Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 6 июля 2011 г. N 48 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к решению
Совета Шуйского
муниципального района
от 30 июня 2010 г. N 34
Порядок
проведения финансового контроля за исполнением бюджета
Шуйского муниципального района
6 июля 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет порядок проведения финансового контроля за исполнением бюджета Шуйского муниципального района (далее - финансовый контроль).
1.2. Финансовый контроль осуществляется в форме проведения проверок за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета Шуйского муниципального района (далее - проверка, ревизия).
1.3. Под проверкой понимаются контрольные действия или исследования отдельных вопросов использования бюджетных средств на основании бухгалтерских, плановых, отчетных и иных документов.
1.4. Финансовый контроль осуществляет финансовое управление администрации Шуйского муниципального района.
1.5. Финансовому контролю подвергаются все учреждения, финансируемые из бюджета Шуйского муниципального района, и иные получатели бюджетных средств (далее - организации).
1.6. Специалисты, участвующие в проведении проверок (далее проверяющие, ревизионная группа), в ходе проверок руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации,
- федеральными законами,
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
- приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации,
- законами Ивановской области,
- указами Губернатора Ивановской области,
- постановлениями, распоряжениями Правительства Ивановской области,
- решениями Совета Шуйского муниципального района,
- постановлениями и распоряжениями администрации Шуйского муниципального района.
2. Цель и задачи ревизий (проверок)
2.1. Целью проведения ревизий (проверок) является обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций со средствами бюджета Шуйского муниципального района, а также определение правомерности, обоснованности данных операций, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств бюджета Шуйского муниципального района, материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
2.2. Основными задачами проверок являются укрепление финансовой дисциплины, а также контрольные действия и исследования отдельных вопросов использования средств бюджета Шуйского муниципального района по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет доходов и расходов;
- использование средств бюджета по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, их инвентаризация;
- обоснованность образования и расходования доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации и правильность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
3. Организация и проведение ревизий (проверок)
3.1. Ревизии (проверки) проводятся в соответствии с планом, утвержденным распоряжением Главы администрации Шуйского муниципального района.
Объекты проверок включаются в планы работы на основании решений или поручений Главы администрации Шуйского муниципального района, изучения отчетов о ходе исполнения бюджета Шуйского муниципального района, данных о состоянии дел по обеспечению сохранности денежных средств и материальных ценностей, писем о нарушениях финансовой дисциплины.
Планы работ могут предусматривать периодические проверки выполнения решений, предложений, принятых по ранее произведенным проверкам.
3.2. При необходимости могут проводиться внеплановые проверки.
3.3. Под встречной проверкой понимается процедура получения доказательства, которая проводится в рамках контрольных мероприятий путем сличения записей, документов и данных организаций любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации или передавших ей денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации. Основанием для проведения встречной проверки является недостаток информации, который был выявлен в ходе ревизии (проверки) в проверяемой организации.
3.4. Встречная проверка назначается по письменному представлению руководителя ревизионной группы.
3.5. В соответствии с планом проведения проверок и на основании приказа о направлении на ревизию составляется программа проведения проверки конкретной организации.
Программа проверки включает ее тему, основание и цель проверки, период, который она должна охватить, перечень объектов и основных вопросов, подлежащих проверке.
В программу проверки в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих проверяемую организацию, могут быть внесены изменения и дополнения.
Программа проверки утверждается руководителем финансового управления администрации Шуйского муниципального района.
3.6. Срок проведения проверки и состав проверяющих назначаются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации.
Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней.
Срок проведения проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней.
3.7. Проведение проверки может быть приостановлено в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
Решение о приостановлении проверки принимает лицо, назначившее ревизию (проверку), на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы.
3.8. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении ревизии (проверки) лицо, принявшее такое решение:
- письменно извещает руководителя организации и (или) ее вышестоящий орган о приостановлении ревизии (проверки);
- направляет в проверяемую организацию и (или) ее вышестоящий орган письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).
3.9. После устранения причин приостановления ревизии (проверки) ревизионная группа возобновляет ее проведение в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим ревизию (проверку).
3.10. Проведение проверки может быть завершено раньше срока, установленного в программе проведения проверки в случае выполнения в полном объеме целей и задач, определенных программой проведения проверки.
3.11. Основанием для проведения проверки является приказ, подписанный руководителем финансового управления администрации Шуйского муниципального района.
3.12. Проведению проверки предшествует тщательная подготовка, изучение имеющихся плановых, отчетных, статистических данных, материалов предыдущих проверок. Руководитель ревизионной группы до начала проверки знакомит членов ревизионной группы с содержанием программы проверки, распределяет вопросы и участки работы между проверяющими.
3.13. По прибытию на место проверки руководитель ревизионной группы должен:
- предъявить руководителю организации приказ на проведение ревизии (проверки);
- ознакомить руководителя организации с программой ревизии (проверки);
- представить членов ревизионной группы;
- решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
3.14. Руководитель проверяемой организации должен:
- обеспечить надлежащие условия для проведения проверки (предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.);
- обеспечить присутствие материально-ответственного лица (лиц) при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ и других аналогичных действиях.
3.15. Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
3.16. В случае непредставления работниками проверяемой организации необходимых документов либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение проверки, руководитель ревизионной группы (проверяющий) сообщает об этих фактах руководителю органа, назначившего проверку.
3.17. По требованию руководителя ревизионной группы руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей с участием проверяющего. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем проверяемой организации.
3.18. Члены ревизионной группы определяют необходимость и возможность применения тех или иных проверочных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств, исходя из программы проверки.
3.19. Проверки проводятся путем осуществления:
- проверки учредительных, плановых, отчетных, бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам;
- фактической проверки действительности совершения операций;
- сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными, сопоставления данных по одним операциям с данными по другим операциям;
- проведения встречных проверок;
- проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов;
- проверки правильности указываемых в отчетности плановых показателей.
3.20. Осуществление контрольных действий может осуществляться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проведения проверки, а выборочный - в проведении контрольного действия в отношении части финансово-хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проведения проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
Право выбирать тот или иной способ ревизии (проверки) дано руководителю ревизионной группы исходя из содержания вопроса программы ревизии (проверки), объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
3.21. При проведении ревизии (проверки) контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций осуществляются только сплошным способом.
3.22. При отсутствии бухгалтерского учета в проверяемой организации руководителем ревизионной группы составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Порядка, и докладывается руководителю органа, назначившего проверку.
Руководитель органа, назначившего проверку, направляет руководителю проверяемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью проверяемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверяемой организации.
Проверка проводится после восстановления в проверяемой организации бухгалтерского учета.
3.23. Проверяющие имеют право:
- проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления объяснений должностных лиц и необходимых справок по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проводить инвентаризацию материальных ценностей, денежных средств, опечатывать кассы, склады, кладовые, архивы;
- привлекать к проверке специалистов;
- получать от учреждений банка в установленном порядке справки и копии документов по операциям проверяемых организаций.
3.24. Проверяющие обязаны:
- принимать меры к устранению фактов нарушения финансовой дисциплины, незаконного и нецелевого расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства и хищений бюджетных средств и представления недостоверной отчетности;
- принимать меры к возмещению ущерба в ходе проверки;
- быть объективными, оказывать практическую помощь проверяемым организациям в постановке финансовой работы и контроля за правильным и эффективным расходованием денежных средств, обеспечением их сохранности.
4. Оформление и реализация результатов проверки
4.1. При отсутствии нарушений по результатам проверки составляется справка о проведенной проверке. О выявленных в процессе проверки нарушениях и недостатках составляется акт. Акт (справка) составляется в двух экземплярах.
Акт (справка) проверки подписывается руководителем ревизионной группы (проверяющим), руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.
Один экземпляр оформленного акта проверки вручается руководителю проверяемой организации или уполномоченному лицу под расписку с указанием даты получения.
4.2. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) проверяемой организации и по согласованию с руководителем ревизионной группы срок для ознакомления с актом проверки и его подписание может быть установлен не более 5 рабочих дней.
При наличии возражений и замечаний по акту проведенной проверки руководитель и главный бухгалтер делают об этом соответствующую запись перед своей подписью и представляют возражения, подкрепленные документами, не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта.
4.3. Ревизионная группа рассматривает правильность фактов, изложенных в возражениях и дает по ним письменное заключение не позднее 5 рабочих дней со дня получения возражений.
4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами проверяемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт проверки.
4.5. Один экземпляр акта проверки и заключения по представленным возражениям вручается руководителю проверяемой организации под расписку.
4.6. Результаты проверки излагаются в акте на основе:
- проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в проверяемых организациях документов и материалов;
- данных о результатах произведенных встречных проверок;
- фактических проверок совершения операций;
- результатов счета, взвешивания и обмера сырья и материалов, проведения контрольных обмеров.
В изложении акта проверки должна быть соблюдена системность, строгая объективность, ясность и точность описания выявленных фактов и данных.
Не допускается включение в акт не подтвержденных документами данных о финансовой деятельности, проверяемой организации.
4.7. Акт (справка) проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть должна содержать следующую информацию:
- наименование темы проверки;
- дата и место составления акта (справки) проведения проверки;
- кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер проверки или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения проверки;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации; имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе проверки, и должна содержать:
- общие данные о выполнении хозяйственных и финансовых планов, смет;
- выявленные факты бесхозяйственности, недостач, хищений и присвоения денежных средств и материальных ценностей, нецелевого использования бюджетных средств;
- перечисление нарушенных законодательных, других нормативных правовых актов или их отдельные положения, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения;
4.8. Не допускается включение в акт проверки различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органом.
В акте проверки не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, квалификация их поступков, намерений и целей.
4.9. Объем акта проверки не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.
4.10. Материалы проверки состоят из акта (справки) и надлежаще оформленных приложений, на которые имеются ссылки в акте (справке) (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных, материально ответственных лиц и т.п.).
4.11. Материалы проверок, в ходе которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.
Передаваемые материалы должны содержать:
- письменное сообщение за подписью руководителя финансового управления, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;
- подлинник акта проверки, оформленный и подписанный надлежащим образом, другие ревизионные материалы, подтверждающие выявленные нарушения;
- объяснения и возражения должностных лиц по акту проверки;
- письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту).
4.12. По результатам проверки руководитель проверяемой организации в пятидневный срок по окончании проверки издает в соответствии с действующим законодательством приказ (распоряжение) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, о мерах по устранению причин возникновения данных нарушений и направляет приказ (распоряжение) руководителю финансового управления администрации Шуйского муниципального района.
4.13. Датой окончания проверки является дата подписания акта (справки), а при наличии возражений - дата подписания заключения по ним.
В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, в приказе (распоряжении) устанавливаются сроки устранения по каждому конкретному нарушению.
4.14. Информация об устранении нарушений представляется руководителю финансового управления администрации Шуйского муниципального района.
Руководитель проверяемой организации несет в соответствии с действующим законодательством ответственность в случае, если меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц не приняты или таких мер недостаточно.
На основе материалов проверки руководитель органа, назначившего проверку, вправе принять необходимые меры.
4.15. Результаты ревизии в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
4.16. В случае возникновения ситуаций, не регламентируемых настоящим Порядком, работники, осуществляющие проверочную работу, обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
<< Назад |
||
Содержание Решение Шуйского районного Совета Ивановской области от 30 июня 2010 г. N 34 "О порядке проведения финансового контроля... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.