Решение Ивановского областного суда
от 5 июля 2011 г. N 3-41/2011
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи П.,
при секретаре З.,
с участием заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Н.,
представителя Губернатора Ивановской области О.,
представителей Ивановской областной общественной организации
охотников и рыболовов В., Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя
Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим
Приложения к указу Губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг
"Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области"
(в ред. указа от 22 марта 2011 года N 66-уг),
установил:
Губернатором Ивановской области 11 ноября 2010 года издан указ N 152-уг "Об общедоступных охотничьих угодьях" (в ред. указа от 22 марта 2011 года N 66-уг), опубликованный в издании "Собрание законодательства Ивановской области" N 44 (513) от 16.11.2010 года, N 12 (531) от 29.03.2011 года, и издании "Ивановская газета" N 51 (4898) от 25.03.2011 года. Приложением к Указу устанавливаются наименование и территориальное размещение общедоступных охотничьих угодий, расположенных на территории Ивановской области, в соответствии с которыми общедоступными признаются все охотничьи угодья на территории области, за исключением территории охотничьих хозяйств "П", "А", "М", "Д", охотничье-рыболовного хозяйства "Р", государственного охотничьего заказника "З", государственного природного заказника федерального значения "К".
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения к указу Губернатора Ивановской области от 11.11.2010 года N 152-уг (в ред. указа от 22.03.2011 г. N 66-уг), мотивировав требования следующим. Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что все охотничьи угодья подразделяются на закрепленные охотничьи угодья и общедоступные охотничьи угодья. Основаниями возникновения права на закрепление за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями охотничьих угодий являются заключенные с данными лицами охотхозяйственные соглашения, либо наличие долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, предоставленных указанным лицам до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ. Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и их устойчивому использованию на территории закрепленных охотничьих угодий осуществляется соответствующими охотпользователями.
В нарушение установленных требований федерального законодательства в оспариваемом Приложении к указу из общедоступных охотничьих угодий, контроль за которыми осуществляется Службой по охране объектов животного мира Ивановской области, не исключены территории охотничьих хозяйств, закрепленных за Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов: "В"; "Г"; "З"; "И"; "И"; "К"; "К"; "Л"; "Р"; "Ш"; "Г"; "Р. Х."; "С.О."; "П. о. х."; "Т.о. х."; "Ф.о. х."; "Ш. о.х."; "В. О. х."; "Ю.о. х."; "Ю. о. х."; "Л. О. х."; "У. о. х."; "Г. о. х."; "С. О. х."; "Р. О. х." (всего 25 охотхозяйств).
ИООООР осуществляет добычу охотничьих ресурсов на основании действующей долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной на срок с 23.10.2001 года по 01.03.2022 года, и договора от 27.02.1997 года на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром. Не смотря на расторжение решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.06.2010 года договора от 27.02.1997 года на предоставление в пользование территории охотничьих угодий ИООООР, территория охотничьих угодий, указанная в договоре, осталась закреплена за Обществом на основании выданной долгосрочной лицензии, которая до настоящего времени недействующей не признана.
Оспариваемым Приложением к указу, территории, ранее предоставленные ИООООР, фактически признаны общедоступными охотничьими угодьями, и, соответственно, действие оспариваемого нормативного правового акта в части проведения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Службой по охране объектов животного мира Ивановской области) мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и их устойчивому использованию распространяется и на территории, закрепленные за ИООООР, что противоречит федеральному законодательству, и в связи с чем оспариваемое Приложение подлежит признанию недействующим.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Н. заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Губернатора Ивановской области О. с заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое Приложение к указу Губернатора не противоречит действующему законодательству, не нарушает чьи-либо права и законные интересы. Ранее заключенный между администрацией Ивановской области и ИООООР договор на предоставление территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром расторгнут в судебном порядке, что влечет за собой прекращение обязательств сторон. Лицензия на пользование животным миром никогда не являлась документом, предоставляющим территории, необходимые для пользования животным миром. Поскольку закрепленных за ИООООР территорий не имеется, Ивановская область вправе была самостоятельно и в своем интересе распорядиться ранее закрепленными за ИООООР территориями, которые являются в настоящее время общедоступными охотничьими угодьями.
