Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Правительства Ивановской области
от 5 октября 2011 г. N 348-п
"2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской практике
Наиболее успешным является опыт реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в Российской Федерации. Мероприятия ПНПО позволили поддержать лидеров в образовании, значительно укрепить материально-техническую базу школ, повысить доступность образовательных услуг через подключение образовательных учреждений к сети Интернет и приобретение школьных автобусов.
Сокращение количества школьников более чем на 40% за 10 лет резко усугубило проблему малокомплектных школ, привело к скрытой безработице среди учителей в большинстве российских регионов, повлекло ухудшение результатов подготовки - с одной стороны и рост неэффективности расходов на школьное образование - с другой.
Если в 1999 году на одного учителя приходилось 13 учеников, то к началу нацпроекта - менее 10, а в ряде регионов - около 5. В Европе этот показатель составляет 14, а в Японии - 15. Количество школ, в которых менее 10 учеников, увеличилось за этот период с 5,6 до 6 тысяч.
Региональные комплексные проекты модернизации образования интегрировали ключевые наработки и достижения нацпроекта для средней школы.
Только в рамках комплексных проектов учащиеся почти 9 тыс. школ (а это порядка 1 млн. сельских ребят) получили возможность обучаться в современно оборудованных и оснащенных благоустроенных базовых учреждениях. Доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам, - возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70%.
В рамках комплексного проекта модернизации образования в 30 субъектах Российской Федерации внедряются новые технологии управления отраслью, основанные на электронном мониторинге. Создаются независимые региональные системы оценки качества образования. В регионах, реализующих комплексные проекты, норматив на ученика вырос в среднем более чем в 2 раза. Свыше 20% этого роста обеспечено за счет перераспределения, т.е. высвобождения из области неэффективных расходов порядка 10,5 млрд. рублей. Высвобождения средств удалось достичь за счет более современных моделей финансирования образовательных учреждений, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя - от интенсивности и результатов труда.
В ходе комплексных проектов во всех федеральных округах с учетом географических, экономических и иных особенностей, различных стартовых условий созданы и отработаны на практике эффективные модели осуществления необходимых изменений, образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.
Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования в 80% субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы развития дошкольного образования как составные части региональных систем образования.
В субъектах Российской Федерации реализуются различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования: строительство и реконструкция зданий, увеличение количества групп в действующих детских садах, использование гибких режимов пребывания детей в ДОУ, организация работы групп кратковременного пребывания, размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования.
Опыт Ивановской области
С целью обеспечения доступности и повышения качества образования в Ивановской области с 2007 года действовала областная целевая программа "Развитие образования Ивановской области" на 2007 - 2009 годы, в рамках которой проводились мероприятия по реализации ПНПО и созданию условий, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса. С 2007 года Ивановская область участвует в реализации комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО).
Для создания современных условий организации образовательного процесса Департаментом образования Ивановской области в 2009 году в рамках КПМО приобретено и поставлено в школы области 70 комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, спортивных залов и компьютерная техника на общую сумму 40,15 млн. руб., 50 комплектов специализированного оборудования для медицинских кабинетов на общую сумму 5,0 млн. руб.
Для организации подвоза учащихся в сельские базовые школы в 2008 году приобретено 9 автобусов на сумму 8,4 млн. руб., в 2009 году Департаментом образования Ивановской области закуплено и поставлено в школы области 16 школьных автобусов на общую сумму 16,0 млн. руб., усилен контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации школьных автобусов.
На проведение текущего ремонта базовых школ в 2008 году направлены средства в размере 32,0 млн. руб. в рамках комплексного проекта модернизации образования, в 2009 году за счет средств федерального бюджета профинансировано проведение ремонта базовых школ в сумме 28,5 млн. руб.
Департаментом образования Ивановской области подготовлена нормативно-правовая база, проводятся мероприятия по созданию региональной системы оценки качества образования.
В рамках КПМО апробирована система электронного мониторинга образовательных учреждений и муниципальных систем образования, но она закрыта для региональных настроек. Поэтому Департаментом образования Ивановской области разрабатывается региональная система электронного мониторинга.
В рамках национального проекта 356 образовательных учреждений подключены к сети Интернет за счет средств федерального бюджета. В связи с прекращением финансирования из федерального бюджета оплаты интернет-трафика создается региональная образовательная сеть, с помощью которой будет обеспечен доступ к современным образовательным ресурсам и реализованы современные формы обучения (экстернат, дистант, проектный подход).
С целью повышения доступности новых образовательных ресурсов и организации современной системы дистанционного обучения педагогов необходимо продолжать работу по расширению канала сети Интернет и увеличению скорости.
В рамках областной целевой программы "Пожарная безопасность образовательных учреждений в Ивановской области на 2006 - 2008 годы" было направлено свыше 100,0 млн. руб. для проведения мероприятий по оборудованию учреждений образования системами автоматической пожарной сигнализации, обеспечению объектов образования первичными средствами пожаротушения, приведению состояния электроустановок образовательных учреждений в соответствие с требованиями и др.
Большое внимание в Ивановской области уделяется вопросам формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. В области сформирована региональная модель укрепления здоровья школьников, которая направлена на создание в образовательных учреждениях Ивановской области условий для улучшения показателей соматического и психического здоровья школьников, оптимизации психологической и социальной адаптации, совершенствования организации межведомственных профилактических и оздоровительных мероприятий, внедрения современных здоровьесберегающих технологий.
В региональную модель укрепления здоровья школьников включены: школа как социальный институт, где формируется ценностная система личности; лечебные учреждения, непосредственно отвечающие за уровень здоровья школьников; общественные организации; лечебно-профилактический центр "Медиком" в рамках государственно-частного партнерства.
С 2007 года все учащиеся первой ступени и 48% учащихся второй ступени обучаются в 5-дневном режиме. Суббота объявлена в школах области Днем здоровья, в рамках которого проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия для школьников с участием родителей и педагогов; в общеобразовательных школах Ивановской области введен третий урок физкультуры.
Открыты школьные кабинеты здоровья, которые стали центрами мобильной информации о здоровом образе жизни для школьников, педагогов и родителей; инициаторами проведения массовых спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятий; консультационными центрами для родителей. Организовано взаимодействие школьных кабинетов здоровья с медицинскими центрами здоровья, субъектами профилактики негативных зависимостей, общественными организациями.
В школах области реализуются образовательные программы по формированию культуры здорового питания; преподаются профилактические курсы международного проекта "Здоровая Россия-2020", "Полезная прививка", "Полезная привычка", "Полезные навыки"; в школах оборудуются тренажерные залы. Более 60% учащихся школ регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Ежегодно в области проводится региональный конкурс на присвоение звания "Школа здорового образа жизни".
В рамках государственно-частного партнерства Департамента образования Ивановской области с ООО "Лечебно-профилактический центр "Медиком" в области создан и функционирует Областной центр здоровья школьников, где сформирована электронная база о состоянии здоровья учащихся, проводятся онлайн-консультации; открыт оздоровительный Центр для работников бюджетной сферы; с 2006 года реализуется проект "Межведомственная система оздоровления школьников" с использованием автоматизированных технологий.
С 2006 по 2011 год в проект "Межведомственная система оздоровления школьников" включились 75 общеобразовательных школ Ивановской области, в каждой из которых проведены следующие мероприятия: сформированы школьные команды для координации работы в рамках проекта; приобретены компьютерное оборудование и программа автоматизированного мониторинга здоровья школьников; созданы автоматизированное рабочее место медицинского работника с выходом в Интернет, электронная база данных о состоянии здоровья школьников, проведен анализ состояния здоровья обучающихся; созданы условия для здоровьеформирующей деятельности, в том числе массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Работа школьных команд позволяет родителям учащихся систематически получать дифференцированные рекомендации по режиму дня, питанию, физическим нагрузкам детей и индивидуальной программе оздоровления школьников в условиях как образовательного учреждения, так и медицинского центра. Регулярно организуются сеансы видеосвязи Областного центра здоровья школьников с образовательными учреждениями по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни школьников.
Таким образом, в системе образования области началось проведение системных мероприятий, направленных на улучшение условий организации образовательного процесса, поддержку педагогических кадров и внедрение современных технологий управления.
Модернизация дошкольного и общего образования является основной задачей реализации региональной государственной политики в сфере образования.
Система дошкольного образования в Ивановской области включает в себя 464 образовательных учреждения, реализующие программы дошкольного образования. Среди них 370 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (детских садов), 8 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад), 76 общеобразовательных учреждений, имеющих в своей структуре дошкольные группы.
Кроме того, на территории области функционирует 10 учреждений иной формы собственности: 3 негосударственных, 5 ведомственных и 2 частных.
Для системы дошкольного образования области характерно следующее видовое многообразие:
258 детских садов (70%);
12 детских садов компенсирующего вида (3%);
49 детских садов общеразвивающего вида (14%);
32 детских сада комбинированного вида (8%);
17 центров развития ребенка (4%);
2 детских сада присмотра и оздоровления воспитанников (1%).
Анализ сложившейся ситуации показывает, что с 2007 по 2010 год на 3,0% увеличилось число детей, получающих дошкольное образование. В 2010 году охват детей дошкольными учреждениями составил 75,3% (на 14% выше, чем по России): в городе - 79,9%, на селе - 43,3%.
Наиболее полно спрос на дошкольное образование в Ивановской области удовлетворен для детей старшего дошкольного возраста. Охват детей различными формами предшкольного образования в области составляет 91,3%, а в общей очереди нуждающихся в местах в ДОУ детей в возрасте от 5 до 7 лет - только 0,4%.
Увеличение процента охвата детей дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы Правительства Ивановской области и органов местного самоуправления по реализации поручений Президента Российской Федерации от 15 февраля 2008 года о мерах по развитию сети учреждений дошкольного образования.
В октябре 2009 года в г. Иванове завершено строительство нового детского сада N 10 (ул. Пролетарская) на 95 мест, в августе 2010 года открыт новый детский сад на 100 мест в микрорайоне "Московский". Строительство нового детского сада осуществлялось в ходе реализации инвестиционного контракта по застройке микрорайона "Московский".
С декабря 2009 года после капитального ремонта здания функционирует детский сад "Березка" на 55 мест в г. Комсомольске.
В декабре 2010 года после капитального ремонта возобновил свою деятельность детский сад N 94 в г. Иванове.
С 1 января 2010 года три дошкольных образовательных учреждения г. Иванова (N 192, 22, 83), детский сад N 11 г.о. Кохма, два детских сада в г. Комсомольске, детский сад п. Китово Шуйского муниципального района переведены в статус автономных образовательных учреждений. В настоящее время решается вопрос о переводе в новую организационно-правовую форму двух детских садов города Кинешмы.
С 1 января 2011 года детский сад N 32 "Аленький цветочек" п. Писцово Комсомольского района функционирует в статусе автономной организации.
За счёт строительства и возвращения в систему дошкольных учреждений, использования внутренних резервов системы образования в 2010 году в детских садах дополнительно создано 460 мест. В 2011 году планируется открытие 50 групп на 857 мест.
В Ивановской области в настоящее время активно развиваются вариативные формы дошкольного образования. В регионе функционируют около 120 групп кратковременного пребывания детей на базе детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей. Особо востребованы родителями адаптационные группы для детей раннего и младшего дошкольного возраста и группы подготовки детей к школе. В городских округах (г. Иваново, г. Кинешма, г. Шуя) создаются лекотеки, центры игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), консультативные пункты для родителей.
В настоящее время в Департаменте образования разрабатывается нормативно-правовая база, регулирующая вопросы развития вариативных форм и моделей дошкольного образования.
Одним из приоритетов и основным ориентиром образовательной политики является достижение нового качества образования. В настоящее время около 93% от общей численности дошкольных групп реализуют современные вариативные образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка. Более 83% групп дошкольных образовательных учреждений работают по развивающим программам и технологиям дошкольного и непрерывного образования "Радуга", "Детство", "Развитие", "Сообщество", "Из детства в отрочество", "Школа 2100". Педагоги реализуют альтернативные программы и технологии "Вальдорфский детский сад", "Дом М. Монтессори" и более 20 программ физического и художественного развития детей.
В целях реализации права каждого гражданина Российской Федерации на качественное образование необходимо обеспечить каждому ребёнку предшкольного возраста равные стартовые возможности для обучения в школе. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является образование детей старшего дошкольного возраста или "предшкольное образование".
В области разработан региональный компонент, представленный авторской технологией Е.В. Пчелинцевой "Непреходящие ценности малой Родины", реализуется региональная программа "Родничок" (авторский коллектив Шуйского государственного педагогического университета под руководством к.п.н., доцента С.А. Лебедевой), которая получила статус федеральной.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с различными отклонениями в здоровье. В связи с этим возникает необходимость в организации инклюзивного (интегрированного) образования. С сентября 2008 года в детских садах N 167, 127, 104, 58, 99, 152, 21, 153 г. Иванова открываются группы, осуществляющие интегрированное дошкольное образование и воспитание. Для детей, имеющих особые образовательные потребности (с синдромом Дауна), созданы условия в детских садах городов Кинешмы, Шуи, Вичуги.
В Ивановской области ежегодно проводится областной конкурс "Детский сад года" среди лучших дошкольных учреждений, внедряющих инновационные модели и технологии.
С 2010 года успешно начата реализация проекта Всероссийской политической партии "Единая Россия" - "Детские сады детям", в рамках которого подведены итоги конкурса с участием 140 дошкольных учреждений области.
В рамках областного конкурса "Педагог года" учреждена номинация "Педагог дошкольного образования", количество участников данной номинации увеличивается с каждым годом.
В 2010 году впервые проводился Всероссийский конкурс "Воспитатель года России", победителем которого в номинации "Выстоять и победить" стал педагог по физическому воспитанию МДОУ - центр развития ребенка - детского сада N 22 г. Иванова.
Таким образом, Ивановская область достаточно подготовлена к модернизации системы дошкольного образования."
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 5 октября 2011 г. N 348-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.