Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Аналитический раздел Программы
2.1. Общая характеристика Ивановской области по основным
социально-экономическим показателям
Основные макроэкономические показатели периода с 1999 года по 2001 год свидетельствуют о том, что ивановская экономика обладает достаточной устойчивостью.
В 2001 г. прирост объема промышленной продукции составил 9,5 %, услуг предприятий автотранспорта - 16,9 %, услуг связи - 24,9 %, оборота розничной торговли - 9,2 %, оборота общественного питания - 4,2%, начисленная средняя заработная плата одного работника увеличилась на 44,8 %.
Однако, произошло снижение объема продукции сельского хозяйства на 14,0 %, объема платных услуг населению - на 14,2 %.
Росту объемов производства в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, а также легкой промышленности благоприятствовало увеличение спроса на продукцию отечественного производства, что обусловлено повышением ценовой конкурентоспособности отечественных товаров, сокращением импорта.
В промышленности строительных материалов наблюдается снижение объемов производства, но оно значительно ниже, чем в предыдущие годы.
Таблица 2. Структура инвестиций в строительство жилья по источникам финансирования (в процентах к итогу)
Наименование |
1999 г. |
2000 г. |
||
% |
млн.р уб. |
% |
млн.р уб. |
|
Инвестиции в строительство жилья, всего: в том числе: |
100 |
90,3 |
100 |
147,8 |
собственные средства предприятий |
25 |
22,7 |
9 |
13,9 |
средства граждан, кредиты банков |
44 |
39,8 |
68 |
99,9 |
бюджетные средства: |
31 |
27,8 |
23 |
34,0 |
- из федерального бюджета |
18 |
16,1 |
13 |
19,9 |
- из областного бюджета |
8 |
7,0 |
10 |
14,1 |
- из местных бюджетов |
5 |
4,7 |
- |
- |
Основным источником финансирования строительства жилья являются собственные средства граждан. Инвестиции банков в строительство жилья не превышают 0,2 %, т.е. существующая кредитная политика банков (высокие процентные ставки) не способствует развитию жилищного строительства.
Ввод жилья должен осуществляться одновременно с социальной инфраструктурой.
По-прежнему значительно меньше, чем в предыдущие годы, строится учреждений просвещения, социального обеспечения, культуры, коммунального хозяйства из-за недостаточного выделения на эти цели как бюджетных средств, так и средств предприятий, организаций, внебюджетных фондов.
2.2. Оценка платежеспособности населения и рынок спроса на жилье
Платежеспособность населения Ивановской области можно оценить на основе социально-экономических показателей уровня жизни населения.
Таблица 3. Денежные доходы и расходы населения Ивановской области
Показатели |
Ед. изм. |
2000 г. |
2001 г. |
Доходы, всего: |
млн. руб. |
13306,2 |
14819,9 |
в т.ч.: - доходы от предпринимательской деятельности |
млн. руб. |
1355,1 |
- |
- оплата труда наемных работников |
млн. руб. |
5977,0 |
- |
Социальные трансферты |
млн. руб. |
4073,1 |
- |
Другие доходы |
млн. руб. |
1901,0 |
- |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году |
% |
104,5 |
91,7 |
Расходы, всего: |
млн. руб. |
12424,5 |
15625,6 |
в т.ч.: - покупка товаров и оплата услуг |
млн. руб. |
10434,1 |
13123,2 |
из них: покупка товаров |
млн. руб. |
7851,5 |
10048,5 |
Обязательные платежи и добровольные взносы |
млн. руб. |
993,0 |
1287,4 |
Прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты, облигаций, государственных займов и ценных бумаг, изменение задолженности по ссудам |
млн. руб. |
997,4 |
1215,0 |
Превышение доходов над расходами |
млн. руб. |
+ 881,8 |
805,7 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
руб. |
1161,1 |
1446,4 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
% |
77,3 |
83,6 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 2001 г. реальные располагаемые денежные доходы (т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились.
Из этого можно сделать вывод, что часть населения, работающая в экономике, располагает средствами, которые можно использовать по целевому назначению.
За 2 года увеличился процент накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах и покупки валюты, в 2001 г. расходы населения превысили доходы на 805,7 млн.руб., что говорит о наличии у населения свободных средств.
Данные, полученные в процессе анкетирования населения, свидетельствуют о том, что 77,4 % семей хотели бы улучшить свои жилищные условия. Из них большую часть - 58,24 % не устраивает площадь квартир, 40,64 % - планировка, 29,77 % - тип дома, 15,87 % - район проживания.
По мнению населения, к наиболее важным элементам инфраструктуры районов относятся газо-, водо-, теплоснабжение и телефонизация. При строительстве нового жилья в потребительских запросах превалируют локальные системы над централизованными, например, по водоснабжению и отоплению.
Ко второй группе по важности следует отнести такие элементы инфраструктуры, как наличие магазинов, поликлиник, школ, общественного транспорта, удобных подъездных путей для личного транспорта, зеленой зоны, а также пунктов милиции, охраны района проживания.
Из 77,4 % опрошенных, неудовлетворенных своими жилищными условиями, планируют их изменить только 48,08 %. Почти половина опрошенных (40,23 %) планируют обменять жилье. Построить новое жилье выразили желание 9,65 % (или 4,6% населения области), арендовать хотели бы 1,49 % (из них 66,67 % - новое). Купить жилье планируют 16,09 % (или 7,8% населения области).
Осуществить планы по изменению жилищных условий через 1 год намерены 36,08 % семей, через 3 года - 35,57 %, через 5 лет - 30,41 %.
В какой-то степени планы подтверждают менталитет россиянина - потенциальное стремление к собственному дому (построенному в соответствии с собственными представлениями о комфортности) и меньшая доля желающих намерена арендовать жилье (в странах со стабильным экономическим развитием аренда составляет более 50 %).
Средства, которые планирует население использовать для улучшения жилищных условий:
от продажи имущества - 37,14 %; государственные субсидии - 26,46 %; помощь родственников и предприятий - 23,30 %; имеющиеся сбережения - 16,45 %, текущие доходы - 15,29 %. Остальные финансовые источники менее существенны.
Значительная часть семей предполагает использовать несколько источников средств как собственных, так и привлеченных, 44,67 % опрошенного населения подтвердило наличие у них тех или иных источников финансирования, и, в этой связи, можно рассматривать стратегии поведения различных слоев населения по улучшению своих жилищных условий: использование только собственных средств или собственных вместе с привлеченными (кредитов банков, субсидий), или только заемных средств.
Население недостаточно ориентируется в ценах на жилье. Наиболее адаптированная к реальным условиям часть населения рассчитывает улучшить свои жилищные условия, приобретая жилье на вторичном рынке, - 25,6%; могут приобрести квартиру на вторичном рынке или построить новое жилье - 2,47 %; могут построить элитное жилье, отвечающее уровню их притязаний (индивидуальная планировка квартиры, коттедж в двух-, трехуровневом исполнении), - 3,97 %.
При финансировании жилья возможна различная оплата. Большая часть (75,27 %) населения, принявшая участие в анкетировании и выразившая желание построить новое жилье, готова оплатить жилье в рассрочку, всего 9,62 % может позволить себе стопроцентную оплату жилья и 15,11 % выбирают иную форму оплаты.
В отношении величины первоначальных взносов возможности разделились следующим образом:
-30 % стоимости жилья могут выплатить 61,31 % населения;
-взнос в 50 % могут выплатить 20,07 % населения;
-70 % взноса - 4,01 %.
По данным Государственного статистического управления, часть населения области, имеющая денежные доходы выше прожиточного минимума, составляет 16,4%. Результаты анкетирования подтвердили, что часть доходов 12,4 % населения можно рассматривать как один из источников финансирования жилищного строительства.
Как показывает анализ рынка спроса на жилье, ипотечное кредитование, будучи обеспечено реальной собственностью на недвижимость, могло бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и бюджета. Но в нынешних условиях (на начальной стадии) основным источником ипотечного кредитования могут служить только бюджетные средства, выдаваемые на возвратной, платной, срочной основе, и средства самих граждан.
2.3. Анализ источников финансирования Программы в Ивановской
области
Федеральный бюджет
Реализация федеральных целевых программ:
- федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты";
- подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
- подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев";
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
- подпрограмма "Свой дом" (предоставление государственных гарантий по ипотечному жилищному кредитованию);
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых;
- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
- подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области".
Строительство жилья для федеральных органов управления.
Областной и местный бюджеты
Участие в реализации:
- подпрограммы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области" на 2002-2010 годы;
- подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
- подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
- подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области";
- подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей";
- подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования";
- строительства молодежно-жилищных комплексов;
- выплат жилищных субсидий гражданам, занятым в бюджетной сфере, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- ипотечного жилищного кредитования.
Финансирование из бюджетов всех уровней производится в соответствии с действующим законодательством.
Дефицит бюджетных средств заставляет искать новые нетрадиционные источники финансирования капитального строительства.
Внебюджетные источники финансирования:
- программа ипотечного кредитования строительства жилья (согласно Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ, Закону Ивановской области "О кредитовании жилищного строительства" от 16.12.99 N 56-ОЗ);
- денежные средства предприятий и организаций по договорам о долевом участии в строительстве объектов производственного и непроизводственного назначения;
- кредиты банков;
- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
- подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области";
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
- подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования.
<< Приложение. Областная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 г.г. |
||
Содержание Закон Ивановской области от 30 декабря 2002 г. N 101-ОЗ "Об областной целевой программе "Жилище" на 2002-2010... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.