Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 24 мая 2001 г. N 143
Поправки
к проекту федерального закона "О политических партиях"
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность. Политические партии равны перед законом и свободны в своей деятельности. Свобода деятельности политически* партий может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства."
Обоснование. Приводит текст преамбулы в соответствие со ст. 13 (частью 1), 30 (частью 1) и 55 (частью 3) Конституции РФ. Необходимость упоминания принципа идеологического многообразия в связи с регулированием деятельности политических партий вытекает из взаимосвязи свободы ассоциации и свободы выражения мнения, что подтверждается толкованием, данным Европейским судом по правам человека соответствующим положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод ("деятельность политических партий является коллективной реализацией свободы выражения мнений" - решение по делу Объединенная коммунистическая партия Турции и другие против Турции от 30.01.98).
2. Дополнить статью 1 пунктом 2 следующего содержания:
"2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на иные виды политических общественных объединений."
Обоснование. Принцип политического многообразия включает в себя не только идеологическое, но и организационное многообразие (политические движения, политические организации), деятельность которых регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях" и избирательным законодательством (в части участия политических образований в выборах).
3. В статье 2 слова "право вступать в политические партии при условии признания их уставов и программ" заменить словами "право вступать в политические партии в соответствии с их уставами".
Обоснование. Политические партии вправе сами определять порядок и условия приема граждан в члены партии. Государство не вправе ограничивать право партий ограничивать членство своим уставом, в том числе на основании определенной самой партией процедуры отказать в приеме кандидата.
4. Дополнить статью 2 следующим предложением:
"Право граждан на объединение в политические партии осуществляется без предварительного уведомления либо разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления."
Обоснование. Создание и существование партий, кроме цели участия в выборах, в которых могут участвовать только зарегистрированные партии, может преследовать и множество других целей (формирование и выражение политической воли граждан путем проведения массовых мероприятий и т.п.). Возможность существования незарегистрированных партий следует признать важнейшей гарантией оппозиционной деятельности. Кроме того, в соответствии со ст. 55 (частью 3) Конституции РФ и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод отсутствуют правовые основания для ограничения деятельности политических партий вне зависимости от наличия у них государственной регистрации.
Кроме того, данное дополнение необходимо в целях установления гарантий свободы объединения в партии, так как акт государственной регистрации не образует политическую партию, а лишь фиксирует ее правоспособность как юридического лица. Партии создаются гражданами, а не регистрирующим органом.
5. Часть первую статьи 3 изложить в следующей редакции:
"1. Политической партией является общественная организация, созданная гражданами Российской Федерации в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли населения, в том числе путем участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления."
Обоснование. Приводит понятие политической партии в соответствие с Федеральным законом "Об общественных объединениях". Кроме того, политические партии являются не только "машинами для выборов" и создаются не только для участия в выборах. Слово "граждан" предлагается заменить словом "населения" в связи с тем, что партии вправе выражать политическую волю не только граждан Российской Федерации, но и всех, проживающих в России (иностранных граждан, беженцев и т.д.).
6. Пункты 2 и 3 статьи 3 исключить. Пункт 4 считать пунктом 2.
Обоснование. Предлагается ввести новую статью "Виды политических партий", в которой отразить положения пунктов 2 и 3 статьи 3 законопроекта,
7. Дополнить законопроект статьей 4 следующего содержания:
"Статья 4. Виды политических партий
1. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные и региональные политические партии.
2. Под общероссийской политической партией понимается политическая партия, которая имеет свои региональные отделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации.
3. Общероссийская политическая партия должна иметь своими членами не менее пяти тысяч граждан Российской Федерации, при этом в каждом из ее региональных отделений должно состоять не менее 50 членов политической партии.
4. Общероссийская политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
5. Под межрегиональной политической партией понимается политическая партия, которая имеет свои региональные отделения и осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации с количеством членов в каждом региональном отделении не менее пятидесяти граждан Российской Федерации.
6. Под региональной политической партией понимается политическая партия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта Российской Федерации с количеством членов не менее пятидесяти граждан Российской Федерации.
7. Под региональным - отделением общероссийской (межрегиональной) политической партии понимается структурное подразделение общероссийской (межрегиональной) политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа, осуществляющее деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение.
8. Иные структурные подразделения политической партии (местные, первичные отделения и другие) создаются в случаях и порядке5 предусмотренных уставом."
8. Поменять местами статьи 3 и 4.
Обоснование. Приводит редакцию проекта в соответствие со структурой Федерального закона "Об общественных объединениях".
9. Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами.
10. Статью 5 исключить. Статью 4 проекта считать статьей 5.
Обоснование, Территориальная сфера деятельности партии определяется предлагаемой новой статьей 4 ("Виды политических партий").
11. Пункт 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1. Наименование политической партии, как полное, так и сокращенное, не должно совпадать с наименованиями существующих в Российской Федерации политических партий и других общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона не менее чем за восемь лет до дня регистрации политической партии."
12. В пункте 2 статьи 6 слова "а также имени и(или) фамилии гражданина" исключить. Дополнить статью пунктом 3 следующего содержания:
"3. Политическая партия имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина только с его письменного согласия либо с письменного согласия его законных представителен (если законные представители гражданина имеются)."
Изменить нумерацию последующих пунктов.
13. В пункте 5 статьи 6 слова "нарушающее общепризнанные нормы морали" исключить.
Обоснование. Нормы морали не определены законодательством Российской Федерации.
14. В пункте 1 статьи 7 слова "или использовать существенные элементы указанной символики" исключить.
Обоснование. Определение "существенные элементы символики" допускает расширительное толкование.
15. В пункте 2 статьи 7 слова "(их существенные элементы)" исключить.
16. В пункте 3 статьи 7 слова "нарушающую общепризнанные нормы морали" исключить.
17. Пункт 4 статьи 8 исключить.
Обоснование. Принцип равноправия заложен"" пункте 3 настоящей статьи.
18. Пункт 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, а равно деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости не могут рассматриваться как разжигание социальной вражды и ненависти."
19. Пункт 3 статьи 9 исключить. Изменить нумерацию последующих пунктов.
Обоснование. Содержащиеся в предлагаемом к исключению пункте ограничения представляются не только излишними, но и неправовыми. Ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими. Часть 2 данной статьи устанавливает ограничения этого права, "которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц".
Согласно решению Европейского суда по правам человека по делу "Социалистическая партия и другие против Турции" от 25 мая 1998 года, "политические партии представляют одну из наиболее важных форм ассоциации, защиту которых предусматривает ст. 11 Конвенции". При этом, как указал Суд, "исключения, изложенные в статье 11, в отношении политических партий должны подвергаться узкому толкованию; только убедительные и веские причины могут оправдывать ограничения на свободу ассоциаций". В отношении указанной партии Европейский суд не счел таким достаточным основанием тот факт, что данная партия была сформирована по национальному признаку (это была курдская партия). Суд не нашел оснований для ликвидации партии на том основании, что она призывала к сплочению и отстаиванию политических требований граждан курдского происхождения. Суд заявил, что "не может быть никакого оправдания созданию препятствий политической группе исключительно потому, что она стремится обсуждать публично ситуацию, затрагивающую часть населения государства."
20. Пункт 6 статьи 9 исключить. Пункт 7 считать пунктом 6.
Обоснование. Согласно ст. 63 (части 1) Конституции РФ, Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства. Нельзя считать правовым решением запрет на осуществление политической деятельности в России гражданам государств, в которых происходят преследования оппозиции. Кроме того, согласно ст. 11 Европейской конвенции, каждый имеет право на свободу ассоциации. Если человек лишен возможности реализовать это право в государстве своего происхождения, он не должен лишаться его и в стране, предоставившей ему политическое убежище.
21. В пункте 7 статьи 9 слова "может быть ограничена или запрещена на основании соответствующих федеральных конституционных законов" заменить словами "регулируется соответствующими федеральными конституционными законами".
22. Последнее предложение пункта 3 статьи 10 исключить.
Обоснование. Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусмотрена другими законами и нормативными правовыми актами. Введение такой нормы в закон о политических партиях может привести к введению императивного мандата.
23. Название главы II изложить в следующей редакции:
"Создание и государственная регистрация политических партий". Объединить главы II и III. Изменить нумерацию последующих глав.
24. Первое предложение пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции "Политическая партия создается без предварительного уведомления либо разрешения государственных органов и должностных лиц по инициативе ее учредителей - не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет".
25. Второе предложение пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общественной организации, общественного движения на съезде (конференции) или общем собрании общественной организации, общественного движения."
26. В пункте 2 статьи 11 слова "об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации" исключить.
27. В пункте 2 статьи 11 после слова "руководящих" дополнить словами "и контрольно-ревизионных".
28. Пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"В случае преобразования в политическую партию общественной организации, общественного движения съезд (конференция) или общее собрание общественной организации, общественного движения принимает решение о преобразовании общественной организации, общественного движения в политическую партию, о преобразовании региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии (в случае преобразования в политическую партию общероссийской или межрегиональной общественной организации, общероссийского или межрегионального общественного движения), об утверждении устава и программы политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.
29. В пункте 4 статьи 11 слова "общероссийской", "общероссийского" исключить.
30. Статьи 12 - 14 исключить. Изменить нумерацию последующих статей.
Обоснование. Обязательное предварительное создание организационного комитета и жесткая регламентация его деятельности существенно ухудшают положение учредителей политической партии по сравнению с учредителями иных общественных объединений. Нормами статей 12 - 14 законопроекта нарушаются принципы свободы деятельности общественных объединений и их равенства перед законом.
31. Первое предложение пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"Государственная регистрация политических партий производится в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом."
32. Второе предложение пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"С момента государственной регистрации политические партии, их региональные отделения приобретают права юридического лица."
33. Пункт 2 статьи 15 дополнить следующим предложением:
"Государственная регистрация межрегиональной политической партии производится регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего органа межрегиональной политической партии."
34. В пункте 3 статьи 15 после слова "съезда" дополнить текст словами "(конференции) или общего собрания", слова "общероссийской", "общероссийского" исключить.
35. Пункт 6 статьи 15 исключить.
Обоснование. Нельзя обязывать партию как общественное объединение иметь постоянно действующий орган, т.е. освобожденных работников. Партия вправе не иметь средств на содержание "постоянно действующих органов", тем более в регионах. Кем осуществляются права и обязанности юридического лица после регистрации партии, определяется ее уставом.
36. Пункт 7 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"7. Если общероссийская, межрегиональная политическая партия в течение двух месяцев со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в регистрирующий орган нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (для общероссийской политической партии), более чем в одном субъекте Российской Федерации (для межрегиональной политической партии), свидетельство о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц."
37. Дополнить статью 15 пунктом 8 следующего содержания:
"8. Срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи, продлевается в случае, если решение (решения) об отказе в регистрации регионального отделения (региональных отделений) политической партии обжаловано (обжалованы) в суд, до вступления решения (решений) суда в законную силу."
38. Дополнить статью 15 пунктом 9 следующего содержания:
"9. За государственную регистрацию политической партии, регионального отделения политической партии взимается регистрационный сбор в порядке в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
39. В подпункте "в" пункта 1 статьи 16, подпункте "в" пункта 1 статьи 17, подпункте "г" пункта 1 статьи 18, подпункте "е" пункта 2 статьи 21 после слова "руководящих" дополнить словами "и контрольно-ревизионных".
40. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 16 исключить.
41. Подпункт "з" пункта 1 статьи 16 считать пунктом 2 и изложить в следующей редакции:
"2. Общероссийская, межрегиональная политическая партия представляют копии протоколов собраний (конференций) региональных отделений политической партии, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации (для общероссийской политической партии), не менее чем в двух субъектах Российской Федерации (для межрегиональной политической партии), с указанием данных с численности членов политической партии в региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также местонахождения руководящих органов региональных отделений."
42. В пункте 1 статьи 17, подпункте "а" пункта 1 статьи 18 слова "общероссийской", "общероссийского" исключить.
43. В подпунктах "в", "г" пункта 1 статьи 17, подпункте "а" пункта 1 статьи 18 после слова "съезда" дополнить словами "(конференции) или общего собрания".
44. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 17 исключить.
45. Подпункт "з" пункта 1 статьи 17 считать пунктом 2 и изложить в следующей редакции:
"2. Общероссийская, межрегиональная общественная организация, общероссийское, межрегиональное общественное движение представляют копи" протоколов собраний (конференций) своих территориальных отделений, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации (для общероссийской политической партии), не менее чем в двух субъектах Российской Федерации (для межрегиональной политической партии), с решениями об их преобразовании в региональные отделения политической партии, с указанием данных о численности членов политической партии в региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также местонахождения руководящих органов региональных отделений."
Подпункт "и" считать подпунктом "з".
Пункт 2 ст. 17 проекта считать пунктом 3 этой статьи.
46. В подпунктах б и в пункта 1 статьи 18 слова "нотариально" исключить.
Обоснование. В руководящем органе партии имеется печать, там могут сами заверить копии этих документов, и сами отвечать за достоверность копий.
47. Пункт 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"1. Сведения о создании и ликвидации общероссийских политических партий подлежат опубликованию в "Российской газете" и "Парламентской газете". Сведения о создании я ликвидации межрегиональных и региональных политических партий публикуются в официальных печатных средствах массовой информации, учредителями которых являются органы исполнительной и (или) законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов Российской Федерации."
48. Пункт 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"1. Регистрирующий орган ежегодно по состоянию на первое января публикует списки общероссийских политических партий и их региональных отделений в "Российской газете" и "Парламентской газете" с указанием даты регистрации каждой общероссийской политической партии, каждого регионального отделения общероссийской политической партии. Регистрирующий орган субъекта Российской Федерации ежегодно по состоянию на первое января публикует списки соответствующих межрегиональных, региональных политических партий, региональных отделений межрегиональных политических партий в официальных печатных средствах массовой информации, учредителями которых являются органы исполнительной и (или) законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации."
49. В пункте 4 статьи 19 слова "отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 настоящего Федерального закона" исключить.
50. Дополнить статью 19 пунктом 5 следующего содержания:
"5. Данные о членах политической партии представляются исключительно для сведения регистрирующего органа и являются информацией с ограниченным доступом. Разглашение информации, указанной в настоящем пункте, без согласия соответствующих членов политической партии, влечет уголовную ответственность, установленную за нарушение неприкосновенности частной жизни."
Обоснование. Приводит законопроект в соответствие со ст. 137 УК РФ.
51. Подпункт "а" пункта 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общественных объединениях", настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;".
Обоснование. Нельзя требовать, чтобы программа политической партии соответствовала Конституции РФ и другим законам, поскольку партийная программа может предполагать изменения законов и даже Конституции РФ. Согласно решению Европейского суда по делу "Социалистическая партия и другие против Турции" от 25 мая 1998 года, "сущность демократии в том, чтобы позволить выдвигать и обсуждать разнообразные политические программы, даже те, которые подвергают сомнению тот порядок, согласно которому организовано в настоящее время государство, при условии, что они не наносят ущерба самой демократии".
52. В пункте 2 статьи 20 слова "о соблюдении настоящего Федерального закона" исключить,
53. Пункт 2 статьи 22 изложить в следующей редакции:
"2. Изменения, вносимые в программу политической партии, представляются в регистрирующий орган."
54. В пункте 2 статьи 23 слова "либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" исключить.
Обоснование. Лишение права заниматься определенной деятельностью является одним из видов уголовного наказания (ст. ст. 44, 47 УК РФ) и может быть назначено только приговором суда. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы и не осужденные к лишению права заниматься политической деятельностью, не могут быть лишены права вступать в политические партии.
