Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу
Губернатора Ивановской области
от 15 мая 2012 г. N 81-УГ
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации в Ивановской области
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации", методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 21.12.2011 N 14 (далее - Методика), и регламентирует организацию проведения мониторинга наркоситуации в Ивановской области.
1.1. Правовые основы осуществления мониторинга наркоситуации в Ивановской области
Правовыми основами осуществления мониторинга наркоситуации в Ивановской области являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690;
Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете (далее - Комитет) и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;
Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485;
постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту";
государственные программы Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности на уровне Ивановской области и муниципальных образований Ивановской области;
межведомственные приказы и иные локальные правовые акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Ивановской области, исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области.
1.2. Цели и задачи мониторинга наркоситуации в Ивановской области
Цели, задачи и порядок организации мониторинга наркоситуации в Российской Федерации установлены Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации в Ивановской области (далее - мониторинг наркоситуации) являются:
определение состояния наркоситуации в Ивановской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой в Ивановской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
1.3. Инструментарий мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, исполнительными органами государственной власти Ивановской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Мониторинг наркоситуации осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), сформированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 31.
1.4. Участники мониторинга наркоситуации
В осуществлении мониторинга наркоситуации в пределах своей компетенции принимают участие:
управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ивановской области;
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области;
управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ивановской области;
управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области;
управление Федеральной миграционной службы по Ивановской области;
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области;
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям;
управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ивановской области;
управление Судебного департамента в Ивановской области;
Ивановская таможня Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
управление Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области;
Департамент внутренней политики Ивановской области;
Департамент здравоохранения Ивановской области;
Департамент образования Ивановской области;
Департамент социальной защиты населения Ивановской области;
Департамент спорта и туризма Ивановской области;
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области;
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области;
комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции;
военный комиссариат Ивановской области.
В осуществление мониторинга наркоситуации могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, общественные объединения и организации.
2. Осуществление мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется по итогам года.
На территории Ивановской области мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией Ивановской области (далее - Комиссия).
Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации возлагается на аппарат Комиссии.
Аппаратом Комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации осуществляются сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
статистических сведений, получаемых из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области и организаций;
информационно-аналитических сведений и экспертных оценок (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
результатов социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации допускаются также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485.
Статистические сведения по установленным Методикой формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок представляются участниками мониторинга наркоситуации в аппарат Комиссии.
Участники мониторинга наркоситуации осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в Ивановской области, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
определяются муниципальные образования Ивановской области, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в Ивановской области, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям Ивановской области;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Ивановской области;
представляются предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в Ивановской области.
Статистические сведения и информационно-аналитические справки представляются участниками мониторинга наркоситуации в порядке и сроки, предусмотренные приложением к настоящему Положению.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в аппарат Комиссии до 1 мая года, следующего за отчетным.
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ивановской области обеспечивает доступ Комиссии к сведениям, содержащимся в региональном сегменте единого банка данных.
Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Ивановской области организуется работа по проведению социологических исследований общественного мнения населения Ивановской области в возрасте от 14 до 30 лет по проблемам наркотизации (далее - социологическое исследование).
Организация работы по проведению социологических исследований возлагается на Департамент внутренней политики Ивановской области. Финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту внутренней политики Ивановской области законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Молодежь Ивановской области".
Для целей мониторинга наркоситуации используется базовая модель социологической анкеты по форме согласно приложению 2 к Методике.
Результаты социологического исследования представляются Департаментом внутренней политики Ивановской области в аппарат Комиссии до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Полученная аппаратом Комиссии в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Ивановской области (далее - проект доклада).
В проект доклада включается следующая информация:
1. Характеристика Ивановской области (площадь территории Ивановской области, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация).
2. Анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Ивановской области и по муниципальным образованиям Ивановской области).
Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления психоактивных веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков.
3. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
4. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.
Анализ численности прошедших лечение наркозависимых лиц, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения.
Анализ численности лиц, являющихся родственниками наркозависимых лиц или "созависимыми" лицами, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения.
5. Степень доступности психоактивных веществ.
6. Анализ и оценка результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Необходимо отразить состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики.
7. Анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков), ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (необходимо привести данные, в том числе графические на карте Ивановской области о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет), административной и судебной практики.
8. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков.
9. Анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга наркоситуации.
10. Оценка реализации целевых региональных антинаркотических программ.
11. Краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации.
12. Оценка состояния наркоситуации в Ивановской области (по муниципальным образованиям Ивановской области) в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах согласно приложению 3 к Методике с графическим наложением на карту Ивановской области.
13. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Ивановской области и в Российской Федерации.
К проекту доклада прилагаются:
1. Результаты социологических исследований.
2. Таблицы статистических данных.
3. Графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Ивановской области в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах.
Проект доклада выносится аппаратом Комиссии на рассмотрение Комиссии.
Рассмотрение проекта доклада Комиссией должно быть организовано не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Комиссия по результатам рассмотрения проекта доклада принимает решение об его утверждении и направлении в Комитет либо о доработке и последующем направлении в Комитет, а также вырабатывает управленческие решения по изменению наркоситуации в Ивановской области.
Доклад о наркоситуации в Ивановской области направляется Комиссией в Комитет в I квартале года, следующего за отчетным.
После направления доклада о наркоситуации в Ивановской области в Комитет, он должен быть опубликован в официальных средствах массовой информации Ивановской области.
При направлении доклада о наркоситуации в Ивановской области допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер.
Уточненные статистические сведения и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации, утвержденная председателем Комиссии, представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.