Информация Прокуратуры Ивановской области от 22 октября 2010 г.
Прокуратурой Ивановской области проанализировано состояние законности в деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Установлено, что до 01.03.2005 на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения были приняты 218 ветеранов ВОВ (членов семей). Из них во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" до 01.05.2010 были обеспечены жильем 146 человек. Остальные 72 ветерана сняты с учета по причине смерти, перемены места жительства или утраты оснований нуждаемости.
За период с 01.03.2005 по 01.10.2010 на учет для улучшения жилищных условий органами местного самоуправления поставлены 923 ветерана ВОВ, из них 422 ветерана приняты на учет с начала 2010 года. В очереди на улучшение жилищных условий остается 291 ветеран. Обеспечены жильем 513 ветеранов. 119 ветеранов сняты с учета по причине смерти, перемены места жительства, утраты оснований нуждаемости. Поступление средств из федерального бюджета происходит своевременно. В 2010 году в область из федерального бюджета поступили средства в размере 612,06 млн. рублей.
В ходе проведенных в 2010 году проверок прокурорами городов и районов выявлены многочисленные нарушения законов, жилищных прав ветеранов ВОВ органами местного самоуправления при осуществлении учета нуждающихся в жилых помещениях граждан.
Так, прокуратурой Южского района вскрыты факты отсутствия в ряде сельских поселений уполномоченного органа (должностного лица), ответственного за формирование списков нуждающихся в предоставлении жилья ветеранов ВОВ и представлении этих списков в Департамент соцзащиты населения области, в связи с чем, указанные списки не велись и не направлялись. В связи с выявленными нарушениями прокурором Южского района 01.10.2010 Главам администраций Мугреево-Никольского, Мугреевского, Холуйского, сельских и Южского городского поселений внесены представления, которые находятся на рассмотрении.
Фурмановской межрайонной прокуратурой выявлен факт требования документов, не предусмотренных ни федеральным, ни региональным законодательством. В частности у вдовы ветерана ВОВ Кудряшовой Г.Ф. работники администрации Фурмановского городского поселения требовали заключение специализированной организации о пригодности жилого помещения для проживания. В отсутствии указанного документа межведомственная комиссия заявление вдовы ветерана ВОВ не рассматривала. Прокурором 13.08.2010 в администрацию Фурмановского городского поселения было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Незаконное требование о представлении дополнительного документа снято, заявление вдовы ветерана ВОВ Кудряшовой Г.Ф. рассмотрено на заседании межведомственной комиссии.
Прокуратурой Пестяковского района выявлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие федеральному законодательству. Так, 18.07.2006 Главой администрации Пестяковского муниципального района издано постановление N 319, которым утвержден Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Указанным Порядком предусмотрено право на получения жилья только малоимущими гражданами и не предполагает исключений, к примеру категории граждан, определенные Федеральным законом "О ветеранах". Прокурором района в мае 2010 года на указанный правовой акт принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Незаконный нормативный правовой акт отменен.
Распространенным нарушением является отказ в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, проживающих в неблагоустроенных жилых помещениях при отсутствии других оснований нуждаемости. Так, Тейковским межрайонным прокурором по результатам проверки по жалобе установлен факт отказа в постановке на учет ветерана ВОВ Емелиной А.А. Межведомственной комиссией администрации г.о. Тейково зафиксирован факт проживания ветерана в неблагоустроенном жилом помещении (отсутствует канализация, горячее и холодное водоснабжение). Вместе с тем, Емелиной А.А. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по причине обеспеченности жилой площадью выше нормативной. Межрайонной прокуратурой 12.10.2010 предъявлен иск в суд в интересах Емелиной А.А., который находится на рассмотрении.
Прокурором Приволжского района выявлен факт отказа в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения вдовы участника ВОВ, инвалида II группы Гусевой Е.К. 1928 г.р., проживающей в жилом помещении, не оборудованном водопроводом и канализацией. Прокурором Главе администрации Приволжского городского поселения 04.08.2010 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, ведущему специалисту - юристу администрации объявлено замечание.
Прокурором Ильинского района выявлены нарушения прав 7 ветеранов ВОВ: Налимова Б.В., Беловцевой Л.М., Павлычевой Л.М., Мошкиной К.В., Кузнецова В.К., Фролова В.Ф., Иванова Б.Н., которым отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения без проведения обследования жилищных условий, хотя прокурорская проверка показала, что в домах указанных граждан отсутствуют водоснабжение и канализация. Главам администраций Ильинского городского и Ивашевского сельского поселений 04.10.2010 внесены представления, которые находятся на рассмотрении.
Прокурорами выявлялись также и иные нарушения порядка учета ветеранов ВОВ, нуждающихся в предоставлении жилья.
Прокуратурой Пучежского района вскрыты факты игнорирования администрацией Пучежского района требований законодательства в части уведомления ветеранов о результатах рассмотрения заявлений о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Так, в нарушение требований ч. 6 ст. 52 ЖК РФ, ч. 4 ст. 18 Закона Ивановской области от 17.05.2006 N 50-ОЗ органом, осуществляющим принятие на учет, о принятом решении гражданам, подавшим заявление, не сообщается, документ, подтверждающий принятое решение по установленной форме не выдается и не направляется, что лишает граждан права на обжалование принятого решения. Главе администрации Пучежского района Макарушкову В.П. 04.10.2010 внесено представление, которое рассматривается.
Фурмановской межрайонной прокуратурой при проверке по жалобе Малеевой О.И. по вопросу отказа в восстановлении ее матери Голубевой А.Г., вдовы ветерана ВОВ в очереди на получение жилья, установлено, что согласно постановлению Главы администрации Фурмановского муниципального района от 22.09.2006 N 1111 Голубева А.Г. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ее заявления. При проверке в учетном деле Голубевой А.Г. заявления о снятии ее с учета не обнаружено. Решение о снятии с учета Голубевой А.Г. не направлялось. В связи с выявленными нарушениями прав вдовы ветерана ВОВ Фурмановским межрайонным прокурором 30.04.2010 и.о. Главы Фурмановского городского поселения внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Решением жилищной комиссии при администрации Фурмановского городского поселения от 09.06.2010 N 204 вдова ветерана ВОВ Голубева А.Г. восстановлена на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Прокурором Комсомольского района при проверке по обращениям инвалидов ВОВ Некрасова В.И. и Китаева А.С. установлено, что постановлением Главы администрации Новоусадебского сельского поселения от 30.07.2010 N 39 заявители сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (предоставление сведений, не соответствующих действительности). Указанные граждане были поставлены на учет в связи с проживанием в помещениях, не отвечающих предъявляемым требованиям. Никаких данных о предоставлении подложных документов в учетных делах не имеется. Прокурором района на незаконное постановление 31.08.2010 принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Инвалиды ВОВ Некрасов В.И. и Китаев А.С. восстановлены в очереди на обеспечение жильем. В настоящее время им предоставлена социальная выплата (субсидия) на приобретение жилья.
Шуйским межрайонным прокурором выявлен факт отказа в признании вдовы ветерана ВОВ Музжавлевой В.В. нуждающейся в жилом помещении. При этом обследование жилого помещения произведено межведомственной комиссией не в полном составе, а также сделан вывод об обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи. При этом не учтены такие обстоятельства, как проживание Музжавлевой В.В. проживает в доме своего зятя Чурбанова В.В. Учетное дело Музжавлевой В.В. не содержит сведений об основаниях вселения ее в качестве члена семьи собственника жилого помещения, не подтвержден факт ведения совместного хозяйства. При таких обстоятельствах отказ заявительнице в признании нуждающейся в предоставлении жилья признан необоснованным. Межрайонным прокурором 17.09.2010 Главе администрации Семейкинского сельского поселения внесено представление, которое рассматривается.
Прокурором Савинского района выявлены факты ненадлежащего установления муниципалитетами учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения. В частности размер площади не был определен конкретной величиной. Данное обстоятельство препятствовало реализации прав ветеранов ВОВ на обеспечение достойным жильем. На решения Советов Савинского, Вознесенского, Горячевского сельских и Савинского городского поселений прокурором принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены. Кроме того, прокурором Савинского района установлено, что в Вознесенском, Савинском сельских и Савинском городском поселениях не созданы межведомственные комиссии для обследования жилых помещений с целью определения их пригодности для проживания, что также препятствовало реализации жилищных прав ветеранов ВОВ. В целях устранения нарушений прокурором внесено 3 представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
За истекший период 2010 г. горрайпрокурорами Ивановской области в защиту жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны в суды направлено 7 исковых заявлений, из них 3 - рассмотрены и удовлетворены в полном объеме, 3 - находятся в стадии рассмотрения, 1 - производство по делу прекращено в связи со смертью истца.
Во всех случаях, потребовавших обращения в суд, прокурорами выявлены факты незаконных отказов органов местного самоуправления в постановке ветерана на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Соответственно, способом защиты нарушенных прав были избраны исковые требования о признании подобных отказов незаконными и о возложении на местные администрации обязанности по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом первоначально горрайпрокурорами в адрес органов местного самоуправления направлялись представления с требованиями об устранении допущенных нарушения, но они были отклонены.
