Решение Ивановского областного суда
от 18 ноября 2011 г. N 3-67/2011
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Ш.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора М.,
представителя Губернатора Ивановской области, действующей по доверенности Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.23, 3.24, 3.25, 3.35 раздела 3 "Функции Департамента" Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 14.03.2011 N 56-уг, в части применяемой к правоотношениям, возникающим при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
установил:
Указом Губернатора Ивановской области от 14.03.2011 N 56-уг утверждено Положение о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области.
Указ Губернатора официально опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" 29.03.2011, N 12(531) и вступил в силу после его официального опубликования.
В данный Указ внесены изменения Указом Губернатора Ивановской области от 24.10.2011 N 187-уг, которые вступили в силу также после их официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" - 01.11.2011).
Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 3.23, 3.24, 3.25, 3.35 раздела 3 "Функции Департамента" указанного Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области в части, применяемой к правоотношениям, возникающим при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заявление мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) установление организационной структуры Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области, полномочий, функций и порядка деятельности указанного органа контроля должно осуществляться Правительством Ивановской области. Контрольные полномочия данного Департамента установлены в его Положении, утвержденном 14.03.2011 Указом Губернатора N 56-уг. В связи с внесением 18.07.2011 изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пункты 3.23, 3.24, 3.25, 3.35 раздела 3 "Функции Департамента" Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области, в которых определены полномочия указанного органа, пришли в противоречие с федеральным законодательством в части компетенции их принятия и не должны применяться в части, касающейся проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании прокурор М. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Губернатора Ивановской области по доверенности Ч. с заявлением прокурора не согласилась по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление, указав, что согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с уставом субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации. Полномочия между органами исполнительной власти Ивановской области в соответствии со ст. 44 Устава Ивановской области (Закон Ивановской области от 18.02.2009 N 20-ОЗ) распределяет Губернатор Ивановской области. Статья 11 Закона Ивановской области "О правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области" от 06.05.2011 N 42-ОЗ предусматривает, что центральными исполнительными органами государственной власти Ивановской области являются департаменты, комитеты, службы, осуществляющие функции по контролю и (или) надзору в установленной Губернатором Ивановской области сфере деятельности. Таким образом, представитель полагает, что Губернатор Ивановской области в рамках своих полномочий Указом от 14.03.2011 N 56-уг утвердил Положение о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области. В соответствии с Положением Департамент уполномочен на проведение государственного контроля в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения, музейных предметов и музейных коллекций, входящих в государственную часть Музейного Фонда Российской Федерации. Данный государственный контроль предусмотрен в полномочиях Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области в соответствии с Федеральными законами "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от-25.06.2002 N 73-ФЗ и "О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ. Правительство Ивановской области во исполнение требований ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ и согласно распределенных между исполнительными органами государственной власти полномочий, своим постановлением от 09.09.2011 N 308-п определило перечень исполнительных органов государственной власти Ивановской области, которые проводят региональный государственный контроль (надзор). Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области включен в этот перечень. Постановлением Правительства Ивановской области от 11.10.2011 N 360-п утвержден и Порядок деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Ивановской области.
Суд, выслушав прокурора, представителя Губернатора Ивановской области, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
26.12.2008 принят Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Федеральный закон N 294-ФЗ внесены изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляется в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона Ивановской области от 18.02.2009 (в редакции от 01.04.2011) "Устав Ивановской области" Правительство Ивановской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 09.09.2011 N 308-п Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области отнесен к исполнительным органам государственной власти Ивановской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) действие Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространяется на Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, поскольку положения указанного закона не применяются только к мероприятиям по контролю, перечисленным в ч. 3 ст. 1 данного закона.
В соответствии с п. 3.23 раздела 3 "Функции Департамента" Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области, утвержденного Указом Губернатором от 14.03.2011 N 56-уг, Департамент в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области осуществляет функцию государственного регионального контроля (надзора) за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области.
Согласно п. 3.24 того же Положения Департамент в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области разрабатывает, утверждает и обеспечивает реализацию ежегодного Плана проведения проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области.
Согласно п. 3.25 Положения Департамент выдает предписания собственникам (пользователям) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объектов культурного наследия, а также изменение их облика и интерьера, являющихся предметом охраны объекта культурного наследия.
Согласно п. 3.35 Департамент осуществляет контроль за соблюдением безопасности хранения и учета музейных предметов и музейных коллекций, входящих в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, содержащих благородные металлы, драгоценные камни, коллекционного оружия, находящихся в государственных и муниципальных музеях Ивановской области.
Учитывая, что в перечисленных пунктах Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области, утвержденного Указом Губернатором от 14.03.2011 N 56-уг, определены полномочия Департамента, положения указанных пунктов после внесения 18.07.2011 изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ вошли в противоречие с данным Федеральным законом в части компетенции их принятия, в связи с чем положения данных пунктов не могут применяться в части, касающейся проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Утверждение представителя Губернатора Ивановской области о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации лишь определяет органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с уставом субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации, основано на ошибочном толковании указанной нормы закона.
Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации осуществляется не только определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), но и установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий.
Ссылки представителя Губернатора Ивановской области на ст. 44 Устава Ивановской области, в соответствии с которой Губернатор Ивановской области распределяет полномочия между органами исполнительной власти Ивановской области, а также на ст. 11 Закона Ивановской области "О правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области" от 6 мая 2011 года N 42-ОЗ, предусматривающую, что центральными исполнительными органами государственной власти Ивановской области являются департаменты, комитеты, службы, осуществляющие функции по контролю и (или) надзору в установленной Губернатором Ивановской области сфере деятельности, суд находит несостоятельными.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что в них идет речь о распределении полномочий между всеми органами исполнительной власти Ивановской области, в том числе и органами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), и об определении сферы деятельности указанных органов. В рассматриваемом же случае оспариваются нормы, устанавливающие конкретные полномочия конкретного органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
Факт определения Правительством Ивановской области 09.09.2011 перечня исполнительных органов государственной власти Ивановской области, уполномоченных на проведение регионального государственного контроля (надзор), в который включен Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, и утверждения Правительством Ивановской области 11.10.2011 Порядка деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Ивановской области не свидетельствует о соответствии оспариваемых норм положениям части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) и основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора не является.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявление прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.23, 3.24, 3.25, 3.35 раздела 3 "Функции Департамента" Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области в части, применяемой к правоотношениям, возникающим при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ указанные нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3.23, 3.24, 3.25, 3.35 раздела 3 "Функции Департамента" Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 14.03.2011 N 56-уг, в части, применяемой к правоотношениям, возникающим при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 18 ноября 2011 г. N 3-67/2011
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника