Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 8 ноября 2011 г. N 395-п (в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 6 декабря 2011 г. N 444-п и от 28 декабря 2011 г. N 510-п) настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 12 ноября 2008 г. N 288-п
Администратор программы:
Департамент строительства и
архитектуры Ивановской области
Сроки реализации программы:
2009 - 2014 годы
____________________________
(год начала реализации - год окончания реализации)
Долгосрочная целевая программа Ивановcкой области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной
и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы
15 января, 15 апреля, 17 сентября, 6 ноября, 17, 28 декабря 2009 г., 23 июня, 8, 30 сентября, 28 октября, 15 декабря 2010 г., 27 января, 11 апреля, 6 июля, 5 октября, 8 ноября, 6, 28 декабря 2011 г., 15 мая, 9 августа, 24 октября, 12 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 12 декабря 2012 г. N 528-п пункт 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы
Наименование ДЦП <*> |
Долгосрочная целевая программа Ивановской области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы |
Срок реализации ДЦП |
2009 - 2014 годы |
Администратор ДЦП |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие ДЦП |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области |
Цель ДЦП |
Выравнивание обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Результатом реализации ДЦП будет рост объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с предыдущими годами. Будут введены в действие после реконструкции и вновь построены следующие объекты: в период с 2009 по 2011 годы: - 2 поликлиники, 1 отделение судебно-медицинской экспертизы и 1 патолого-анатомическое отделение; - 1 бассейн, 1 спортивный комплекс, 1 многофункциональная спортивная площадка, 1 спортивная школа; - 1 детский сад; - 1 городской культурный центр и 1 детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр, 1 сельский дом культуры; - 1 путепровод протяженностью 0,406 км, 7,455 км дорожных сетей, 2 моста, 1 причал, 4,054 км тепловых сетей; - 1 станция водоснабжения, 1 станция доочистки питьевой воды, 4895 п.м водовода, 1 плотина; - 1 система резервного электроснабжения; - газификация 309 домов и домовладений, 1582 квартир, 1 школы, 1 детского сада, 6 котельных; - 236,82 км газопроводов; - 1 скотомогильник (исполнение судебного решения); - 27 проектных документаций, 1 предпроектная работа; в период с 2012 по 2014 годы: - 1 сельский дом культуры, 1 здание клубно-библиотечного объединения; - 2 детских сада; - подключение 5 домов к инженерным сетям, 4,2 км инженерных сетей, 1 станция второго подъема, 1 станция по обезжелезиванию и стерилизации питьевой воды, 1 очистное сооружение канализации, - газификация 235 квартир, газификация 202 домов и домовладений, 304,39 км газопроводов, 1 ГРС, 6 котельных, перевод 6 домов на индивидуальное отопление; - 1 схема газификации, 24 проектные документации; - 1676,2 м2 жилой площади. |
Задачи ДЦП |
1. Увеличение обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. 2. Увеличение обеспеченности населения объектами инженерной инфраструктуры. 3. Обеспечение разработки проектной документации на объекты социальной и инженерной инфраструктуры. 4. Исполнение решений суда. 5. Увеличение обеспеченности населения жильем. |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) |
Общая сумма расходов на реализацию ДЦП на 2009 - 2014 годы: 2706945,9 тыс. руб., в том числе средства: - федерального бюджета** - 232 362,6 тыс. руб., - областного бюджета - 2474583,3 тыс. руб.; из них по годам: 2009 год - 507 799,7 тыс. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 214 862,6 тыс. руб., - областного бюджета - 2010 год - 429 856,6 тыс. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 17 500,0 тыс. руб., - областного бюджета - 412 356,6 тыс. руб.; 2011 год - 451 404,2 тыс. руб., в том числе средства: областного бюджета - 2012 год - 538 383,6 тыс. руб., в том числе средства: - областного бюджета - 538 383,6 тыс. руб.; 2013 год - 694 727,1 тыс. руб., в том числе средства: - областного бюджета - 694 727,1 тыс. руб.; 2014 год - 84 774,7 тыс. руб., в том числе средства: - областного бюджета - 84 774,7 тыс. руб. |
* ДЦП - здесь и далее по тексту - долгосрочная целевая программа Ивановской области.
** Здесь и далее по тексту - субсидии из федерального бюджета.
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
На основании анализа обеспеченности Ивановской области, муниципальных районов и городских округов области основными видами объектов социальной и инженерной инфраструктуры выявлена основная социально-экономическая проблема - низкий уровень обеспеченности области объектами социальной и инженерной инфраструктуры, значение которого ниже средних показателей по России и не соответствует федеральным нормативам.
На наличие и степень серьезности данной социально-экономической проблемы указывают следующие факторы:
1. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа, значение которого достигает 44,2%.
2. Благоустройство жилищного фонда и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение, канализация) составляет всего 58,7%.
Ряд территорий области имеют уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением значительно ниже среднеобластного уровня.
Около половины территорий области обеспечены газом ниже, чем в среднем по области. Средний уровень газификации по Ивановской области составляет 70,02%, в том числе 20,24% - уровень газификации в сельской местности, 5 муниципальных районов не газифицированы вообще.
3. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территории муниципальных районов, городских округов области. Более того, часть территорий вообще не получают определенные виды жизненно важных услуг.
4. В настоящее время 74 объекта социальной и инженерной инфраструктуры находятся в стадии незавершенного строительства, в том числе 8 объектов с началом строительства с 1990 года и до 2000 года, а также 13 объектов с началом строительства в период с 2001 года до 2005 года.
Динамика положительного изменения сложившейся социально-экономической ситуации в Ивановской области в части обеспеченности муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры весьма незначительна, что в большей степени усугубляется ростом объемов незавершенного строительства.
Таким образом, необходимость разработки долгосрочной целевой программы Ивановской области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы обусловлена:
- социально-экономической и политической остротой проблемы;
- необходимостью улучшения качества жизни населения Ивановской области посредством увеличения обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- необходимостью ввода в эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, не завершенных строительством, находящихся на балансе муниципальных образований Ивановской области.
2.2. Опыт решения социально-экономической проблемы в предыдущие годы
Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей долгосрочной целевой программы Ивановской области, с 2004 года по 2008 год включительно осуществлялась в рамках следующих мероприятий:
- распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного фонда муниципального развития на реализацию областных целевых программ;
- распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного фонда муниципального развития на капитальные вложения по объектам собственности муниципальных районов и городских округов.
С 2004 по 2007 год было освоено 1548,7 млн. руб. и введены следующие социально значимые объекты:
- неполная средняя школа на 9 классов с детским садом на 30 мест в п. Затеиха Пучежского муниципального района;
- в г. Приволжске - 34 квартиры 254-квартирного жилого дома по ул. Фурманова;
- в г. Шуе - 60-квартирный дом по ул. Кооперативной;
- в г. Вичуге - 54 квартиры 108-квартирного дома по ул. Володарского;
- поликлиника на 250 посещений в г. Заволжске;
- родильный дом в м. Бухарово - 81 койка;
- детский комбинат (ясли-сад) на 220 мест/8 групп в м. Авдотьино.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
3.1. Цель ДЦП
Целью ДЦП является выравнивание обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
Постановлением Правительства Ивановской области от 12 декабря 2012 г. N 528-п таблица 1 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Строительство и ввод в эксплуатацию поликлиник, ед. |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
Строительство и ввод в эксплуатацию бассейнов, ед. |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Строительство и ввод в эксплуатацию спортивных комплексов, ед. |
|
1 |
|
|
|
|
4 |
Строительство многофункциональных спортивных площадок, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
5 |
Реконструкция зданий спортивных школ, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
6 |
Строительство и ввод в эксплуатацию патолого-анатомических отделений и отделений судебно-медицинской экспертизы, ед. |
1 |
|
1 |
|
|
|
7 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию детских садов, ед. |
|
|
1 |
|
2 |
|
8 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию зданий клубно-библиотечных объединений, ед. |
|
|
|
|
|
1 |
9 |
Строительство и ввод в эксплуатацию сельских домов культуры, ед. |
|
|
1 |
|
1 |
|
10 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию городских культурных центров, ед. |
|
1 |
|
|
|
|
11 |
Строительство и ввод в эксплуатацию детских оздоровительно-образовательных (спортивных) центров |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Строительство и ввод в эксплуатацию инженерных сетей, км |
|
|
|
4,2 |
|
|
13 |
Строительство и ввод в эксплуатацию путепроводов, км |
|
0,406 |
|
|
|
|
14 |
Строительство и ввод в эксплуатацию дорожных сетей, км |
|
7,455 |
|
|
|
|
15 |
Строительство и ввод в эксплуатацию тепловых сетей, км |
4,054 |
|
|
|
|
|
16 |
Строительство и ввод в эксплуатацию станций водоснабжения, ед. |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Строительство и ввод в эксплуатацию станций доочистки питьевой воды, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
18 |
Строительство и ввод в эксплуатацию напорной канализации, км |
|
|
|
|
2 |
|
19 |
Строительство и ввод в эксплуатацию станций по обезжелезиванию и стерилизации питьевой воды, ед. |
|
|
|
1 |
|
|
20 |
Строительство и ввод в эксплуатацию станций второго подъема, ед. |
|
|
|
|
1 |
|
21 |
Подключение домов к инженерным сетям, ед. |
|
|
|
5 |
|
|
22 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию очистных сооружений канализации, ед. |
|
|
|
|
1 |
|
23 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию очистных сооружений водоподготовки питьевой воды, ед. |
|
|
|
1 |
|
|
24 |
Строительство и ввод в эксплуатацию водоводов, п.м |
|
|
4895 |
|
|
|
25 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию плотин, ед. |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Строительство и ввод в эксплуатацию причалов, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
27 |
Строительство и ввод в эксплуатацию систем резервного электроснабжения, ед. |
|
1 |
|
|
|
|
28 |
Строительство и ввод в эксплуатацию мостов, ед. |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
29 |
Газификация домов и домовладений, ед. |
2 |
307 |
|
20 |
182 |
|
30 |
Перевод домов на индивидуальное отопление, ед. |
|
|
|
6 |
|
|
31 |
Газификация квартир, ед. |
|
1582 |
|
228 |
7 |
|
32 |
Строительство котельных и перевод на газ существующих котельных, ед. |
4 |
|
2 |
1 |
5 |
|
33 |
Реконструкция и ввод в эксплуатацию ГРС, ед. |
|
|
|
1 |
|
|
34 |
Строительство и ввод в эксплуатацию газопроводов, км |
77,52 |
53,3 |
106,0 |
122,19 |
139,0 |
43,2 |
35 |
Газификация школ, ед. |
1 |
|
|
|
|
|
36 |
Газификация детских садов, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
37 |
Разработка проектной документации, ед. |
1 |
19 |
7 |
7 |
17 |
|
38 |
Разработка схемы газификации, ед. |
|
|
|
|
1 |
|
39 |
Предпроектные работы, ед. |
|
|
1 |
|
|
|
40 |
Строительство скотомогильника, ед. |
1 |
|
|
|
|
|
41 |
Строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов, м2 |
|
|
|
|
1676,2 |
|
Выполнение вышеуказанных целевых показателей возможно лишь при условии осуществления планируемых объемов финансирования.
Увеличение уровня обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры позволит повысить качество жизни населения Ивановской области, в первую очередь за счет решения вопроса долгостроя на территории Ивановской области.
На сегодняшний день на балансе муниципальных образований Ивановской области находится существенное количество объектов социальной и инженерной инфраструктуры незавершенного строительства, суммарный объем которого составляет 2157,7 млн. руб. Этот фактор препятствует дальнейшему экономически эффективному развитию области, являясь, тем самым, барьером для применения грамотного подхода к решению проблемы выравнивания обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Таким образом, первым этапом достижения цели данной долгосрочной целевой программы является введение в эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры незавершенного строительства, находящихся на балансе муниципальных образований Ивановской области. Решение указанной проблемы должно быть осуществлено в период с 2009 года по 2011 год при условии сохранения объемов финансирования из областного бюджета.
С учетом сокращения объемов незавершенного строительства за 2009 - 2011 годы вторым этапом достижения цели данной долгосрочной целевой программы в 2012 - 2014 годы будет выполнение мероприятий по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с федеральными нормативами.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение ДЦП
4.1. Задачи ДЦП
Таблица 2
N п/п |
Задача |
Год, к которому задача должна быть решена |
1. |
Увеличение обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры |
до 2014 года |
2. |
Увеличение обеспеченности населения объектами инженерной инфраструктуры |
до 2014 года |
3. |
Обеспечение разработки проектной документации на объекты социальной и инженерной инфраструктуры |
до 2014 года |
4. |
Исполнение решений суда |
до 2010 года |
5. |
Увеличение обеспеченности населения жильем |
до 2012 года |
Постановлением Правительства Ивановской области от 12 декабря 2012 г. N 528-п подпункт 4.2 пункта 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.2. Мероприятия ДЦП
Таблица 3
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Ответственный главный распорядитель средств областного бюджета |
Объем бюджетных ассигнований, тыс. руб. |
||||||
всего |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
1. |
Увеличение обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
346 575,3 |
42 230,2 |
57 146,7 |
64 061,6 |
9 205,2 |
169 212,3 |
4 719,3 |
1.1. |
Предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, физической культуры и спорта: - поликлиник - 2 ед.; - бассейнов - 1 ед.; - спортивных комплексов - 1 ед.; - многофункциональных спортивных площадок - 1 ед.; |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
142 848,6 |
34 949,1 |
52 011,7 |
55 887,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- детских оздоровительно-образовательных (спортивных) центров - 1 ед.; - патолого-анатомических отделений и отделений судебно-медицинской экспертизы - 2 ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов образования: - детских садов - 3 ед. |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
168 533,6 |
7 281,1 |
0,0 |
0,0 |
785,2 |
160 467,3 |
0,0 |
1.3. |
Предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов культуры: - сельских домов культуры - 2 ед.; - городских культурных центров - 1 ед.; - зданий клубно-библиотечных объединений - 1 ед. |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
35 193,1 |
0,0 |
5 135,0 |
8 173,8 |
8 420,0 |
8 745,0 |
4 719,3 |
2. |
Увеличение обеспеченности населения объектами инженерной инфраструктуры |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
1876732,4 |
240 185,8 |
283 857,0 |
352 222,8 |
454 636,6 |
465 774,8 |
80 055,4 |
2.1. |
Предоставление субсидий на строительство и реконструкцию газовых сетей и газификацию объектов социальной инфраструктуры: - газификация квартир - 1817 ед.; - газификация домов и домовладений - 511 ед.; - строительство котельных и перевод на газ существующих котельных - 12 ед.; - строительство и ввод в эксплуатацию газопроводов - 541,21 км; - перевод домов на индивидуальное отопление - 6 ед.; - ГРС - 1 ед.; - газификация школ - 1 ед.; |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
1 464 207,8 |
116 424,0 |
227 591,4 |
274 341,6
|
351 020,6 |
414 774,8 |
80 055,4 |
|
- газификация детских садов - 1 ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов жизнеобеспечения: - путепроводов - 0,406 км; - дорожных сетей - 7,455 км; - тепловых сетей - 4,054 км; - станций водоснабжения - 1 ед.; - станций по обезжелезиванию и стерилизации питьевой воды - 1 ед.; - станций второго подъема - 1 ед.; - станций доочистки питьевой воды - 1 ед.; - инженерных сетей - 4,2 км; - очистных сооружений канализации - 1 ед.; |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
412 524,6 |
123 761,8 |
56 265,6 |
77 881,2 |
103 616,0 |
51 000,0 |
0,0 |
|
- подключение домов к инженерным сетям - 5 ед.; - напорной канализации - 2 км; - очистных сооружений водоподготовки питьевой воды - 1 ед.; - водоводов - 4895 п.м; - причалов - 1 ед.; - плотин - 1 ед.; - систем резервного электроснабжения - - мостов - 3 ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Обеспечение разработки проектной документации на строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
245 113,5 |
9 359,0 |
71 352,9 |
35 119,8 |
74 541,8 |
54 740,0 |
0,0 |
3.1. |
Предоставление субсидий на: - разработку проектной документации - 51 ед.; - разработку схемы газификации - 1 ед.; - предпроектные работы - 1 ед. |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
245 113,5 |
9 359,0 |
71 352,9 |
35 119,8 |
74 541,8 |
54 740,0 |
0,0 |
4. |
Исполнение решений суда |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
1 162,1 |
1 162,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
4.1. |
Предоставление субсидий на приведение сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством - 1 ед. |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
1 162,1 |
1 162,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Увеличение обеспеченности населения жильем |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
5 000,0 |
- |
- |
- |
- |
5 000,0 |
- |
5.1. |
Предоставление субсидий на строительство жилых домов - 1676,2 кв.м жилой площади |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
5 000,0 |
- |
- |
- |
- |
5 000,0 |
- |
|
Итого по всем задачам (мероприятиям) |
х |
2474583,3 |
292 937,1 |
412 356,6 |
451 404,2 |
538 383,6 |
694 727,1 |
84 774,7 |
4.3. Бюджетные ассигнования на реализацию ДЦП
Постановлением Правительства Ивановской области от 24 октября 2012 г. N 423-п таблица 4 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 4
(тыс. руб.)
N п/п |
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы: |
507 799,7 |
484 001,2 |
470 956,1 |
544 177,8 |
694 727,1 |
84 774,7 |
1.1. |
собственные средства областного бюджета |
292 937,1 |
412 356,6 |
451 404,2 |
538 383,6 |
694 727,1 |
84 774,7 |
1.2. |
субсидии из федерального бюджета |
214 862,6 |
17 500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
субсидии из федерального бюджета, не использованные в 2009 году |
- |
54 144,6* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. |
субсидии из областного бюджета, не использованные в предшествующем году |
- |
- |
19 551,9 |
5 794,2 |
0,0 |
0,0 |
* Субсидии за счет средств федерального бюджета в 2010 году - остаток неиспользованных субсидий из федерального бюджета 2009 года, не подлежащие возврату в федеральный бюджет в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Плановые объемы текущих расходов будущих периодов (эксплуатационных расходов), возникающих в связи с реализацией мероприятий ДЦП, не предусмотрены, так как программа ориентирована только на получение субсидий из областного и федерального бюджетов, направленных на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной собственности.
5. Условия предоставления и методика распределения субсидий для местных бюджетов на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ за счет средств местных бюджетов
5.1. Муниципальные образования, которые могут претендовать на получение субсидий
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов, городских округов, поселений муниципальных районов Ивановской области для реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований, предусматривающих осуществление инвестиционных проектов, способствующих выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
В рамках программы не осуществляется реализация проектов капитального и текущего ремонта, благоустройства и других работ, не относящихся к капитальным вложениям.
Субсидии за счет средств областного бюджета на реализацию долгосрочных целевых программ муниципальных образований по развитию социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований могут быть предоставлены при условии, что доля местного бюджета в финансировании отобранных в установленном порядке инвестиционных проектов составляет не менее 10% (1% для объектов, связанных с газоснабжением и газификацией населенных пунктов) за каждый из годов их реализации.
Таким образом, субсидии за счет средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности предоставляются бюджетам муниципальных образований в процентном соотношении 90:10, за исключением бюджетных инвестиций по объектам, связанным с газоснабжением и газификацией населенных пунктов, которые предоставляются в процентном соотношении 99:1.
Субсидии за счет средств федерального бюджета на финансирование объектов капитального строительства предоставляются местным бюджетам согласно условиям софинансирования, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.2. Общий порядок распределения субсидий
Распределение субсидий осуществляется по результатам отбора инвестиционных проектов муниципальных образований, входящих в соответствующие долгосрочные целевые программы муниципальных образований.
Отбор инвестиционных проектов, подлежащих софинансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году и в плановом периоде, должен быть осуществлен не позднее 1 мая года, в котором составляется бюджет на плановый период.
Для участия в отборе инвестиционных проектов муниципальные образования направляют в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области письменные обязательства по софинансированию из местного бюджета предлагаемых проектов, а также заявки на получение субсидий по форме согласно приложению 1 к настоящей ДЦП. Прием заявок от муниципальных образований начинается с 1 января года, в котором составляется бюджет на плановый период, и заканчивается за 1 месяц до срока осуществления отбора инвестиционных проектов.
Заявка на получение субсидий должна содержать перечень инвестиционных проектов муниципального образования, в отношении каждого из которых должны быть указаны:
- наименование объекта капитального строительства;
- наименование получателя субсидий;
- проектная (плановая) мощность объекта капитального строительства;
- долгосрочная целевая программа муниципального образования, утвержденная местной администрацией, предусматривающая инвестиции в соответствующий объект капитального строительства;
- обоснование и плановая стоимость осуществления инвестиционного проекта;
- плановые источники финансирования инвестиционного проекта: средства областного бюджета, средства местного бюджета, средства федерального бюджета;
- описание планового социального эффекта от реализации инвестиционного проекта для муниципального образования.
Заявка должна быть подписана главой местной администрации, содержать муниципальные правовые акты об утверждении долгосрочных целевых программ, на которые сделано указание в заявке, а также:
- информацию об утверждении проектной документации объектов капитального строительства местной администрацией, а также заключение государственной экспертизы проектной документации (при наличии), заключение о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта;
- информацию о технической готовности объекта незавершенного строительства (при наличии);
- иные материалы и информацию, необходимые для обоснования инвестиционного проекта.
Ответственность за недостоверность сведений, представляемых Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области, возлагается на муниципальные образования Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 12 декабря 2012 г. N 528-п в подпункт 5.3 пункта 5 настоящего приложения внесены изменения
5.3. Ранжирование инвестиционных проектов муниципальных образований
Отбор инвестиционных проектов осуществляется комиссией, созданной при Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области (далее - комиссия).
Для проведения отбора инвестиционные проекты группируются по мероприятиям долгосрочной целевой программы, предусматривающим предоставление субсидий местным бюджетам. По каждой группе инвестиционных проектов комиссия осуществляет их ранжирование исходя из следующих критериев оценки:
1. Уровень обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
2. Наличие утвержденной проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности сметной стоимости по объекту.
3. Степень технической готовности объекта капитального строительства.
4. Актуальность (приоритетность) инвестиционного проекта.
Комиссией не рассматриваются инвестиционные проекты:
- не соответствующие мероприятиям долгосрочной целевой программы;
- срок реализации которых выходит за срок реализации долгосрочной целевой программы;
- доля финансирования которых из местного бюджета составляет менее 10% (1% для объектов, связанных с газоснабжением и газификацией населенных пунктов) за каждый из годов реализации инвестиционного проекта;
- не входящие в состав долгосрочных целевых программ муниципальных образований;
- софинансируемые из областного бюджета в рамках иных долгосрочных целевых программ Ивановской области;
- для реализации которых не осуществлен отвод земельного участка для целей строительства;
- в отношении которых муниципальным образованием представлена неполная и (или) недостоверная информация.
Оценка инвестиционных проектов определяется в баллах на основе следующей системы критериев:
Таблица 5
N п/п |
Критерий |
Оценка |
1. |
Уровень обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами социальной и инженерной инфраструктуры |
Максимальная оценка - 25 баллов. Минимальная оценка - 0 баллов. Оценка определяется по формуле: (25 * Уоб)
Оуо = 25 - ----------- ,
100%
где: УОБ - уровень (%) обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами социальной/инженерной инфраструктуры от федерального уровня. Оценка округляется до десятых долей. |
2. |
Наличие утвержденной проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности сметной стоимости по объекту |
Максимальная оценка - 15 баллов. Минимальная оценка - 0 баллов. Наличие утвержденной проектной документации (утвержденной не позднее 3 лет до момента представления), имеющей положительное заключение государственной экспертизы, а также заключение о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта - 15 баллов. Отсутствие проектной документации, полноценных обоснований стоимости реализации инвестиционного проекта - 0 баллов. |
3. |
Степень технической готовности объекта капитального строительства |
Максимальная оценка - 15 баллов. Минимальная оценка - 0 баллов. (15 * Утг)
Отг = ---------- ,
100%
где: ОТГ - оценка технической готовности; УТГ - уровень (%) технической готовности объекта капитального строительства. Оценка округляется до десятых долей. |
4. |
Актуальность (приоритетность) инвестиционного проекта |
Максимальная оценка - 10 баллов. Минимальная оценка - 0 баллов. Оценка по данному критерию определяется комиссией исходя из соответствия инвестиционного проекта целям и приоритетам социально-экономического развития области, иных факторов, отражающих актуальность (приоритетность) инвестиционного проекта. |
В случае когда инвестиционный проект не может быть оценен однозначно по одному из критериев, комиссия вырабатывает единую оценку (в баллах) по данному критерию, а при отсутствии единогласного решения оценка определяется как среднее арифметическое значений, выставленных всеми членами комиссии.
Инвестиционные проекты, реализацию которых планируется осуществлять в соответствии с заключенными Ивановской областью соглашениями (договорами), подлежат включению в долгосрочную целевую программу в первоочередном порядке независимо от количества набранных баллов.
5.4. Распределение субсидий между отобранными инвестиционными проектами
Отбор инвестиционных проектов осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий долгосрочной целевой программы в соответствии с плановыми объемами инвестиций за счет средств областного бюджета, указанными в заявках муниципальных образований.
Распределение субсидий на реализацию соответствующих мероприятий программы между инвестиционными проектами осуществляется в порядке убывания ранга инвестиционного проекта. При этом допускается перемещение плановых объемов финансирования инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета между годами реализации инвестиционного проекта.
В случае недостаточности средств, предусмотренных по соответствующему мероприятию долгосрочной целевой программы, для поддержки реализации инвестиционного проекта за счет средств областного бюджета в заявленном объеме осуществляется переход к рассмотрению следующего по рангу инвестиционного проекта.
5.5. Утверждение распределения субсидий
По результатам отбора инвестиционных проектов Департамент строительства и архитектуры Ивановской области готовит проект нормативного правового акта Правительства Ивановской области, утверждающего распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий ДЦП.
Нормативный правовой акт Правительства Ивановской области, утверждающий распределение субсидий, должен содержать:
- указание на муниципальные образования - получателей субсидий;
- наименование объектов капитального строительства;
- плановый срок ввода объектов в эксплуатацию, разработки проектной документации;
- суммы субсидий для каждого муниципального образования по каждому объекту в разрезе годов реализации мероприятий ДЦП.
5.6. Порядок предоставления субсидий
Департамент финансов Ивановской области перечисляет средства для предоставления субсидий местным бюджетам Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области - главному распорядителю средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств в целом по программе.
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в установленном порядке доводит показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств до органов местного самоуправления муниципальных образований, бюджетам которых согласно п. 5.5 настоящей ДЦП предусматриваются межбюджетные трансферты в части предоставления субсидий на реализацию мероприятий ДЦП.
Перечисление субсидий в местные бюджеты осуществляется главным распорядителем средств областного бюджета - Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области, но не ранее представления ему заявок муниципальных образований на выделение субсидий с подтверждением доли софинансирования из местного бюджета и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для муниципальных нужд.
Перечисление субсидий в местные бюджеты при реализации заключенных муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для муниципальных нужд осуществляется в течение 10 дней с момента представления в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области справки о стоимости выполненных работ (услуг), акта сдачи-приемки выполненных работ (услуг), иных документов, подтверждающих необходимость оплаты затрат, предусмотренных сметной документацией, по которой имеется заключение о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта. В случаях когда к представленным документам имеются замечания, перечисление субсидий осуществляется в течение 5 дней с момента их устранения. Перечисление субсидий осуществляется в сумме, соответствующей объему выполненных работ (сумме аванса), с учетом доли средств местного бюджета в реализации инвестиционного проекта.
Субсидии перечисляются в установленном порядке в местные бюджеты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Операции по кассовым расходам местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства, за исключением городского округа Иваново, где учет операций осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям бюджетных средств в финансово-казначейском управлении администрации города Иванова.
Местная администрация несет ответственность за несвоевременность и неполноту финансового обеспечения расходов долгосрочных целевых программ, подлежащих осуществлению за счет средств местного бюджета, и нецелевое использование бюджетных средств.
Исполнитель мероприятий ДЦП вправе приостановить выделение субсидий муниципальному образованию в случае несоблюдения основных условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных областным законом, а именно:
- невыполнение условий на получение субсидий на софинансирование мероприятий программы за счет средств местного бюджета в соответствии с п. 5.1 настоящей ДЦП;
- несоблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов и мощностей, на строительство (реконструкцию) которых выделялись средства;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- невыполнение требований п. 5.6.1 настоящей ДЦП;
а также в случае внесения изменений в долгосрочную целевую программу муниципального образования, предусматривающих исключение из нее отобранных инвестиционных проектов.
5.6.1. Требования к документам, представляемым муниципальными образованиями для получения субсидий в местные бюджеты на софинансирование объектов муниципальной собственности
Муниципальный контракт заключается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", параграфами 1, 3, 4, 5 главы 37 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 N 812).
Муниципальный контракт на выполнение подрядных работ заключается на весь период строительства с указанием объемов и стоимости подлежащих выполнению работ, порядка оплаты по контрактной цене.
Начальный и конечный сроки выполнения работ по муниципальному контракту определяются в соответствии с календарным планом производства работ, который является неотъемлемым приложением к муниципальному контракту.
В муниципальном контракте могут предусматриваться авансовые платежи в размере до 30% суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года, предусмотренного календарным планом производства работ.
При наличии условия муниципального контракта по авансированию работ должно быть предусмотрено условие погашения аванса пропорционально с каждого акта выполненных работ в размере суммы ранее выданного аванса.