Представители ИООООР В., Б., поддержали заявленные прокурором требования и просили их удовлетворить.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года (далее - Федеральный закон о животном мире) было определено, что пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром; долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона о животном мире пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с Законом о животном мире, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
В силу статьи 36 Федерального закона о животном мире предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, устанавливаемом данным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 37 Федерального закона о животном мире для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Статьей 38 Федерального закона о животном мире было установлено, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: сведения о пользователе животным миром; разрешенные виды пользования животным миром; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
Таким образом, согласно требованиям вышеуказанных норм, правоустанавливающими документами, подтверждающими наличие у той или иной организации права долгосрочного пользования объектами животного мира, являлись три документа: решение органа исполнительной власти о предоставлении права пользования объектами животного мира и территориями, акваториями, необходимыми для такого пользования; договор о предоставлении и пользовании территориями и акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира; долгосрочная лицензия на пользование животным миром.
В ходе рассмотрения дела установлено, что между администрацией Ивановской области и Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов был заключен договор от 27 февраля 1997 года о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром в границах, установленных решением Ивановского облисполкома от 26 сентября 1986 года N 296 и другими решениями, общей площадью 1860 тыс. га, в соответствии с перечнями охотничьих хозяйств.
В 2001 году ИООООР выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, расположенными в пределах границ, определенных договором от 27 февраля 1997 года, которая соответствовала требованиям, установленным ст. 38 Федерального закона о животном мире. Срок действия данной лицензии определен с 23 октября 2001 года по 1 марта 2022 года.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 июня 2010 года, вступившим в законную силу 27 октября 2010 года, договор от 27 февраля 1997 года о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий, заключенный между администрацией Ивановской области и ИООООР, расторгнут.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона о животном мире отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались на основе данного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте).
Согласно ст. 41 Федерального закона о животном мире в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
С момента введения в действие Федерального закона об охоте, исходя из положений пункта 1 ст. 31, пунктов 1, 3, 8, 9 ст. 71 данного Закона, право на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства и на использование охотничьих ресурсов может осуществляться как на основании охотхозяйственного соглашения, так и долгосрочной лицензии.
Частью 1 ст. 71 Федерального закона об охоте установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Долгосрочная лицензия, полученная ИООООР в установленном законом порядке, на момент вступления в силу Федерального закона об охоте являлась действующей, и до настоящего времени право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочной лицензии, у ИООООР в предусмотренном ст. 47 Федерального закона о животном мире не прекращено.
Доводы представителя Губернатора Ивановской области о том, что в связи с расторжением договора о предоставлении в пользование территорий охотничьих угодий, ранее закрепленные за ИООООР охотничьи угодья, следует расценивать как общедоступные, суд находит основанными на неверном толковании норм права.
Закон не наделяет Губернатора субъекта Российской Федерации полномочиями по изменению статуса территории, закрепленной за пользователем при наличии действующей долгосрочной лицензии.
Согласно положениям части 8 ст. 71 Федерального закона об охоте, в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Таким образом, возможность отнесения охотхозяйств к категории общедоступных охотничьих хозяйств возникает только по истечении срока действия долгосрочной лицензии, имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Ссылки представителя Губернатора Ивановской области на то, что признание у ИООООР права пользования объектами животного мира на указанной в долгосрочной лицензии территории повлияет на права и обязанности ООО "Г", суд находит необоснованными, поскольку право пользования объектами животного мира на территории Маркушинского охотничьего хозяйства, закрепленное за ООО "Г" на основании долгосрочной лицензии, никем не оспаривается.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым Приложением, включив закрепленные за ИООООР охотничьи угодья в общедоступные, Губернатор Ивановской области в нарушение требований ст. 47 Федерального закона о животном мире фактически в административном порядке прекратил право пользования животным миром, возникшее у Общества на основании долгосрочной лицензии.
При таких обстоятельствах, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявленные прокурором требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения к указу Губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг "Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области (в ред. указа от 22 марта 2011 года N 66-уг) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение к указу Губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг "Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области (в ред. указа от 22 марта 2011 года N 66-уг).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 5 июля 2011 г. N 3-41/2011
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника