В целях поддержки развития местного самоуправления на территории Ивановской области:
1. Утвердить Концепцию развития местного самоуправления на территории Ивановской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Пахомова С.А.
Губернатор Ивановской области |
М.А. Мень |
Концепция
развития местного самоуправления на территории
Ивановской области
(утв. распоряжением Правительства Ивановской области
от 23 июня 2006 г. N 130-рп)
1. Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В Ивановской области во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принято 32 нормативно-правовых акта, образовано 181 муниципальное образование, в т.ч. 6 городских округов, 21 муниципальный район, 25 городских поселений и 129 сельских поселений. Во всех муниципальных образованиях в установленные сроки прошли выборы и сформированы местные органы власти. Численность депутатов представительных органов местного самоуправления составила 2 202 депутата, количество муниципальных служащих на 01.01.2006 составило 3 242 человека.
Вместе с тем состояние местного самоуправления в Ивановской области характеризуется рядом проблем:
- низкой эффективностью управления со стороны местных органов власти и их аппаратов;
- слабым уровнем профессиональной подготовки кадров муниципальных служащих;
- недостатком финансовых средств на качественное исполнение закрепленных полномочий;
- отсутствием необходимых организационных и материально технических условий для функционирования муниципальных органов власти поселенческого уровня;
- недоиспользованием экономического потенциала муниципального образования: "отсутствием точек роста", "свертыванием" отдельных производств, недооценкой рекреационных возможностей территорий и т.д.;
- слабым использованием современных социальных технологий в муниципальном управлении, в т.ч. информационных, отвечающих задачам реализации муниципальных проектов и программ развития;
- неблагополучной демографической ситуацией в муниципальных образованиях, отрицательной миграцией населения, особенно в сельской местности.
2. Цель и основные задачи развития местного самоуправления
Целью развития местного самоуправления является кардинальное повышение эффективности системы муниципального самоуправления на основе внедрения современных инновационных технологий управления как важнейшего стратегического ресурса развития территорий в интересах повышения качества жизни населения.
Развитие местного самоуправления в условиях административной реформы становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и предполагает решение следующих основных задач:
- приведения системы местного самоуправления и управленческих технологий профессиональной деятельности муниципальной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
- совершенствования форм и методов управления муниципальным хозяйством;
- проведения эффективной кадровой политики в сфере муниципальной службы;
- повышения доверия граждан к местной власти, обеспечения открытости и доступности органов местного самоуправления, улучшения качества оказываемых услуг;
- разработки эффективных механизмов социальной сплоченности местного сообщества;
- активного использования современных информационных технологий в практике муниципального управления;
- комплексного совершенствования финансово-экономического и материально-технического обеспечения местного самоуправления.
3. Основные направления развития местного самоуправления
Основными направлениями развития местного самоуправления являются:
3.1. Инновационное управление экономическим развитием муниципальных образований:
- разработка плана стратегического развития территории и внедрение комплексного планирования социально-экономического развития территорий муниципальных образований;
- внедрение процедур мониторинга в реализации муниципальных программ и проектов;
- создание системы муниципальной статистики, разработка паспорта муниципального образования, характеризующего состояние экономики и социальной сферы;
- оценка результативности муниципальных программ и проектов в системе управления муниципального образования;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций - формирование инвестиционной политики, установка четких критериев участия муниципальных образований в коммерческих проектах, использование возможностей предоставления налоговых льгот перспективным инвесторам, создание инвестиционного паспорта муниципального образования;
- использование технологий частно-общественного партнерства при реализации конкретных проектов;
- поддержка малого предпринимательства - создание инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей, поддержка развития схем льготного кредитования малого бизнеса, в т.ч. лизинговых схем.
3.2. Инновационная практика в сфере муниципальных финансов:
- переход к системе формирования и исполнения бюджета, позволяющей органам местного самоуправления регулярно сопоставлять результаты текущей деятельности и производимые бюджетные расходы с поставленными целями;
- разработка нормативов финансовых затрат на исполнение закрепленных и делегированных полномочий;
- отбор инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств муниципального бюджета, на основе критериев общественной значимости и общественной полезности;
- использование практики муниципальных займов и ведение муниципальной долговой книги;
- организация муниципальных закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе и ведение реестра муниципальных закупок;
- разработка муниципальных минимальных социальных стандартов.
