3 августа 2010 г.
В целях организации деятельности органов местного самоуправления Кинешемского муниципального района по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2. Утвердить прилагаемую Методику проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3. Начать применение Порядка проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и Методики проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции с 1.09.2009 года.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Наволокского городского и сельских поселений Кинешемского муниципального района принять муниципальные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) муниципальных правовых актов, их проектов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
5. Опубликовать настоящее постановление в "Вестнике нормативных правовых актов Кинешемского муниципального района".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Кинешемского муниципального района, управляющего делами Главы Кинешемского муниципального района Вяльцеву С.В.
Глава Кинешемского
муниципального района |
А.В. Томилин |
Порядок
проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов
в целях выявления в них положений, способствующих
созданию условий для проявления коррупции
(утв. постановлением Главы Кинешемского муниципального района
от 8 сентября 2009 г. N 543)
3 августа 2010 г.
I. Общие положения
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380 в пункт 1.1 настоящего Порядка внесены изменения
1.1. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов решений Кинешемского районного Совета депутатов, разрабатываемых структурными подразделениями Администрации Кинешемского муниципального района; постановлений Администрации Кинешемского муниципального района, носящие нормативный характер; проектов иных муниципальных правовых актов по поручению Главы Администрации Кинешемского муниципального района (далее - проекты документов).
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380 в пункт 1.2 настоящего Порядка внесены изменения
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится структурными подразделениями Администрации Кинешемского муниципального района - разработчиками проектов муниципальных правовых актов, отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского муниципального района, а также в инициативном порядке общественными объединениями и физическими лицами, в соответствии с методикой проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемой Главой Администрации Кинешемского муниципального района (далее - методика).
К формам проведения экспертизы на коррупциогенность относятся:
а) экспертиза на коррупциогенность, осуществляемая при подготовке проектов муниципальных правовых актов;
б) экспертиза на коррупциогенность, осуществляемая при проведении правовой (юридической) экспертизы подготовленных проектов муниципальных правовых актов;
в) экспертиза на коррупциогенность действующих муниципальных правовых актов.
II. Экспертиза на коррупциогенность, осуществляемая при подготовке
проектов муниципальных правовых актов
2.1. Экспертиза на коррупциогенность при подготовке проектов нормативных правовых актов осуществляется в форме анализа на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов муниципальных правовых актов.
2.2. Анализ на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с методикой в обязательном порядке разрабатывающими их специалистами.
2.3. Результатом анализа на коррупциогенность разрабатываемых норм проекта муниципального правового акта является отсутствие в проекте муниципального правового акта норм, содержащих коррупционные факторы.
Результат анализа на коррупциогенность разрабатываемых норм проекта муниципального правового акта отражается в пояснительной записке к проекту муниципального правового акта, представляемого для проведения его правовой (юридической) экспертизы, утверждения (принятия) в виде утверждения об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупционные факторы и проявления коррупциогенности.
III. Экспертиза на коррупциогенность, проводимая отделом правового
и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского
муниципального района
3.1. Экспертиза на коррупциогенность проводится отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского муниципального района при проведении юридической экспертизы проектов муниципальных правовых актов согласования проектов муниципальных правовых актов, при подготовке заключений на проекты муниципальных правовых актов.
3.2. Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимой отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского муниципального района, оформляются в соответствии с методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.
IV. Экспертиза на коррупциогенность действующих
муниципальных правовых актов
4.1. Экспертиза на коррупциогенность действующих муниципальных правовых актов организуется и проводится отделом правового и кадрового обеспечения по графику, а также независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380 в пункт 4.2 настоящего Порядка внесены изменения
4.2. График экспертизы на коррупциогенность действующих муниципальных правовых актов раз в полгода утверждается Главой Администрации Кинешемского муниципального района по представлению координационного совета при Главе Администрации Кинешемского муниципального района по противодействию коррупции (далее - Совет).
Муниципальные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации о их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
4.3. Результатом проведенной экспертизы на коррупциогенность действующих муниципальных правовых актов являются выявленные в нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с методикой в виде подготавливаемого по ее итогам заключения.
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380 в пункт 4.4 настоящего Порядка внесены изменения
4.4. Заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность, проведенной отделом правового и кадрового обеспечения и независимыми экспертами, действующего муниципального правового акта рассматриваются структурным подразделением Администрации Кинешемского муниципального района, ответственным за разработку данного документа.
Указанное структурное подразделение готовит в установленном порядке предложения о внесении в муниципальный правовой акт, прошедший экспертизу на коррупциогенность, изменений, обеспечивающих устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, о чем докладывает ответственному секретарю координационного совета при Главе Администрации Кинешемского муниципального района по противодействию коррупции.
V. Независимая экспертиза на коррупциогенность
5.1. Независимая (общественная) экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
5.2. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
5.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении структурного подразделения Администрации Кинешемского муниципального района - разработчика проекта документа.
5.4. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик проектов документов размещает их на официальном сайте Кинешемского муниципального района в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование с заинтересованными органами местного самоуправления, структурными подразделениями Администрации Кинешемского муниципального района, должностными лицами, организациями.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый разработчиком проектов документов, не может быть менее 3 и более 10 дней.
5.5. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой.
Экспертное заключение направляется структурному подразделению - разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
VI. Учет результатов экспертизы на коррупциогенность
6.1. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского муниципального района, устраняются на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями Администрации Кинешемского муниципального района - разработчиками проекта документа.
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380 в пункт 6.2 настоящего Порядка внесены изменения
6.2. В случае несогласия структурного подразделения Администрации Кинешемского муниципального района - разработчика проекта документа с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Кинешемского муниципального района, свидетельствующими о наличии в проекте документа, разрабатываемого этим структурным подразделением, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, структурное подразделение вносит указанный проект документа на рассмотрение Главы Администрации Кинешемского муниципального района с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
К проекту документа, вносимому структурным подразделением Администрации Кинешемского муниципального района - разработчиком проекта документа на рассмотрение Главы Администрации Кинешемского муниципального района, прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.
Методика
проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов
в целях выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции
(утв. постановлением Главы Кинешемского муниципального района
от 8 сентября 2009 г. N 543)
I. Общие положения
1.1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
II. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
III. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 8 сентября 2009 г. N 543 "О проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"
Текст постановления опубликован в "Вестнике нормативных правовых актов Кинешемского муниципального района" от 25 сентября 2009 г., N 8
Постановлением Главы Кинешемского муниципального района Ивановской области от 7 ноября 2011 г. N 7-пг настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 3 августа 2010 г. N 380
Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области от 8 ноября 2011 г. N 669 названные изменения признаны утратившими силу