Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Правительства Ивановской области
от 7 марта 2012 г. N 69-п
"2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и оценка развития ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Дошкольное и общее образование являются основой для получения жителями области доступного качественного образования всех уровней. Их дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан Ивановской области.
Фундаментальную роль в физическом и умственном развитии детей, сохранении и укреплении их здоровья, подготовке к школе играет дошкольный период жизни.
С 2006 года в Ивановской области наблюдается увеличение рождаемости, в связи с этим увеличивается и численность детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Так, в 2008 году дошкольные учреждения посещали 41512 детей, в 2009 - 42531 ребенок, на 01.01.2011 - 44296 детей. Развитие системы дошкольного образования рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в Ивановской области.
В 2010 году показатели охвата детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования составили 75,3% (в 2009 году - 74,3%), что значительно выше среднероссийского (62,4%). Однако в ряде муниципальных образований Ивановской области показатели очередности в детские сады остаются высокими: в городах Иваново - 1560 детей, Кинешма - 490 детей, Кохма - 760 детей, Шуя - 460 детей, в Ивановском районе - 240 детей, в Лежневском - 224 ребенка, в Фурмановском - 370 детей, в Родниковском - 574 ребенка.
В целом по области в списках детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 01.01.2011 числится 9280 человек. Однако структура очереди неоднородна: 39,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте от рождения до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1 - 1,5 года; 53,6% - дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем в сфере дошкольного образования Ивановской области требуется решение следующих проблем:
1. Недостаточная обеспеченность местами в детских садах детей младшего дошкольного возраста.
2. Устаревшая материально-техническая база дошкольных учреждений, не отвечающая современным требованиям.
3. Создание условий для развития системы инклюзивного дошкольного образования.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования (постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2007 N 102 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования") за последние 3 года значительные финансовые средства направлены на развитие общего образования Ивановской области.
Повышение расходов на образование привело к существенному изменению условий предоставления образования и повышению уровня квалификации педагогических кадров.
В школах области существенно улучшилась материальная база: приобретены учебно-методические кабинеты, практически все школы обеспечены современными компьютерами и подключены к сети Интернет. В сельские школы осуществлены поставки современных автобусов. На конкурсной основе проводится поддержка инновационных школ и лучших учителей.
С 2009 года функционирует региональный Центр по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осуществляющий информационно-методическую поддержку дистанционного обучения детей-инвалидов в муниципальных образованиях.
В базовых школах и муниципальных ресурсных центрах оборудовано 41 рабочее место для работы дистанционных педагогов, 60 педагогов прошли обучение технологиям дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2010 году в области созданы условия для дистанционного образования 90 детей-инвалидов.
В 2009 году в условиях вступления в силу новых санитарно-эпидемиологических правил и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" была проведена большая совместная работа по обеспечению безопасных условий в учреждениях образования, укреплению материальной базы образовательных учреждений, включая ремонт и оборудование медицинских кабинетов и пищеблоков школ.
В 2010 году в центре внимания остается решение вопросов по обеспечению условий безопасных перевозок, содержанию и эксплуатации парка школьных автобусов. В целях создания безопасности в образовательных учреждениях в 2010 году необходимо продолжить мероприятия по противопожарной безопасности, изыскать финансовые и технические возможности для оборудования кнопкой экстренного вызова милиции всех общеобразовательных учреждений области, обеспечить системой видеонаблюдения базовые школы.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг независимо от места проживания их потребителей.
В связи с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и введением новых государственных образовательных стандартов усиливаются требования к предоставлению современных условий организации образовательного процесса. Вместе с тем, по данным федерального оператора комплексного проекта модернизации образования, не более 50% школ Ивановской области в полном объеме отвечают этим требованиям.
Остается неравномерным оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием. В области сохраняется большое количество малокомплектных сельских школ (26%) с небольшой численностью учащихся, что не позволяет предоставлять качественные образовательные услуги по профильному образованию старшеклассников.
По поручению Правительства Ивановской области от 26.03.2010 N 2550/06-1-31-7 необходимо проработать вопрос по дистанционному образованию учащихся малокомплектных школ. В связи с этим определены экспериментальные площадки по внедрению дистанционного обучения на базе сельских образовательных учреждений, имеющих опыт организации профильного обучения старшеклассников в дистанционной форме. В рамках эксперимента в 2010 - 2011 годах разработана модель дистанционного образования школьников по отдельным предметам, подготовлена необходимая нормативная база и разработан норматив финансирования образовательных услуг, предоставляемых в дистанционной форме.
Однако низкая скорость каналов доступа к сети Интернет в муниципальных районах области, медленное обновление компьютерной техники в сельских малокомплектных школах не позволяют обеспечить предоставление образовательных услуг в дистанционной форме на современном уровне, включение в учебный процесс учащихся малокомплектных школ, возможность создания интернет-классов, а не только индивидуальное обучение.
Кроме того, в Ивановской области еще недостаточно педагогов, мотивированных к достижению высокого качества образования, и только 50% активно используют современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2015 годы предусматривает создание к 2016 году условий для дистанционного образования для 90% детей-инвалидов - не менее 190 человек, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья и не имеющих противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Места проживания детей-инвалидов и рабочие места дистанционных учителей необходимо оснастить высокоскоростным доступом к сети Интернет. В соответствии с техническими требованиями, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" услуга должна предусматривать обеспечение доступа ресурсов центров дистанционного образования с использованием установленных программно-технических средств для детей-инвалидов и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предполагает также создание условий и обучение педагогов, осуществляющих дистанционное обучение, а также регулярное прохождение педагогами курсов повышения квалификации.
В рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предполагается решение следующих задач в сфере образования:
- развитие форм дистанционного образования: расширение канала связи и пропускной способности Интернета, оснащение учреждений современной компьютерной техникой для организации дистанционного образования, подготовка "дистанционных учителей" и педагогов-тьютеров;
- повышение уровня открытости образовательных учреждений: регулярное обновление сайтов, размещение публичной отчетности о деятельности и нормативных актов учреждений, создание электронных паспортов;
- поддержка лидеров образования: инновационных школ, лучших учителей, муниципальных программ развития образования;
- получение государственных услуг в электронном формате;
- развитие школ ступеней: при наличии нескольких классов в параллели создаются конкурентные условия для выбора профиля образования.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 года необходимо продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечив внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс, интеграцию усилий педагогов, медицинских работников и родителей.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала Ивановской области необходима реализация дополнительных системных мер в подготовке квалифицированных трудовых ресурсов в сфере начального профессионального образования.
В настоящее время устаревшая материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования Ивановской области не позволяет обучать кадры "на опережение" - для работы на предприятиях, сменивших или осуществляющих изменение технического уклада производства, что является сдерживающим фактором для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения.
Это приводит к разрыву между возрастающими требованиями к профессиональной квалификации персонала со стороны работодателей и теми знаниями, которые получают выпускники учреждений профессионального образования.
Проблемным фактором, влияющим на состояние системы профессионального образования и ее развитие, продолжает оставаться демографическая ситуация. За период с 2005 по 2010 год численность учащихся 9-х и 11-х классов в образовательных учреждениях Ивановской области сократилась на 42%, что оказывает влияние на объем подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики региона.
В ближайшие годы последствия демографического спада станут еще более заметны как для различных уровней системы профессионального образования, так и ключевых секторов экономики. Прогноз выпуска учащихся из 11-х классов в 2013 году может составить 4,8 тысячи человек против 5,5 тысячи человек в 2010 году или сократится на 12%. Численность выпускников 9-х классов может составить около 7,3 тысячи человек, снизившись на 17,4% по отношению к численности 2010 года (8,8 тысячи человек). В 2013 году показатель численности учащихся 9 - х классов составит предельно низкий уровень 82,5% к уровню 2010 года, после чего прогнозируется положительная динамика процесса.
Перечисленные факторы могут привести к дефициту человеческого капитала как основного ресурса экономического развития субъекта. Складывается критическая ситуация с номенклатурой востребованных профессий и возможностями воспроизводства квалифицированных кадров рабочих в системе начального профессионального образования региона.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 09.09.2010 N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. необходимо разработать меры дополнительной поддержки профессионального образования.
В данных условиях эффективная политика использования человеческих ресурсов, создание системы профессионального образования, способной своевременно и гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка труда, выступает определяющим фактором социально-экономической стабильности Ивановской области, возможностей реализации региональных инвестиционных программ.
Показатели, характеризующие наличие социально-экономической проблемы:
N |
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Доля детей, охваченных услугами дошкольного образования: по Ивановской области |
72,0 |
72,3 |
73,4 |
75,3 |
2. |
Качество знаний выпускников общеобразовательных школ по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по математике за последние годы: - по Ивановской области * - в среднем по России |
3,25 3,32 |
3,3 3,5 |
44,1 42,9 |
данные не сформированы |
3. |
Доля учащихся третьей ступени, охваченных профильным обучением: - по Ивановской области - в среднем по России |
31,4 44,0 |
42,0 49,0 |
52 50 |
53 58 |
4. |
Доля педагогов, внедряющих информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс: - по Ивановской области - в среднем по России |
30,0 41,0 |
40,0 42,0 |
50,0 62,4 |
данные не сформированы |
5. |
Доля учащихся, получающих образование в дистанционной форме: - по Ивановской области - в среднем по России |
- данные не сформированы |
0,01 данные не сформированы |
0,16 данные не сформированы |
0,20 данные не сформированы |
6. |
Доля школьников, обучающихся в условиях, в полном объеме отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса: - по Ивановской области - в среднем по России |
15,8 25 |
23 27 |
45,0 48,0 |
50,0 50,0 |
7. |
Доля профессиональных образовательных программ для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, разработанных с участием работодателей |
1,2 |
15,8 |
21 |
32,5 |
8. |
Доля преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации |
18,2 |
20,5 |
21,2 |
25,3 |
-------------------------------
* Показатель 1, т.к. произошло изменение методики расчета. Показатель (качество знаний выпускников общеобразовательных школ по результатам ЕГЭ по математике) за 2007 и 2008 годы рассчитывался из количества выпускников, сдавших только 3 и более экзаменов (ЕГЭ - был эксперимент). С 2009 года ЕГЭ проводится в штатном режиме и в расчет бралось общее количество выпускников, сдавших экзамены.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской практике.
Наиболее успешным является опыт реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в Российской Федерации. Мероприятия ПНПО позволили поддержать лидеров в образовании, значительно укрепить материально-техническую базу школ, повысить доступность образовательных услуг через подключение образовательных учреждений к сети Интернет и приобретение школьных автобусов.
Сокращение количества школьников более чем на 40% за 10 лет резко усугубило проблему малокомплектных школ, привело к скрытой безработице среди учителей в большинстве российских регионов, повлекло ухудшение результатов подготовки - с одной стороны и рост неэффективности расходов на школьное образование - с другой.
Если в 1999 году на одного учителя приходилось 13 учеников, то к началу нацпроекта - менее 10, а в ряде регионов - около 5. В Европе этот показатель составляет 14, а в Японии - 15. Количество школ, в которых менее 10 учеников, увеличилось за этот период с 5,6 до 6 тысяч.
Региональные комплексные проекты модернизации образования интегрировали ключевые наработки и достижения нацпроекта для средней школы.
Только в рамках комплексных проектов учащиеся почти 9 тыс. школ (а это порядка 1 млн. сельских ребят) получили возможность обучаться в современно оборудованных и оснащенных благоустроенных базовых учреждениях. Доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам, - возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70%.
В рамках комплексного проекта модернизации образования в 30 субъектах Российской Федерации внедряются новые технологии управления отраслью, основанные на электронном мониторинге. Создаются независимые региональные системы оценки качества образования. В регионах, реализующих комплексные проекты, норматив на ученика вырос в среднем более чем в 2 раза. Свыше 20% этого роста обеспечено за счет перераспределения, т.е. высвобождения из области неэффективных расходов порядка 10,5 млрд. рублей. Высвобождения средств удалось достичь за счет более современных моделей финансирования образовательных учреждений, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя - от интенсивности и результатов труда.
В ходе комплексных проектов во всех федеральных округах с учетом географических, экономических и иных особенностей, различных стартовых условий созданы и отработаны на практике эффективные модели осуществления необходимых изменений, образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.
Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования в 80% субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы развития дошкольного образования как составные части региональных систем образования.
В субъектах Российской Федерации реализуются различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования: строительство и реконструкция зданий, увеличение количества групп в действующих детских садах, использование гибких режимов пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), организация работы групп кратковременного пребывания, размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования.
Создание ресурсных центров является одним из новых направлений модернизации профессионального образования в Российской Федерации, вызванное необходимостью эффективного использования ресурсов в целях достижения нового качества образования. Ресурсные центры создаются путем концентрации ресурсов, необходимых для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда.
Экономической предпосылкой создания ресурсных центров является необходимость ликвидации разрыва между сложившейся структурой подготовки выпускников в учреждениях начального профессионального образования и потребностями рынка труда, в системе профессионального образования существуют диспропорции в объемах подготовки рабочих кадров: недостаточные объемы подготовки по профессиям, востребованным работодателями.
С учетом важности данного направления модернизации начального профессионального образования для экономики региона целесообразно начать процесс создания ресурсных центров профессионального образования Ивановской области как структурных подразделений профильных учреждений начального профессионального образования. Ресурсные центры также станут существенными элементами учебно-производственных кластеров.
В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 21.11.2011 N 319-рп "О мерах по развитию начального и среднего профессионального образования в Ивановской области" сформирован план мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ивановской области на 2012 - 2014 годы.
Опыт Ивановской области
С целью обеспечения доступности и повышения качества образования в Ивановской области с 2007 года действовала областная целевая программа "Развитие образования Ивановской области" на 2007 - 2009 годы, в рамках которой проводились мероприятия по реализации ПНПО и созданию условий, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса. С 2007 года Ивановская область участвует в реализации комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО).
Для создания современных условий организации образовательного процесса Департаментом образования Ивановской области в 2009 году в рамках КПМО приобретено и поставлено в школы области 70 комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, спортивных залов и компьютерная техника на общую сумму 40,15 млн. руб., 50 комплектов специализированного оборудования для медицинских кабинетов на общую сумму 5,0 млн. руб.
Для организации подвоза учащихся в сельские базовые школы в 2008 году приобретено 9 автобусов на сумму 8,4 млн. руб., в 2009 году Департаментом образования Ивановской области закуплено и поставлено в школы области 16 школьных автобусов на общую сумму 16,0 млн. руб., усилен контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации школьных автобусов.
На проведение текущего ремонта базовых школ в 2008 году направлены средства в размере 32,0 млн. руб. в рамках комплексного проекта модернизации образования, в 2009 году за счет средств федерального бюджета профинансировано проведение ремонта базовых школ в сумме 28,5 млн. руб.
Департаментом образования Ивановской области подготовлена нормативно-правовая база, проводятся мероприятия по созданию региональной системы оценки качества образования.
В рамках КПМО апробирована система электронного мониторинга образовательных учреждений и муниципальных систем образования, но она закрыта для региональных настроек. Поэтому Департаментом образования Ивановской области разрабатывается региональная система электронного мониторинга.
С сентября 2006 года началось подключение общеобразовательных учреждений области к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На 01.01.2009 года все общеобразовательные учреждения области были подключены к сети Интернет, что позволило организовать информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса, доступ к Интернет-энциклопедии Ивановской области и различным образовательным ресурсам для педагогов, учащихся и родителей.
Для более быстрого и эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также проведения комплексного электронного мониторинга деятельности образовательных учреждений в июне 2010 года начал работать региональный образовательный портал Департамента образования Ивановской области.
Региональный интернет-портал позволяет оптимизировать работу по сбору и анализу информации, формировать отчеты по запрашиваемым показателям и формам, способствует повышению оперативности выявления проблемных аспектов в системе образования Ивановской области и своевременному принятию управленческих решений.
На портале открыта общественная приемная, позволяющая посетителям ресурса обратиться с заявлением, жалобой или предложением в Департамент образования Ивановской области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения Ивановской области. Также на портале организованы опрос и изучение общественного мнения по различным направлениям деятельности системы образования Ивановской области. Ведется работа по предоставлению государственной услуги "Информация о текущей успеваемости учащегося".
Подключение образовательных учреждений к сети Интернет и внедрение регионального образовательного портала в практику управления способствуют решению следующих задач:
- формирование единого информационного образовательного пространства всех муниципальных образований;
- своевременное принятие управленческих решений;
- обеспечение прозрачности системы образования на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, школьном;
- оперативное взаимодействие между участниками образовательного процесса: Департаментом образования Ивановской области, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, родителями, учащимися;
- обеспечение доступности к современным образовательным ресурсам.
Реализация мероприятия "Поддержка функционирования региональной образовательной сети, регионального образовательного портала и внешнего канала Интернета для обеспечения доступа пользователей к современным образовательным ресурсам" осуществляется Департаментом образования Ивановской области в соответствии с порядками, установленными Правительством Ивановской области.
С 2006 года в рамках национального проекта "Образование" 356 образовательных учреждений подключены к сети Интернет за счет средств федерального бюджета. В связи с прекращением финансирования из федерального бюджета оплаты интернет-трафика создается региональная образовательная сеть, с помощью которой будет обеспечен доступ к современным образовательным ресурсам и реализованы современные формы обучения (экстернат, дистант, проектный подход).
С целью повышения доступности новых образовательных ресурсов и организации современной системы дистанционного обучения педагогов необходимо продолжать работу по расширению канала сети Интернет и увеличению скорости.
В рамках областной целевой программы "Пожарная безопасность образовательных учреждений в Ивановской области на 2006 - 2008 годы" было направлено свыше 100,0 млн. руб. для проведения мероприятий по оборудованию учреждений образования системами автоматической пожарной сигнализации, обеспечению объектов образования первичными средствами пожаротушения, приведению состояния электроустановок образовательных учреждений в соответствие с требованиями и др.
Большое внимание в Ивановской области уделяется вопросам формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. В Ивановской области сформирована региональная модель укрепления здоровья школьник
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 7 марта 2012 г. N 69-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.