Все ветераны, в чьих интересах возбуждены гражданские дела, проживают в неблагоустроенных жилых помещениях, в которых отсутствуют водоотведение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение. Однако в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий им было отказано по тем мотивам, что ими не представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у них подобного права. Указывалось также на превышение общей площади занимаемых жилых помещений учетной норме, установленной в муниципальном образовании, но отчуждение ранее находившегося в собственности ветерана жилого помещения в пользу иных граждан - родственников. Прокуроры признали таковые отказы противоречащими нормам п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 12 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Закону Ивановской области от 17.05.2006 N 50-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ивановской области".
Характерным примером необходимости принятия подобных мер прокурорского реагирования является гражданское дело по иску Южского районного прокурора Ивановской области в интересах ветерана и инвалида Великой Отечественной войны Раскова А.И. к администрации Южского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что Расков А.И. с сыном проживают в неблагоустроенной квартире по договору социального найма. Осенью 2009 г. Расков А.И. обращался в администрацию Южского городского поселения Ивановской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но в этом ему было отказано.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что Расков А.И. обеспечен жилым помещением. Площадь, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, превышает установленную в городе Южа учетную норму, поэтому, несмотря на отсутствие в квартире соответствующих удобств (водопровода, центрального отопления, канализации), истец не может быть признан нуждающимся в жилье.
Принимая решение об обоснованности заявленного иска, суд исходил из того, что, в соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 4 Федерального закона "О ветеранах", инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах - также газоснабжение), а инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и другое), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Квартира, в которой проживает ветеран, находится на первом этаже двухэтажного деревянного дома 1937 года постройки, имеющего 70% износа, относящегося к категории "ветхое жилье". Квартира общей площадью 64,4 кв. м, жилой - 48,1 кв. м имеет три жилые комнаты, не канализирована, природный газ, водоснабжение осуществляется из водоразборной колонки на улице. Кухня, прихожая и туалет не отапливаются, поскольку русская печь, находившаяся на кухне, демонтирована более 5 лет назад. Микроклимат в кухне и туалете имеет значительные отклонения от нормы, то есть жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПин 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Решением Южского районного суда Ивановской области от 07.04.2010 отказ Главы администрации Южского городского поселения Ивановской области в постановке на учет Раскова А.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении признан незаконным. Администрация Южского городского поселения обязана поставить Раскова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В настоящее время решение суда исполнено в полном объеме; Департаментом социальной защиты населения Ивановской области Расков А.И. включен в реестр участников (инвалидов) Великой Отечественной войны. Выделение Раскову А.И. субсидии для приобретения жилья ожидается в текущем году.
Ивановский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с аналогичным иском в интересах инвалида, участника Великой Отечественной войны Саландина В.А.
Саландин В.А. своего жилья не имеет, проживает в доме, принадлежащем внуку. 09.02.2010 обратился в администрацию городского округа Кохма Ивановского района Ивановской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В этом Саландину В.А. было отказано по тем мотивам, что в 2006 г. он подарил принадлежавший ему дом своему внуку, поэтому рассмотрение вопроса о постановке на учет возможно лишь по истечении пятилетнего срока с момента совершения сделки, то есть после 23.05.2011.
Удовлетворяя требования прокурора о признании данного отказа незаконным, суд указал, что истец может быть признан лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Саландин В.А. не является собственником либо нанимателем жилого помещения.
Дом, в котором он проживает, не имеет всего комплекса благоустройства - отсутствует горячая вода, теплый туалет, холодная вода надлежащего качества.
Отчуждение домовладения произведено Саландиным В.А. 25.03.2006, то есть до издания Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" и не имело целью приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поэтому факт дарения дома не может быть признан законным основанием для отказа в постановке на соответствующий учет.
Суд также отметил, что администрацией городского округа Кохма значительно нарушен предусмотренный п. 3 ст. 54 ЖК РФ срок направления Саландину В.А. решения об отказе в принятии на учет. Кроме того, в ответе отсутствовали правовые основания отказа со ссылками на нормы закона.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 01.09.2010, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18.10.2010 администрация городского округа Кохма Ивановской области обязана принять Саландина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом изложенного, ситуация с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на территории Ивановской области является удовлетворительной. Нарушения допускаются в большинстве своем органами местного самоуправления при решении вопроса о нуждаемости ветеранов в предоставлении жилого помещения и связаны с низким профессиональным уровнем работников муниципалитетов и их загруженностью. Нарушения своевременно выявляются прокурорами и оперативно устраняются. Финансирование мероприятий по реализации Указа осуществляется в достаточном объеме.
Всего органами прокуратуры Ивановской области за истекший период 2010 года выявлено 123 нарушения законов в указанной сфере, принесено 12 протестов на незаконные правовые акты, направлено в суд 7 исковых заявлений, внесено 45 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности по требованию прокуроров 7 должностных лиц органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 22 октября 2010 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве