Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные принципы и направления
развития муниципальной системы образования
города Иванова на 2007-2011 годы
Перед муниципальной системой образования в настоящее время в условиях наметившихся позитивных отношений со стороны федеральных и региональных органов власти встает задача рационального использования всех имеющихся ресурсов с целью повышения инвестиционной привлекательности и качества предоставляемых образовательных услуг.
Следует отметить, что сегодня не все звенья муниципальной системы образования в полной мере активно вовлечены в процесс ее функционирования. Основные причины этого заключаются в следующем:
- не отрегулированы в полной мере взаимоотношения с областным органом, определяющим региональную политику в сфере образования; не определена миссия системы образования города Иванова как областного центра в областной системе;
- недостаточно задействован потенциал городского комплекса, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, других заинтересованных структур;
- ослаблены импульсы саморазвития образовательных учреждений из-за отсутствия системной интеграции необходимых ресурсов управления образования, образовательного учреждения и социальных партнеров;
- не всегда используются ресурсы эффективного управления, строго не определена ответственность за результаты образовательного процесса имеющихся управленческих структур, недооценивается роль педагогических коллективов учреждений и органов самоуправления учащихся;
- недостаточно используется потенциал интеграции региональной науки и образования, новых форм и механизмов их взаимодействия;
- недостаточно используется взаимодействие управления образования с другими структурными подразделениями городской Администрации, депутатами Ивановской городской Думы, Правительством Ивановской области.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления имеющимися у городской системы образования финансами.
В соответствии с основными направлениями образовательной политикой России, системой мониторинга качества образования Ивановской области, ориентированных на удовлетворение граждан в качественном образовании, в основу программы развития системы образования города Иванова закладываются следующие принципы:
1. Ориентация на потребителя. Необходимо понимать текущие и будущие потребности учащихся# их родителей, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
2. Лидерство и ответственность руководителей всех уровней. Руководство обеспечивает единство целей и направления деятельности, как в целом муниципальной системы образования, так и каждого образовательного учреждения.
3. Соучастие в приоритетном национальном проекте "Образование". Управление образования администрации города Иванова должно поддерживать инициативы в рамках национального проекта "Образование", участвовать в софинансировании данных инициатив.
4. Вовлечение сотрудников. Основу образовательного учреждения составляют сотрудники всех уровней. Повышение престижа труда работников образовательной сферы, их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности образовательного учреждения, рациональное использование их потенциала дают возможность с выгодой использовать их способности, что принесет пользу муниципальному образованию в целом.
5. Процессно-ориентированный, системный и программный подходы в управлении. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов муниципальной системы образования, определению ответственных за такие процессы и их документальной регламентации. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы обеспечивает единую стратегию скоординированного развития всех частей городского образования. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.
6. Взаимовыгодные отношения с партнерами. Образовательные учреждения и их партнеры взаимозависимы. Их отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать новые ценности, увеличивают системный эффект за счет взаимодействия своих потенциалов.
Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциалов и практических действий, определяют развитие и саморазвитие образования в городе Иванове.
Новая программа развития муниципальной системы образования до 2011 года даст возможность продолжить программно-целевой поход управления образованием города Иванова, определить перспективы выхода на новое качество образования, ее реализация позволит рационально использовать все накопленные внутренние и привлекаемые ресурсы.
Анализ положения дел в системе образования города Иванова через призму обозначенных выше концептуальных принципов и проблем, выявленных в ходе подведения итогов работы по предыдущей целевой программе, позволяет с позиции системного подхода определить следующие перспективные направления развития муниципальной системы образования на 2007-2011 годы:
1. Участие муниципальной системы образования города Иванова в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
2. Ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования.
3. Управление качеством образования.
4. Повышение доступности и качества образовательных услуг.
По каждому направлению в Программе выстроен план конкретных действий, мероприятий с указанием сроков, исполнителей, источников и объемов финансирования.
Участие муниципальной системы образования города Иванова в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Первый год реализации приоритетного национального проекта "Образование" показал наличие большого потенциала муниципальной системы образования.
Одним из основных условий реализации ПНП "Образование" является его софинансирование на всех уровнях власти (в том числе на муниципальном). Таким образом, в программу развития вошли те мероприятия, которые необходимы для четкого выполнения обязательств по софинансированию в соответствии с планом-графиком реализации ПНП "Образование" в городе Иванове. В связи с тем, что весь объем текущего финансирования, выделяемый управлению образования в последние годы, расходуется только на обеспечение функционирования подведомственных учреждений, важным является обеспечение Программой целевого финансирования новых инициатив педагогической общественности города в рамках основных направлений ПНП "Образование".
По направлению "Стимулирование инновационной деятельности лучших работников и учреждений" предполагается обеспечение со стороны муниципалитета распространения необходимой информации и оказание организационной и методической помощи участникам конкурсов ПНП "Образование", поощрение руководителей общеобразовательных учреждений-победителей этих конкурсов.
Меняется идеология организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях города. Программа предполагает поддержку 5 учреждений со статусом муниципальной экспериментальной площадки (для организации и проведения опытно-экспериментальной работы) и 5 учреждений со статусом муниципальной опорной площадки (для организации ресурсных центров и распространения передового опыта по значимым направлениям развития муниципальной системы образования). Данный статус будет присваиваться учреждениям на конкурсной основе на 1-2 года в соответствии с принципами ПНП "Образование".
Программа расширяет спектр конкурсов профессионального мастерства работников муниципальной системы образования, общественных презентаций подведомственных учреждений, форм представления для специалистов и широкой общественности инновационных разработок лучших педагогов города.
В связи с узкой ориентацией ПНП "Образование" в части поддержки специалистов, занимающихся непосредственно воспитательной работой в образовательных учреждениях, только на классных руководителей общеобразовательных школ, Программа предусматривает муниципальную поддержку лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
По направлению "Развитие единого информационного пространства" предполагается создание необходимых условий для совершенствования (логического продолжения) идей, заложенных в целевой программе информатизации муниципальной системы образования до 2006 года.
Основной акцент сделан на создание единой городской компьютерной сети (предполагается до 2011 года объединить в такую сеть более 80 подведомственных учреждений). Создание компьютерной сети позволит ускорить обмен информацией между участниками сети, включая аппарат управления образования, перевести в электронный вид основной документооборот для общеобразовательных учреждений, увеличить использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе путем развития единого мультимедийного ресурсного центра.
Общеобразовательные учреждения города в настоящее время оснащены компьютерной техникой. При этом Программа предусматривает расширение и модернизацию парка компьютерной техники в образовательных учреждениях города, решая новые задачи:
- компьютеризация дошкольных образовательных учреждений;
- компьютеризация учреждений дополнительного образования и межшкольных учебных комбинатов;
- создание автоматизированных рабочих мест учителей общеобразовательных учреждений.
Важное значение приобретает качественная работа по созданию и обслуживанию сайтов учреждений образования города на сервере управления образования. Программа нацеливает все учреждения на усиление деятельности в этом направлении, подчеркивает важность содержательного наполнения официального сайта управления образования администрации города.
По направлению "Поддержка классных руководителей и повышение эффективности воспитательной деятельности" Программа предусматривает поддержку учителей-предметников, подготовивших победителей городских и областных олимпиад и творческих конкурсов. Учитывая важность детского мнения в оценке качества воспитательной работы, устанавливается ежегодная премия "Орден детских сердец" лучшему педагогу по итогам независимого голосования учащихся.
В течение последних двух лет с положительной стороны зарекомендовали себя конкурсы социальных и бизнес проектов, Программа предусматривает их поддержку в течение следующих четырех лет.
Основные мероприятия по воспитанию с подробным обоснованием необходимости их реализации в текущий период заложены в целевой подпрограмме "Дети города".
Ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования.
Материально-техническая база - необходимое условие функционирования системы образования города и всех ее звеньев. В Иванове 58 общеобразовательных школ и 124 дошкольных образовательных учреждений, 5 учреждений дополнительного образования детей и 3 межшкольных учебных комбината. Недостаточное финансирование, особенно в 90-е годы, ремонтно-строительных работ в образовательных учреждениях города привело к тому, что к началу 2000 года практически все здания муниципальной системы образования, их внутренние помещения (спортивные и актовые залы, классные комнаты, столовые, гардеробы, библиотеки и т. д.) перестали удовлетворять государственным и региональным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений. Несмотря на увеличение более чем в три раза в оцениваемый период объема бюджетного финансирования, данные средства позволили муниципальной системе образования только сохранить имеющуюся материально-техническую базу и не решили всех проблем.
В связи с этим в конце 2005 года было проведено комплексное обследование зданий школ с целью определения потребности городской системы образования в приведение материально-технической базы образовательных учреждений к современным нормам. Для решения проблемы необходимо выполнить следующие первоочередные работы:
- строительство новых или реконструкция имеющихся спортивных залов, пищеблоков, актовых залов, учебных кабинетов (14 объектов);
- замена деревянных перекрытий общей площадью 27150 м2;
- восстановление целостности (монолитности) внешних стен зданий общей площадью 27890 м2;
- ремонт цоколя и фундамента общей площадью 1330 м2;
- замена оконных блоков, общее количество 8037 шт.;
- ремонт потолков общей площадью 50735 м2.
Реализация всех этих мероприятий предусматривает муниципальная целевая программа реконструкции школ города Иванова (решение Ивановской городской Думы от 29.11.2005 N 651, общий объем финансирования из городского бюджета до 2011 г. составляет 79950 тыс. руб.) и текущий бюджет, основная часть которого расходуется на заработную плату работникам системы и ремонтные работы.
Данная Программа делает акцент на организационно-методическом обеспечении, в частности организацию мастер-классов образовательных учреждений и учителей, победителей ПНП "Образование", подготовку и издание методической и учебной литературы муниципальным методическим центром, создание системы отбора и подготовки патронатных семей и т. д.
Другой акцент - кадровое обеспечение. Дальнейшее совершенствование образования в Иванове в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, от общественного мнения горожан об ивановских учителях, от совершенствования механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов. В связи с этим предусматривается:
- создание на муниципальном уровне условий социальной защищенности педагогических работников;
- создание системы профессионального и психологического сопровождения молодых специалистов в период их адаптации;
- создание условий для самосовершенствования педагогов, повышения их профессионального мастерства;
- обновление содержания системы диагностики и аттестации педагогических работников;
- организация действенной и адресной методической помощи педагогическим работникам.
Управление качеством образования.
Программа предусматривает создание условий по выработке организационных механизмов управления качеством образования с учетом выбора различных стратегий, обеспечению комплексного подхода и внутренних взаимосвязей целостной оценки качества образования на разных этапах управления. С этой целью предполагается проведение некоторых организационных мероприятий.
Совершенствование нормативно-правовой базы муниципальной системы образования обусловлено, в первую очередь, изменениями в государственной политике по отношению к образованию, пересмотру распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Основная нагрузка по выполнению этой работы будет возложена на аппарат управления образования, на период 2007 - 2008 годов, в течение которого предстоит разработать и обновить более 30 нормативных документов.
Изменение в подходах и механизмах финансирования может потребовать увеличение числа общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно. В связи с этим Программой предусмотрена поддержка модернизации электронных программ бухгалтерского учета и повышение квалификации бухгалтерских работников.
Развитие государственно-общественных отношений будет осуществляться путем инициирования создания новых форм общественного управления в образовательных учреждениях (попечительские советы, управляющие советы и т. д.), координации их деятельности в городе, включение органов общественного управления образованием в оценку качества образования. С 2007 года создаются новые органы общественно-государственного управления образованием на муниципальном уровне: Коллегия управления образования и Совет по образованию города Иванова. С целью активизации общественной деятельности родителей на уровне муниципалитета Программой предусмотрено стимулирование общественных родительских объединений, для координации воспитательной деятельности в областном центре будет создано методическое объединение классных руководителей.
Совершенствование системы оценки качества образования предполагает разработку и проведение ежегодных мониторинговых исследований:
- по удовлетворенности заказчиков качеством образовательных услуг;
- по демографическим и социальным тенденциям, влияющим на систему образования города;
- по определению уровня обученности выпускников I, II и III ступеней по результатам ЕГЭ, "малого" ЕГЭ, портфолио и т. д.;
- по определению эффективности воспитательных систем общеобразовательных учреждений и др.
Мониторинговые исследования необходимы не только и не столько для получения объективной оценки деятельности той или иной подсистемы городского образования и принятия необходимых оперативных управленческих решений, но и для организации управления на основе прогностической концепции развития. Программой предусматривается создание комплексного подхода к прогностическим (прогнозно-стратегическим) исследованиям с использованием синтезирующих свойств локальных образовательных подсистем для определения общих (инвариантных) и специфических для Иванова качеств и признаков муниципальной системы образования.
Для отечественной системы образования сегодня ключевое значение имеет то, насколько эффективно будет реализовываться соответствующий приоритетный национальный проект, инициированный Президентом Российской Федерации. Очевидно, что одно лишь увеличение финансирования не может привести к назревшим качественным переменам. Поэтому важно на местном уровне создавать атмосферу положительного общественного мнения, уважения по отношению к образованию. Программа предусматривает мероприятия по повышению престижа муниципальной системы образования. Среди них наиболее значимыми являются:
- ежегодные городские праздники (День знаний, День учителя, День последнего звонка);
- ежегодная церемония вручения премии "Престиж в области образования", проводимая с привлечением широкого круга общественности;
- проведение выставок, городских и межрегиональных конференций и другое.
Повышение доступности и качества образовательных услуг.
С целью совершенствования содержания общего образования и форм организации учебной деятельности предполагается продолжить работу:
- по обеспечению обязательного и доступного общего образования, расширению услуг дошкольного образования;
- по совершенствованию контроля и управления качеством образования на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения;
- по внедрению государственных стандартов образования;
- по переходу на профильное обучение старшеклассников;
- по наполнению школьного компонента учебного плана;
- по отработке и внедрению новых моделей (технологий, методик) обучения, повышению статуса образовательного учреждения - муниципальной экспериментальной площадки;
- по использованию потенциала высших учебных заведений, дальнейшему развитию и углублению новых форм взаимодействия средней и высшей школы.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений города (открытие новых образовательных учреждений, изменение их статуса, открытие групп для детей дошкольного возраста).
Важное место в Программе отводится совершенствованию содержания и форм образовательного процесса: разработка стратегии использования игровых программ в дошкольных образовательных учреждениях, организация в ДОУ групп для больных ДЦП и для детей с синдромом Дауна, осуществление последовательного перехода общеобразовательных учреждений на региональный базисный учебный план, развитие сети школ развивающего обучения, разработка и внедрение программ по профессиональному самоопределению учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Качественное образование включает в себя особые условия организации жизнедеятельности обучающихся, направленные на сохранение и укрепление их физического здоровья. Программой предусматривается проведение соответствующих мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.