3.3. Инновационные технологии в сфере управления муниципальной собственностью:
- переход к системе экономико-правового и функционального зонирования территорий городских округов и муниципальных районов;
- разработка правил землепользования и застройки;
- создание нормативной правовой базы для организации конкурсных торгов на земельные участки;
- разработка (корректировка) генеральных планов муниципальных образований;
- применение концессионных механизмов для управления объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры;
- мониторинг ресурсопотребления в практике управления объектами муниципальной собственности;
- обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе с привлечением частных подрядчиков;
- создание товариществ собственников жилья, управляющих компаний, поддержка и развитие ипотечного кредитования;
- внедрение практики инвестиционных конкурсов по предоставлению частным инвесторам на реконструкцию застроенных кварталов с переселением граждан из ветхого фонда;
- содействие развитию муниципального пассажирского транспорта - внесение изменений в нормативную правовую базу, переход к четким договорным отношениям, использование эффективной методики расчета тарифов, создание конкурентных отношений;
- инвентаризация объектов и создание реестра (кадастра) муниципальной собственности.
3.4. Информационные технологии в муниципальном менеджементе:
- создание муниципальных информационно-технологических систем (МИАС), интегрированных в общую региональную систему (РИАС);
- развитие мега-портала Ивановской области в части размещения и обслуживания Интернет-сайтов муниципальных образований, наполнения их актуализированной информацией;
- внедрение в практику муниципального управления функциональных информационных систем (ЖКХ, бюджет, похозяйственный учет и т.д.);
- применение единой системы электронного документооборота между различными уровнями и структурами власти;
- использование правовых, бухгалтерских программ в практической деятельности органов местного самоуправления;
- внедрение технологий дистанционного обучения, консультирования, телемедицины.
3.5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих:
- формирование эффективной областной системы подготовки, переподготовки, повышения профессиональной квалификации и компетенции управленческих кадров муниципальных образований; в качестве инновационных в этой сфере могут быть определены четыре основных подхода:
развитие партнерства с авторитетными федеральными учебными заведениями управленческого образования и государственной службы,
приближение образовательных услуг непосредственно к муниципальным районам и городским округам,
оказание методической помощи органам местного самоуправления по внедрению принципов, методов и процедур управления и процедур управления по результатам, проектного управления,
возможность применения дистанционного обучения с использованием различных информационных технологий в учебных программах;
- ежегодное формирование Правительством Ивановской области государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих по всем формам и видам обучения и проведение соответствующего конкурса среди вузов области;
- в соответствии с требованиями административной реформы ведение систематической профессиональной переподготовки управленческих кадров муниципальных образований по следующим программам дополнительного профессионального образования:
государственное и муниципальное управление,
муниципальный менеджемент,
муниципальный менеджемент (дистанционное обучение),
информационные технологии в управлении;
- уделение особого внимания в программах разработке практикумов, тренингов, мастер-классов по направлениям реализации административной реформы, а также специальных курсов: "Муниципальные финансы и налоги", "Правовое обеспечение муниципального управления", "Психология управленческой деятельности";
- разработка и представление на утверждение в IV квартале областной целевой программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных и муниципальных служащих;
- создание в каждом муниципальном районе и городском округе учебно-методических кабинетов, оснащенных необходимым количеством компьютеров и программных продуктов;
- внедрение дистанционного обучения кадров муниципальных служащих.
3.6. Территориальное и административное устройство:
- дальнейшее развитие территориальной организации местного самоуправления с целью оптимизации расходов и повышения эффективности управления муниципальными образованиями;
- создание организационных, правовых, финансово-экономических механизмов укрупнения административно-территориальных единиц с целью создания территорий, способных к саморазвитию.
3.7. Информационная политика:
- усиление роли региональных и местных СМИ в освещении хода муниципальной реформы, деятельности местных органов власти;
- повышение уровня правовой культуры населения через развитие сети центров правовой информации (библиотеки), общественных консультационных пунктов, введение специальных курсов в школах и т.д.;
- создание в каждом муниципальном образовании Интернет-сайтов;
- развитие общедоступных средств массовой информации на муниципальном уровне.
3.8. Совершенствование нормативной правовой базы развития местного самоуправления:
- создание единого реестра нормативных правовых актов муниципальных образований и разработка системы их мониторинга;
- внесение изменения в Закон Ивановской области от 25.11.2005 N 171-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения городских и сельских поселений в муниципальных районах Ивановской области" в части передачи полномочий поселениям с 01.01.2007;
- разработка проекта областного закона "О нормативах расходных потребностей муниципальных образований на реализацию полномочий по решению вопросов местного значения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ивановской области от 23 июня 2006 г. N 130-рп "О Концепции развития местного самоуправления на территории Ивановской области"
Текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 4 августа 2006 г., N 17 (299)
Распоряжением Правительства Ивановской области от 9 июня 2015 г. N 125-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Ивановской области от 25 марта 2011 г. N 73-рп