Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации
муниципального образования
"Родниковский муниципальный район"
от 30 декабря 2011 г. N 1441
Долгосрочная целевая программа
"Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район" на 2012 - 2015 годы"
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район" на 2012 - 2015 годы"
Полное наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район" на 2011 - 2015 годы" |
Заказчик программы |
Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
Нормативно-правовая база программы |
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с последующими изменениями). Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 21 января 2010 года. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.07. N 1351). Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2010 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи". Закон Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон Российской Федерации от 26.05.1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с последующими изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. N 45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (вместе с "СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") Закон Ивановской области от 09.01.2007 N 6-ОЗ (ред. от 07.10.2011) "О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования" (принят Ивановской областной Думой 27.12.2006). Распоряжение Губернатора Ивановской области от 31.01.2008 N 34-р (ред. от 01.04.2011) "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (вместе с "Перечнем исполнительных органов государственной власти Ивановской области, ответственных за подготовку и ведение мониторинга показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области") Устав муниципального образования Родниковский муниципальный район Ивановской области. Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования Родниковский муниципальный район Ивановской области до 2020 года. Положение о Муниципальном учреждении Отделе образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район", утвержденное решением Совета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" от 24.03.2011 N 18. |
Период и этапы реализации программы |
Программа реализуется в один этап: 01.01.2012 - 31.12.2015 |
Цели программы |
- создание оптимальных условий для получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования на основе современной инфраструктуры образования; - эффективная реализация основных положений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; - закрепление устойчивой динамики развития муниципальной системы образования; - достижение высокого уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности жителей Родниковского муниципального района. |
Основные программные мероприятия |
Реализация законодательства Российской Федерации в сфере образования. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование и развитие муниципальной системы образования. Оформление системы бюджетных отношений в сфере образования. Оптимизация сетевой структуры образовательных учреждений и управление ими. Развитие содержания всех видов образования в соответствии с современными требованиями. Развитие муниципальной составляющей образовательного процесса. Разработка и реализация финансово-экономических механизмов развития муниципальной системы образования. Разработка и введение норм и нормативов финансового, материально-технического и иного обеспечения системы образования образовательных учреждений всех видов и типов. Расширение рынка муниципальных образовательных услуг в дошкольном, общем и дополнительном образовании. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров муниципальной системы образования в соответствии с современными требованиями. Разработка и реализация комплекса мер по социальной защите участников образовательного процесса. Развитие дополнительного образования в соответствии с потребностями муниципальной системы образования. Совершенствование единого информационного пространства для эффективного управления муниципальной системой образования. Развитие сети образовательных учреждений муниципального образования "Родниковский муниципальный район". |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Обеспечение доступного качественного вариативного образования при эффективном использовании ресурсов. |
Разработчик программы |
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район". |
Основной исполнитель и соисполнитель программы |
Основным исполнителем программы является муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район". Соисполнители: структурные подразделения администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район", образовательные учреждения: дошкольного, начального, общего и дополнительного образования, начального профессионального образования, ИМЦ, РРЦДО. |
Система организации контроля за выполнением программы |
Функции общего контроля за выполнением программы осуществляет заместитель Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район", курирующий социальные вопросы, заместитель Главы администрации, курирующий вопросы экономического развития. Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" ежегодно в декабре готовит отчетный акт о ходе реализации выполнения мероприятий программы |
1. Анализ системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (состояние на 01.01.2012 г.)
Сеть муниципальных образовательных учреждений Родниковского муниципального района состоит из 35 образовательных учреждений, в том числе
- 8 (61,5%) - сельские школы,
- 4 (30,7%) - городские средние общеобразовательные школы,
- 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа,
- 18 дошкольных образовательных учреждений,
- 2 учреждения дополнительного образования детей.
В школах обучается 2954 учащихся, в том числе в сельских - 530 человек (17,9%). Количество учителей в учреждениях общего образования Родниковского муниципального района - 218 человек. Молодых педагогов в возрасте до 30 лет 38 человек (17,4%).
1.1. Развитие системы дошкольного образования
С 2008 года за счет реорганизации в районе увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений. В статус детского сада перешли: начальная школа - детский сад "Зоренька" с. Никульское, начальная школа - детский сад "Колокольчик" с. Деревеньки, Мальчихинская начальная школа - детский сад, начальная школа - детский сад "Веснушки", начальная школа - детский сад "Малыш" д. Малышево. Данные мероприятия позволили увеличить число мест в дошкольных образовательных учреждениях и улучшить условия пребывания детей.
По состоянию на 01.01.2012 г. система дошкольного образования представлена 24 муниципальными казенными образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, из них:
18 МКДОУ (11 в городе и 7 на селе),
3 МКОУ начальные школы -детский сад ( на селе);
3 МКОУ СОШ, в которых функционируют 6 дошкольных групп (на селе).
Вариативность сети МКДОУ в разрезе особенностей направлений дошкольных образовательных услуг в районе следующая:
- Детский сад общеразвивающего вида -3;
- Детский сад комбинированного вида - 1.
- детский сад - 14;
Всего в образовательных учреждениях Родниковского района получают дошкольное образование 1630 детей в возрасте от полутора до 7 лет, что составляет 75% от общего количества детей дошкольного возраста, проживающих на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район". Охват дошкольным образованием детей старшего возраста составляет 95,5%. Несмотря на то, что в городе ежегодно открываются дополнительные места для детей раннего возраста, потребность населения в услугах дошкольного образования остается высокой. Для решения проблемы требуется открытие новых дошкольных мест.
В соответствии с распоряжением Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" "О развитии вариативных форм дошкольного образования" в 2011 году в районе взят курс на развитие вариативных форм дошкольного образования. На базе МКДОУ детского сада N 15 "Березка" открыт мини-центр тьюторского сопровождения для родителей и детей с проблемами в развитии.
С сентября 2011 года на базе МАУ "Центр дополнительного образования для детей и подростков" открыта группа кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Это группа воскресного дня, ее посещают 10 детей в возрасте 2-х лет. С декабря 2011 года на базе МКДОУ детский сад N 9 "Солнышко" начала работать адаптационная к детскому саду группа для детей раннего возраста.
На базе МБОУ СОШ N 3, МБОУ ЦГСОШ и МАУ "Центр дополнительного образования детей и подростков" функционируют группы по подготовке детей к школе. Группы посещают дети старшего дошкольного возраста, в основном, посещающие дошкольные учреждения. С детьми проводятся занятия, способствующие развитию психических процессов, формирующие общую готовность ребенка к школе. Общее количество детей, охваченных вариативными формами дошкольного образования составляет 65 детей или 15% от общего количества детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Приоритетным направлением деятельности всех образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. С этой целью в течение 2010 - 2011 гг. проводилась целенаправленная работа по оснащению медицинских кабинетов современным оборудованием и мебелью. 5 МКДОУ (N 2 "Родничок", N 5 "Золотая рыбка", N 15"Березка", "Веснушки", МКДОУ "Малыш") имеют лицензии на медицинские кабинеты. Медицинскими работниками укомплектованы все образовательные учреждения. В малокомплектных дошкольных учреждениях ("Колокольчик", "Зоренька", "Сказка" и "Колобок") медицинское обслуживание детей осуществляют фельдшера ФАПов. В 3-х дошкольных учреждениях города (N 2, N 5 и "Веснушки") функционируют плавательные бассейны, в которых проводятся занятия по обучению детей плаванию.
Одним из важных условий укрепления здоровья детей является ежедневные прогулки на свежем воздухе. Для этого на территории каждого образовательного учреждения оборудованы прогулочные участки и спортивные площадки. Большая работа в дошкольных учреждениях проводится по профилактике детского и взрослого травматизма. Однако, в течение 2011 года в ДОУ произошло 7 несчастных случаев с детьми, что на 4 случая больше по сравнению с 2010 годом.
Сбалансированное и рациональное питание является залогом крепкого здоровья детей.
Приказом по отделу образования установлена стоимость одного дето-дня. Она составляет 48 рублей, из них 8 рублей бюджетные средства. Дети получают 4-х разовое питание. Для укрепления иммунитета детей, повышению сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям с октября 2011 года во всех дошкольных учреждениях дети ежемесячно, в течение 10 дней, получают кислородный коктейль. Стоимость услуги платная, составляет 150 рублей в месяц. С ноября 2011 года в детский рацион, в соответствии с САНПином, включены витаминные напитки и кисельки. Дети получают их на второй завтрак или в качестве третьего блюда на обед. Родительская плата равна 40 рублям в день, что составляет 20% от стоимости содержания ребенка в ДОУ.