55. В пункте 3 статьи 23 слова "в порядке, установленном" заменить словами "в порядке и на условиях, установленных);.
Обоснование. Уставом политической партии могут быть установлены ограничения на прием в партию.
56. Первое предложение пункта 10 статьи 23 исключить.
Обоснование. См. обоснование к поправке к пункту 3 той же статьи.
57. Пункт 3 статьи 24 исключить.
Обоснование. Периодичность выборов руководящих органов партии должна устанавливаться уставом партии, а не федеральным законом.
58. В пункте 1 статьи 25 слова "в работе которого принимают участие не менее ста пятидесяти делегатов - членов политической партии, состоящих на учете в ее региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации" заменить словами "в соответствии суставом политической партии".
59. В подпункте "в" пункта 1 статьи 27 слова "в каждом из региональных отделений" заменить словами "(для общероссийских и межрегиональных политических партий - в каждом из региональных отделений)".
60. Пункт 2 статьи 27 исключить.
Обоснование. Сведения о кандидатах, в соответствии с избирательным законодательством, представляются в избирательные комиссии, а не в регистрирующие органы.
61. Подпункт "б" пункта 1 статьи 29 исключить.
62. Пункт 2 статьи 29 исключить.
Обоснование. Предлагаемое к исключению требование не предусмотрено федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", не согласуется с ГК РФ.
63. В пункте 1 статьи 30 слова "и указан их источник" исключить.
64. Пункт 2 статьи 30 исключить.
65. Пункт 3 статьи 30 изложить в следующей редакции:
"3. Не допускаются пожертвования политическим партиям от:
а) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) государственных и муниципальных учреждений и организаций;
в) юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
г) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов."
Обоснование. Согласно ст. 582, п. 2 ГК РФ, на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
66. Пункты 5, 6 и 9 статьи 30 исключить. Изменить соответствующим образом нумерацию пунктов.
67. В абзаце первом пункта 2 статьи 31 после слова "осуществлять" дополнить Словами "предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
68. Подпункты "а", "б", "в" пункта 1 и пункт 3 статьи 31 исключить.
69. Подпункт "б" пункта 1, пункты 2-4 статьи 32 исключить. Пункт 1 статьи 32 считать пунктом 5 статьи 10. Отдельную главу VI ("Государственная поддержка политических партий") исключить.
70. Статью 33 исключить. Отдельную главу VII ("Государственное финансирование политических партий") исключить. Статьи 34 - 35 отнести к главе V.
71. Пункт 4 статьи 34 исключить.
72. Статью 36 изложить в следующей редакции:
"1. Политические партии, а в случаях, предусмотренных уставами политических партий, и их региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах.
2. Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными политическими общественными объединениями в порядке установленном законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
3. Общероссийские политические партии являются единственным видом политических общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать списки кандидатов в депутаты на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Общероссийские политические партии вправе принимать участие в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и референдумах, проводимых на всей территории Российской Федерации, официальное опубликование (публикация) о назначении (проведении) которых состоялось после представления общероссийской политической партией в регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
5. При выдвижении списка кандидатов в депутаты на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации общероссийская политическая партия обязана опубликовать свою программу.
73. Статью 37 исключить. Изменить нумерацию последующих статей.
Обоснование. Политическая партия вправе бойкотировать выборы, признание чего является одной из гарантий оппозиционной политической деятельности. Кроме того, выборы - лишь одна из форм (важная, но не единственная) деятельности партий.
74. Первое предложение абзаца первого пункта 2 статьи 38 изложить в следующей редакции:
"Контроль за соответствием деятельности политических партий и их региональных отделений уставным целям осуществляют регистрирующие органы."
Обоснование. Приводит редакцию в соответствие с Федеральным законом "Об общественных объединениях". Соответствие деятельности партии ее программе должен осуществлять высший руководящий орган партии, а не регистрирующие органы, которые регистрируют только устав, но не программу.
75. Подпункт "а" пункта 2 статьи 38 изложить в следующей редакции: "а) запрашивать у руководящих органов политической партии и ее региональных отделений документы, подтверждающие наличие региональных отделений и установленное настоящим Федеральным законом число членов политической партии, распорядительные документы;".
Обоснование. Требование предоставления "иных документов" может иметь расширительное толкование.
76. В подпункте "в" пункта 2 статьи 38 слова "положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом и программой" заменить словом "уставу".
77. В пункте 1 статьи 39 после слов "В случае нарушения" дополнить словами "общероссийской или межрегиональной".
78. В пункте 1 статьи 39 слова "а также в случае совершения действий, нарушающих права и свободы граждан" исключить.
Обоснование. Действия, нарушающие права и свободы граждан, являются нарушениями закона. Следовательно, дополнительное указание на данное основание приостановления деятельности является излишним.
79. В пункте 1 статьи 39 после слов "для их устранения" дополнить словами ", составляющий не менее одного месяца".
80. В пункте 1 статьи 39 слово "приостанавливается" заменить словами "может быть приостановлена".
Обоснование, Хотя в Федеральном законе "Об общественных объединениях" в соответствующем случае используется слово "приостанавливается", предлагаемое изменение создает более точную редакцию нормы.
81. Первое предложение пункта 2 статьи 39 изложить в следующей редакции:
"В случае нарушения региональной политической партией, региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, прокурор субъекта Российской Федерации вносит в руководящий орган региональной политической партии, регионального отделения политической партии представление об устранении указанных нарушений и устанавливает срок для их устранения, составляющий не менее одного месяца."
82. В пункте 3 статьи 39 слова "письменного предупреждения" заменить словами "двух письменных предупреждений".
Обоснование. Приводит норму в соответствие с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
83. В пункте 1 статьи 41 слова "Верховного Суда Российской Федерации" заменить словом "суда".
84. Абзац первый пункта 3 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"Политическая партия может быть ликвидирована по решению суда в случае:"
85. Подпункт "б" пункта 3 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"б) виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;".
86. Подпункт "г" пункта 2 статьи 41 исключить.
87. Подпункт "д" пункта 2 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"д) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятидесяти членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации (для общероссийской политической партии), менее чем в двух субъектах Российской Федерации (для межрегиональной политической партии)".
88. Пункт 4 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"4. Заявление о ликвидации общероссийской, межрегиональной политической партии вносится Генеральным прокурором Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации. Заявление о ликвидации региональной политической партии вносится прокурором субъекта Российской Федерации в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа. В случаях, предусмотренных подпунктами "д", "е" пункта 3 настоящей статьи указанное заявление может быть внесено регистрирующим органом."
89. Подпункт "а" пункта 3 статьи 42 изложить в следующей редакции:
"а) виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;".
90. В пункте 4 статьи 42 слова "подпунктами "б" и "в"" заменить словами "подпунктом "в".
91. Пункт 1 статьи 46 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 36, который вступает в силу через два года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона."
92. Пункты 1, 3, 5. 6 статьи 47 исключить.
93. Пункт 2 статьи 47 изложить в следующей редакции:
"1. До истечения срока, установленного пунктом 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, общероссийские политические общественные объединения, не являющиеся общероссийскими политическими партиями, вправе выдвигать списки кандидатов на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах."
94. Пункт 4 статьи 47 изложить в следующей редакции:
"4. До внесения изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся порядка участия политической партии в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; общероссийские политические партии участвуют в указанных выборах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для общероссийских политических объединений."
95. Статью 48 изложить в следующей редакции:
"Внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998. N 30, ст. 3608) следующие изменение и дополнение:
а) первое предложение части второй статьи 21 признать утратившим силу;
б) часть вторую статьи 28 дополнить словами "В наименовании общественного объединения, кроме политической партии, не могут содержаться слова "политическая партия".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 24 мая 2001 г. N 143 "О поправках к проекту федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.