Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 2 июня 2010 г. N 177-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Правительства Ивановской области
от 24 сентября 2008 г. N 244-п
Долгосрочная целевая программа
"Дети Ивановской области" на 2009-2013 годы
17 декабря 2008 г., 25 июня, 23 сентября, 22 декабря 2009 г., 2 июня, 5 августа, 25 октября, 22, 28 декабря 2010 г., 1 июля, 2 ноября, 21 декабря 2011 г., 31 мая, 4 сентября 2012 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 4 сентября 2012 г. N 331-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области"
на 2009 - 2013 годы (далее - программа)
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена программа, и прогноз развития ситуации
В условиях сложившейся в Ивановской области демографической ситуации актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их жизнедеятельности. Масштабность, сложность, многообразие проблем обуславливает необходимость их комплексного решения, разработки и осуществления бюджетозатратных программных мероприятий и проектов при консолидации усилий органов исполнительной власти различных уровней и негосударственных организаций.
В Ивановской области проживает 181354 ребенка в возрасте до 17 лет. За последние пять лет численность детского населения в возрастной группе от 0 до 14 лет сократилась на 19,6%, от 15 до 17 лет - на 8,5%.
К числу наиболее уязвимых категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-инвалиды (3723 ребенка), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3878 детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (4532 ребенка). Вместе с тем поддержка со стороны государства необходима и одаренным детям (в учреждениях дополнительного образования обучаются 8000 детей).
Для Ивановской области характерен высокий уровень общей заболеваемости детей, который не имеет тенденции к снижению. Удельный вес детей I группы здоровья составляет 22,4% (в среднем по России - 32%). По сравнению с 2006 годом заболеваемость новорожденных в 2007 году снизилась на 13,5%, однако общая заболеваемость детей до года увеличилась на 9%, до 14 лет - на 10%, подростков с 15 до 17 лет - на 1,8%. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания, заболевания нервной системы, травмы и отравления.
Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Среди больных детей 42% имеют 2 - 4 заболевания, а 1,5% - 5 и более болезней.
Ежегодно растет доля детского травматизма, который нередко приводит к инвалидности детей.
Уровень детской инвалидности, несмотря на позитивную динамику, остается высоким. В 2007 году на учете в учреждениях здравоохранения состоит 3723 ребенка-инвалида (205,3 на 10000 детского населения), что на 115 человек меньше, чем зарегистрировано в 2006 году. Вместе с тем самая многочисленная группа - это дети с 0 до 4 лет. Впервые установленная инвалидность в 2007 году снизилась в сравнении с 2006 годом на 11,3% (с 30,1 до 26,7 на 10000 населения).
Количество детей с врожденными аномалиями ежегодно увеличивается (за последние 10 лет более чем в 5 раз). В структуре детской смертности всех возрастных групп смертность от врожденных аномалий является одной из основных причин. Уровень смертности новорожденных детей с врожденной хирургической патологией остается очень высоким - до 30 - 70%, что во многом связано с отсутствием условий для оперативного лечения и послеоперационного выхаживания детей.
Таким образом, показатели здоровья детей в Ивановской области ниже среднероссийского, а существующая материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства не позволяет обеспечить эффективную медицинскую помощь. Необходима модернизация и развитие системы неотложной помощи, специализированных служб, организация своевременной диагностики заболеваний детей из сельской местности и районов, внедрение новых технологий, сокращающих восстановительный период.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают особыми потребностями. Полноценная жизнь подавляющего большинства детей-инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, в том числе оказания реабилитационных услуг, обеспечения вспомогательными средствами и приспособлениями, иных форм поддержки.
Для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной помощи детям-инвалидам необходимо создать систему профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, укреплять материально-техническую базу специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей детей-инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, способствовать интеграции их с обществом.
В числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества остается проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
По состоянию на 01.01.2008 в областной автоматизированный банк данных внесено 2848 семей, находящихся в социально опасном положении, в составе которых 4532 ребенка.
Учет семей данной категории осуществляется территориальными органами исполнительной власти Ивановской области по социальной защите населения с использованием имеющейся компьютерной техники на основе программного комплекса "Адресная социальная помощь". В электронные карточки учета вносятся не только сведения о семьях и детях, но и профилактические меры, принимаемые органами системы профилактики, что делает возможным проанализировать их эффективность.
Однако проведенный мониторинг состояния компьютерной техники показал, что в большинстве районов ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, что значительно снижает оперативность ввода и анализа данных.
В 2008 году в рамках областной целевой программы за счет средств областного бюджета в сумме 280,0 тыс. руб. приобретено 14 компьютеров, что составляет половину от общей потребности в компьютерной технике.
Органами и учреждениями социальной защиты населения совместно с субъектами системы профилактики осуществляется индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В 2007 году удалось достигнуть определенных результатов в работе по устранению семейного неблагополучия: снято с учета в связи с улучшением положения 638 семей, что в 3 раза больше, чем в предыдущем году. По итогам года количество семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 2%, однако общее их количество остается достаточно высоким.
Развитие получила такая форма работы, как социальный патронаж. По данным на 01.01.2008 на социальном патронаже находилось 466 семей. В течение 2007 года с учета снята 121 семья, в том числе 74 - в связи с улучшением ситуации.
В целях решения проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, а также оказания экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Ивановской области функционирует сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних. Необходимость проведения капитального и текущего ремонта, обновления материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих комплекс реабилитационных мероприятий с ребенком и его семьей, снижают результативность предпринимаемых действий. В рамках имеющихся бюджетных ассигнований решение обозначенных проблем невозможно.
Большое значение для формирования у подростков, особенно нуждающихся в особой заботе государства, ценности семейного образа жизни, здоровьесберегающих установок имеют социально значимые мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери. Ежегодно в данных мероприятиях принимают участие более 2,5 тыс. детей.
Состояние социального сиротства в Ивановской области можно охарактеризовать следующими основными положениями.
На начало 2008 года в Ивановской области официально зарегистрировано 5644 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2007 году органами опеки и попечительства выявлено 1257 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 1% меньше, чем в 2006 году (1243 человека).
Из общего числа выявленных на воспитание в семьи устроено 864 ребенка (68,7%). При этом в учреждения для детей-сирот направлены 330 детей, оставшихся без попечения родителей (26,3%), в 2006 году - 408. Ситуация в целом соответствует общей тенденции, связанной с развитием семейных форм воспитания, но еще не позволяет говорить об устойчивом приоритете семейной формы устройства над устройством в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках областной целевой программы "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" в 2007 - 2008 годах началась работа по организации системы профессионального сопровождения замещающих семей путем перепрофилирования детских домов в учреждения, осуществляющие комплекс услуг по поиску, подбору и обучению, консультированию и сопровождению замещающих семей. В настоящее время в области функционируют 2 Центра подготовки приемных родителей и 3 уполномоченные службы по устройству детей в семью, которые доказали свою эффективность. В 2007 году услугами этих структур воспользовались более 400 российских граждан. Вместе с тем есть потребность в расширении сети подобных учреждений путем создания не менее 4 уполномоченных служб содействия органам опеки и попечительства по передаче детей-сирот в семьи граждан и сопровождения замещающих семей, 3 центров подготовки приемных родителей.
В Ивановской области в настоящее время функционируют 15 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12 детских домов и 3 специальные (коррекционные) школы-интерната, в которых на 01.04.2008 проживало 818 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет.
Объемы финансирования, предусмотренные бюджетом Ивановской области на 2007 - 2008 годы на поддержание материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были значительно меньше реальных потребностей учреждений.
Основная часть учреждений не отвечают современным требованиям проживания детей в условиях стационара, более 50% нуждаются в капитальном ремонте. Износ учебной и бытовой мебели, средств обучения, реабилитационного оборудования в школах-интернатах достигает 70%. В целях развития материально-технической базы детских домов и создания в них условий проживания воспитанников, максимально приближенных к домашним, необходимо провести соответствующие работы как минимум в 6 учреждениях.
Проблема социализации выпускников детских домов и школ-интернатов невозможна без решения жилищного вопроса. В течение последних лет за счет средств областного бюджета осуществлялось финансирование приобретения жилья для данной категории нуждающихся. Однако решение этой проблемы еще далеко от своего завершения, поскольку очередь на предоставление жилья среди детей-сирот составляет свыше 1700 человек.
Современные социально-экономические условия требуют развития творческих способностей учащихся, организации исследовательской деятельности, привлечения к работе с одаренными и талантливыми детьми ученых и специалистов вузов, стабильной поддержки интеллектуальной (академической), творческой (художественной), социальной (лидерской) и спортивной (двигательной) одаренности учащихся, в т.ч. детей-инвалидов. Доля детей - участников российских и международных смотров, конкурсов, участников творческой школы "Волжский художник", мастер-классов в течение ряда лет сокращается из-за значительного повышения стоимости вступительных взносов, путевок, транспортных расходов.
Ежегодно в области организуется более 100 региональных олимпиад, конкурсов, соревнований. Вместе с тем проводятся областные этапы только 30 из 124 мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта "Образование" с целью поддержки творческой молодежи. Оптимальное количество подобных мероприятий - не менее 50.
Кроме того, недостаток финансирования не позволяет организовать областные мероприятия на необходимом уровне, поэтому недостаточно результативно участие учащихся Ивановской области в мероприятиях общероссийского уровня.
В этой связи необходимо предусмотреть возможность создания и улучшения благоприятной обучающей и развивающей среды, способствующей раскрытию одаренности детей, формирования единого информационного пространства и объединения материальных, финансовых и интеллектуально-творческих возможностей заинтересованных ведомств, организаций и органов местного самоуправления.
Приведенная информация свидетельствует о необходимости принятия и осуществления на региональном уровне долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем
Опыт решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, повышения возможностей их развития в различных сферах жизнедеятельности наработан в Ивановской области.
В соответствии с Законом Ивановской области от 09.01.2007 N 8-ОЗ "Об областной целевой программе "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" на решение вопросов обеспечения прав и возможностей различных категорий детей из областного бюджета в 2007 году направлено 37,4 млн. руб.
В рамках подпрограммы "Здоровое поколение" из областного бюджета выделено 11100,0 тыс. руб., что позволило закупить 1176 наименований специальных продуктов лечебного питания для детей, больных фенилкетонурией, состоящих на диспансерном учете и не являющихся детьми-инвалидами. Эти мероприятия направлены в первую очередь на сохранение жизни детей, в отдельных случаях удалось добиться снятия инвалидности, обеспечить высокий уровень интеллекта.
Для детей первых 3 лет жизни, страдающих болезнями мочеполовой системы, болезнями пищеварения, бронхиальной астмой, болезнями органов дыхания, приобретено 30126 наименований лекарственных препаратов, что улучшило качество жизни больных детей, уменьшило риск хронизации процесса, снизило количество обострений при хронической патологии.
Государственное учреждение здравоохранения Ивановской области "Областная детская клиническая больница" в 2007 году оснащено 59 единицами медицинского и лечебно-диагностического оборудования, что позволило внедрить новые современные технологии в лечении детей в целях достижения более эффективных результатов пребывания ребенка в стационаре. Благодаря этому за текущий год средняя длительность пребывания детей в стационаре уменьшилась на 5%.
На реализацию подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в текущем году из областного бюджета выделено 3655,0 тыс. руб.
Средства направлены на проведение капитального ремонта в 2 учреждениях социального обслуживания семьи и детей, приобретение автотранспорта, бытового, коррекционно-развивающего оборудования для 9 учреждений, что значительно расширяет возможности социальной реабилитации несовершеннолетних - воспитанников учреждений.
В целях активизации работы по повышению роли и престижа семьи, укрепления ценности семейного образа жизни, объединения усилий органов власти и общественности для оказания поддержки детям, нуждающимся в особой заботе государства, пропаганды различных видов спорта и формирования у подростков культуры здорового образа жизни в 2007 году проведены социально значимые мероприятия: в Международный день семьи, 15 мая, в Ивановском государственном музее им. Д.Г. Бурылина состоялась церемония награждения семей, ставших победителями областного конкурса "Семья года"; 1 июня прошел гала-концерт в Ивановском государственном цирке, в котором приняли участие более 2000 детей; областные спортивные праздники, участниками которых стали 470 воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, школ-интернатов, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении; в ноябре организовано областное праздничное мероприятие, посвященное Дню матери, в котором приняли участие 1500 женщин области.
В августе в рамках программы "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" организована областная акция "Поможем собрать детей в школу", основная задача которой - оказание материальной поддержки малообеспеченным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для подготовки детей к новому учебному году. Приобретено 1820 наборов школьно-письменных принадлежностей. В ходе акции удалось привлечь 1475,2 тыс. руб., в т.ч. 641,6 тыс. руб. - из внебюджетных источников.
В рамках подпрограммы "Дети-сироты" из областного бюджета выделено 18965,0 тыс. руб.
На средства подпрограммы обеспечена работа регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на оказание помощи семьям, желающим взять на воспитание детей-сирот. С этой целью изданы методические буклеты для родителей, желающих взять детей-сирот на воспитание, информационно-методические сборники и бюллетени о детях, подлежащих усыновлению; размещена информация на сайте "Радио России", в радиопередаче "Детский вопрос", газетах "Хронометр", "Ивановская газета", общероссийском журнале "Ау! Родители!", в общественном транспорте, общегородском телефонном справочнике, городском баннере; совместно с ИГТРК проведено 27 выпусков телевизионной передачи о детях-сиротах "Пусть всегда будет мама!".
На базе Центра подготовки приемных родителей проводилось обучение и консультирование граждан по вопросам, связанным с созданием замещающих семей для детей-сирот. Из них взяли детей на воспитание более 100 человек.
За 2007 год услугами регионального банка данных по подбору детей воспользовались 162 человека из числа российских граждан. Результатом работы стало усыновление 149 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организован выезд государственных служащих и руководителей детских домов в г. Кострому с целью обмена опытом по сопровождению семей, взявших детей-сирот на воспитание в семьи, проведена курсовая подготовка специалистов в университете Российской академии образования в г. Москве, в Костромском областном институте повышения квалификации работников образования. Проведен семинар для руководителей детских домов и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для повышения эффективности работы специалистов с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В целях организации современных бытовых условий проживания детей-сирот, приближенных к семейным, оснащения учебных мастерских и медицинских пунктов для социальной адаптации воспитанников в обществе, сохранения их здоровья, решения транспортных проблем перевозки детей приобретены мебель, бытовая техника и оборудование для 4 детских домов, лечебно-профилактическое, технологическое оборудование, технические средства обучения для 9 учреждений, транспортные средства для 4 учреждений.
В рамках Губернаторской программы нравственно-эстетического воспитания и приобщения детей-сирот к историческим и культурным традициям России организованы выезды воспитанников детских домов и школ-интернатов на представления в цирк, экскурсии в г. Сергиев Посад, г. Москву, п. Палех. Всего в данных мероприятиях приняли участие 3628 детей.
Проведены 4 областных мероприятия: фестиваль театров моды детских домов и школ-интернатов "Весеннее настроение", в котором приняли участие 20 коллективов, 250 детей разного возраста, было представлено свыше 30 детских модных коллекций; спортивный праздник в городе Шуе (число участников свыше 160 человек); фестиваль детского творчества "Созвездие" по пяти номинациям: инструментальное искусство, слово, танец, театральное искусство, вокал (количество участников 162 человека из 22 детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов); конкурс детского творчества "Новогоднее чудо", в котором приняли участие воспитанники 11 учреждений для детей-сирот. Мероприятия способствовали повышению интереса детей-сирот к здоровому образу жизни, их допрофессиональной ориентации, мотивации к занятиям по интересам.
Городским округам и муниципальным районам области на обеспечение жильем детей-сирот выделено 10390,0 тыс. руб., что позволило приобрести 44 единицы жилья.
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" из областного бюджета выделено 2560,0 тыс. руб.
Средства направлены на оказание поддержки областным государственным учреждениям "Ивановский областной центр информатизации и оценки качества образования", "Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей".
Организованы и проведены 35 областных мероприятий: олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования среди учащихся образовательных учреждений. Проведенные мероприятия способствовали развитию массового спорта, оздоровлению детей и подростков, обучению современным методам и приемам организации работы, развитию познавательных интересов, активизации творческого мышления.
Приобретены 5 путевок для победителей областных соревнований в ВДЦ "Орленок" и ДОЛ "Звездный". Организовано участие детских творческих коллективов во всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, слетах. Мероприятия служат поощрением победителям областных олимпиад, смотров, выставок, конкурсов, а также предоставляют возможность в конкурсной борьбе совершенствовать свое мастерство.
Ивановским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров проведен анализ реализации авторских программ, проектов по работе с одаренными детьми, изданы лучшие авторские программы, методические рекомендации по творческому развитию детей.
В июле 2007 года организована XII Региональная творческая школа "Волжский художник в г. Плес", в которой участвовало 40 учащихся, 15 студентов средних профессиональных учебных заведений.
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области учреждены премии и стипендии одаренным учащимся и студентам образовательных учреждений области. Основными критериями для отбора кандидатов являются высокие результаты.
20 молодых спортсменов Ивановской области получают именную стипендию, 11 из них входят в сборные команды России по различным видам спорта. 24 учащихся образовательных учреждений, учащихся и студентов начального профессионального и среднего профессионального образования получают премии.
Создан цикл радиопередач "Одаренная молодежь", посвященный победителям всероссийских и областных конкурсов, который выходит в эфир два раза в месяц.
Проведен конкурс социально значимых программ и проектов общественных объединений, направленных на поддержку одаренных детей, научно-технического творчества детей и подростков. Победителями конкурса признаны 2 программы, которым присуждены гранты в сумме 20,0 тыс. руб.:
- "Сохранение и возрождение традиционной и национальной культуры" Губернаторского ансамбля народного танца "Молодость",
- "Живой родник" гражданско-патриотического клуба "Русичи" МОУ "Заволжский лицей".
Подготовлены к выпуску видеоролики социальной рекламы, направленной на популяризацию спорта, социально значимой, исследовательской, научной, творческой деятельности детей.
В целях пропаганды физической культуры и спорта как средства укрепления здоровья, формирования у детей и подростков с ограниченными возможностями развития потребности в физическом совершенствовании в рамках подпрограммы "Семьи с детьми-инвалидами" проведены областной спортивный праздник для 400 воспитанников коррекционных школ и школ-интернатов, областная спартакиада для 65 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, зимняя областная спартакиада для 202 детей с ограниченными возможностями здоровья. В декабре команда воспитанников ОГОУ "Чернцкая школа-интернат" направлена в г. Ярославль для участия во всероссийских соревнованиях.
В декабре прошел областной фестиваль творчества для 80 детей-инвалидов "Сделаем мир прекраснее!". Данное мероприятие способствовало развитию творческих способностей, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пяти учреждениям приобретено медицинское, коррекционно-развивающее оборудование коллективного и индивидуального пользования, оборудование для игровой площадки.
Объем финансирования в 2008 году составляет 50739,4 тыс. руб., что на 26,3% больше, чем в 2007 году.
Реализация мероприятий областной целевой программы "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" способствовала улучшению положения детей региона, о чем свидетельствует положительная динамика ряда статистических показателей.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации программы
3.1. Цель программы
Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение возможностей их развития в различных сферах жизнедеятельности.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий долгосрочной целевой программы позволит сохранить и улучшить состояние здоровья детей, повысить возможности их развития в различных сферах жизнедеятельности.
Результаты реализации программы будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей и показателей развития детей, а также снижении численности групп риска, воспроизводящих социальные девиации:
1. Увеличение доли детей с I группой здоровья до 37,5%.
2. Младенческая смертность - на уровне 7,8 промилле на 1000 родившихся живыми.
3. Уровень смертности детей в возрасте 0 - 4 года (включительно) - 10,1 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения.
4. Снижение показателя первичной инвалидности детей в возрасте 0 - 17 лет (включительно) до 21,2%.
5. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в областных мероприятиях, на 20%.
6. Снижение доли детей из семей, находящихся в социально опасном положении, до 2,2%.
7. Стабилизация удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
8. Сокращение количества несовершеннолетних, совершивших преступления, на 5%.
9. Увеличение количества одаренных детей - победителей областных мероприятий, принявших участие в общероссийских и международных олимпиадах школьников, на 5%.
10. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания, до 67,0%.
Программа позволит предотвратить ухудшение положения детей, после завершения ее реализации потребуется осуществление бюджетозатратных мероприятий и проектов для сохранения достигнутых результатов.
Постановлением Правительства Ивановской области от 4 сентября 2012 г. N 331-п в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение программы
4.1. Задачи программы
С учетом сложного характера социальной проблемы, на решение которой направлена долгосрочная целевая программа, задачи разделены на пять направлений: профилактика и снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности; профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; выявление и адресная поддержка одаренных детей, развитие их интеллектуального и творческого потенциала; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждое из направлений включает ряд задач, на решение которых направлен комплекс мероприятий.
4.2. Мероприятия программы
4.3. Бюджетные ассигнования на реализацию программы
N |
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Кроме того, неисполь-зованный остаток средств 2010 года * |
2012 г. |
Кроме того, неисполь-зованный остаток средств 2011 года ** |
2013 г. |
1 |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы |
44713,3 |
47874,7 |
101264,7 |
1775,1 |
108578,9 |
538,7 |
82694,7 |
1.1 |
- собственные средства областного бюджета |
39119,4 |
42566,6 |
57939,6 |
29,9 |
82199,8 |
- |
82694,7 |
1.2 |
- субсидии федерального бюджета *** |
5593,9 |
5308,1 |
43325,1 |
1745,2 |
26379,1 |
538,7 |
- |
* Средства, не израсходованные в 2010 году, в общий объем финансирования 2011 года не включены.
** Средства, не израсходованные в 2011 году, в общий объем финансирования 2012 года не включены.
*** Субсидия федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Мероприятия программы планируется реализовать в пределах доведенных до главных распорядителей средств областного бюджета объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период.
4.4. Плановые объемы эксплуатационных расходов, возникающих в связи с реализацией мероприятий программы
Постановлением Правительства Ивановской области от 21 декабря 2011 г. N 491-п пункт 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Условия предоставления и методика распределения субсидий для местных бюджетов на реализацию аналогичных программ за счет средств местных бюджетов
5.1. На проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, в 2012 году бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются субсидии из областного бюджета.
5.1.1. Устанавливаются следующий порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области (далее - субсидии), и критерии отбора муниципальных районов и городских округов Ивановской области для предоставления субсидий:
а) критерии отбора муниципальных районов и городских округов Ивановской области для предоставления субсидий:
- наличие на территории муниципального района, городского округа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет;
- наличие нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет;
б) субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, при условии софинансирования расходов за счет средств местных бюджетов не менее 0,5% от общего объема расходов на указанные цели;
в) распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, утверждается Правительством Ивановской области;
г) средства для предоставления субсидий перечисляются Департаментом финансов Ивановской области на лицевой счет Департамента социальной защиты населения Ивановской области, открытый в управлении Федерального казначейства по Ивановской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета и лимитами бюджетных обязательств, на цели, указанные в подпункте 5.2 настоящей программы, и методикой распределения субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет;
д) субсидии перечисляются Департаментом социальной защиты населения Ивановской области в установленном порядке на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Учет операций, связанных с использованием субсидий, осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, открытых в органах Федерального казначейства, за исключением городского округа Иваново, где учет операций осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям средств в финансово-казначейском управлении администрации города Иванова;
е) субсидии носят целевой характер и расходуются органами местного самоуправления муниципального района и городского округа Ивановской области на оплату выполненных работ по проведению ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, согласно договорам (контрактам), заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Департамент социальной защиты населения Ивановской области отчет об использовании субсидии по форме, утвержденной Департаментом социальной защиты населения Ивановской области;
з) методическая помощь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области по организации ремонта жилья, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, оказывается Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
5.1.2. Распределение субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, в 2012 году осуществляется в соответствии со следующей методикой.
Размер средств на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, предоставляемых бюджету муниципальных районов и городских округов Ивановской области, рассчитывается по формуле:
С = З : О х Д,
где:
С - размер средств на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, предоставляемых бюджету муниципального района (городского округа) Ивановской области;
З - количество жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на праве собственности, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Ивановской области, требующих ремонта;
О - общее количество жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет, расположенных на территории Ивановской области, требующих ремонта;
Д - общий объем средств, предусмотренных в бюджете Ивановской области на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим на 01.01.2012 возраста 18 лет, но не старше 23 лет.
6. Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде
6.1. Инициативы федеральных органов государственной власти
В рамках реализации федеральной целевой программы "Дети России" в 2007 году профинансирован ряд мероприятий.
В Ивановскую область поступили средства в сумме 5000,0 тыс. руб. на реконструкцию терапевтического корпуса под родильный дом в мкр. Бухарово. ФГУЗ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства
им. В.Н. Городкова" обеспечено реактивами для выявления тяжелых наследственных заболеваний и обеспечения их коррекции.
На средства в сумме 19900,0 тыс. руб. произведена реконструкция центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Проведены работы по строительству спального корпуса ОГОУ Чернцкой школы-интерната для детей-сирот на 120 мест.
Пяти областным государственным учреждениям социального обслуживания семьи и детей поставлено два микроавтобуса и пять единиц спортивного и коррекционно-развивающего оборудования. Полученное оборудование позволяет внедрить инновационные социокультурные технологии, активизировать занятость несовершеннолетних. Обеспечение учреждений автотранспортом способствует увеличению доступности социальных услуг, в том числе психологических, для жителей всех муниципальных образований области.
В 2008 году на реконструкцию лечебного корпуса ГУЗ "Областная детская клиническая больница" в рамках реализации федеральной целевой программы "Дети России" запланированы средства федерального бюджета в сумме 5000,0 тыс. руб., в 2009 - 2010 годах - в сумме 33000,0 тыс. руб.
Предполагается продолжение поставок реабилитационного оборудования и автотранспорта учреждениям социального обслуживания семьи и детей, однако спрогнозировать стоимость данного оборудования не представляется возможным.
В рамках федеральной целевой программы "Культура России" осуществляется частичное финансирование творческого лагеря молодых и юных художников "Волжский художник". В 2008 году на эти цели предусмотрено 200,0 тыс. руб. Денежные средства распределяются ежегодно на конкурсной основе на условиях софинансирования.
Поступление дополнительных средств федерального бюджета позволит в большем объеме обеспечить обновление оборудования в учреждениях социального обслуживания, образования, повысить качество оказываемых детям различных видов услуг.
6.2. Инициативы иных субъектов и организаций
Серьезное внимание при решении социальных проблем малоимущих семей с детьми, создании условий для воспитанников областных государственных учреждений социального обслуживания уделяется взаимодействию с бизнес-сообществом.
В ходе проведения ежегодной благотворительной акции "Поможем собрать детей в школу - 2007" вклад предприятий и организаций частного сектора экономики в проведение данной акции составил 640,0 тыс. руб., что почти на 15% больше, чем в 2006 году.
Активное участие бизнес-сообщества в проведении благотворительных акций позволило подготовить для детей, находящихся в социально опасном положении, новогодние и рождественские подарки, а также оборудовать социально-реабилитационные учреждения современной бытовой и электронной техникой. Так, торговая компания "Элиот", реализовавшая благотворительный проект "Новый год для сирот", выделила на эти цели более 200,0 тыс. руб.
При финансовой поддержке частного бизнеса для ряда учреждений были приобретены новая мебель, реабилитационное и спортивно-игровое оборудование, воспитанники учреждений обеспечены одеждой и обувью. Так, благотворительный фонд "Центр помощи беспризорным детям" Торгово-промышленной палаты РФ оказал финансовую помощь двум детским учреждениям социального обслуживания в размере 400,0 тыс. руб.
В случае если бизнес-структуры продолжат оказание благотворительной помощи, количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым будет оказана социальная поддержка, увеличится.
Цель и задачи долгосрочной целевой программы будут достигнуты вне зависимости от участия социально ответственного бизнеса, однако вклад бизнес-структур позволит увеличить социальную эффективность мероприятий программы.
-------------------------------------------
*(1) По сравнению с предыдущим годом индекс инфляции по мероприятиям 2010 года равен 109%, 2011, 2012, 2013 годов - 108,5%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.