Решение Ивановского областного суда
от 7 августа 2012 г. N 3-26/2012
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Д., при секретаре В.,
с участием прокурора Н.,
представителя Правительства Ивановской области Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора
о признании частично недействующим Постановления Правительства Ивановской области
от 24.07.2009 г. N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета
субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта
гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности,
и бесхозяйных гидротехнических сооружений",
установил:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Ивановской области от 24.07.2009 г. N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений", в части словосочетаний "бесхозяйных гидротехнических сооружений".
Заявление мотивировано тем, что в указанной части Постановление не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 139 Бюджетного Кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образования для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения соответственно поселения, муниципального района, городского округа относится соответственно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в муниципальной собственности, то есть, в том числе и бесхозяйных ГТС.
Из изложенного следует, что субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области могут быть выделены только на капитальный ремонт в отношении тех ГТС, которые находятся в муниципальной собственности, тогда как капитальный ремонт бесхозяйных ГТС является расходным обязательством субъекта РФ.
В нарушение вышеназванных требований закона Постановлением утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, определяющий условия предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В связи с изложенным, Волжским межрегиональным природоохранным прокурором на противоречащий федеральному законодательству нормативный правовой акт был принесен протест, который оставлен без удовлетворения.
Позиция Правительства Ивановской области о соответствии Постановления требованиям Законам Ивановской области от 16.12.2008 N 160-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не соответствует нормам бюджетного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Пункт 4 части 4 статьи 10 названного Закона Ивановской области, устанавливающий полномочия Правительства Ивановской области по утверждению распределения между муниципальными образованиями субсидий на осуществление капитального ремонта бесхозяйных гидротехнических сооружений, противоречит ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. При этом Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений не отнесено к вопросам местного значения муниципальных образований.
По аналогичным основаниям противоречат Бюджетному кодексу РФ положения п. 6 ч. 3 ст. 8 Закона Ивановской области от 16.12.2009 N 151-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов", п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Ивановской области от 14.12.2010 N 144-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", п. 2 ч. 4 ст. 10 Закон Ивановской области от 20.12.2011 N 134-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Нельзя согласиться с выводом Правительства Ивановской области о правомерности предоставления субсидий муниципальным образованиям на ремонт бесхозяйных гидротехнических сооружений в связи с указанием на такое наименование субсидии в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, поскольку приложение 1 к Указаниям в разделе "Безвозмездные поступления" содержит также код 000 2 02 02021 02 0000 151 - "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и бесхозяйных гидротехнических сооружений".
Не могут быть распространены на правоотношения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений нормы статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящих к вопросам местного значения муниципальных образований участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", который устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, т.е. в том числе и бесхозяйных ГТС.
Органы местного самоуправления полномочиями в области безопасности гидротехнических сооружений названным Федеральным законом не наделены.
Аналогично пункт 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 N 237, устанавливает, что при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Позиция Правительства Ивановской области об исполнении органами власти субъектов Российской Федерации обязанности по решению вопросов безопасности бесхозяйных ГТС путем субсидирования муниципальных образований на их капитальный ремонт также противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако предоставление субсидий муниципальным образованиям на подготовку отдельных разделов проектной документации на капитальный ремонт бесхозяйных ГТС Постановлением Правительства Ивановской области не предусмотрено, в то время как, согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Таким образом, Постановление Правительства Ивановской области от 24.07.2009 N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений" (в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 06.02.2012 N 30-п), не соответствует требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по доводам, изложенным в нем, и дополнительно пояснил, что исходя из требований закона, предусмотренного в ст. 5 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также - ч. 1 и ч. 2 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления могут быть наделены полномочием по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений, но в установленном законом порядке. Закона Ивановской области о наделении органов местного самоуправления соответствующим полномочием нет. В случае издания такого закона субъектом Российской Федерации, он (закон) в силу положений ч. 7 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен вводиться в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий, но не субсидий, что имеет место быть в рассматриваемом случае.
Представитель Правительства Ивановской области Ч. возражала против удовлетворения заявления прокурора по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что абзац 5 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) до изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривал, что эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 27.02.1999 N 237 утвердило Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника.
Согласно п. 6 данного Положения при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, принимаются на учет в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Поскольку ГТС является сложным техническим сооружением, авария на нем может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.
Закон N 117-ФЗ рассматривает чрезвычайную ситуацию, как сложившуюся на определенной территории обстановку в результате аварии гидротехнического сооружения.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что поскольку бесхозяйное ГТС находится на территории определенного муниципального образования, именно последнее должно принимать меры по постановке бесхозяйного ГТС на учет и меры (в том числе и путем проведения капитального ремонта ГТС) по предотвращению аварии на бесхозяйной ГТС, которая может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации.
Таким образом, предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта бесхозяйных гидротехнических сооружений в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 24.07.2009 N 216-п, не противоречит ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что межбюджетные трансферты должны предоставляться бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Суд, выслушав прокурора и представителя Правительства Ивановской области, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы безопасности отнесены к ведению Российской Федерации.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение общественной безопасности (подп. "б" п. 1), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (подп. "д" п. 1), осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (подп. "з" п. 1).
В силу п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы главы 1 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" следует, что он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.ст. 3, 9 данного Федерального закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения подразумевается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации" безопасность гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечивается посредством осуществления их капитального ремонта либо ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений (п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2012 года бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах").
Поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области гидротехнических сооружений входит решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, то осуществление капитального ремонта бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках решения соответствующего вопроса относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образования своих полномочий, не допускается.
Статьи 14, 15, 16 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления не относят обеспечение безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений посредством их капитального ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 Бюджетного Кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
24.07.2009 года Правительством Ивановской области принято Постановление N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений" (в настоящее время оно действует в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 06.02.2012 N 30-п).
Постановление опубликовано в издании "Собрание законодательства Ивановской области" 31.07.2009, N 28 (448).
Данным постановлением Правительством Ивановской области утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Из самого названия, из пункта 1-го этого приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 24.07.2009 N 216п следует о полномочиях органов местного самоуправления по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что Правительство Ивановской области своим постановлением в указанной части незаконно расширило круг полномочий органов местного самоуправления.
Ссылка представителя Правительства Ивановской области на то, что полномочие органа местного самоуправления на капитальный ремонт бесхозяйного гидротехнического сооружений вытекает из предусмотренной пунктом 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения, является не состоятельной.
Так, органы местного самоуправления в области безопасности гидротехнических сооружений на основании общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнического сооружений", обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований, принимают решения об ограничении условий эксплуатации гидротехнических сооружений в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений, информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, разрабатывают и реализуют муниципальные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований.
Что касается бесхозяйных гидротехнических сооружений, то в рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения, орган местного самоуправления осуществляет предусмотренные ст. 225 ГК РФ, п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 N 237,а также - Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляют мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информируют о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивают подготовку заявления и необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляют о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Ни ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" не возлагают на органы местного самоуправления обязанности по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Довод представителя Правительства Ивановской области о том, что оспариваемое постановление не содержит в себе указание на наличие у органа местного самоуправления полномочия по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений, является, по мнению суда, не состоятельным, поскольку из самого названия, из 1-го пункта, усматривается, что Правительство Ивановской области признает осуществление по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений расходным обязательством органов местного самоуправления, что противоречит федеральному законодательству.
Довод Правительства Ивановской области о том, что правомерность предоставления субсидий муниципальным образованиям на ремонт бесхозяйных ГТС подтверждается указанием именно на такое наименование субсидий в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям, раздел "Безвозмездные поступления", коды 000 2 02 02021 04 (05,10) 0000 151 - "Субсидии бюджетам городских округов (муниципальных районов, поселений) на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, с бесхозяйных гидротехнических сооружений"), утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, является не состоятельным, поскольку коды бюджетной классификации, на которые ссылается Правительство Ивановской области, используются при поступлении средств в бюджет органа местного самоуправления, а не при распределении субсидий из бюджета субъекта РФ.
То обстоятельство, что в бюджетной классификации предусмотрены указанные коды безвозмездных поступлений, само по себе не свидетельствует о наличии у органов местного самоуправления полномочия по капитальному ремонту бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Ссылка представителя Правительства Ивановской области на то, что при издании оспариваемого Постановления использовано название Постановления Правительства РФ от 06.06.2006 г. N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений", не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора, поскольку из данного Постановления Правительства РФ также не следует о наличии у органов местного самоуправления полномочия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, должно быть предусмотрено финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19).
По сути, из анализа ст.ст.1, 5 ФЗ "О безопасности гидротехнического сооружения", ст. 225 ГК РФ, в совокупности, следует, что субъект Российской Федерации обеспечивает безопасность бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации" до момента их государственной регистрации в качестве муниципальной собственности либо принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим их собственником либо приобретения в собственность по иным основаниям.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что позиция Правительства Ивановской области о соответствии оспариваемого Постановления закону, а именно - Закону Ивановской области от 16.12.2008 N 160-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Закону Ивановской области от 16.12.2009 N 151-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов", Закону Ивановской области от 14.12.2010 N 144-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Закону Ивановской области от 20.12.2011 N 134-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", не является основанием к отказу в удовлетворении требования прокурора, поскольку, как установлено в решении выше, Постановление Правительства Ивановской области в оспариваемой части не согласовывается с нормам бюджетного и другого федерального законодательства, в том числе, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О безопасности гидротехнического сооружения".
Таким образом, из анализа Постановления Правительства Ивановской области в оспариваемой части на предмет соответствия федеральному законодательству следует, что Постановление Правительства Ивановской области от 24.07.2009 N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений" (в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 06.02.2012 N 30-п), в части словосочетаний "бесхозяйных гидротехнических сооружений" не соответствует требованиям федерального законодательства и в этой части подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 245, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Ивановской области от 24.07.2009 г. N 216-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений" (в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 06.02.2012 г. N 30-п) в части словосочетаний "бесхозяйных гидротехнических сооружений".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 7 августа 2012 г. N 3-26/2012
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Настоящего решение вступило в силу 11 сентября 2012 г.
Информация о вступлении в силу настоящего решения опубликована в "Собрании законодательства Ивановской области" от 25 сентября 2012 г., N 37 (606)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника