Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Пучежского
муниципального района
от 4 октября 2010 г. N 441-п
План
действий по охране окружающей среды Пучежского муниципального района на 2010 - 2012 годы
1. Общие положения
Экологическая безопасность является обязательным условием устойчивого развития общества и выступает основой сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности на региональном и муниципальном уровнях предполагает проведение эффективной экологической политики, сбалансированное и рациональное использование природных ресурсов, постоянный контроль состояния окружающей среды, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях.
В плане действий по охране окружающей среды определяются основные экологические проблемы Пучежского района и первоочередные организационно-технические мероприятия, направленные на их решение. Правовой основой Плана действий являются Конституция Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об экологической доктрине Российской Федерации", распоряжение Правительства Ивановской области от 25.06.2009 N 175-рп "О мерах по обеспечению экологической безопасности на территории Ивановской области".
2. Характеристика экологической обстановки на территории Пучежского муниципального района
2.1. Атмосферный воздух.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха на сегодняшний день являются коммунальные и промышленные котельные города и района, работающие на твёрдом и жидком топливе.
Наличие на территории города промышленных предприятий, имеющих собственные котельные, значительное количество коммунальных котельных, а также большого количества автотранспорта в масштабах достаточно небольшого по своей территории районного центра (2805 единиц на 01.01.2009 г.) определяет высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Пучежа.
Суммарный выброс в атмосферный воздух от предприятий района составил в 2008 году 1313,2 т. Тем не менее, валовой выброс загрязнителей в 2008 г. от стационарных источников снизился на 25 т (2%) по сравнению с 2007 г.
Девять основных городских коммунальных котельных оборудованы четырьмя саже- и золоуловительными установками очистки выбросов после переработки твёрдого и жидкого топлива. Действующий асфальтовый завод Пучежского дорожного ремонтно-строительного управления также оснащён системой саже- и золоочистки. На других предприятиях района очистка выбросов в воздушную среду не производится.
В перспективе, в результате полного перехода на расчётный срок всех коммунальных и промышленных котельных с твёрдого и жидкого топлива на природный газ значительно снизятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, постепенно исчезнет проблема утилизации шлака. Все эти мероприятия в итоге приведут к улучшению экологической обстановки в районе.
На сегодняшний день вторым по значимости источником загрязнения воздушного бассейна (в основном, в г. Пучеже) является грузовой и индивидуальный автотранспорт.
В выбросах стационарных источников присутствуют вещества всех четырёх классов опасности. По объёму выбросов превалируют вещества четвертого класса опасности. Основная доля из этой группы приходится на углерода оксид (СО). Вещества третьего класса опасности представлены в основном диоксидом серы (SO2). Вещества второго класса опасности представлены окислами азота (NО). Доля веществ первого класса опасности (бензапирен, ванадия пятиокись, свинец и его соединения, озон, хромовый ангидрид) незначительна.
Стационарные посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории района и города не созданы. В связи с их отсутствием реальных данных о фактическом уровне загрязняющих веществ не имеется.
В 2005 г. территориальный отдел "Роспотребнадзора" при проведении экспертизы проектных материалов "нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу" для МУП "Пучежские тепловые сети", ОАО "Илья-Высоковский льнозавод", ОАО "Пучежский хлебокомбинат" установил, что выбросы этих предприятий могут создавать концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы в жилой зоне населённых мест на уровне ПДК, а в ряде случаев и выше ГЩК. В первую очередь, это касается теплоснабжающих предприятий, коммунальные котельные которых располагаются непосредственно в жилой зоне.
В целом же по району существенных изменений в загрязнении атмосферного воздуха от стационарных источников не предполагается.
Благодаря достаточной скорости ветра, самоочищению атмосферными осадками, среднего для района уровня лесистости, скопление вредных примесей в приземном слое атмосферного воздуха на рассматриваемой территории не происходит. Территория района по состоянию атмосферного воздуха может быть оценена как достаточно благоприятная. Качество атмосферного воздуха в целом на территории Пучежского муниципального района является одним из лучших на уровне других районов Ивановской области.
Однако, учитывая, что в основном направлении развития Пучежского муниципального района помимо перспективного расширения аграрного сектора, промышленности отводится немаловажная роль, а основные промышленные предприятия по-прежнему на расчётный срок будут сосредоточены в г. Пучеже, то можно говорить о возможном повышении уровня загрязнения воздушной среды районного центра.
2.2. Поверхностные и подземные водные объекты.
В пределах района источником водоснабжения служат как поверхностные, так и подземные воды.
Возможное воздействие на поверхностные воды определяется изъятием воды из них и привнесением вредных веществ в водную среду, что может повлечь за собой, соответственно, истощение водных ресурсов и их загрязнение.
Основными источниками загрязнения поверхностных вод района являются:
- неочищенные производственные и бытовые сточные воды;
- фильтрационные утечки вредных веществ из ёмкостей и трубопроводов;
- аварийные сбросы и проливы сточных вод и технологических продуктов;
- сельскохозяйственная деятельность (распашка земель, химизация).
К природным видам загрязнения относятся талые и дождевые воды.
Вся восточная часть территории Пучежского муниципального района ограничена акваторией Горьковского водохранилища. Общая протяжённость береговой линии по р. Волга составляет 43 км. В пределах района протекает 18 малых рек и ручьев, выявлены наиболее перспективные для использования 43 родника с чистой питьевой водой.
В качестве источников водоснабжения используются 43 артезианские скважины для обеспечения сельских населённых пунктов, 270 оборудованных шахтных колодцев (из них 70 - в городе). Основным источником водоснабжения для районного центра является р. Волга. После соответствующей очистки специализированным водоснабжающим предприятием района, ООО "Водоканал-Пучеж" для водоснабжения г. Пучежа из р. Волга в 2008 г. забрано 419,8 тыс. м3 воды.
Учитывая останов наиболее крупного промышленного предприятия района - Пучежского льнокомбината и специфику ограниченного потребления воды в технологических целях оставшихся сравнительно небольших производств пищевого и швейного направления, основным потребителем водных ресурсов на территории Пучежского муниципального района является городское и сельское население.
Соответственно с прекращением деятельности основного водопотребляющего льноперерабатывающего производства за последнее время значительно сократился и сброс сточных вод.
Основными загрязнителями р. Волга являются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые стоки от жилого сектора и производственные стоки ряда промышленных предприятий (ОАО "Пучежский сыродельный завод", ОАО "Пучежский хлебокомбинат").
Общий объём сточных вод по Пучежскому муниципальному району за 2008 г. составил 216 тыс. м3. Все сточные воды, сбрасываемые в водные объекты, как в городе, так и в сельских населённых пунктах являются неочищенными или недостаточно очищенными. Сброс в пределах г. Пучежа осуществляется в три водных объекта - непосредственно в р. Волга, а также в её притоки - р. Пушавка и р. Родинка.
Водоотведение в г. Пучеже осуществляется канализационными сетями, обслуживаемыми ООО "Водоканал-Пучеж". Протяжённость городских сетей составляет 10,5 км. Износ канализационных сетей на сегодняшний день достиг 60%.
Очистка сточных вод в г. Пучеже осуществляется пятью комплексами очистных сооружений различной пропускной способности. Фактическая мощность данных очистных сооружений не позволяет доводить принимаемые сбросы до полной, нормативной очистки сточных вод.
Мероприятиями первой очереди схемы территориального планирования до 2015 г. предусмотрена полная реконструкция очистных сооружений в центральной, селитебной территории города - в Приволжском микрорайоне (выпуск N 3 в районе ул. Маяковского). В сельских населённых пунктах района водоочистка при отведении стоков не осуществляется совсем, так как произошло разрушение очистных сооружений в ряде населенных пунктов, имеющих централизованную канализацию (с. Сеготь, д. Дубново, с. Зарайское, д. Кораблево, д. Летнево) Неочищенные стоки наносят ущерб поверхностным источникам как питьевого, так и рыбохозяйственного назначения.
Наблюдение за состоянием поверхностных вод р. Волга, а также р.р. Пушавка, Родинка осуществляется путём проверки качества очищенной сточной воды в контрольных точках. Таким образом, в пределах районного центра и вблизи его территории отбор проб производится в 5 контрольных точках - непосредственно на выпусках (3 шт.) и на 2-х створах - на расстоянии 500 м. выше города (фоновый створ) и 500 м. ниже города (контрольный створ).
Основные параметры загрязнённости воды в главном источнике районного центра - Горьковском водохранилище (р. Волга), в контрольном створе в пределах г. Пучежа приведены в таблице 1
Таблица 1
Качество воды в контрольном створе реки Волга
Контрольный створ |
Индекс загрязнённости ИЗВ |
Класс качества |
Концентрация загрязнений в долях ПДК, средняя (максимальная) |
Горьковское водохранилище, г. Пучеж - межсубъектный створ |
4,891 |
пятый |
медь - 8,0 (20,0); марганец -7,6 (30,0), железо - 3,4 (6,0); фенолы - 5,01 (16,5); цинк - 3,82 (16,5). |
Вода акватории Горьковского водохранилища ниже города Пучежа на 2008 г. оценивается как "загрязненная". В целом, водная среда р. Волга и ее притоков отличается высокой обогащенностью биогенными элементами. Присутствие в ней аммиака, нитритов и нитратов свидетельствует о постоянном загрязнении водотоков азотсодержащими соединениями.
Повсеместная распространенность в акватории Горьковского водохранилища таких элементов, как железо, марганец, цинк, медь, установленная лабораторными исследованиями, свидетельствует об их природном генезе.
Наблюдение за состоянием поверхностных вод р. Волга проводится филиалом федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в г. Кинешма, Кинешемском, Заволжском районах". Отбор проб проводится с мая по сентябрь 2 раза в месяц в трех точках, в пределах города. Кроме того, ежемесячно водопроводная вода исследуется в лабораторных условиях на санитарно-химические и микробиологические показатели непосредственно из четырех магистральных городских линий водовода и разводящих водопроводных сетей.
На (поверхностном) городском водозаборе из р. Волга предусмотрена система очистных сооружений производительностью 1200 м3/сут., которая включает отстаивание, фильтрование, обеззараживание жидким хлором.
Далее насосами второго подъема вода направляется в сеть водоснабжения города. -
По своим показателям волжская вода в створе забора воды в целом соответствует нормативам 2-3 класса поверхностных источников водоснабжения по ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения". В соответствии с классом источников питьевого водообеспечения обязательным элементом водоподготовки должно быть коагулирование с использованием сульфата алюминия и замена дезинфектанта жидкого хлора на электролизный гипохлорид натрия.
Тем не менее, в связи с недостаточной очисткой и обеззараживанием качество питьевой воды, подаваемой из поверхностных источников населению, на сегодняшний день не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Так, по физико-химическим показателям в питьевой воде отмечено превышение по цветности и мутности, показателю окисляемости -удельный вес неудовлетворительных проб составляет 80%, по микробиологическим показателям удельный вес неудовлетворительных проб- 12%.
Износ водопроводных сетей по городу составил - 70% Мероприятиями первой очереди схемы территориального планирования района с 2010 г. до 2014 г. предусмотрена полная реконструкция городских сетей водоснабжения.
По состоянию на 2009 г., как по городскому, так и по сельским водозаборам, использующим подземные источники питьевой воды, нет проектов зон санитарной охраны данных источников.
По санитарно-химическим показателям вода, поступающая из артезианских скважин и подающаяся в водопроводную сеть сельских населенных пунктов, соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". В то же время, по микробиологическим показателям 30% проб питьевой воды из подземных источников не соответствуют нормативным требованиям, вследствие изношенности водопроводных сетей.
Гидрогеологические условия по наличию пресных подземных вод на сегодняшний день в Пучежском муниципальном районе оцениваются, как благоприятные.
В 2005 году на территории района проводились геологические изыскания специалистами ОАО "Ивановогеология". В результате гидрогеологической разведки, согласно представленному отчету поисков подземных вод выявлены два достаточно значительные месторождения питьевых подземных вод, перспективные для водоснабжения районного центра - г. Пучежа. Общий предполагаемый запас воды на исследованных участках составляет 8000 м3 в сутки. Участки расположены в междуречьях рр. Судницы и Шохны, а также рр. Ячменки и Судницы, с глубиной залегания вод 20-25 м и 40-45 м соответственно.
Обнаруженная на обоих участках вода, в целом, по химическому и бактериологическому составу соответствует санитарным правилам и нормам для питьевых нужд - пресная, с минерализацией 0,12-0,33 г/л, с общей жесткостью от 1,5 до 4,3 мг-экв/л, преимущественно гидрокарбонатная или сульфатно-гидрокарбонатная натриево-кальциевая. Содержание железа в воде изменяется от 0,11 до 1,0 мг/л, иногда более.
В разрезе программы производственного контроля заключен договор между ООО "Водоканал-Пучеж" и филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в г. Кинешма, Кинешемском, Заволжском районах" на проведение лабораторного контроля питьевой воды из городского водопровода. По артезианским скважинам района лабораторный производственный контроль не осуществляется.
Для добычи подземных вод эксплуатационным является преимущественно водоносный комплекс верхне- и нижнемеловых отложений. Подземные воды этого комплекса широко используются населением для хозяйственно-питьевых целей с помощью артезианских скважин.
В качестве децентрализованного водоснабжения в Пучежском районе и в г. Пучеже используется водоносный горизонт аллювиальных, современных верхне- и среднечетвертичных отложений путем устройства шахтных колодцев глубиной от 3 до 15 м. Для централизованного водоснабжения вода вышеперечисленных горизонтов не используются.
Санитарно-эпидемиологические заключения на шахтные колодцы отсутствуют.
Общие исследования питьевой воды из шахтных колодцев показали, что эти воды повсеместно пресные, с хорошими вкусовыми качествами и минерализацией до 1 мг/л.
2.3. Отходы производства и потребления
Одной из экологических проблем в Пучежском муниципальном районе остается загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления.
Существующие в населенных пунктах района свалки твердых бытовых отходов (ТЛЮ) являются неорганизованными, стихийными, и на сегодняшний день не отвечают санитарным и экологическим требованиям. Это влечет за собой нарушение природного ландшафта, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха, создается значительная эпидемиологическая опасность. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО в общий контейнер вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками лаков, красок и т.д. Все это вместе с ТБО вывозится на свалки, увеличивая негативное воздействие на окружающую среду.
На территории Пучежского муниципального района зафиксировано 13 свалок ТБО, в т. ч. самая крупная - городская свалка. Все без исключения свалки несанкционированные, не соответствуют санитарным требованиям, предъявляемым к их организации и не имеют санитарно-эпидемиологических заключений.
Кроме того, санитарно-защитные зоны большей части свалок попадают в границы жилых застроек, т. е. не соответствуют требованием СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03. Как в городе, так и некоторых населенных пунктах района несанкционированные свалки попадают в водоохранную зону р. Волга, а также малых рек и ручьев.
Согласно решения судебных органов, необходимо разработать проект рекультивации городской свалки и затем, в сроки, указанные в проекте, провести ее рекультивацию.
В связи с предполагаемым закрытием существующей городской свалки, и в целях обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий, на первую очередь расчетного срока необходимо строительство в районе специального, соответствующего всем нормативным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям полигона по утилизации твердых бытовых отходов, рассчитанного в целом на большую часть Пучежского муниципального района. Местоположение полигона должно учитывать возможность доступности и кратчайших путей перевозки ТБО как со стороны г. Пучежа, так и со стороны наиболее крупных населенных пунктов района.
План регулярной очистки в населенных пунктах имеется лишь в г. Пучеже.
Для стабилизации экологической обстановки и упорядочения деятельности по обращению с отходами производства и потребления органам местного самоуправления района необходимо:
- ликвидировать все стихийные свалки;
- провести рекультивацию земель, захламленных стихийными свалками;
- в зоне жилой застройки и зданий культурно-бытового назначения всех населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, установить на специально бетонированных и огороженных площадках контейнеры для сбора отходов;
- организовать пункты приема отходов, являющихся вторичным сырьем;
- организовать сбор и вывоз отходов в места санкционированного размещения.
Возможны три варианта по проблеме обращения с отходами производства и потребления. В основу всех вариантов положена сложившаяся ситуация по несанкционированным свалкам во всех муниципальных образованиях Пучежского района.
Первый вариант предусматривает переоборудование существующих несанкционированных свалок в сельских поселениях в обустроенные полигоны по приему твердых бытовых отходов. Вариант предполагает:
- разработку проектной документации на строительство свалок с учетом действующих строительных норм и правил. Заказ на разработку возлагается на глав муниципальных образований;
- сбор и вывозку образовывающегося мусора машинами специального назначения - мусоровозами, по одной машине на каждое хозяйство;
- установку мусоросборников в зоне жилой застройки и зданий культурно-бытового назначения на специально бетонированных, огороженных площадках из расчетов 1 мусоросборник емкостью 80 л на 50-60 чел.;
- строительство подъездных путей к местам организованных свалок.
Реализация первого варианта позволит к расчетному сроку в полной мере выполнить требования федерального закона "Об охране окружающей среды".
Более подробно мероприятия по организации приема и утилизации твердых бытовых отходов должны быть разработаны в разделе "Санитарная очистка территории" на стадии разработки документов территориального планирования в "Генеральных планах поселений".
Второй вариант предполагает ликвидацию всех существующих несанкционированных свалок в городском и сельских поселениях и их организацию в центрах муниципальных образований (5 образований), для чего:
- главам муниципальных образований заказать разработку проектной документации на строительство свалок с учетом всех действующих норм и правил;
- ликвидировать все стихийные свалки в сельских населенных пунктах;
- провести рекультивацию земель, захламленных стихийными свалками.
- организовать в центрах муниципальных образований обустроенные свалки, отвечающим экологическим и санитарным требованиям;
- в зоне жилой застройки и зданий культурно-бытового назначения во всех населенных пунктах, входящих в муниципальное образование, установить мусоросборники на специально бетонированных, огороженных площадках;
- организовать пункты приема отходов, являющихся вторичным сырьем;
- организовать сбор и вывоз отходов в места санкционированного размещения.
