Решение Ивановского областного суда
от 12 августа 2010 г. N 3-28/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 7-Г10-13 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи П.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
С. о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства
Ивановской области от 27 августа 2009 года N 249-п "Об утверждении результатов государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов
и городских округов Ивановской области" в части утверждения в строках N 218631 и N 239883
Приложения N 1 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами А и Б,
установил:
Правительством Ивановской области 27 августа 2009 года принято постановление N 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области".
Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области" 11.12.2009 г., 18.12.2009 г., специальный выпуск, части I-IV.
С. обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков.
Иск мотивирован тем, что заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: В с кадастровым номером А, и арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Г с кадастровым номером Б. Кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года, является произвольной и завышенной. Кадастровая оценка проведена с нарушением действующего федерального законодательства, что приводит к необоснованному увеличению ставки налога на землю и арендной платы, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость. Земельный участок по адресу: В неправильно отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования. Поскольку фактически с 2002 года земельный участок используется под автокомплекс с расположенными на нем автомагазином, автостоянкой, автомойкой, пунктом технического обслуживания, то он должен быть отнесен к пятой группе видов разрешенного использования. При определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Г не принято во внимание, что указанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд решением Ивановской городской Думы N 596 от 28.11.2007 г. Согласно п. 2.5. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 кадастровая стоимость земельных участков земель резерва не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок. Правительством Ивановской области при утверждении кадастровой оценки не обеспечено соблюдение Управлением Роснедвижимости по Ивановской области в полном объеме возложенной на него обязанности по проведению работ и получению результата государственной оценки земель.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Л. заявление поддержала в полном объеме, представила письменные дополнения к заявлению, из которых следует, что арендная плата за пользование земельным участком по В начислялась Администрацией г. Иваново, исходя из фактического пользования как за объекты автокомплекса. В приложении N 2 к постановлению минимальные и максимальные средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Ивановской области" в разрезе 5 группы видов разрешенного использования по городу Иванову незначительно отличаются друг от друга, в то время как ранее разница между ними была существенной. Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков не отличается в зависимости от удаленности от центра города. При проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, сделках, проведенных с земельными участками на территории региона, недостаточно изучены факторы, влияющие на стоимость земельного участка.
Представитель Правительства Ивановской области Аб. с заявлением не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществлено в соответствии с предусмотренной нормативными правовыми актами процедурой.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области Ник. с заявлением не согласилась, пояснив, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков произведена Роснедвижимостью в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора считавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела и отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ивановской области, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что заявитель является собственником земельного участка площадью 12565 кв.м., расположенного по адресу: В с кадастровым номером А, и арендатором земельного участка площадью 3150 кв.м., расположенного по адресу: Г с кадастровым номером Б (л.д. 13-28).
В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. N 249-п земельный участок с кадастровым номером А относится к 7 виду разрешенного использования, а земельный участок с кадастровым номером Б - к 5 виду разрешенного использования. Земельные участки входят в кадастровые кварталы соответственно 37:24:02 05 01 и 37: 24:04 04 16.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Роснедвижимостью осуществляется проверка отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель утвержденных приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года N 39 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра, кадастра и картографии" Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднены. Функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Ивановской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проверки отчета по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области, выполненного ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39, что подтверждается письмом Росреестра от 10.06.2009 г. N3-3826-ГЕ и актом проверки N4 (л.д. 99-102).
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки были направлены в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, которое представило их на утверждение в Правительство Ивановской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Правительством области 27 августа 2009 года путем принятия оспариваемого постановления. Постановление официально опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области" 11.12.2009 г., 18.12.2009 г., специальный выпуск, части I-IV.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельных участков А и Б указанная в результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Ивановской области и прошедших проверку в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, соответствует кадастровой стоимости этих земельных участков, указанной в оспариваемом постановлении Правительства Ивановской области - ** руб., ** руб. соответственно.
Утверждения заявителя и его представителя о недостоверности и недостаточности источников информации, использованных ФГУП "ФКЦ "Земля" при проведении работ, и применении недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, являются необоснованными и опровергаются представленным отчетом, из которого следует, что при составлении отчета использовано 77 источников информации, в том числе сведения о сделках, отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, и учтено более 40 факторов стоимости земельных участков, в том числе расстояние до центра города (л.д. 164-177, 185-190).
При этом контроль при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ивановской области осуществлялся Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
Представленный ФГУП "ФКЦ "Земля" отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.
Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по кадастровой оценке Росреестром установлено не было, в связи с чем, было принято решение о соответствии отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" Методическим указаниям.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Ивановской области (приложение 2 к постановлению); средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Ивановской области (Приложение 3 к постановлению) соответствуют значениям утвержденного отчета.
Доводы о неправильном отнесении земельного участка, расположенного по адресу: В, к седьмому виду разрешенного использования являются несостоятельными.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 21.04.2009 г., кадастровых паспортах земельного участка от 08.08.2008 г. и 10.02.2010 г. (л.д. 13-19) определен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка: реконструкция спорткомплекса под автокомплекс.
В отчете определения кадастровой стоимости, утвержденном Росреестром, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39, данный земельный участок отнесен к видам разрешенного использования, указанным п. 1.2.7. "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В силу п. 12 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пояснениям представителя заявителя вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен в июле 2010 года, то есть после принятия оспариваемого постановления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для отнесения земельного участка, расположенного по адресу: В к пятому виду в постановлении Правительства не имелось.
При этом суд полагает, что расчет арендной платы, произведенный Администрацией г. Иваново, правового значения для рассматриваемого дела не имеет и не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Г не подлежала расчету, поскольку решением Ивановской городской Думы N 596 от 28.11.2007 г. земельный участок был зарезервирован для муниципальных нужд являются несостоятельными.
Из представленных писем Администрации города Иванова, Департамента управления имуществом Ивановской области следует, что в зарезервированную территорию попадает только часть земельного участка, арендуемого заявителем (л.д. 144-145).
Кроме того, на основании пунктов 8 и 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Информация о вышеуказанном земельном участке как зарезервированном для муниципальных нужд в государственном кадастре недвижимости отсутствует (л.д. 148-149).
При этом суд принимает во внимание, что при расчете кадастровой стоимости земель в соответствии с действующими Методическими указаниями используется исходная информация по состоянию на дату оценки - 01.01.2007г.
На 01.01.2007г. решения о резервировании земельного участка не принималось.
Таким образом, основания для определения и утверждения кадастровой стоимости указанного земельного участка имелись.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков превышает их рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Ивановской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года N 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения, опубликовано, не противоречит федеральному законодательству и оснований для признания его недействующим и не подлежащим применению не имеется. Заявление С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления С. о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года N 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" в части утверждения в строках N 218631 и N 239883 Приложения N 1 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и Б отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 12 августа 2010 г. N 3-28/2010
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 7-Г10-13 настоящее решение оставлено без изменения