Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Администрации городского
округа Кинешма
от 8 июня 2011 г. N 1213п
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа Кинешма до 2012 года
Муниципальная программа по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа Кинешма до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а также основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа Кинешма на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утверждёнными постановлением администрации городского округа Кинешма от 22.10.2010 N 2841п.
1. Необходимость разработки и реализации программы
Реализация бюджетной реформы берёт свое начало в 2000-х годах, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведён комплекс мероприятий:
- введён в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;
- проведена реформа федеративных отношений (разграничение полномочий между уровнями власти);
- налажено казначейское исполнение бюджетов всех уровней;
- сформированы правовые основы для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;
- усовершенствованы и формализованы межбюджетные отношения;
- осуществлён переход от однолетнего к среднесрочному бюджетному планированию;
- созданы правовые основы для работы по повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг;
- созданы правовые основы для развития новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- начата работа по внедрению процедур оценки качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Фактически начало реформированию муниципальных финансов городского округа Кинешма положено в конце 2007 года. Первоначально была проведена корректировка и дополнение нормативной правовой базы в сфере регулирования муниципальных финансов, были приняты новые нормативные правовые акты в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующими процедуры бюджетного процесса, управления муниципальным долгом, формирования расходных обязательств городского округа Кинешма и иные процедуры. В целях реализации соответствующих мероприятий были инициированы и проведены мероприятия по оптимизации структуры участников бюджетного процесса в городском округе, что отвечает требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и существенно улучшило качество бюджетного процесса городского округа. В 2008 году работа была продолжена, были созданы предпосылки для перехода к бюджетированию, ориентированному на результат - в частности, был сформирован и утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых за счет бюджета городского округа Кинешма, шла подготовка к формированию полного реестра муниципальных услуг. Проведена инвентаризация расходных обязательств городского округа Кинешма на предмет соответствия их полномочиям городских округов, установленных федеральным законодательством, а также наличия принятых надлежащим образом нормативных актов органов местного самоуправления городского округа Кинешма, устанавливающих данные расходные обязательства. В рамках курса на бюджетирование, ориентированное на результат, в 2008 году установлено введение с 2009 года практики составления и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования городского округа Кинешма.
Концепцией бюджетирования, ориентированного на результат, особо отмечена важность одного из направлений реформирования - повышение качества оказания муниципальных услуг. В 2009 - 2010 годах в городском округе Кинешма были разработаны и утверждены Стандарты качества муниципальных услуг городского округа Кинешма, которыми установлен процесс оказания муниципальной услуги и обеспечение информирования потребителей услуги о процессе её оказания, установлены требования к зданиям и помещениям, связанным с оказанием муниципальной услуги, персоналу, оказывающему муниципальную услугу, его взаимодействию с потребителями муниципальной услуги, требования к процессу оказания муниципальной услуги. Установлен механизм контроля и оценки выполнения требований к качеству муниципальных услуг.
В 2010 году нормативно установлен переход на среднесрочное планирование бюджета городского округа Кинешма, результатом чего стало формирование и утверждение бюджета городского округа на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов. При формировании бюджета введена практика установления взаимосвязи между объёмами планируемых бюджетных ассигнований и результатами расходования бюджетных средств, посредством утверждения муниципальных заданий для главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных учреждений, а также введения программно -целевого метода планирования расходов бюджета. На данный момент ведомственными и долгосрочными целевыми программами охвачено 28,1 % расходов бюджета городского округа Кинешма.
Вместе с тем к 2011 году стало очевидно, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли планируемый результат и, соответственно, многое ещё требует доработки и развития. Кроме того, Правительством Российской Федерации был поставлен ряд новых задач в рамках федеральной Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции в управлении муниципальными финансами, на данный момент присутствует ряд проблем, требующих решения, в числе которых:
- отрицательная динамика собственных доходов бюджета городского округа Кинешма. Данный показатель имеет регулярную тенденцию к снижению, что говорит о серьезной зависимости бюджета городского округа от поступлений из внешних источников. Так, в бюджете 2011 года доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета составляет около 61,4%, в 2010 году - 56,4%, 2009 году - 68,0% общего объема доходной части;
- низкая эффективность бюджетных расходов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем;
- не достаточно полный охват расходов бюджета рамками ведомственных и долгосрочных целевых программ;
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, в полном объеме не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий;
- созданы недостаточные условия для инвестирования в экономику городского округа.
Таким образом, на сегодняшний день перед органами местного самоуправления городского округа Кинешма стоит задача поиска новых подходов к управлению финансами и повышению эффективности и результативности бюджетных расходов. Решение данной проблемы лежит, в первую очередь, в плоскости оптимизации внутренних ресурсов бюджета городского округа, дальнейшем, полном внедрении в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий бюджетирования, ориентированного на результат.
В сложившихся условиях решение стоящих перед муниципалитетом проблем в первую очередь может быть достигнуто за счет структурных, институциональных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов.
Реализация данной Программы позволит существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в городе и сформировать фундаментальные предпосылки для экономического и финансового роста.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Кинешма;
- обеспечение тесной увязки долгосрочного экономического развития городского округа Кинешма и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;
- совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа Кинешма, в том числе за счёт внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- дальнейшее внедрение программно - целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета городского округа Кинешма;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- совершенствование системы и качества управления муниципальными финансами;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- обеспечение отсутствия кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений городского округа Кинешма;
- регламентация и структурирование муниципальных закупок с учётом новых требований законодательства.
3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Кинешма
Сбалансированность местного бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по исполнению своих полномочий и является необходимым условием решения задач, поставленных Программой.
В городском округе Кинешма осуществляются следующие мероприятия в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета:
- осуществлён переход от однолетнего к среднесрочному бюджетному планированию;
- проводятся мероприятия по мобилизации доходов бюджета;
- главными распорядителями средств бюджета городского округа Кинешма установлены нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов и иных материальных ресурсов для подведомственных учреждений;
- осуществляется мониторинг кредиторской задолженности бюджета.
Проведение предсказуемой и преемственной бюджетной политики будет служить важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности и соответствовать долгосрочным целям социально-экономического развития городского округа и повышения качества жизни его населения.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и очень высокая степень надежности экономического прогнозирования;
- формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной политики городского округа, основанных на реалистичных оценках;
- ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
- недопустимость увязки в процессе исполнения бюджета объемов расходов с определенными доходными источниками;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, с учетом сроков и механизмов их реализации;
- систематический анализ и оценка рисков для бюджета городского округа, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации;
- совершенствование прогнозирования кассового исполнения бюджета городского округа с установлением ответственности главным распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение показателей кассового плана.
3.1. Мобилизация резерва роста доходов бюджета городского округа за счет уровня заработной платы в отраслях экономики, привлечения инвестиций
Повышение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа планируется также посредством мобилизации резерва роста доходов бюджета за счет уровня заработной платы в отраслях экономики, привлечения инвестиций.
В целях повышения темпов роста налога на доходы физических лиц необходима разработка и дальнейшая реализация мер по повышению уровня среднемесячных начислений заработной платы и привлечению инвестиций в экономику городского округа Кинешма. В качестве таких мер на данный момент Трехсторонним соглашением между координационным советом профсоюзов, объединением работодателей и администрацией городского округа Кинешма зафиксированы нормы, направленные на обязанность работодателей обеспечивать повышение заработной платы работников. Производится работа с будущими предпринимателями в рамках программы дополнительных мероприятий в Ивановской области на 2011 год по снятию напряженности на рынке труда.
Также в рамках мероприятий по мобилизации доходов бюджета осуществляет работу межведомственной комиссии по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов на территории городского округа Кинешма.
3.2. Оценка эффективности предоставления налоговых льгот
В 2009 году общая сумма налоговых льгот по местным налогам составила 21 671 тыс. руб.
Налоговые льготы, предоставляемые в 2011 году в основном имеют социальную направленность.
В целях определения эффективности предоставления налоговых льгот в городском округе Кинешма необходимо нормативное установление порядка и условий предоставления и отмены налоговых льгот по местным налогам, а также методики оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
4. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления станут:
- дальнейшее противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольной деятельности;
- оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления, результатом которой будет являться сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих в целях соблюдения норматива на содержание органов местного самоуправления;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
- повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления в отношении оптимизации предельной численности работников и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
- участие в формировании "электронного муниципалитета", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органов местного самоуправления в электронной форме.
Важной сферой оптимизации деятельности является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
1) Обеспечение оптимального уровня расходов местного бюджета на управление муниципальным имуществом путем:
- внедрение конкурсных основ при заключении договоров на оказание услуг и выполнение работ (независимая оценка, охрана, инвентаризация имущества, межевание и топографическая съемка земельных участков и пр.);
- возмещение расходов покупателями и пользователями муниципального имущества.
2) Совершенствование практики арендных отношений:
- совершенствование правовой базы;
- повышение эффективности претензионно-исковой работы с арендаторами - должниками и контроля за исполнением судебных решений.
3) Снижение объема избыточного муниципального имущества:
- инвентаризация имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение, с целью выявления неиспользуемого либо используемого не по назначению муниципального имущества, подлежащего изъятию в казну муниципального образования.
4) Обеспечение эффективного использования земель:
- регистрация права муниципальной собственности на землю;
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.