1.2. Развитие системы общего образования
Переход на новые образовательные стандарты
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", на основании приказа Отдела образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" от 04.08.2011 г. N 505 "О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Родниковского муниципального района Ивановской области" с 01.09.2011 года в первых классах общеобразовательных учреждений Родниковского муниципального района введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
К 1 сентября 2011 г. в 12 общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района созданы необходимые условия для обучения, организации внеурочной деятельности и отдыха в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 350 первоклассников в 22-х классах. Учебный процесс в 1-х классах реализуют 22 педагога в том числе: 2 учителя высшей категории, 20 педагогов первой квалификационной категории. 66 педагогов и руководителей школ (94,2% от общего количества, работающих по ФГОС) прошли курсовую подготовку в Институте развития образования Ивановской области. Продолжилось апробирование основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС во 2-а классе МБОУ СОШ N 4 - региональной пилотной площадке по введению ФГОС.
В целях выполнения требований СанПиН к помещениям образовательных учреждений и в соответствии с приказом Департамента образования Ивановской области от 08.07.2011 N 594 "Об утверждении Требований к образовательным учреждениям, расположенным на территории Ивановской области и реализующим основную образовательную программу начального общего образования, в части минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений", в общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района были проведены следующие мероприятия:
- выполнен текущий ремонт учебных помещений 1-х классов;
- приобретена и установлена ученическая мебель;
- установлены автоматизированные рабочие места учителя для организации эффективной учебной деятельности;
- приобретены настольные пособия и игры в развивающие зоны;
- обустроены зоны отдыха.
Образовательные учреждения Родниковского муниципального района участвуют в мониторинговых исследованиях по вопросам введения ФГОС: мониторинге готовности школ к введению ФГОС, мониторинге реализации основных образовательных программ в пилотных школах, мониторинге положительного опыта пилотной школы МБОУ СОШ N 4. С целью распространения инновационного опыта в январе 2011 года на базе региональной экспериментальной площадки по введению ФГОС - МБОУ СОШ N 4 прошел областной семинар "Основные направления деятельности ОУ по введению ФГОС НОО".
Информация по введению ФГОС НОО широко обсуждалась в средствах массовой информации муниципального образования "Родниковский муниципальный район".
Развитие региональной системы оценки качества общего образования
С целью осуществления мониторинга качества образования в районе создана аналитическая группа.
Результаты мониторинга качества образования по итогам каждой учебной четверти, по итогам полугодия и учебного года, по результатам ГИА и ЕГЭ анализируются и рассматриваются на совещаниях директоров и заместителей директоров по УВР, на заседаниях районных методических объединений педагогов, на заседаниях Управляющих советов образовательных учреждений.
В соответствии с планом работы по оценке качества образования во всех общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района проводятся диагностические мероприятия.
Оценка качества деятельности образовательных учреждений позволяет сформировать оценку качества муниципальной образовательной системы Родниковского муниципального района в целом. По итогам 2010 - 2011 учебного года уровень знаний учащихся составил 48%, что на 3,1% выше уровня 2009 - 2010 учебного года.
В 2011 году единый государственный экзамен выпускники школ Родниковского муниципального района сдавали по 12 предметам, в том числе по двум обязательным предметам (математика и русский язык). По результатам ЕГЭ в 2011 г. обязательные предметы в форме ЕГЭ успешно сдали по математике 95,85% выпускников (высший результат - 70 баллов), средний балл по муниципалитету - 44,28 (региональный показатель - 47,92); по русскому языку - 98,96% выпускников (высший результат - 95 баллов), средний балл по муниципалитету - 61,15 (региональный показатель - 62,07). Выше регионального результат ЕГЭ по химии, географии, английскому и французскому языкам.
13 выпускников окончили школу с медалями, из них - 9 золотых медалей, 4 серебряных.
Проблемными вопросами остается низкое качество обученности учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы, филиала МКОУ Михайловской средней школы - Каминской СОШ, что подтверждается итогами ЕГЭ и ГИА в новой форме.
Необходима корректировка показателей и индикаторов в муниципальной системе оценки качества образования для диагностики и прогнозирования уровня метапредметных результатов обучения, проведения качественной оценки профессиональной компетентности педагогических кадров.
Изменение школьной инфраструктуры
Инфраструктура образовательных учреждений Родниковского муниципального района в настоящее время не в полной мере соответствует современным требованиям к условиям организации образовательного процесса и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Высокой является степень износа зданий общеобразовательных учреждений - 84% зданий построены до 1990 года.
В целях обеспечения доступного качественного образования обучающихся независимо от места жительства в муниципальном образовании отработаны эффективные механизмы организации подвоза учащихся, реализуются мероприятия по совершенствованию транспортных средств и повышению их безопасности. Подвоз школьников к месту учебы и обратно осуществляют 11 школьных автобусов по 16 школьным маршрутам.
В целях создания адаптивной среды, обеспечивающей возможность получения доступного качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с 2010 года на базе Районного ресурсного центра дистанционного обучения проводится дистанционное обучение пяти детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе четырех в городе и одного ребенка в селе.
На базе МБОУ СОШ N 4 реализуется модель дистанционного обучения школьников. Дистанционные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают исследовательские способности школьников, формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют профессиональному самоопределению.
Дистанционное обучение реализует деятельностный подход в образовании, расширяет границы образовательной предметной области, активизирует общение в on-lain режиме участников образовательного процесса.
В муниципальном образовании идет процесс информатизации образования. Число компьютеров, используемых в образовательном процессе, увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 26%, а общее количество АРМов и интерактивных досок в школах - в 2 раза. При этом соотношение компьютер/ученик остается ниже регионального. Показатель числа обучающихся на 1 компьютер в районе составляет 11,6 человек, при региональном показателе 9,6.
В образовательных учреждениях Родниковского муниципального района планомерно создаются современные условия обучения школьников, однако школьная инфраструктура требует значительного совершенствования.
В настоящее время в 3-х общеобразовательных школах муниципалитета спортивные залы не соответствуют современным требованиям, 5 школ не имеют полностью оборудованных спортивных площадок. Около 30% школьников не имеют возможности пользоваться современными читальными залами библиотек и медиатеками. Требуют модернизации и текущего ремонта помещения школьных столовых.
В настоящее время в муниципальном образовании стоит задача создания равных условий организации образовательного процесса во всех видах образовательных учреждений.
Развитие самостоятельности школ
С 01.01.2010 все школы муниципального образования работают по новым финансово-управленческим принципам: в образовательных учреждениях введены нормативное подушевое финансирование и новая система оплаты труда, в том числе в муниципальных школах в соответствии с модельной методикой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Заработная плата учителя устанавливается в соответствии с принятыми в каждом образовательном учреждении положением об оплате труда работников, положением о компенсационных выплатах и стимулирующих надбавках и зависит от учебной нагрузки учителя, интенсивности, качества и результативности его работы.
Переход на нормативное подушевое финансирование позволил добиться существенной оптимизации бюджетных расходов и сети общеобразовательных учреждений, а введение новых условий оплаты труда позволило более 50% учителей получать заработную плату выше средней зарплаты педагогов в муниципалитете.
В результате демографических изменений, происходящих в муниципальном районе, в 2011 году наблюдалась позитивная динамика наполняемости классов: в городских школах с 24,1 до 25,0, в сельских - с 9,7 до 10,6.
В настоящее время в Родниковском муниципальном районе 4 школы (30,7%) работают в организационно-правовой форме бюджетных учреждений, что позволяет финансировать не учреждение, а услугу и формировать муниципальное задание образовательным учреждениям с учетом количественных и качественных показателей деятельности. 9 (69,3%) образовательных учреждений являются казенными.
Все общеобразовательные учреждения Родниковского муниципального района оснащены современным компьютерным оборудованием, подключены к сети Интернет, имеют собственные сайты.
Совершенствование учительского корпуса
В образовательных учреждениях Родниковского района работает 253 педагога . 57 из них имеют высшую квалификационную категорию (22,5%), 157 - первую квалификационную категорию (62%), 19 - соответствуют занимаемой должности (7,6%). 7 педагогов имеют вторую квалификационную категорию (2,8%), не аттестованы 13, в том числе молодые специалисты.
В 2011 году активно внедрялась новая система повышения квалификации педагогов, в том числе с использованием современных ИКТ-технологий. В 2011 году повысили квалификацию 63 учителя, 29,3% от общего количества педагогов, из них:
- в традиционной форме - 58 человек (92%);
- по модульно-накопительной системе - 5 человек (8%).
Курсовую подготовку по введению Федерального государственного образовательного стандарта прошли 66 педагогических работников (94,2%).
В целях повышения профессионального мастерства педагогов в 2011 году разработаны и успешно реализовывались следующие методические целевые муниципальные проекты:
- "Внедрение информационной модели мониторинга качества образования в образовательное пространство";
- "Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через конкурсную деятельность";
- "Школа молодого педагога";
- "Инновационный поиск в развитии сельских образовательных учреждений".
Одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов, создающих благоприятную мотивационную среду для их профессионального развития, распространения инновационного опыта в организации образовательного процесса, является участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. В 2011 году более 50 педагогов приняли участие в конкурсах профессионального мастерства, в числе которых "Педагог года", "За нравственный подвиг учителя", "Учитель физкультуры XXI века" и другие.
С целью повышения статуса учителя и его профессионального роста в муниципалитете проводятся конкурсы профессионального мастерства "Есть идея!", "Педагогический марафон", "Хрустальная сова", конкурс на лучшую методическую разработку урока (внеклассного занятия).
В результате проведенных мероприятий в 2011 году отмечена положительная динамика качества конкурсных выступлений педагогов и педагогических коллективов на районном и региональном уровнях:
- 3 педагога стали финалистами регионального конкурса "Педагог года - 2011",
- педагог дополнительного образования стал победителем областного конкурса и финалистом Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования.
Учителя приняли участие в областном конкурсе на лучшую авторскую разработку учебно-методического материала "Электронное приложение к уроку", двое из них стали призерами и получили дипломы 2 и 3 степени.
Особенностью системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в настоящее время является постепенный переход на персонифицированную систему с учетом запросов потребителей образовательной услуги, гибкость системы с учетом государственного заказа и интересов педагогов.
1.3. Развитие воспитательной системы и дополнительного образования
Развитие системы поиска одаренных детей
В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы, долгосрочной целевой программы "Дети Родниковского района на 2010 - 2012 годы" (подпрограмма "Одаренные дети") в муниципальном районе успешно реализуется комплекс мероприятий по поддержке талантливой молодежи.
Возрастает популярность олимпиадного движения. В 2010 - 2011 учебном году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовало 735 обучающихся 7-11 классов. Из них стали победителями 69 человек, призерами - 115. 385 учащихся 2-11 классов принимали участие в Молодежном предметном чемпионате, 36 учащихся стали его призерами.
Всего в районных мероприятиях в 2011 году приняли участие более 700 учащихся, что позволило выявить среди них имеющих повышенные способности в различных видах деятельности.
В областных мероприятиях приняли участие более 120 учащихся. Учащийся МКОУ Парская средняя общеобразовательная школа был направлен на региональную олимпиаду по экологии в г. Москву, воспитанник МОУ ДОД ДЮСШ включен в сборную Ивановской области по волейболу, воспитанники студии современного танца "Хобби-Шанс" МАУ ДОД ЦДТ стали лауреатами международного конкурса танцевальных коллективов в г. Москве.
В целях повышения социального статуса и поддержки одаренных детей в муниципальном образовании учреждены премии за достижения в интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной деятельности. Лауреатами премии Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" "Браво" в 2011 году стали - 6 человек, премии "Юные дарования" - 8. Ежегодно проводится торжественный прием Главы администрации для учащихся, закончивших школу с медалью и имеющих аттестат особого образца, а также Новогодняя елка Главы администрации для одаренных учащихся.
В МКОУ ДОД ДЮСШ введены виды спорта, ранее не культивировавшиеся в данном учреждении, - хоккей, восточные единоборства, городки, шахматы.
В муниципальном образовании сложилась система работы по выявлению, поддержке и сопровождению детей с повышенными интеллектуальными, творческими, лидерскими, спортивными способностями, однако недостаточно организована интеграция учреждений всех уровней образования, а также взаимодействие с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности.
Необходимо индивидуальное кураторство мотивированных обучающихся и научное сопровождение деятельности ученических научных обществ со стороны высшей школы.
Сохранение и укрепление здоровья школьников
В Родниковском муниципальном районе сложилась межведомственная модель укрепления здоровья школьников. Важнейшими ресурсами в ней выступают школа, лечебные учреждения, общественные организации. Педагогические коллективы МБОУ СОШ N 4, МКОУ Филисовской СОШ, МКОУ Парской СОШ, МБОУ СОШ N 3, МКОУ Острецовской ООШ систематически и целенаправленно реализуют в своей работе направление "Современная школа как пространство заботы о здоровье учащихся и педагогов". Общеобразовательные учреждения Родниковского муниципального района участвуют в движении образовательных учреждений "За здоровый образ жизни", участвуют в проекте "Межведомственная система медико - психолого - педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с исполнением автоматизированных технологий". В трех общеобразовательных школах в 2011 году открыты школьные центры здоровья с медицинской, психологической и логопедической службами. Обновлена материальная база школьных медицинских кабинетов. Медицинские кабинеты всех учреждений прошли процедуру лицензирования.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы широко используют возможности Центра здоровья муниципального учреждения здравоохранения Родниковская Центральная районная больница. В 2011 году в Центре прошли обследование более 2154 учащихся 1 - 11 классов. В образовательных учреждениях муниципалитета ведутся профилактические курсы для подростков "Обучение жизненно важным навыкам", "Полезные привычки", традиционными стали акции "Мы выбираем жизнь!", "Нет - наркотикам!", "Сохрани свое сердце здоровым", Уроки здоровья и Дни здоровья, фитнес фестиваль "Быть здоровым - здорово!". На базе муниципального учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества работает районная медико- психолого-педагогическая школа "Доверие".
С 2008 года образовательные учреждения Родниковского района участвуют в региональном конкурсе "Школа здорового образа жизни", который стимулирует создание новых технологий и программ данного направления. Победителями конкурса являются МКОУ Парская СОШ, МБОУ СОШ N 4.
Ежегодно в муниципалитете проводятся Спартакиада школьников и соревнования "Президентские состязания", в которых в 2011 году приняло участие 969 человек (61,3%) учащихся с 5 по 11 класс. В 2011 году впервые проведены соревнования школьных команд "Президентские игры", которые охватили 986 городских школьников (42,2%) и 401 сельских (85,1%).
В 2010-2011 учебном году увеличился охват школьников полноценным горячим питанием до 88% (в 2009-2010 учебном году - 85,5%); охват буфетной продукцией составил 72% (в 2009-2010 учебном году - 48%). Остается значительной разница по охвату питанием между возрастными группами: в начальной школе этот показатель 100%, в классах второй и третей ступени около 70%. Пищеблоки образовательных учреждений находятся в удовлетворительном состоянии, ежегодно к началу учебного года в них проводится косметический ремонт, в 2011 году произведена частичная замена технологического оборудования, в том числе за счет средств, полученных в рамках проекта модернизации образования.
Однако, принятые меры по переоборудованию и ремонту пищеблоков на сегодняшний день недостаточны. Сохраняется необходимость замены устаревающего технологического оборудования пищеблоков на отвечающее современным требованиям, проведения текущих ремонтных работ в помещениях пищеблоков и залов для приема пищи.
2. Стратегические приоритеты и основные проблемы системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования "Родниковский муниципальный район" определены Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22 - ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", Постановлением Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" от 29.12.2008 года "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Родниковский муниципальный район" до 2020 года", Планом действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в муниципальном образовании "Родниковский муниципальный район" Ивановской области на период 2011 - 2015 гг.
2.1. Основные проблемы дошкольного образования на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
Анализ выполнения Районной целевой программы "Развития системы образования МО "Родниковский муниципальный район" на 2008 - 2010 годы" показывает - система дошкольного образования является развитой, дифференцированной, что обеспечивает государственные гарантии доступности дошкольного образования и способствует выполнению социального заказа общества.
Требуется ряд существенных, качественных изменений развития системы дошкольного образования: увеличение мощности действующих детских садов, удовлетворения населения местами и услугами дошкольного образования детей раннего возраста, дальнейшее развитие видового разнообразия учреждений и предоставления образовательных, коррекционных, оздоровительных услуг, повышение качества образования, условий содержания дошкольников, экономической эффективности системы образования.
2.2. Основные проблемы общего образования на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район" и необходимость их решения программными методами
В период реализации районной целевой программы "Развитие системы образования МО "Родниковский муниципальный район" на 2008 - 2010 годы" были реализованы программные мероприятия, позволившие достигнуть следующих результатов:
- активизировался процесс укрепления экономического положения и материально - технической базы образовательных учреждений Родниковского муниципального района;
- повысился уровень профессионального мастерства педагогов за счет своевременного прохождения курсовой подготовки, участия в новой форме аттестации;
- проведена работа по оптимизации образовательного процесса и реструктуризации сети образовательных учреждений;
- продолжена инновационная деятельность федеральных, региональных и муниципальных экспериментальных площадок по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях (по системе "Телемедицина");
- создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС второго поколения;
- функционирует система межведомственного взаимодействия субъектов профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- внедрены формы общественного управления образованием: районный Совет директоров, районный Координационный совет; во всех образовательных учреждениях - Управляющие советы, советы старшеклассников и научные общества учащихся;
- осуществлен переход образовательных учреждений на новую систему оплаты труда работников, подушевое финансирование учреждений;
- в 93% общеобразовательных учреждений проведены нормативные мероприятия по лицензированию медицинских кабинетов;
- созданы условия для апробации и внедрения модели дистанционного обучения школьников, в том числе дистанционного обучения детей - инвалидов.
Однако остаются причины, сдерживающие эффективное развитие системы общего образования, необходима реализация комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования: внедрение новых моделей управления и организации образовательного процесса, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне, повышение качества образования, создание условий обучения школьников, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.
2.3. Стратегические приоритеты и основные проблемы системы воспитания и дополнительного образования
Неотъемлемой частью системы образования является воспитание детей и молодежи. Однако статистические данные свидетельствуют о недостаточной эффективности воспитательной деятельности:
- около 40% несовершеннолетних правонарушителей в районе являются учащимися общеобразовательных учреждений;
- более 30 учащихся и их родители в 2011 году привлечены к административной ответственности;
- особо опасные деяния в 2011 году совершили 19 учащихся из 6 образовательных учреждений;
- наблюдается рост правонарушений несовершеннолетних, связанных с употреблением спиртных напитков и нахождением в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей) после 22.00 часов;
- увеличивается количество межличностных конфликтов среди учащихся.
Исходя из вышесказанного, основными ориентирами системы воспитания и дополнительного образования должны стать:
- создание условий для личностного роста воспитанников;
- формирование нравственных основ социализации молодого поколения, развитие культуротворческого потенциала детей и молодежи;
- становление гражданственности и патриотизма;
- становление ценностей здорового образа жизни.
Воспитательную деятельность необходимо направить на воспитание инициативного и ответственного гражданина, способного к поступательному развитию и максимальной самореализации.
Таким образом, система образования будет способствовать развитию успешной личности - образованной, нравственно ответственной, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- создание оптимальных условий для получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования на основе современной инфраструктуры образования;
- эффективная реализация основных положений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в рамках модернизации системы общего образования;
- закрепление устойчивой динамики развития муниципальной системы образования;
- достижение высокого уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности жителей Родниковского муниципального района.
Достижение указанных целей будет осуществляться в ходе реализации подпрограмм, входящих в Программу.
3.1. Основные цели и задачи подпрограммы "Развитие дошкольного образования на территории Родниковского муниципального района"
Целью подпрограммы "Развитие дошкольного образования на территории Родниковского муниципального района" является развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями и социальным заказом общества.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
Обновление образовательных стандартов.
Развитие кадрового потенциала.
Создание современной инфраструктуры ДОУ.
Укрепление здоровья воспитанников и формирование здорового образа жизни.
3.2. Основные цели и задачи подпрограммы "Развитие общего образования на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
Целью подпрограммы "Развитие общего образования на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район"" является создание оптимальных условий для получения качественного общего образования в соответствии с требованиями государственного стандарта, реализацией основных положений Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" в рамках модернизации системы общего образования.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
Развитие и сохранение сети общеобразовательных учреждений.
Обновление образовательных стандартов (введение ФГОС второго поколения).
Развитие системы дистанционного обучения школьников, включая обучение мотивированных и одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов.
Развитие кадрового потенциала, сохранение контингента молодых специалистов.
Создание современной инфраструктуры образовательных учреждений общего образования.
3.3. Основные цели и задачи подпрограммы "Развитие системы воспитания и дополнительного образования"
Целью подпрограммы "Развитие системы воспитания и дополнительного образования" является совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодежи, сохранение целостности системы дополнительного образования.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
Формирование единого воспитательного пространства в Родниковском муниципальном районе.
Развитие системы поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей.
Совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Профилактика асоциальных проявлений в детской и молодежной среде, формирование здорового образа жизни.
Создание условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей и молодежи.
Развитие кадрового потенциала.
4. Сроки реализации Программы
2012 - 2015 г.г. Программа реализуется в один этап.
5. Перечень мероприятий, ресурсное обеспечение Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, представлен в Приложении N 1.
Программа предусматривает ежегодное уточнение объемов финансирования мероприятий на 2012 - 2015 годы при формировании проекта районного бюджета на соответствующий год.
Дополнительные источники финансирования:
- средства областного бюджета;
- благотворительные средства (средства из внебюджетных источников);
- грантовая поддержка.
6. Механизм реализации Программы
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" в ходе выполнения Программы:
- осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы;
- осуществляет анализ использования средств муниципального бюджета, средств регионального бюджета Ивановской области и средств внебюджетных источников;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
- осуществляет ведение ежегодной отчетности по реализации Программы;
- подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
- организует размещение на официальном сайте муниципального учреждения Отдела образования в Интернете информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников;
- осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
- представляет муниципальному заказчику Программы - координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
- подготавливает доклад о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Руководителем Программы является заведующий муниципальным учреждением Отделом образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район", который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
7. Прогнозируемые результаты реализации мероприятий Программы
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования на территории Родниковского муниципального района" позволит:
- повысить качество дошкольного образования;
- сохранить доступность дошкольного образования и обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 85 процентов в городе и до 95 процентов в сельской местности;
- обеспечить развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрить вариативные формы организации дошкольного образования, экономически более целесообразные, мобильные по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования;
- сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника, его социализацию, успешный переход на следующий уровень образования;
- создать условия для снижения уровня заболеваемости детей до 4 процентов ежегодного;
- ввести образовательные стандарты, учебно-методические комплексы нового поколения;
- укрепить материально-техническую базу учреждений системы дошкольного образования;
- повысить квалификацию и компетентность педагогов за счет совершенствования профессионального мастерства;
- повысить престиж труда дошкольного работника, сократить текучесть кадров.
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие системы общего образования на территории муниципального образования "Родниковский муниципальный район"" позволит:
- сформировать муниципальную систему общего образования, способную предоставлять разные образовательные программы, непрерывно развивающуюся, обеспечивающую вариативность содержания и организации образовательного процесса, технически оснащенную и мобильную;
- повысить качество основного общего образования;
- сформировать муниципальную систему оценки качества образования и информационно-аналитический банк данных по всем аспектам образовательной деятельности муниципальной системы образования;
- создать условия для повышения и сохранения стабильности качества знаний обучающихся не менее 43%;
- внедрить вариативные модели дистанционного обучения школьников в муниципальную систему общего образования;
- сформировать адаптивную образовательную среду для успешной социализации и профилизации обучающихся;
- ввести государственные образовательные стандарты, учебно - методические комплексы нового поколения;
- расширить использование в образовательном процессе современных технологий обучения, включая интерактивные технологии до 100%;
- создать 90% обучающимся условия обучения, соответствующие современным требованиям;
- повысить квалификацию и компетентность 90% педагогов за счет прохождения курсовой профессиональной подготовки, участия в инновационной деятельности и совершенствования профессионального мастерства;
- укрепить материально - техническую базу общеобразовательных учреждений;
- создать условия для эффективной деятельности молодых педагогов, их закрепления в муниципальной системе образования, за счет активизации деятельности "Школы молодого специалиста" и реализации социальной поддержки в рамках районной долгосрочной целевой программы "Кадры".
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие системы воспитания и дополнительного образования" позволит:
- увеличить количество детей, охваченных дополнительным образованием до 92%;
- увеличить долю обучающихся в ОУ, принимающих участие в районных и региональных конкурсах, слетах, смотрах, фестивалях, соревнованиях и других мероприятиях;
- увеличить количество призовых мест, полученных по итогам участия в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях;
- увеличить на 3% численности выявленных одаренных детей, обеспечить сопровождение развития их способностей;
- увеличить рост количества детей и подростков участвующих в воспитательно-профилактических мероприятиях;
- создать на базе образовательных учреждений семейные клубы;
- актуализировать вопросы воспитания подрастающего поколения среди родителей и общественности;
- уменьшить количество правонарушений среди учащихся общеобразовательных учреждений;
- повысить квалификацию и компетентность педагогов за счет совершенствования профессионального мастерства и прохождения курсовой профессиональной подготовки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.