Решение Ивановского областного суда
от 19 июля 2012 г. N 3-25/2012
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Ш., при секретаре К.,
с участием прокурора Г.,
представителей Правительства Ивановской области,
действующих по доверенностям Ч. и Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление Т. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Постановлением Правительства Ивановской области от 18 мая 2011 года N 156-п утвержден Порядок подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области.
Указанное постановление официально опубликовано в "Ивановской газете" 20.05.2011 N91 (4938), "Собрании законодательства Ивановской области" 31.05.2011, N 20(539) и вступило в силу после его официального опубликования.
Т. обратился в суд с заявлением о признании пункта 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п, недействующим со дня принятия.
Заявление мотивировал тем, что 10 апреля 2012 года ему, как единственному участнику торгов по продаже имущества, находящегося в собственности Ивановской области, а именно трех автотранспортных средств, Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области отказано в принятии к рассмотрению его предложений о цене приобретения указанного имущества, со ссылкой на пункт 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п, в связи с тем, что предложения о цене приобретения имущества ниже рыночной стоимости имущества. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области в своем решении 02 мая 2012 года также сослалось на указанную норму. По мнению заявителя, пункт 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п, подлежит признанию недействующим, поскольку противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В частности, заявитель полагает, что оспариваемый пункт противоречит пункту 1 ст. 2 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", определяющему принципы равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, пунктам 1, 5 ст. 24 указанного федерального закона, устанавливающим, что при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется, субъекты Российской Федерации вправе лишь определять порядок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи, а также подпункту "а" пункта 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, в соответствии с которым покупателем имущества признается при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, давший это предложение. По мнению заявителя, пунктом 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, нарушаются его права и законные интересы быть покупателем государственного имущества и на участие в приватизации в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Правительства Ивановской области, действующие по доверенностям Ч. и Ж., с заявлением Т. не согласились по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Пояснили, что Порядок подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества полностью основан на нормах федерального законодательства и не противоречит им как в указанной заявителем части, так и в целом. Оспариваемый пункт, как и в целом Порядок, не требует устанавливать при продаже государственного имущества без объявления цены его начальную цену. В соответствии со статьей 12 Федерального закона начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. То есть, исходя из рыночной стоимости имущества. При этом, начальная цена в целях настоящего закона далеко не всегда равна рыночной стоимости, например, по статье 23 Федерального закона при продаже государственного имущества посредством публичного предложения начальной ценой государственного или муниципального имущества на аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном "шаге понижения". Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Оспариваемый пункт 8 устанавливает порядок определения лиц, имеющих право приобретения государственного имущества при проведении его продажи без объявления цены, о котором должны быть извещены заинтересованные в участии в торгах лица. Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, устанавливает возможность отказа в рассмотрении предложения о цене приобретения имущества. При этом основания отказа в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, не приведены. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества настоящее Положение является примерным. В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона подведение итогов продажи государственного имущества субъекта РФ и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По мнению представителей Правительства Ивановской области, условие пункта 8 Порядка об отказе в принятии к рассмотрению предложения о цене, если предложение о цене ниже рыночной стоимости, распространяется на всех претендентов, заявки которых приняты к рассмотрению. Информация об этом условии размещается в извещении о торгах. Несмотря на наличие формулировки "может быть", представители Правительства Ивановской области полагают, что содержание нормы истолковывается лишь в одном контексте: нормой устанавливается единственный случай, когда при продаже без объявления цены может быть принято решение об отказе в принятии к рассмотрению предложения претендента о цене приобретения имущества. Исключение нормы п. 8 из Порядка будет носить коорупциогенный характер, поскольку возможность продажи по любой установленной претендентом цене повлечет отчуждение имущественных объектов за крайне заниженные суммы, что, в свою очередь, вызовет негативные последствия для бюджета Ивановской области. Также представители Правительства Ивановской области пояснили, что 11.07.2012 года Правительством Ивановской области внесены изменения в постановление Правительства Ивановской области от 18 мая 2011 года N 156-п "Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области", в соответствии с которыми в пункте 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области слова "может быть принято" заменены словом "принимается".
Суд, выслушав представителей Правительства Ивановской области, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Т. удовлетворить, считает заявление Т. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года предусматривает, что законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федерации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4).
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно (п. 2 ст. 6).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14).
Постановление от 18.05.2011 N 156-П "Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области" Правительством Ивановской области принято в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации определяет, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76).
Заявитель оспаривает пункт 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-П, согласно которому в случае принятия решения об изменении способа приватизации на продажу без объявления цены решение об отказе в принятии к рассмотрению предложения претендента о цене приобретения имущества в соответствии с Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, может быть принято, если предложение о цене приобретения имущества, ниже его рыночной стоимости.
Проверка соответствия указанной нормы Порядка федеральному законодательству показала, что она противоречит положениям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Продажа без объявления цены является одним из таких способов, который регулируется ст. 24 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Кроме того, 22.07.2002 постановлением Правительства Российской Федерации N 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, которое в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества является примерным (п. 1 Положения).
В соответствии п. 1 ст. 24 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
В соответствии с п. 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного 22.07.2002 постановлением Правительства Российской Федерации N 549, покупателем имущества признается:
а) при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение;
б) при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;
в) при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.
Норма Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающая, что при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется, носит императивный характер и не предусматривает возможности ее изменения.
Между тем, оспариваемый пункт 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, предусматривает возможность отклонения предложения претендента о цене по причине того, что она ниже рыночной стоимости, что свидетельствует об установлении продавцом определенной стоимости имущества, которую претендент обязан уплатить и которая должна быть не ниже установленной продавцом.
Таким образом, оспариваемый пункт 8 Порядка входит в противоречие с положениями п. 1 ст. 24 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Доводы представителей Правительства Ивановской области о том, что оспариваемый пункт, как и в целом Порядок, не требует устанавливать при продаже государственного имущества без объявления цены его начальную цену, а устанавливает лишь порядок определения лиц, имеющих право приобретения государственного имущества при проведении его продажи без объявления цены, несостоятелен и опровергается самим содержанием пункта 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области.
Пункт 5 ст. 24 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает, что подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
То есть, в соответствии с указанной нормой федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право определять порядок подведения итогов продажи государственного имущества, находящегося в собственности субъекта, и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи такого имущества без объявления цены.
Однако, предоставление такого права субъекту Российской Федерации, как правильно указывает заявитель, не означает, что субъект может изменять императивные нормы, установленные Федеральным законом, а также саму правовую природу и назначение продажи без объявления цены.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из равенства всех перед законом, установленному ст. 19 ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации, который может быть обеспечен лишь при условии ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
Из анализа оспариваемого пункта 8 следует, что применение в нем словосочетания "может быть" придает данной норме неопределенный характер.
Неопределенность правовой нормы ведет к неоднозначному ее пониманию, снижает уровень гарантий граждан, предусмотренных федеральным законодательством о приватизации государственного имущества, в том числе и равенства покупателей государственного имущества, закрепленного в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", предоставляя возможность произвольного усмотрения при определении покупателя государственного имущества.
В силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах заявление Т. о признании пункта 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п, недействующим является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и с учетом даты введения в действие, указанная норма закона подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п в части замены слов "может быть принято" на "принимается" основанием к отказу в удовлетворении заявления Т. не является.
Кроме того, на момент принятия судом решения постановление Правительства Ивановской области от 11.07.2012 о внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 156-п официально не опубликовано.
Представленная суду представителями Правительства Ивановской области оценка имущества, на которое претендовал Т., на существо принимаемого по настоящему делу решения об оспаривании нормативного правового акта не влияет.
То обстоятельство, что Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, устанавливает возможность отказа в рассмотрении предложения о цене приобретения имущества, при этом основания отказа в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, не приведены, не позволяет субъекту Российской Федерации устанавливать нормы противоречащие федеральному законодательству.
Остальные доводы, изложенные представителями Правительства Ивановской области в подтверждение соответствия оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления Т.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Т. удовлетворить.
Пункт 8 Порядка подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 18 мая 2011 года N 156-п, признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 19 июля 2012 г. N 3-25/2012
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника