Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
администрации
Палехского муниципального района
от 4 мая 2010 г. N 184-п
Стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных отделу культуры, спорта и молодежной политики администрации Палехского муниципального района"
1. Организации, в отношении которых применяется Стандарт
1.1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу в области дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей "Детские музыкальные школы, детская художественная школа" (далее МОУ ДОД ДМШ, МОУ ДОД ДХШ), предоставляемую населению муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, оплачиваемую (финансируемую) из средств бюджета Палехского муниципального района.
1.2. Термины и определения, применяемые в настоящем Стандарте:
Муниципальная услуга в области образования: "Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных отделу культуры, спорта и молодежной политики администрации Палехского муниципального района" - услуга в организации дополнительного образования детей, оказываемая получателям муниципальных услуг муниципальными учреждениями и иными организациями за счет средств бюджета муниципального района и родительской платы за обучение.
Стандарты качества предоставления муниципальных услуг в области дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных отделу культуры, спорта и молодежной политики администрации Палехского муниципального района, устанавливают основные параметры и требования, которым должна соответствовать совокупность характеристик муниципальной услуги, определяющие ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя в сфере дополнительного образования.
Дополнительное образование детей - мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Участники образовательного процесса - обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.
Образовательная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Лицензирование в области образования - установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество предоставления бюджетных услуг в области образования
2.1. Конституция Российской Федерации;
2.2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
2.3. Трудовой кодекс Российской Федерации;
2.4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" с изменениями и дополнениями;
2.5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
2.6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в ред. от 21.12.2004) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
2.7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2.8. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
2.9. Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
2.10. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
2.11. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
2.12. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2.13. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
3. Порядок получения доступа к услуге
3.1. Получателями муниципальной услуги являются граждане Палехского муниципального района, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
3.2.1. Муниципальная услуга для заявителя является платной.
3.2.2. Руководитель учреждения дополнительного образования детей вправе на основании решения педагогического совета снижать плату до 50% за обучение в следующих случаях:
- если ребенок из многодетной семьи;
- если обучается два и более детей из одной семьи;
- детям преподавателей школы.
3.3. Порядок подачи заявления - для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей);
- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
- копия свидетельства о рождении.
3.4. Режим работы учреждения дополнительного образования детей определяется уставом учреждения. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8-00 ч., а их окончание - не позднее 21-00 ч. Продолжительность урока для всех видов учебных занятий 45 минут. Шестидневная рабочая неделя. Последовательность и количество уроков определяется расписанием, утвержденным директором Школы, в одну смену. Норма часов преподавателей - в соответствии с законодательством. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время.
4. Требования к качеству муниципальной услуги
4.1. Дополнительное образование детей - мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Содержание дополнительного образования детей заключается в основной задаче - на профессиональном уровне воспитать культурного, высокообразованного человека.
Дополнительное образование решает ряд социально значимых проблем, таких как:
- обеспечение занятости детей, их социальная адаптация в меняющихся условиях современной жизни общества;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Дополнительное образование детей предоставляется по образовательным программам следующих направленностей:
1) художественно-эстетическое (МОУ ДОД ДХШ);
2) музыкально - эстетическое (МОУ ДОД ДМШ).
Дополнительное образование детей может быть представлено следующими видами образовательных учреждений:
1) Детская музыкальная школа (в основе образовательной деятельности заложены принципы академического исполнительского мастерства, как для солистов, так и для коллективного музицирования);
2) Детская художественная школа (циклы предметов, которые заложены в образовательные программы по изобразительному искусству, направлены на воспитание эстетического вкуса ребенка, его приобщения к художественной культуре и для получения начального академического художественного образования).
С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные. Продолжительность занятия в учреждении дополнительного образования без перерыва должна составлять не более 45 минут, а для детей до 6-летнего возраста - 30-35 минут. Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Учреждения, оказывающие муниципальные услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации обучающегося в обществе.
Содержание образования в учреждениях дополнительного образования детей строится на основании:
1) типовых программ, утвержденных Министерством образования РФ,
2) адаптированных программ, утвержденных педагогическим советом учреждения,
3) авторских программ, утвержденных педагогическим советом учреждения и прошедших внешнюю экспертизу.
Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизиологических возможностей учащихся.
Осуществление образовательного процесса строится на основе добровольного выбора обучающимися направлений деятельности.
Организация образовательного процесса предусматривает, что:
1) основной формой образовательной работы с детьми являются индивидуальные занятия по выбранным специальностям (музыкальным инструментам) и групповые занятия по общеэстетическим и специальным теоретическим дисциплинам, а также групповые занятия, предусматривающие коллективное музицирования (ансамбли инструменталистов, оркестры различные по составу инструментов). Количество обучающихся в объединениях определяется в зависимости от направления деятельности, возраста детей, срока обучения и закрепляется уставом учреждения;
3) расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима работы и отдыха детей, с учетом пожелания родителей, а также возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
4) учебные помещения должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с программой объединения;
5) оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, конференциях различных уровней (Международные, региональные, областные, городские и зональные - по методическим зонам) и с использованием других форм (экзаменов, зачетов, мастер-классов, творческих отчетов).
Порядок приема в учреждения дополнительного образования детей должен быть доведен до сведения детей, их родителей (законных представителей) и закрепляться в уставе учреждения. При приеме в учреждение дополнительного образования последнее обязано ознакомить детей и (или) его родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения, их родителей (законных представителей) должны быть определены уставом данного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа.
Учреждение дополнительного образования детей может организовывать социально-педагогическую, досуговую и образовательную деятельность в клубах по месту жительства. В каникулярное время учреждение может проводить концертные программы на базе общеобразовательных школ по предварительной договоренности обеих сторон.
По инициативе детей в учреждении дополнительного образования детей могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Учреждение дополнительного образования детей может создавать объединения в других образовательных учреждениях и организациях. Отношения между ними определяются договором.
Учреждение организует и проводит массовые мероприятия (олимпиады, конференции, конкурсы, выставки, акции, праздники и другие мероприятия по направлениям дополнительного образования и воспитания).
Учреждение создает условия для участия обучающихся в районных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, акциях и других мероприятиях по направлениям дополнительного образования и воспитания.
В учреждении ведется методическая работа, опытно-экспериментальная и инновационная деятельность, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.
Цели и задачи деятельности учреждения дополнительного образования детей должны определять и требования к качеству предоставляемой муниципальной услуги в области дополнительного образования.
Цель деятельности детской музыкальной школы - организация и реализация образовательной деятельности, направленной на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика, создание условий для формирования духовно богатой, свободно мыслящей личности, обладающей знаниями по музыкальному искусству.
Основными задачами образовательного процесса Школы являются создание условий:
- для развития творческого мышления личности, способности ее к самореализации и самоопределению;
- для формирования устойчивой мотивации личности к познанию и творчеству;
- для повышения общей культуры и интеллектуальных способностей учащихся;
- для усиления профессиональной ориентации одаренных учащихся;
- для освоения профессиональных образовательных программ в области музыкального искусства.
Цель деятельности детской художественной школы - организация образовательной деятельности, направленной на выявление и развитие художественных способностей каждого ученика, создание условий для формирования духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями по изобразительному искусству. Обеспечение условий для профессионального самоопределения личности в области изобразительного искусства. Основные задачи муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская художественная школа" - создание условий для получения начального художественного образования, ознакомление учащихся с основами изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, приобщение к образцам мировой художественной культуры.
4.2. Основными факторами, влияющими на качество предоставления муниципальной услуги, являются:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования детей;
- условия размещения учреждения дополнительного образования детей и его материально-техническое оснащение;
- укомплектованность учреждения дополнительного образования детей специалистами и их квалификация;
- содержание информации об учреждении дополнительного образования детей;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения дополнительного образования детей.
4.2.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования детей:
- устав учреждения;
- приказы, правила, инструкции, методики, определяющие методы (способы) предоставления муниципальной услуги и их контроля, предусматривающие меры совершенствования работы учреждения;
- настоящий Стандарт качества предоставления муниципальной услуги, составляющие нормативную основу практической деятельности учреждения дополнительного образования детей;
- прочие документы (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка).
4.2.2. Учреждение дополнительного образования детей должно быть размещено в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, средствами связи.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей услуг и предоставление им услуг в соответствии с Санитарно-эпидемиологических требованиями (СанПин 2.4.4.1251-03).
Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Этажность зданий не может быть более 4 этажей.
Режим работы учреждения дополнительного образования детей определяется уставом учреждения. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8-00 ч., а их окончание - не позднее 21-00 ч. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время.
Учреждение дополнительного образования детей должно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Специальное оборудование используется строго по назначению, содержится в технически исправном состоянии. Неисправное оборудование заменяется или ремонтируется, а пригодность к эксплуатации отремонтированного оборудования подтверждается проверкой.
4.2.3. Учреждение дополнительного образования детей должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Специалисты должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей, пройти предварительный медицинский осмотр перед поступлением на работу, а так же с периодичностью, определенной требованиями, предъявляемыми к данной должности.
Основными требованиями к персоналу учреждения дополнительного образования детей для получения допуска к работе с детьми, помимо прохождения обязательных медицинских осмотров, является обязательное прохождение инструктажей (с письменной отметкой каждого работника в соответствующих журналах) по технике безопасности и охране труда, пожарной и электробезопасности. Работники должны знать и быть ознакомлены с планом эвакуации, а также с действиями при чрезвычайных ситуациях.
В учреждениях дополнительного образования детей должны быть созданы условия для аттестации специалистов, обязаны# обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом сотрудники учреждения дополнительного образования детей должны обладать высокими нравственными и морально-этическими качествами, чувством ответственности. К педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.