Плата за выполненные работы осуществляется на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, принятых актов приемки выполненных работ формы КС-2, оформленных согласно ведомости (расчету) контрактной цены, являющейся приложением к муниципальному контракту.
Формы КС-2, КС-3 составляются в соответствии с постановлением Российского статистического агентства от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Окончательная плата за выполнение работы по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта.
Муниципальный контракт на выполнение подрядных работ должен содержать условие порядка расчетов за возведенные временные здания и сооружения и порядок оплаты лимитированных затрат.
Муниципальным контрактом согласно п. 1 ст. 742 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предусмотрена обязанность подрядной организации, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, застраховать соответствующие риски. В таком случае муниципальным контрактом предусматривается условие о предоставлении подрядной организацией доказательства заключения ей договора страхования, включая данные о страховщике, страховых тарифах, размере страховой суммы и застрахованных рисках, а также возмещение заказчиком суммы страховых взносов по фактическим затратам, но не более норматива, установленного сметной документацией и муниципальным контрактом.
Постановлением Правительства Ивановской области от 24 октября 2012 г. N 423-п в подпункт 5.7 пункта 5 настоящего приложения внесены изменения
5.7. Уточнение распределения субсидий
В ходе исполнения долгосрочной целевой программы может осуществляться уточнение распределения субсидий между муниципальными образованиями, долгосрочными целевыми программами муниципальных образований и отобранными инвестиционными проектами.
В распределение субсидий могут вноситься следующие уточнения:
а) увеличение объема субсидий текущего года на сумму не использованных в отчетном году субсидий (по соответствующим долгосрочным целевым программам муниципальных образований и инвестиционным проектам);
б) увеличение объема субсидий на реализацию отдельных долгосрочных целевых программ муниципальных образований и инвестиционных проектов по результатам уточнения стоимости реализации инвестиционных проектов;
в) перераспределение субсидий между муниципальными образованиями в связи с несоблюдением отдельными муниципальными образованиями заявленной доли финансирования инвестиционного проекта и (или) результатов расходования субсидий;
г) распределение дополнительного объема субсидий на реализацию долгосрочных целевых программ муниципальных образований;
д) перераспределение субсидий между муниципальными образованиями в целях исполнения обязательств, принятых в соответствии с заключенными Ивановской областью соглашениями (договорами).
Внесение изменений в распределение субсидий осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Ивановской области.
5.7.1. Увеличение объема субсидий текущего года на сумму не использованных в отчетном году субсидий
Увеличение объема субсидий текущего года на сумму не использованных в отчетном году субсидий осуществляется при условии соблюдения муниципальным образованием заявленной доли финансирования инвестиционного проекта и (или) результатов расходования субсидий.
5.7.2. Увеличение объема субсидий на реализацию отдельных долгосрочных целевых программ муниципальных образований и инвестиционных проектов по результатам уточнения стоимости реализации инвестиционных проектов
Увеличение объема субсидий на реализацию отдельных долгосрочных целевых программ муниципальных образований и инвестиционных проектов по результатам уточнения стоимости реализации инвестиционных проектов осуществляется при представлении документов, обосновывающих объективное увеличение стоимости реализации инвестиционного проекта (в т.ч. по результатам разработки проектной документации), в объеме не более 25% общего объема субсидий.
Увеличение объема субсидий по результатам уточнения стоимости реализации инвестиционных проектов производится в пределах нераспределенных объемов субсидий по соответствующим мероприятиям долгосрочной целевой программы в порядке убывания ранга инвестиционных проектов, в отношении которых требуется увеличение субсидий из областного бюджета.
После уточнения объема субсидий доля муниципального образования в финансировании инвестиционного проекта должна сохраниться на прежнем уровне.
5.7.3. Перераспределение субсидий между муниципальными образованиями в связи с несоблюдением отдельными муниципальными образованиями заявленной доли финансирования инвестиционного проекта и (или) результатов расходования субсидий
Выделение субсидий муниципальным образованиям на осуществление инвестиционного проекта прекращается в случае, если:
- доля муниципального образования в финансировании инвестиционного проекта оказывается ниже заявленного уровня (с учетом уточнения объема субсидий);
- объем финансирования инвестиционного проекта в отчетном году составляет менее 50% от планируемого объема;
- имеет место задержка выполнения работ по капитальному строительству объекта инвестирования (в т.ч. отдельных этапов) более чем на 6 месяцев.
Объем субсидий, предоставление которых прекращается, подлежит перераспределению между долгосрочными целевыми программами и инвестиционными проектами тех муниципальных образований, для которых вышеуказанные условия не выполнялись ни по одному из инвестиционных проектов, с учетом следующих требований:
- перераспределение осуществляется между долгосрочными целевыми программами и инвестиционными проектами, соответствующими одному мероприятию долгосрочной целевой программы;
- перераспределение осуществляется между долгосрочными целевыми программами и инвестиционными проектами пропорционально плановому объему субсидий областного бюджета на их предоставление;
- доля местного бюджета в финансировании инвестиционного проекта после перераспределения субсидий не может составлять менее 10% (1% для объектов, связанных с газоснабжением и газификацией населенных пунктов) за каждый из годов реализации инвестиционного проекта.
В случае сохранения остатка нераспределенных субсидий после их перераспределения исполнитель долгосрочной целевой программы вправе осуществить их выделение на инвестиционные проекты, которые ранее не были отобраны для распределения субсидий в порядке убывания их рангового номера (при условии сохранения данных проектов в долгосрочных целевых программах муниципальных образований).
5.7.4. Распределение дополнительного объема субсидий на реализацию долгосрочных целевых программ муниципальных образований
В случае увеличения объема бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы распределение дополнительного объема субсидий на реализацию долгосрочной целевой программы осуществляется посредством проведения дополнительного отбора инвестиционных проектов муниципальных образований в порядке, установленном пунктами 5.2 - 5.4 настоящей ДЦП.
В случае когда комиссией при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Комиссия) принимается решение о дополнительном финансировании конкретного инвестиционного проекта в рамках долгосрочной целевой программы, распределение дополнительного объема субсидий в рамках программы осуществляется на основании протокола соответствующего заседания Комиссии.
5.8. Отчетность об использовании субсидий
Муниципальные образования - получатели субсидий представляют отчетность о расходовании полученных субсидий в сроки и по форме, которые установлены соответствующими исполнителями долгосрочной целевой программы.
Муниципальные образования обязаны представлять в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области ежеквартальные отчеты об использовании субсидий не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Форма отчетности согласно приложению 2 к ДЦП заполняется нарастающим итогом и является единой для всех получателей субсидий и обязательной к заполнению всех граф отчета.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется исполнителями мероприятий ДЦП и контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов Ивановской области.
6. Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде
6.1. Инициативы федеральных органов государственной власти
В реализации мероприятий программы предусмотрено участие федеральных органов государственной власти.
Законодательные инициативы федеральных органов государственной власти в настоящее время получили широкое распространение. Государственная политика в сфере строительства социально значимых объектов в области здравоохранения, образования, спорта и культуры заметно активизировалась. На 2009 год объем субсидий составил 214862,6 тыс. руб. На 2010 год объем субсидий составил 17500,0 тыс. руб., а также 54144,6 тыс. руб. за счет неиспользованного остатка федеральных средств 2009 года.
С учетом субсидий, полученных из средств федерального бюджета, муниципальные образования имеют возможность ликвидировать проблему неравномерной обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры за счет увеличения объема финансирования на 16,75% от общей суммы расходов на реализацию программы.
6.2. Действия органов местного самоуправления
В реализации мероприятий программы предусмотрено участие органов местного самоуправления.
Обязательным условием участия муниципальных образований в реализации данной долгосрочной целевой программы Ивановской области является наличие аналогичной утвержденной программы на местном уровне.
Муниципальное образование, являясь участником программы и получателем субсидии из средств федерального и областного бюджетов, обязано обеспечить:
- выполнение условий на получение субсидий на софинансирование мероприятий программы за счет средств местного бюджета в соответствии с п. 5.1 настоящей ДЦП;
- ввод в действие объектов и мощностей, на строительство (реконструкцию) которых выделялись средства;
- целевое и эффективное использование бюджетных средств.
При этом муниципальное образование обязано:
- отразить средства, выделенные на софинансирование объектов, в доходной части своего бюджета;
- обеспечить оплату выполненных работ (услуг) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обеспечить представление отчетности о выполненных работах и об использовании бюджетных средств;
- обеспечить размещение заказов по вновь начинаемым объектам на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 12 декабря 2012 г. N 528-п в пункт 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Обоснование плановых бюджетных расходов по мероприятиям долгосрочной целевой программы
Средства федерального и областного бюджетов направляются на финансирование следующих приоритетных направлений:
1. Введение в эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры незавершенного строительства.
2. Выравнивание обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Приоритетность направлений обусловлена необходимостью улучшения качества жизни населения Ивановской области посредством увеличения обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры и соответствует стратегическим целям и тактическим задачам развития Ивановской области согласно постановлению Правительства Ивановской области от 26.12.2007 N 254-п "О стратегических целях и задачах исполнительных органов государственной власти Ивановской области".
В течение планового периода 2009 - 2014 годов планируется:
- увеличить обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, для чего планируется выделить 14,0% всех капитальных вложений. При этом наибольшая сумма капитальных вложений (6,8%) будет выделена на строительство объектов образования;
- увеличить обеспеченность населения объектами инженерной инфраструктуры, что потребует 75,8% капитальных вложений, в том числе на газификацию объектов (59,2%) и строительство объектов жизнеобеспечения (16,7%);
- обеспечить разработку проектной документации на объекты социальной и инженерной инфраструктуры с общей суммой финансирования в размере 9,9% всех капитальных вложений.
Выполнение мероприятий ДЦП увеличит возможность эффективного решения комплексных социально-экономических проблем Ивановской области, тем самым повысив средний уровень жизни населения.
8. Обоснование необходимости осуществления мероприятий ДЦП
Постановлением Правительства Ивановской области от 15 мая 2012 г. N 141-п в таблицу 6 настоящего приложения внесены изменения
Таблица 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.