Реализация второго варианта также позволит к расчетному сроку в полной мере обеспечить выполнение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Третий вариант ориентирован в первую очередь на строительство автоматизированного мусороперерабатывающего комплекса, либо полигона ТБО на территории Пучежского муниципального района.
Реализация третьего варианта также позволит к расчетному сроку в полной мере обеспечить выполнение требований федерального закона "Об охране окружающей среды".
Главным достоинством первого варианта является, то, что он обеспечивает полный охват сельских поселений организованными свалками.
Недостатками варианта являются высокие затраты на его реализацию связанную с проектированием, строительством и прокладкой подъездных путей к свалкам-полигонам. Не все территории муниципальных образований отвечают геологическим и гидрогеологическим требованиям к строительству оборудованных свалок.
Основным преимуществом второго варианта является экономичность его реализации. По сравнению с первым вариантом стоимость реализации второго варианта снизится до 50%. В то же время, реализация этого варианта обеспечит рациональное соотношение количества свалок в муниципальных образованиях района.
Недостатком варианта является решение вопроса утилизации отходов в сельских населенных пунктах, находящихся на значительном удалении от центров муниципальных образований.
Преимуществом третьего варианта является то, что вся нагрузка по строительству, организации и вывозу твердых бытовых отходов не ложится на бюджеты муниципальных образований.
Недостатком варианта является его высокая затратность на реализацию и удаленность объекта от мест образования отходов.
Однако, учитывая сложившуюся ситуацию с утилизацией и захоронением твердых промышленных и бытовых отходов на территории Пучежского муниципального района, именно третий вариант рекомендуется в качестве проектных мероприятий по обращению с отходами производства и потребления.
Мероприятия по организации приема и утилизации твердых бытовых отходов должны быть разработаны в разделе "Санитарная очистка территории" на стадии разработки документов территориального планирования следующего уровня - в "Генеральном плане поселения", территория которого выбрана для размещения автоматизированного мусороперерабатывающего комплекса (по предварительным расчетам - Илья-Высоковского сельского поселения), либо строительства полигона ТБО, а также в связи с этим, в соответствующем разделе вновь разрабатываемых в настоящее время "Правил землепользования и застройки поселений".
Санитарная очистка территории Пучежского муниципального района предусматривает захоронение трупов павших животных в специально оборудованных типовых захоронениях - скотомогильниках.
Согласно требованиям Федерального Закона "Об охране окружающей среды", Закона РФ "Об отходах производства и потребления", а также требованиям п. 4.1.1. ветеринарно-санитарных Правил "Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", необходима в экстренном порядке модернизация существующих типовых скотомогильников (биотермических ям), а также строительство новых, с прокладкой к ним подъездных путей.
Захоронение трупов павших животных в сельхозпредприятиях района осуществляется в четыре обслуживаемые сельхозпредприятиями скотомогильника. Ведомственные скотомогильники оборудованы в СПК "Зарайское", СПК "Ленинский путь", СПК "Авангард".
Однако по содержанию и эксплуатации большинство из действующих скотомогильников (кроме СПК "Зарайское") не соответствуют ветеринарно-санитарным нормам и правилам. Практически во всех населенных пунктах и хозяйствах на скотомогильниках или отсутствуют ограждения и обваловка, или навесы, крышки загрузочных люков и запорные устройства.
Два скотомогильника в СПК "Ленинский путь" в целом не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам, т.к. не выдерживается нормативное расстояние до животноводческих ферм и скотомогильники переполнены. По техническим причинам и более чем 100% заполненностью требуется их консервация и строительство новых.
На территории района имеется один специально обустроенный сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на землях Сеготского сельского поселения. Он находится за пределами санитарно-охранной зоны от ближайшего населенного пункта - с. Пятница-Высоково. Этот скотомогильник также требует определенного дооборудования и устройства ограждения. В настоящее время данный скотомогильник является бесхозным.
В целях соблюдения безопасности по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов предлагается в первую очередь:
- провести инвентаризацию, выявить собственников и принять решение по дальнейшему использованию скотомогильников в рамках требований ветеринарно-санитарных Правил "Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов";
- в случае ненадобности в использовании и отсутствия балансодержателя скотомогильники законсервировать, в связи с чем запланировать строительство новых скотомогильников, оборудованных в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;
- все действующие скотомогильники, расположенные на территориях муниципальных образований, привести в соответствие ветеринарно-санитарным нормам и правилам.
Строительство новых скотомогильников в сельских поселениях следует осуществлять строго с соблюдением ветеринарно-санитарных Правил "Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов".
Непригодные ядохимикаты
На территории Пучежского района на 7 объектах (складах) хранится 20,2 тонн непригодных ядохимикатов (пестицидов), подлежащих утилизации. Пестициды хранятся на складах предприятий СГЖ "Русь", СПК "им.Ленина", СПК "Кирова", СПК "Зарайское", СПК "Заветы Ильича", СПК "Авангард", СПК "Заря". Пестициды подготовлены для утилизации, контроль за их сохранностью в хозяйствах обеспечен.
2.4. Особо охраняемые природные территории.
Особое природоохранное значение в структуре природоохранной системы Ивановской области имеют особо охраняемые природные территории (ООПТ), находящиеся под защитой специального природоохранного законодательства РФ, позволяющего регулировать в них характер природопользования и решать природоохранные задачи.
На территории Ивановской области расположено пять природных заказников. Один из государственных природных заказников регионального значения - "Затеихинский" расположен на территории Пучежского муниципального района. Площадь его в пределах района составляет приблизительно 7,6 тыс. га., он занимает северо-западную, наиболее лесистую часть Пучежского муниципального района и прилегающую приграничную территорию Лухского муниципального района Ивановской области.
Природные заказники были учреждены в целях создания условий для сохранения видового разнообразия редких и исчезающих видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу РФ, объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, ценных в хозяйственном отношении, а также проведения иных работ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В настоящее время в Ивановской области наряду с Федеральным Законом об ООПТ действует постановление Правительства Ивановской области от 02 июля 2008 г. N 175-п "Об ООПТ регионального значения и защитных участках территорий и акваторий местного значения", которое устанавливает "правоприменительную практику по организации, охране, мониторингу в отношении ООПТ регионального значения. На территории района имеется защитный участок местного значения "Зарайский".
3. Экологические проблемы Пучежского муниципального района
На основании анализа состояния окружающей среды по комплексу показателей (состояние геологической среды, загрязненности атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, радиационной обстановки и т. д.) можно сделать заключение, что большая часть Пучежского муниципального района может быть включена в зону относительно благоприятного и удовлетворительного состояния окружающей среды, часть территории - в зону с напряженной экологической обстановкой. В зонах с напряженной экологической ситуацией необходимо в первую очередь осуществлять природоохранные мероприятия.
Ранжированный перечень экологических проблем:
1. Загрязнение окружающей среды, вследствие несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (стихийные свалки) на землях муниципальных образований.
Проблема связана с комплексным и длящимся во времени воздействием отходов на окружающую среду и обусловлена следующими причинами:
- постоянный рост объема образования отходов;
- размещение отходов на объектах, не отвечающих экологическим и санитарным требованиям;
- отсутствие производств по переработке отходов, имеющих полезные свойства и являющихся источником вторичного сырья;
- отсутствие возможности утилизации медицинских и биологических отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.
2. Загрязнение поверхностных водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, неочищенными или недостаточно очищенными сбросами от жилого сектора и ряда промышленных предприятий (ОАО "Пучежский сырзавод", ОАО "Пучежский хлебокомбинат"), стоками с сельскохозяйственных предприятий.
Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
- высокая степень износа и недостаточная пропускная способность городских очистных сооружений и очистных промпредприятий;
- разрушение очистных сооружений в ряде населенных пунктов, имеющих централизованную канализацию (с. Сеготь, д. Дубново, с. Зарайское, д. Кораблево, д. Летнево);
- высокая доля стоков, сбрасываемых без очистки;
- недостаточный охват сетями ливневой канализации и практическое отсутствие очистки ливневых стоков на существующих сетях в г. Пучеж.
3. Потребление населением г. Пучеж питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям по ряду физико-химических показателей. Проблема обусловлена отсутствием в составе водоподготовки на городском водопроводе некоторых этапов, в частности, коагулирования и износом существующего оборудования, а также большим износом водопроводных сетей.
4. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами от котельных, работающих на твердом топливе и мазуте. При использовании к 2012 году в качестве топлива природного газа резко снизится загрязнение атмосферного воздуха.
5. Наличием на территории Пучежского района на 7 объектах (складах) хранящихся 20,2 тонн непригодных ядохимикатов (пестицидов), подлежащих утилизации.
4. Цели и задачи плана действий по охране окружающей среды Пучежского муниципального района
Стратегической целью муниципальной экологической политики в целом и ПДООС в частности является обеспечение экологической безопасности на территории Пучежского района в существующих и прогнозируемых условиях социально - экономического развития.
Для достижения этой цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение ряда задач. К задачам ПДООС относятся:
- совершенствование системы муниципального управления в сфере обеспечения экологической безопасности, включая развитие интегрированной системы управления экологической безопасностью, комплексную оценку устойчивости территории, выявление экологически неблагоприятных зон;
- развитие нормативно - правовой базы в области экологической безопасности, обеспечение реализации нормативных правовых актов;
- координация действий администрации Пучежского муниципального района с органами государственной власти Ивановской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической безопасности;
- повышение качества окружающей среды, включая улучшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, за счет снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, размещения отходов до нормативного уровня;
- недопущение ввода в действие новых объектов хозяйственной и иной деятельности с превышением нормативов предельно - допустимого воздействия на воздушный и водный бассейны;
- обеспечение минимально - возможного уровня риска возникновения техногенных аварий на экологически опасных объектах;
- развитие системы непрерывного экологического образования, повышение экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды; повышение уровня знаний, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов;
- обеспечение населения, общественных и образовательных организаций и учреждений достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в Пучежском муниципальном районе.
Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, взаимосвязанно и поэтапно с определением приоритетов.
5. Реализация ПДООС
Условиями эффективной реализации ПДООС являются:
- комплексность оценки состояния окружающей среды и воздействия на нее объектов хозяйственной и иной деятельности как по видам воздействия, так и по оценке последствий произведенных воздействий;
- эффективное взаимодействие и координация с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам охраны окружающей среды;
- постоянный мониторинг и контроль за ходом выполнения мероприятий ПДООС;
В связи с этим механизм реализации ПДООС должен включать в себя совокупность методов, которые могут быть разделены на три группы.
Основными методами являются:
- организационные, технические, технологические мероприятия, снижающие прямые экологические опасности в ресурсной, производственной и социальной сферах;
- разработка и применение прогрессивной системы природоохранных норм, регламентов, современных информационных технологий.
Методы управления включают в себя:
- систему управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности;
- правовое и информационное сопровождение деятельности по обеспечению экологической безопасности;
- совершенствование взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления с федеральными и региональными органами государственной власти;
Поддерживающие методы включают в себя:
- расширение обеспечения населения информацией природоохранной направленности;
- экологизацию мировоззрения населения, совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения.
Исполнительным органом местного самоуправления Пучежского муниципального района, ответственным за создание условий эффективного функционирования и развития системы экологической безопасности, является Управление строительства, архитектуры, ЖКХ и экологии Администрации Пучежского муниципального района.
При реализации ПДООС Администрация Пучежского муниципального района взаимодействует с:
органами государственной власти Ивановской области и подведомственными им учреждениями;
территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями;
администрациями городского и сельских поселений Пучежского муниципального района;
предприятиями и организациями Пучежского муниципального района; политическими партиями, общественными объединениями; средствами массовой информации.
6. Мероприятия ПДООС
Перечень мероприятий ПДООС определен исходя из необходимости решения первоочередных экологических проблем, создания предпосылок и условий для разработки долгосрочной целевой программы по экологической безопасности:
- совершенствование системы муниципального управления в сфере обеспечения экологической безопасности;
- охрана атмосферного воздуха;
- охрана поверхностных водных объектов;
- улучшение качества питьевой воды, потребляемой населением г. Пучеж;
- снижение экологической опасности при обращении с отходами;
- снижение уровня риска возникновения техногенных аварий на экологически опасных объектах;
- обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий;
- экологическая культура, просвещение, пропаганда.
Перечень мероприятий ПДООС приведен в таблице 1.
7. Ожидаемые результаты
1. Совершенствование системы муниципального управления в сфере обеспечения экологической безопасности.
2. Снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на экологически опасных объектах Пучежского муниципального района.
3. Выявление экологически неблагоприятных зон на территории Пучежского муниципального района.
4. Развитие нормативно-правовой базы в области экологической безопасности, обеспечение реализации нормативных правовых актов.
5. Обеспечение устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий.
6. Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижение объема сточных вод, сбрасываемых без очистки, недостаточно очищенных.
7. Улучшение качества питьевой воды, потребляемой населением г. Пучеж.
8. Уменьшение количества несанкционированных свалок, решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов в районе.
Таблица 1
Перечень
мероприятий плана действий по охране окружающей среды по Пучежскому муниципальному району на 2010 - 2012 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Совершенствование системы муниципального управления в сфере обеспечения экологической безопасности |
||
1.1. |
Подписание соглашений между Департаментом государственного контроля Ивановской области и Администрацией Пучежского муниципального района о взаимодействии в вопросах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов |
2010 год |
Департамент государственного контроля Ивановской области (по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
1.2 |
Участие в ежеквартальных инструктивно-методических семинарах по вопросам охраны окружающей среды, проводимых Департаментом государственного контроля Ивановской области |
2010-2012 годы |
Департамент государственного контроля Ивановской области (по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
1.3 |
Получение удостоверения общественного инспектора Ивановской области по охране природы |
2010 год |
Департамент государственного контроля Ивановской области(по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
2. |
Охрана атмосферного воздуха |
||
2.1 |
Строительство и пуск в эксплуатацию газовых блочно-модульных котельных в г. Пучеже и перспективных сельских населенных пунктах района |
2011-2012 годы |
Предприятия, организации, осуществляющие проектирование, строительство, пуско-наладочные работы блочно-модульных котельных |
2.2 |
Участие в проведении паспортизации и регистрации очистного оборудования на предприятиях, подлежащих региональному государственному экологическому контролю |
2010-2011 годы |
Департамент государственного контроля Ивановской области(по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
3. |
Охрана поверхностных водных объектов |
||
3.1 |
Реконструкция городских очистных сооружений (выпуск N 3, ул. Маяковского) |
2011-2014 годы |
ООО "Водоканал-Пучеж", администрация Пучежского городского поселения |
3.2 |
Инвентаризация выпусков сточных вод, в том числе ливневых, на территории Пучежского муниципального района. Определение перечня очистных сооружений, требующих реконструкции, либо строительства новых, взамен пришедших в негодность |
2010-2011 годы |
Администрация Пучежского муниципального района, администрации городского и сельских поселений, промышленные и сельхозпредприятия. |
3.3 |
Усиление контроля за состоянием и соблюдением режима использования водоохраной зоны реки Волга, малых рек, протекающих на территории района |
2010-2012 годы |
Департамент государственного контроля Ивановской области (по согласованию), Управление Росприрод-надзора по Ивановской области (по согласованию) |
3.4 |
Участие во внедрении методических рекомендаций по осуществлению производственного контроля в области охраны водных объектов на предприятиях |
2011 год |
Промышленные, сельхозпредприятия района, администрация Пучежского муниципального района |
3.5 |
Установление органами местного самоуправления района предельных значений допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованную канализацию |
2011 год |
Совет, администрация Пучежского муниципального района |
3.6 |
Разработка проектов зон санитарной охраны поверхностного водозабора на городском водопроводе и артезианских скважин в сельских поселениях |
2011-2012 годы |
ООО "Водоканал - Пучеж", администрации городского и сельских поселений |
|
Улучшение качества питьевой воды |
||
4.1 |
Подготовка проекта и реконструкция сооружений водоочистки на городском водопроводе |
2010-2014 годы |
ООО "Водоканал - Пучеж", администрация Пучежского городского поселения |
5. |
Снижение экологической опасности при обращении с отходами |
||
5.1 |
Подготовка общего проекта строительства полигона ТБО и рекультивации существующей городской мусоросвалки. Строительство полигона ТБО и последующая рекультивация городской мусоросвалки. |
2010-2012 годы |
Инвестор, администрация Пучежского муниципального района |
5.2 |
Разработка и принятие постановления администрации Пучежского муниципального района "О мерах по организации сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории Пучежского района" |
2011 год |
Администрация Пучежского муниципального района |
6. |
Снижение уровня риска возникновения техногенных аварий на экологически опасных объектах |
||
6.1 |
При выделении финансовых средств из областного бюджета, осуществлять контроль за отправкой на утилизацию ядохимикатов, запрещённых к использованию в сельском хозяйстве и потерявших свои потребительские свойства, хранящихся на складах сельхозпредприятий района |
2010-2012 годы |
Сельхозпредприятия района, управление сельского хозяйства администрации Пучежского муниципального района |
7. |
Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий |
||
7.1 |
Участие в обеспечении функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения - государственного охотничьего заказника "Затеихинский" и местного значения - защитного участка территории и акватории местного значения "Зарайский" |
2010-2012 годы |
Служба по охране объектов животного мира Ивановской области (по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
8. |
Экологическая культура, просвещение, пропаганда |
||
8.1 |
Участие в проведении ежегодной региональной экологической конференции, приуроченной к Всемирному дню охраны окружающей среды |
ежегодно |
Департамент государственного контроля Ивановской области (по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
8.2 |
Участие в проведении ежегодного конкурса "Лучший муниципальный эколог Ивановской области" |
ежегодно |
Департамент государственного контроля Ивановской области (по согласованию), администрация Пучежского муниципального района |
8.3 |
Подготовка ежегодного отчёта "О работе, проведённой в сфере охраны окружающей среды" |
ежегодно |
Администрация Пучежского муниципального района |
8.4 |
Консультативная помощь по вопросам охраны окружающей среды общеобразовательным школам, предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям района. |
ежегодно |
Администрация Пучежского муниципального района |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от 4 октября 2010 г. N 441-п "О мерах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.