Решение Ивановского областного суда
от 6 апреля 2011 г. N 3-23/2011
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Ш.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Р.,
представителя заявительницы П., действующего по доверенности Е.,
представителя Губернатора Ивановской области, действующей по доверенности Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление П. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Указа Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ,от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) в части невключения в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Заявление мотивировано тем, что с 1.08.1988 г. по настоящее время П. работает в государственном учреждении здравоохранения Ивановской области "Областной противотуберкулезный диспансер имени М.Б. Стоюнина" в должности врача-фтизиатра. Место ее работы не менялось. 7.02.2011 г. заявительнице исполнилось 50 лет. В этот же день она обратилась в территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пенсионного обеспечения за счет средств областного бюджета, предусмотренного Законом Ивановской области от 14.01.2005 г. N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области". 10.02.2011 г. территориальным управлением социальной защиты населения по г. Иваново заявительнице в назначении ежемесячного пенсионного обеспечения отказано, так как на дату подачи заявления у нее не имелось достаточного специального трудового стажа, необходимого для назначения указанного ежемесячного пенсионного обеспечения. Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново не включило заявительнице в специальный трудовой стаж для назначения ежемесячного пенсионного обеспечения период отпуска по уходу за ребенком (2 года 7 месяцев 10 дней), сославшись на то, что в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) отпуск по уходу за ребенком в такой стаж не входит.
Заявительница полагает, что вышеназванный Указ Губернатора в части определения специального трудового стажа, где в п. 2 данного Указа предусматривается, что в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, засчитывается работа в течение полного рабочего дня по основному месту работы в учреждениях, предусмотренных Перечнем, и в силу подпункта "в" п. 3 данного Указа, отпуск по уходу за детьми в возрасте до 3 лет в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, не включается, противоречит действующему Федеральному Закону, а именно п. 5 ст. 256 ТК РФ. В связи с указанным противоречием заявительница лишена возможности на ежемесячное пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом Ивановской области от 14.01.2005 г. N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области".
В судебном заседании представитель П. заявление поддержал.
Представитель Губернатора Ивановской области с заявлением П. не согласилась по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указав, что в соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г. N 5487-1, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи ст. 12 Закона Ивановской области от 14.01.2005 г. N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области" установлен ряд мер социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения, в том числе и право на ежемесячное пенсионное обеспечение за счет средств областного бюджета для женщин по достижении 50 лет, для мужчин - 55 лет при трудовом стаже в качестве врачей специализированных противотуберкулезных учреждений здравоохранения Ивановской области не менее 20 лет в размере 1,4 фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного п. 2 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Порядок определения специального трудового стажа, назначения и выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения указанным лицам, а также перечень государственных учреждений здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, работа в которых в качестве врачей засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, утверждаются Губернатором Ивановской области. В пределах установленной компетенции Губернатор Ивановской области определил, что в стаж засчитывается только период работы в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь. В связи с тем, что установление данной меры является исключительной компетенцией субъекта Российской Федерации, соответственно обоснование заявления нормами федерального пенсионного законодательства, по мнению представителя Губернатора Ивановской области, несостоятельны. В удовлетворении заявления П. представитель Губернатора Ивановской области просила отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Р., полагавшей необходимым заявление П. удовлетворить, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что П., 07.02.1961 года рождения, с 1.08.1988 г. по настоящее время работает в государственном учреждении здравоохранения Ивановской области "Областной противотуберкулезный диспансер имени М.Б. Стоюнина" в должности врач-фтизиатр участковый.
Из ответа территориального управления социальной защиты населения по г. Иваново от 10.02.2011 г. следует, что заявительнице отказано в назначении ежемесячного пенсионного обеспечения за счет средств областного бюджета, предусмотренного Законом Ивановской области от 14.01.2005 г. N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области", так как на дату подачи заявления у нее не имелось достаточного специального трудового стажа, необходимого для назначения указанного ежемесячного пенсионного обеспечения. Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново не включило заявительнице в специальный трудовой стаж для назначения ежемесячного пенсионного обеспечения период ее отпуска по уходу за ребенком (2 года 7 месяцев 10 дней), сославшись на то, что в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) отпуск по уходу за ребенком в такой стаж не входит.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, в соответствии ч. 1 ст. 251 ГПК РФ заявительница вправе была обратиться с рассматриваемым заявлением в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает ее права и свободы.
П. не согласна с Указом Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) в части невключения в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
П. считает, что данным Указом Губернатора Ивановской области в оспариваемой ею части нарушаются ее права, так как ей отказано в предоставлении меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Ивановской области от 14.01.2005 г. N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области".
Указ Губернатора Ивановской области N 156-УГ "Об утверждении Порядка определения специального трудового стажа, назначения и выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, а также Перечня государственных учреждений здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение" принят 29.09.2003 г.
Первоначальный его текст опубликован в издании "Собрание законодательства Ивановской области" 15.10.2003, N 19(229).
Указ Губернатора Ивановской области N 156-УГ от 29.09.2003 г. вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17 февраля 2003 г. В него внесены изменения Указами Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ.
Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г. N 5487-1, устанавливает социальную поддержку и правовую защиту медицинских и фармацевтических работников.
В соответствии с указанной номой закона меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такие меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ивановской области, установлены Законом Ивановской области от 14.01.2005 N 18-ОЗ (ред. от 25.12.2009) "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области", в частности статьей 12 данного Закона.
Согласно ст. 12 Закона Ивановской области от 14.01.2005 N 18-ОЗ (ред. от 25.12.2009) "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области" одной из мер социальной поддержки для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, является право на ежемесячное пенсионное обеспечение за счет средств областного бюджета для женщин по достижении 50 лет, для мужчин - 55 лет при трудовом стаже в качестве врачей специализированных противотуберкулезных учреждений здравоохранения Ивановской области не менее 20 лет в размере 1,4 фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок определения специального трудового стажа, назначения и выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, а также перечень государственных учреждений здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, работа в которых в качестве врачей засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, в соответствии со ст. 12 Закона Ивановской области от 14.01.2005 N 18-ОЗ (ред. от 25.12.2009) "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области" утверждается Губернатором Ивановской области.
Пункт 2 Порядка определения специального трудового стажа, назначения и выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, утвержденного оспариваемым Указом Губернатора Ивановской области, содержит указание на то, что лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, засчитывается работа в течение полного рабочего дня по основному месту работы в учреждениях, предусмотренных Перечнем. Подпунктом "в" пункта 3 указанного Порядка предусмотрено, что заявление о назначении ежемесячного пенсионного обеспечения подается в территориальный исполнительный орган государственной власти Ивановской области по социальной защите населения по месту жительства заявителя. К заявлению прилагаются справка с места работы о том, что заявитель по основному месту работы в качестве врача работал в течение полного рабочего дня с указанием периодов, не включенных в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение (отпуск по уходу за детьми в возрасте до 3 лет, административный отпуск без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации и другие).
Таким образом, из смысла и содержания вышеизложенных пунктов Порядка определения специального трудового стажа, назначения и выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, утвержденного оспариваемым Указом Губернатора Ивановской области, следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом Ивановской области от 14.01.2005 N 18-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Ивановской области", не включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем Губернатора Ивановской области.
Действительно, предоставление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права на предоставление мер социальной поддержки не означает, что при решении вопроса о предоставлении таких мер органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе отступить от иных гарантий, предоставленных гражданам РФ, в том числе в части порядка подсчета специального трудового стажа.
Порядок подсчета специального трудового стажа работников, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, должен учитывать императивную норму ч. 5 ст. 256 ТК РФ, согласно которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости). Данная норма является важной гарантией социальных прав граждан РФ, развитием положений ч. 1 статьи 38 Конституции РФ о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 статьи 5 ТК РФ, при регулировании отношений, непосредственно связанных с трудовыми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ.
Таким образом, порядок определения трудового стажа, содержащийся в Указе Губернатора, необоснованно нарушает установленные федеральным законодательством гарантии прав работников, находившихся в отпуске по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах заявление П. о признании Указа Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) в части невключения в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, противоречащим федеральному закону, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и с учетом даты введения в действие, Указ Губернатора Ивановской области в части, противоречащей федеральному закону, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление П. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Указ Губернатора Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 156-УГ (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 30.05.2006 N 80-УГ, от 09.02.2007 N 19-УГ, от 20.11.2007 N 132-УГ) в части невключения в специальный трудовой стаж, дающий право на ежемесячное пенсионное обеспечение, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 6 апреля 2011 г. N 3-23/2011
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника