.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново в течение 10 рабочих дней после поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение субсидий, в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение субсидий, утвержденным Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново в установленные сроки предоставляет в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области отчеты об использовании бюджетных средств, выделенных на предоставление социальных выплат.
Как показывает опыт и практика других регионов Российской Федерации, эффективность решения проблемы зависит во многом от организации управления реализацией подпрограммы и ее информационной обеспеченности в СМИ для широких слоев молодежи г. Иваново, которые могут выбрать наиболее подходящий им способ (механизм) решения жилищного вопроса в своем городе.
Приведенные в Подпрограмме разделы могут редакционно изменяться в процессе развития и реализации настоящей Подпрограммы в рабочем порядке. Корректировку Подпрограммы,# в соответствии с изменившимися условиями ее осуществления выполняют исполнительные органы власти города, в лице Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново по согласованию с подразделениями администрации города, в рамках своей компетенции.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджетов г. Иваново и Ивановской области будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальной выплаты;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения молодыми семьями - участниками подпрограммы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка объема и эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей - участников подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов);
- доля молодых семей, обеспеченных жильем, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- доля оплаченных свидетельств от общего количество свидетельств, выданных молодым семьям.
В процессе реализации подпрограммы будет сформирована система улучшения жилищных условий молодых семей с помощью государства с привлечением средств организаций и предприятий, а также собственных средств участников.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем 918 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
- в 2006 году - 18 молодых семей,
- в 2007 году - 98 молодых семей,
- в 2008 году - 173 молодые семьи,
- в 2009 году - 437 молодых семей,
- в 2010 году - 192 молодые семьи, а также позволит обеспечить:
- финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета, бюджетов г. Иваново и Ивановской области;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
______________________________
* Статистические данные, представленные в данной подпрограмме взяты из:
- Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2004. - 705 с.
- Доклад Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ивановской области от 25 января 2006 года "О социально-экономическом положении г. Иваново в 2005 году".
** Объемы бюджетных и внебюджетных средств рассчитаны исходя из норм, установленных постановлениями Правительства Российско й Федерации от 31.12.2005 г. N 865 и от 13.05.2006 г. N 285 и пропорций бюджетного и внебюджетного финансирования, предусмотренных в постановлении Правительства Ивановской области от 27.06.2006 г. N 108-п "О внесении изменения в постановление администрации Ивановской области от 28.05.2003 N 43-па".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.