Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации
Гаврилово-Посадского муниципального района
от 17 апреля 2013 г. N 181-п
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ Гаврилово-Посадского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - Методические указания, муниципальные программы) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, а также порядок проведения отделом экономического развития, торговли и муниципального заказа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района мониторинга реализации муниципальных программ.
1.2. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень муниципальных программ Гаврилово-Посадского муниципального района, утверждаемый администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Порядком.
При этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.
1.3. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы в процессе разработки и реализации муниципальной программы.
1.4. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из:
1) долгосрочных целей социально-экономического развития района и целевых индикаторов и показателей их достижения, определенных в Стратегии социально-экономического развития Гаврилово-Посадского муниципального района до 2020 года и основных направлений деятельности на соответствующий период, решений Совета района и администрации Гаврилово-Посадского муниципального района;
2) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального района;
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) определения отраслевого (функционального) органа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района, ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
5) проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
1.5. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
В соответствии с пунктом 31 Порядка ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры муниципальной программы, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы.
2. Разработка проекта муниципальной программы
2.1. Разработка муниципальной программы и ее структура
2.1.1. Муниципальная программа включает долгосрочные целевые программы Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - долгосрочные целевые программы), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития, и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - ведомственные целевые программы) и основные мероприятия.
Включение в муниципальную программу частей долгосрочных целевых программ или долгосрочных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных муниципальных программ, не допускается.
Если в сфере реализации муниципальной программы долгосрочные целевые программы не реализуются, то муниципальная программа содержит только подпрограммы.
2.1.2. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
2.1.3. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
1) Паспорт муниципальной программы.
2) Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
а) общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы;
в) обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы и ведомственных целевых программ, подпрограмм муниципальной программы;
г) обобщенная характеристика мер муниципального регулирования;
д) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании (выполнении) муниципальными учреждениями Гаврилово-Посадского муниципального района муниципальных услуг (работ) в рамках муниципальной программы);
е) обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами поселений в случае их участия в разработке и реализации муниципальной программы (если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения муниципального района и поселений);
ж) обоснования формирования подпрограмм и включения в состав муниципальной программы реализуемых долгосрочных целевых программ;
з) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;
и) анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы;
к) методика оценки эффективности муниципальной программы.
3) Подпрограммы муниципальной программы и долгосрочные целевые программы (паспорта долгосрочных целевых программ).
4) Приложения к текстовой части муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 7).
2.1.4. Если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения поселений, программа также содержит раздел об участии органов поселений в реализации муниципальной программы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов муниципальной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе поселений (состав и значение таких целевых показателей и индикаторов в разрезе поселений приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1а);
б) обоснование мер по координации деятельности органов поселений для достижения целей и конечных результатов муниципальной программы, в том числе путем реализации аналогичных программ муниципальных образований;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов муниципальных образований поселений на реализацию аналогичных программ муниципальных образований поселений с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы.
2.1.5. Текст муниципальной программы не должен содержать норм, имеющих правоустанавливающее значение.
2.1.6. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- дата составления проекта муниципальной программы;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем отраслевого (функционального) органа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района - ответственного исполнителя по муниципальной программе или его заместителем.
2.1.7. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
2.1.8. Одновременно с проектом муниципальной программы ответственный исполнитель представляет следующие документы и материалы:
1) проект постановления администрации Гаврилово-Посадского муниципального района об утверждении муниципальной программы;
2) проект Плана реализации муниципальной программы на первый год реализации;
3) обоснование планируемых объемов финансирования на реализацию муниципальной программы;
4) сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ) и их значениях;
5) оценку степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на целевые показатели и индикаторы муниципальной программы и подпрограмм муниципальной программы, состав и основные характеристики ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы;
6) аналитическое распределение средств, не включенных в состав муниципальных программ, по муниципальным программам (для отраслевых (функциональных) органов администрации Гаврилово-Посадского муниципального района;
7) аналитическое распределение средств подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы" по подпрограммам муниципальной программы (при наличии данной подпрограммы);
8) оценку планируемой эффективности реализации муниципальной программы и подпрограммы муниципальной программы;
9) перечень стратегических документов, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
2.2. Заполнение паспорта муниципальной программы
2.2.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
2.2.2. Программно-целевые инструменты включают долгосрочные целевые программы и утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации муниципальной программы.
2.2.3. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
2.2.4. Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования за счет бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района (с учетом субсидий или субвенций из областного бюджета) на реализацию муниципальной программы по долгосрочным целевым программам, включенным в состав муниципальной программы, и подпрограммам муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублях с точностью до второго знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по каждой долгосрочной целевой программе и подпрограмме муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы с выделением, в том числе субсидий, субвенций областного бюджета.
2.2.5. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
2.3. Содержание муниципальной программы
2.3.1. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития района.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития района должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
2.3.2. Приоритеты соответствующей сферы социально-экономического развития Гаврилово-Посадского муниципального района определяются исходя из положений Стратегии социально-экономического развития Гаврилово-Посадского муниципального района до 2020 года и основных направлений деятельности администрации Гаврилово-Посадского муниципального района на соответствующий период, областных законов.
2.3.3. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам развития в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель программы должна обладать следующими свойствами:
1) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
2) конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
3) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
4) измеримость (достижение цели можно проверить);
5) релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
2.3.4. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальной функций, в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
2.3.5. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо привести целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение целей или решение задач.
2.3.6. Информация о составе и значениях целевых индикаторов и показателей приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 1).
Используемые целевые индикаторы и показатели должны соответствовать следующим требованиям:
1) адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
2) точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
3) достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
4) однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
5) экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
6) сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
7) своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
2.3.7. В число используемых целевых индикаторов и показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно-значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
2.3.8. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
2.3.9. Целевые индикаторы и показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, содержащимся в муниципальных программах, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
Предлагаемый целевой индикатор и показатель должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесс, объект).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
2.3.10. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
1) изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
2) выгод от реализации муниципальной программы.
2.3.11. На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
2.3.12. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
2.3.13. Характеристика основных мероприятий, мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании (выполнении) муниципальными учреждениями Гаврилово-Посадского муниципального района муниципальных услуг (работ) в рамках муниципальной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых органами поселений в случае их участия в разработке и реализации муниципальной программы (в случае, если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения поселений). Информация об основных мероприятиях и ведомственных целевых программах подпрограмм муниципальной программы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
2.3.14. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
2.3.15. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав муниципальной программы реализуемых долгосрочных целевых программ может использоваться, в том числе, обоснование вклада подпрограммы или долгосрочной целевой программы в достижение целей муниципальной программы.
2.3.16. Для включенных в муниципальную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части, для долгосрочных целевых программ приводятся их перечень и паспорта.
2.3.17. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- качественную, и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
2.3.18. Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития района.
2.3.19. Методика оценки эффективности муниципальной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
2.4. Отражение информации о расходах областного бюджета, бюджета муниципального района на реализацию муниципальной программы, а также расходах органов поселений и внебюджетных источников и их обоснование
2.4.1. Информация о расходах бюджета муниципального района на реализацию муниципальной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета муниципального района (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы).
Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов, а также по долгосрочным целевым программам (в целом по каждой долгосрочной целевой программе).
В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из областного бюджета бюджету муниципального района, в случае, если муниципальная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Ивановской области и муниципального района, а также субсидии или субвенции из бюджета муниципального района местным бюджетам, в случае, если муниципальная программа направлена на достижение целей и решений задач по вопросам местного значения муниципальных образований.
Информация о расходах бюджета муниципального района на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
2.4.2. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов бюджета муниципального района на реализацию муниципальной программы, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета муниципального района и плановых бюджетных ассигнований.
2.4.3. Если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения поселений, а также предполагается получение субсидий, субвенций из областного бюджета, использование внебюджетных средств, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов всех уровней на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
2.5. Разработка подпрограммы муниципальной программы и представление информации о долгосрочных целевых программах, включенных в муниципальную программу
2.5.1. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
2.5.2. Подпрограмма имеет следующие разделы:
1) Паспорт подпрограммы;
2) Текстовая часть подпрограммы состоит из подразделов:
а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи, целевые индикаторы и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
в) характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
г) характеристика мер муниципального регулирования;
д) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями Гаврилово-Посадского муниципального района муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
е) характеристика основных мероприятий, реализуемых органами поселений в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы (в случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований);
ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы;
з) анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы;
и) методика оценки эффективности подпрограммы.
2.5.3. В случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения поселений, подпрограмма также содержит раздел об участии поселений в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе поселений;
б) обоснование мер по координации деятельности органов поселений для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами поселений;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов поселений на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
2.5.4. Для долгосрочных целевых программ, включенных в муниципальную программу, необходимо привести их паспорт и оценку их вклада в достижение целей муниципальной программы или динамику уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития района.
2.6. Заполнение паспорта подпрограммы и содержание подпрограммы муниципальной программы
2.6.1. Паспорт подпрограммы заполняется аналогично паспорту муниципальной программы.
2.6.2. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам, целевым индикаторам и показателям достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
2.6.3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях не реализации основного мероприятия.
2.6.4. Под мерами государственного регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования. Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы (налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования) включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую). Меры государственного регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).
2.6.5. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством области). Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
2.6.6. Если в рамках реализации подпрограммы муниципальными учреждениями Гаврилово-Посадского муниципального района предусматривается оказание муниципальных услуг (работ) в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
Указанные показатели могут включаться в состав целевых индикаторов и показателей подпрограммы как целевые индикаторы и показатели непосредственных результатов.
3. Дополнительные и обосновывающие документы и материалы, представляемые с муниципальной программой
3.1. Проект Плана реализации муниципальной программы на первый год ее реализации представляется в отдел экономического развития, торговли и муниципального заказа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района и Финансовое управление Гаврилово-Посадского муниципального района вместе с проектом муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8). План реализации муниципальной программы состоит из планов реализации подпрограмм муниципальной программы.
В План реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия Плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в основные мероприятия и ведомственные целевые программы, указанных в подпрограммах.
Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
3.2. Вместе с Планом реализации муниципальной программы должно представляться краткое обоснование необходимости каждого мероприятия для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия муниципальной программы.
3.3. Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, за исключением мероприятий утвержденных долгосрочных и ведомственных целевых программ, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района.
3.4. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 9).
3.5. В расходы бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района на реализацию муниципальной программы не включаются средства на содержание аппаратов участвующих в реализации нескольких муниципальных программ.
Указанные расходы в целях их обоснования аналитически распределяются ответственным исполнителем по муниципальным программам и, при наличии такой возможности, по подпрограммам муниципальных программ (таблица 10).
3.6. Расходы бюджета муниципального района на содержание аппаратов органов местного самоуправления, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной муниципальной программы и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной муниципальной программы могут отражаться в муниципальной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и, при наличии такой возможности, по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям (таблица 11).
3.7. В случае выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию основных мероприятий программы вместе с проектом муниципальной программы представляются реквизиты указанных решений (номер и дата поручения, распоряжения и/или протокола совещания и т.д.).
3.8. Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и подпрограммы муниципальной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 12).
При этом в целях оценки возможного влияния выделения этих ресурсов на достижение целей и решение задач муниципальной программы и подпрограммы муниципальной программы, представляются 2 вида значений целевых индикаторов и показателей: с учетом дополнительных ресурсов и без них.
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 13).
3.9. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие района, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых индикаторов и показателей реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития района.
3.10. Оценка планируемой эффективности подпрограммы муниципальной программы производится в соответствии с пунктом 16 Порядка с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач муниципальной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы с динамикой значений целевых индикаторов и показателей реализации муниципальной программы.
3.11. Вместе с проектом муниципальной программы представляется перечень стратегических документов, действующих в сфере реализации муниципальной программы с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего нормативно-правового акта).
3.12. В случае отсутствия специальных требований к представлению отдельных положений муниципальной программы ответственный исполнитель и соисполнители формируют их в соответствии со своими представлениями о подготовке материалов, составляющих муниципальной программу, а в части финансового обеспечения муниципальной программы - с учетом нормативных правовых и методических документов Финансового управления Гаврилово-Посадского муниципального района, изданных в рамках исполнения его бюджетных полномочий.
4. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
4.1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в отдел экономического развития, торговли и муниципального заказа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района и Финансовое управление Гаврилово-Посадского муниципального района в сроки, установленные Порядком.
4.2. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
а) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;
б) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы и долгосрочных целевых программ;
в) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
г) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях;
д) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
4.3. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
-основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
-сведения о достижении значений целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, долгосрочных целевых программ (указываются согласно таблице 14 приложения, с обоснованием отклонений по целевым индикаторам и показателям, плановые значения по которым не достигнуты);
- запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
- анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
4.4. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году включает:
- описание результатов реализации наиболее значимых ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ в отчетном году;
- перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ последствий не реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ на реализацию муниципальной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 15).
4.5. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году, необходимо представить:
- данные о кассовых расходах бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района, субсидиях, субвенциях из областного бюджета, бюджетов поселений и внебюджетных средств (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета по формам согласно таблицам 16 и 17);
- фактические сводные показатели муниципальных заданий (таблица 18).
4.6. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих муниципальных правовых актов администрации Гаврилово-Посадского муниципального района.
4.7. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемом воздействии факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
4.8. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района актуальной информацией о ходе реализации муниципальной программы и должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации муниципальной программы, достигнутые на дату представления Доклада и ожидаемые итоги реализации муниципальной программы на конец года;
б) использование бюджетных ассигнований бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
4.9. При описании результатов реализации муниципальной программы, достигнутых на дату представления Доклада и ожидаемых итогов реализации муниципальной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых на дату представления Доклада;
б) перечень запланированных, но не достигнутых результатов, с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ) на конец года (указываются по форме согласно таблице 19). По целевым индикаторам и показателям, плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится соответствующее обоснование.
4.10. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ), реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
Данные об использовании средств бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы представляются ответственным исполнителем по форме согласно таблице 18.
4.11. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
4.12. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
- дата составления отчета (доклада);
- должность, фамилия, имя отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем отраслевого (функционального) органа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района - ответственного исполнителя по муниципальной программе или его заместителем.
4.13. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы направляются на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности муниципальной программы
5.1. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
5.2. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков и объемов финансирования реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
5.3. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (подпрограмм и долгосрочных целевых программ) и ход реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий муниципальной программы.
5.4. В соответствии с пунктом 40 Порядка мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется отделом экономического развития, торговли и муниципального заказа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.6. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы, отчетов о ходе реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов поселений, иных отчетов и докладов.
5.7. Для получения уточненной информации о ходе реализации муниципальной программы отдел экономического развития, торговли и муниципального заказа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района направляет ответственному исполнителю муниципальной программы запросы с указанием срока исполнения и приложением формы, формата и порядка представления сведений.
5.8. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
5.9. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
5.10. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
5.11. Для выявления степени исполнения Плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий Плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
5.12. В случае выявления отклонений, по всем вышеуказанным направлениям, фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год ответственным исполнителем представляется аргументированное обоснование причин:
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
- возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- исполнения Плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.