Информация Прокуратуры Ивановской области от 3 марта 2010 г.
28 января 2010 года прокуратурой Родниковского района совместно с отделом государственного пожарного надзора г. Родники и Родниковского района Ивановской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на объекте ООО "10 000 мелочей" с массовым пребыванием граждан, расположенном по адресу: Ивановская обл., город Родники, ул. Любимова, д. 54.
Проверка показала, что вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" в этом здании:
- Допускается размещение горючих веществ у электросветильников и электрощитов;
- Допускается загромождение путей эвакуации на 1-м этаже у центрального входа и у запасного выхода из торгового зала строительных материалов, на 2-м этаже у запасного выхода из торгового зала.
- Планы эвакуации не соответствует требованиям, предъявляемым ГОСТ Р.
- Для складских помещений на 1-м этаже неопределенна категория по взрывопожарной и пожарной опасности и не обозначена на дверях помещений.
По итогам проведения проверки прокурором района в отношении заведующей магазином ООО "10 000" Козловой Татьяна Генриховна прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Постановлением ОГПН г. Родники и Родниковского района от 05.02.2010 г. заведующая магазином ООО "10 000 мелочей" признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа.
Прокуратурой Приволжского района в феврале при проведении проверки были выявлены нарушения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья.
Так, в Ингарском сельском поселении Приволжского муниципального района не значится аварийного жилья, однако, как показала проверка, имеется многоквартирный жилой дом (N 15 в с. Колышино Приволжского района), фактически являющийся аварийным, но в установленном порядке таковым не признанный, несмотря на то, что жильцам, проживающим в нем по договорам социального найма (в частности, Самодиной Г.И., проживающей в кв. 2) в связи с аварийностью дома администрацией поселения предоставляется другое жилье. Этим допущены нарушения ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п. 47 Положения, По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно п. 50 Положения, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В Приволжском городском поселении имеется многоквартирный жилой дом (N 6 по ул. Соколова г. Приволжска), признанный аварийным и подлежащим сносу. Решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу было оформлено постановлением Главы администрации Приволжского городского поселения N 162-п от 05.06.2009 г. "О признании многоквартирного дома по адресу: г. Приволжск, ул. Соколова, д. 6, аварийным и подлежащим сносу". Однако, несмотря на это, до настоящего времени жильцы аварийного дома не расселены (зарегистрирован 21 человек), продолжают проживать в аварийном, то есть, непригодном для проживания, доме. Этим допущены следующие нарушения. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 1 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 01.02.2010) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. В соответствие с частью 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Однако, в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая это, при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, необходимо исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьеи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Таким образом, исходя из положений действующего жилищного законодательства, жилые помещения в аварийном доме должны быть изъяты у собственников путем выкупа, либо им должны быть предоставлены иные жилые помещения (с зачетом стоимости в выкупную цену), а нанимателям жилых помещений должны быть предоставлены другие жилые помещения, пригодные для проживания, в разумный срок, что не сделано собственником жилого дома -органом местного самоуправления - администрацией Приволжского городского поселения.
По фактам нарушения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья прокурором Приволжского района внесены представления об устранении нарушений указанного законодательства главам Ингарского сельского поселения и Приволжского городского поселения.
Кинешемской городской прокуратурой выявлены вопиющие нарушения Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля).
Прокуратурой города проведена проверка исполнения требований ФЗ от 30.12.2009 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении: государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органами государственного и муниципального контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26.12.2008"
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля.
ГУ Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" в период с мая 2009 года по декабрь 2009 года и в январе 2010 года проведены внеплановые проверки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при отсутствии оснований, установленных ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Следует отметить, что 04.08.2009 года начальник ГУ Ивановской области "Кинешемская районная станция но борьбе с болезнями животных" обращался в Кинешемскую городскую прокуратуру за согласованием проведения внеплановых проверок в отношении указанных индивидуальных предпринимателей. В согласовании проверки было отказано на основании п. З ч. 11 ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Несмотря на отказ прокуратуры города в согласовании проведения проверок в отношении вышеуказанных предпринимателей ГУ Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" проверки были проведены: в отношении индивидуального предпринимателя Грязнова - четырежды, в отношении ООО "ИВОС" - дважды, в отношении индивидуальных предпринимателей Горбунова А.В. и Горбуновой О.Н. -трижды.
- В последующем в отношении указанных индивидуальных предпринимателей и ООО "ИВОС" проверки проводились неоднократно на основании приказов и распоряжений начальника ГУ Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Таким образом, несмотря на то, что оснований для проведения внеплановых проверок не имелось, поскольку с прокурором города они не согласовывались, по факту были проведены, чем грубо нарушены права проверяемых субъектов.
Прокурором в адрес руководителя ГУ Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" внесено представление об устранении указанных нарушений закона с требованием привлечения к дисциплинарной ответственности главного врача названного учреждения. Кроме того решается вопрос о привлечении к ответственности руководителя ГУ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 3 марта 2010 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве