Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения Ивановской области
1.2.1. Демография
На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения Ивановской области. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства. Однако в течение нескольких последних лет наблюдается уменьшение числа умерших по отношению к числу родившихся. Так, в 2006 году на одного родившегося человека приходилось 2,22 умерших человека, а по итогам 2012 года это отношение составило 1:1,52. Также как положительный факт можно отметить, что Ивановская область является привлекательным для трудовой миграции регионом, поскольку сальдо миграционного прироста положительное. Наибольшее число прибывающих мигрантов приходится на страны СНГ.
В соответствии с окончательными итогами Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность постоянного населения Ивановской области в 2012 году составила 1051,5 тысяч человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения региона составил 81%, сельского населения - 19 процентов. Плотность населения региона на начало 2013 года составила 48,9 человек на 1 кв. км.
Удельный вес численности населения Ивановской области в общей численности населения Российской Федерации и ЦФО составляет соответственно порядка 0,74% и 2,75 процентов.
По итогам 2012 года коэффициент рождаемости составил 11,01 человек на 1000 жителей, коэффициент смертности - 16,81 человек на 1000 населения, коэффициент естественной убыли - 5,8 человек на 1000 жителей.
По-прежнему во всех муниципальных образованиях Ивановской области области число умерших людей превышает число родившихся. Однако в городских округах Иваново и Шуя, а также в Комсомольском, Ивановском, Лежневском и Шуйском муниципальных районах Ивановской области среднегодовая численность постоянного населения в 2012 году несколько увеличилась по отношению к 2011 году за счет миграционного прироста, который превысил естественную убыль населения.
По итогам 2012 года наибольший коэффициент рождаемости сложился в городском округе Тейково, где данный показатель превысил 12 родившихся на 1000 жителей. Наименьший коэффициент рождаемости отмечен в Лухском муниципальном районе - 7 родившихся на 1000 населения. Максимальный коэффициент смертности зафиксирован в Пучежском муниципальном районе - 29,86 человек на 1000 жителей. В городских округах Иваново и Тейково по итогам 2012 года сложился наименьший коэффициент смертности - менее 15 человек на 1000 жителей. Наименьший коэффициент естественной убыли в расчете на тысячу жителей отмечен в городских округах Иваново (3,4), Кохма (3,17), Тейково (1,57).
В 2013 году численность постоянного населения Ивановской области оценивается на уровне 1046,63 тыс. человек, что меньше аналогичного показателя за истекший год на 0,46%. Показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионе, будут такими:
- коэффициент рождаемости увеличится до 11,31 человека на 1000 населения;
- коэффициент смертности снизится и составит 16,63 человека на 1000 населения;
- естественная убыль составит 5,32 человека на 1000 жителей.
Так, в 2013 году наибольший коэффициент рождаемости - более 12 родившихся на 1000 жителей ожидается в городских округах Кохма и Тейково, а также в Заволжском муниципальном районе Ивановской области. Минимальным данный показатель прогнозируется в Лухском (8,34 родившихся на 1000 населения) и Гаврилово-Посадском (8,8 родившихся на 1000 жителей) муниципальных районах Ивановской области. По-прежнему самый высокий коэффициент смертности ожидается в Пучежском муниципальном районе Ивановской области - 29,73 человека на 1000 жителей. В городских округах Кохма (3,0), Иваново (2,92). Тейково (1,49) и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (3,37) коэффициент естественной убыли населения по оценке составит менее 4 человек на 1000 жителей.
Прогноз развития демографической ситуации в Ивановской области на 2014 - 2016 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения, миграционной ситуацией. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения Ивановской области, однако масштабы его не увеличатся. Этому будут способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Ивановской области, увеличение рождаемости и продолжительность жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В целях улучшения демографической ситуации, стимулирования рождаемости в регионе получила развитие система поддержки семей, в которых рождены третьи и последующие дети. С 01.07.2012 семьям, проживающим в Ивановской области, при рождении (усыновлении) третьего и последующего ребенка предоставляется дополнительная мера социальной поддержки - региональный материнский семейный капитал в размере 50 тыс. рублей. Закон Ивановской области от 29.06.2012 N 48-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей" предусматривает ежемесячную денежную выплату, как дополнительную меру социальной поддержки, семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ивановской области, при рождении (усыновлении) после 31.12.2012 третьего и (или) последующих детей в размере величины прожиточного минимума на ребенка в Ивановской области.
В 2014 году среднегодовая численность населения Ивановской области составит 1041,98 тыс. человек, в 2015 году - 1037,78 тыс. человек, в 2016 году - 1033,91 тыс. человек. Коэффициент рождаемости увеличится с 11,54 человек на 1000 населения в 2014 году до 11,87 человек на 1000 жителей в 2016 году. На протяжении всего прогнозного периода ожидается снижение коэффициента смертности и к 2016 году он достигнет значения 16,1 человек на 1000 жителей. Динамика естественной убыли населения сократится и к 2016 году составит 4,23 человека на 1000 населения.
1.2.2. Труд и занятость
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области по разделу "Труд и занятость" базируется на отчетных данных баланса трудовых ресурсов за 2011 год. Данные за 2012 год являются оценочными и будут уточнены.
В связи с достижением определенной стабилизации в экономике региона, проведением политики, направленной на развитие промышленности, науки, среднего и малого бизнеса, инвестиционной и инновационной деятельности прогноз по стоимостным показателям имеет положительную тенденцию.
Прогноз численности трудовых ресурсов рассчитывался с учетом демографического фактора, а также сложившихся тенденций в области формирования и использования трудовых ресурсов.
Исходя из этого, на протяжении всего прогнозного периода сохранится тенденция уменьшения трудовых ресурсов. К 2016 году численность трудовых ресурсов составит 618,4 тыс. человек, что на 1,3% меньше уровня 2011 года.
Реализация мероприятий по содействию занятости населения будет способствовать дальнейшему снижению регистрируемой безработицы. По прогнозу в 2014 - 2016 годах численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, составит порядка 7,7 - 7,2 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 1,4% - 1,3% от численности экономически активного населения области.
Однако высоким остается разрыв в уровне безработицы между отдельными районами Ивановской области. По состоянию на 1 апреля текущего года наименьший уровень безработицы отмечается в городском округе Иваново (0,5%), городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе (0,6%), наибольший - в Ильинском (6,6%) и Верхнеландеховском (6,4%) муниципальных районах Ивановской области.
В 2012 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 17,7% и составила 16998,1 рубля.
Прогнозом предусматривается рост заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606. С учетом всех предусматриваемых мер в 2016 году среднемесячная заработная плата одного работника в целом по области увеличится по сравнению с 2012 годом в 1,4 раза и составит 24542,5 рубля.
Рост среднемесячной номинальной заработной платы отмечается во всех муниципальных образованиях Ивановской области, кроме Лежневского муниципального района, в котором в 2012 году произошло снижение уровня среднемесячной номинальной заработной платы на 1,8% в связи с завершением вывода высокодоходного производства (Ивановское линейное производственное управление магистральных газопроводов (филиал ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород") за пределы района.
Среди муниципальных образований Ивановской области наиболее высокий уровень заработной платы по итогам 2012 года отмечается в городском округе Иваново (19244,7 рубля), Ивановском (18645,0 рубля), Тейковском (17959,7 рубля) и Комсомольском (17248,7 рубля) муниципальных районах Ивановской области, наиболее низкий - в Юрьевецком (10765,7 рубля), Вичугском (10757,5 рубля) и Верхнеландеховском (10693,8 рубля) муниципальных районах Ивановской области.
Данная тенденция сохранится на протяжении всего прогнозного периода. Согласно прогнозу наиболее высокий уровень заработной платы в 2016 году сохранится в городском округе Иваново (30532,0 рубля), Тейковском (28740,0 рубля), Ивановском (27746,9 рубля) и Комсомольском (27310,0 рубля) муниципальных районах Ивановской области, наиболее низкий - в Юрьевецком (13958,3 рубля) и Верхнеландеховском (13538,3 рубля) муниципальных районах Ивановской области.
В 2013 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составит 18952,9 рубля и возрастет по сравнению с 2012 годом на 11,5%.
Фонд заработной платы в 2013 году оценивается в действующих ценах в размере 65,9 млрд. рубля с ростом к 2012 году на 11,6%.
В 2014 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника прогнозируется на уровне 20469,1 рубля, что выше ожидаемого в текущем году на 8,0%. Среднесписочная численность работников организаций по сравнению с 2012 годом увеличится на 0,1% и составит 289,9 тыс. человек, фонд заработной платы оценивается на уровне 71,2 млрд. рублей.
В 2015 году среднемесячная заработная плата одного работника увеличится до 22311,3 рубля при среднесписочной численности работников 290,2 тыс. человек. Фонд заработной платы составит 77,7 млрд. рублей с ростом к 2014 году на 9,1%.
В 2016 году фонд заработной платы увеличится до 85,5 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата по области составит 24542,5 рубля при среднесписочной численности работников 290,3 тыс. человек.
1.2.3. Денежные доходы населения
Среднедушевые денежные доходы являются одним из основных индикаторов уровня жизни населения региона. Именно поэтому показатель "реальные располагаемые доходы" включен в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среднедушевые денежные доходы в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 22,7% и составили 15962,4 рубля, реальные располагаемые доходы увеличились на 16,4%.
По темпам роста денежных доходов населения в 2012 году (122,7%) Ивановская область опережала среднероссийский уровень (РФ - 110,1%), однако по уровню среднедушевых денежных доходов населения Ивановская область отстает от других регионов. В рейтинге субъектов Российской Федерации за 2012 год по среднедушевым доходам Ивановская область занимает 68 место.
В 2013 году прогнозируется рост среднедушевых денежных доходов на 9,1%, они составят 17417,9 рублей. При этом основным фактором, поддерживающим рост доходов, станет рост заработной платы за счет реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
В 2014 году среднедушевые денежные доходы населения региона вырастут на 7,3% и составят 18697,5 рублей.
На рост доходов населения в среднесрочной перспективе повлияет повышение заработной платы, а также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и социальной поддержки семей с детьми.
В 2014 году прогнозируется увеличение трудовой пенсии: с 1 февраля - на 5,5%, с 1 апреля - на 3,5%; социальной пенсии: с 1 апреля - на 15,9%. Кроме того, с 1 апреля 2014 года предусматривается увеличение на 5% ежемесячных денежных выплат пенсионерам, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В 2015 году среднедушевые денежные доходы увеличатся до 20238,5 рубля, с ростом на 8,2%, а в 2016 году доходы населения прогнозируются на уровне 22182,7 рубля с ростом на 9,6%.
1.2.4. Развитие социальной сферы
В социальной сфере Ивановской области отмечаются положительные тенденции, происходящие в результате реализации ряда социально значимых долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП), таких как "Дети Ивановской области на 2009 - 2013 годы", "Развитие образования Ивановской области на 2009 - 2015 годы", "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года", "Выравнивание обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы", "Развитие системы начального и среднего профессионального образования Ивановской области на 2013 - 2017 годы", "Развитие культуры Ивановской области на 2013 - 2018 годы", "Программа модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011 - 2012 годы", "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также за счет финансирования ряда социально-значимых объектов и мероприятий Ивановской области в рамках соответствующих федеральных целевых программ (далее - ФЦП).
В рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в общеобразовательных учреждениях Ивановской области проводятся мероприятия по укреплению материально-технической базы школ в целях создания современных условий обучения школьников.
В 2014 году муниципальными образованиями Ивановской области прогнозируется строительство трех школ, в том числе "Средняя общеобразовательная школа на 11 классов" в Новоселковском сельском поселении Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области на 120 мест, школа в п. Савино на 700 мест и в с. Мугреевский Южского муниципального района Ивановской области на 150 мест.
К 2016 году планируется снижение количества учреждений, требующих капитального ремонта, в связи с укреплением материальной базы и ежегодным проведением ремонтных работ при подготовке к новому учебному году.
Одним из приоритетных направлений развития региональной системы образования является информатизация образования. С целью создания единой информационной системы сферы образования создан региональный информационный интернет-портал, который обеспечивает проведение комплексного электронного мониторинга деятельности образовательных учреждений.
Открыт региональный Центр по дистанционному образованию детей-инвалидов, оснащенный современным оборудованием, обеспечен доступ к сети Интернет рабочих мест учащихся и педагогов, что позволило в 2011 - 2012 году получить образование в дистанционном режиме 197 детям-инвалидам, провести обучение 169 педагогов и 86 родителей.
По общим итогам электронного мониторинга "Наша новая школа" за 2012 год удельный вес численности обучающихся Ивановской области, которым предоставлены от 80% до 100% всех основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), составляет 87,3%. К 2016 году данный показатель планируется увеличить до 97%.
Учреждения начального профессионального образования на территории Ивановской области ведут подготовку рабочих кадров в 9 муниципальных образованиях Ивановской области по 15 отраслям экономики, 62 профессиям Регионального перечня профессий.
Подготовка специалистов среднего звена ведется в 10 муниципальных образованиях Ивановской области по 16 отраслям экономики и 72 специальностям Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО).
В государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется подготовка кадров с высшим образованием по 162 специальностям и направлениям (профилям подготовки).
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями имеет тенденцию к увеличению благодаря планируемому открытию дошкольных учреждений и увеличению количества мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.
В 2011 году в г.о. Иваново введено в эксплуатацию детское дошкольное учреждение N 77 на ул. Велижская, в г.о. Шуя после реконструкции введено в эксплуатацию муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад N 23" на 250 мест.
В 2011 году Верхнеландеховском муниципальном районе Ивановской области осуществлен капитальный ремонт детского сада "Сказка".
Кроме того, в 2011 году в г.о. Шуя открылся частный центр детского развития "Виктория" на 18 мест, в Ивановском муниципальном районе Ивановской области состоялось открытие семейного детского сада на 6 мест МОУ Подвязновский СОШ. В 2012 году в МДОУ N 20 г.о. Шуя открыта семейная группа.
Обеспечение дошкольным образованием осуществляется также за счет открытия дополнительных групп в детских садах. Так, в 2011 году открыты дошкольные группы на 30 мест в детских садах Ивановского муниципального района Ивановской области, в 2012 году в г.о. Вичуга число мест в дошкольных образовательных учреждениях удалось увеличить на 20 мест; за счет уплотнения групп в детских садах в соответствии с новыми санитарными правилами и нормами использования площадей в г.о. Кохма открыто дополнительно 123 места; дополнительно открыта дошкольная группа в детском саду "Улыбка" Вичугского муниципального района Ивановской области; в Заволжском муниципальном районе Ивановской области открыто дополнительно 70 мест для детей дошкольного возраста и 22 места для детей раннего возраста; за счет высвобожденных помещений в Шуйском муниципальном районе Ивановской области создано 60 дополнительных дошкольных мест. С января текущего года уже открыты 2 группы кратковременного пребывания в ДОУ N 157 г.о. Иваново на 30 мест и 11 мест в детском саду "Улыбка" Ильинского муниципального района Ивановской области.
В 2013 - 2016 г. г. планируется ввод детских дошкольных учреждений в городских округах Иваново, Кинешма, Кохма, Шуя, а также в Гаврилово-Посадском, Ивановском, Комсомольском, Лежневском, Пестяковском и Родниковском муниципальных районах Ивановской области.
В результате ввода новых учреждений обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в целом по области увеличится с 727,4 места на 1000 детей дошкольного возраста в 2011 году до 895,0 места к 2016 году.
В 2012 году наиболее высокая обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигнута в Палехском (1220 мест на 1000 детей), Лухском (1061 место на 1 000 детей), Пучежском (1020 мест на 1000 детей) муниципальных районах, от 900 до 1000 мест - в Верхнеландеховском, Вичугском, Гаврилово-Посадском, Кинешемском, Приволжском и Южском муниципальных районах Ивановской области.
Вместе с тем в городских округах Кохма, Кинешма, Тейково и Шуя, а также в Ивановском, Ильинском, Комсомольском, Лежневском, Пестяковском, Савинском, Тейковском, Фурмановском, Шуйском и Юрьевецком муниципальных районах Ивановской области обеспеченность дошкольными учреждениями значительно ниже среднеобластных показателей.
За 2 года (2011 - 2012 гг.) реализации региональной программы модернизации здравоохранения существенно укрепилась материальная база лечебных учреждений и оснащение их современным медицинским оборудованием.
В 2011 году в г.о. Вичуга был произведен капитальный ремонт двух зданий учреждений здравоохранения: взрослой поликлиники N 1 и взрослой поликлиники N 3. Общий объем инвестиций составил около 44,5 млн. рублей. Кроме того, в г.о. Кинешма инвестиции направлялись на капитальный ремонт филиала поликлиники МУЗ "ЦГБ", в Тейковском муниципальном районе Ивановской области проведен капитальный ремонт Новогоряновского отделения общей врачебной практики, в Родниковском муниципальном районе Ивановской области завершены работы по реконструкции хирургического отделения под районную поликлинику на 250 посещений в смену (5-этажный корпус включает в себя рентгенологическое отделение, микробиологическую лабораторию, терапевтические, хирургические кабинеты, в здании размещена аптека).
После капитального ремонта здания детской поликлиники МУЗ "Больница городского округа Кохма", реконструкции старого здания поликлиники МУ "Лежневская ЦРБ" в п. Лежнево Лежневского муниципального района Ивановской области и реконструкции комплекса зданий МУЗ "Приволжская ЦРБ" повысилась доступность медицинской помощи в данных районах.
В 2012 году в г.о. Вичуга проведен капитальный ремонт здания акушерского отделения ОБУЗ "Вичугская ЦБ" и здания детской поликлиники ОБУЗ "Вичугская ЦБ". Объем инвестиций составил 24,7 млн. рублей. В Вичугском муниципальном районе Ивановской области в результате объединения трех поликлиник увеличилось количество амбулаторных посещений, выполнен капитальный ремонт Новописцовского поликлинического отделения на сумму 6 млн. рублей. Завершен капитальный ремонт здания хирургического корпуса и взрослой поликлиники N 2 МУЗ "Шуйская ЦРБ".
В 2013 - 2016 годах планируется открытие отделений врачей общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов в Ивановском, Кинешемском, Лежневском, Лухском, Савинском и Шуйском муниципальных районах Ивановской области.
Будет усиливаться медицинская помощь населению амбулаторно-поликлиническими учреждениями, количество посещений в смену в расчете на 10 тыс. населения увеличится с 214,7 в 2011 году до 233,5 в 2016 году, при снижении обеспеченности больничными койками со 104 коек на 10 тыс. жителей в 2012 году до 102 коек в 2016 году.
Наиболее высокая обеспеченность больничными койками в медицинских учреждениях наблюдается в городских округах Вичуга, Кинешма и Шуя, а также в Родниковском и Юрьевецком муниципальных районах Ивановской области. Значительно ниже среднеобластного этот показатель в г.о. Кохма, Гаврилово-Посадском, Заволжском, Ивановском, Кинешемском и Савинском муниципальных районах Ивановской области.
В прогнозируемом периоде планируется сохранить на уровне 2011 - 2012 годов показатели обеспеченности общедоступными библиотеками - 34 учреждения на 100 тыс. населения и обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа - 33 учреждения на 100 тыс. населения, так как нового их строительства практически не ведется.
При этом обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа и общедоступными библиотеками в расчете на 100 тысяч населения в таких районах Ивановской области, как Верхнеландеховский, Гаврилово-Посадский, Ильинский, Лухский, Палехский, Пестяковский, Пучежский, Савинский, Тейковский, Шуйский и Юрьевецкий, где удалось сохранить ранее созданную сеть этих учреждений, при сравнительно низкой численности населения в несколько раз превышает аналогичный показатель в городах Ивановской области.
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2012 году в целом по области составил 221,9 тыс. кв. метров с ростом к 2011 году на 2,4%.
Из общего объема жилья, сданного в 2012 году в эксплуатацию, 100,3 тыс. кв. метров, или 45,2% от общего объема составляют индивидуальные жилые дома, построенные населением за свой счет и с помощью кредитов.
В 2014 - 2016 годах по прогнозу, представленному Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области на основе ожидаемых показателей ввода жилья на территории Ивановской области, прогнозируется ежегодный ввод жилья 245 - 275 тыс. кв. метров с ростом в 2016 году по сравнению с 2012 годом в 1,24 раза.
Достижение данных показателей возможно при условии реализации утвержденной Правительством Ивановской области ДЦП Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы и финансовой поддержки из федерального бюджета по аналогичной ФЦП.
Принятой программой предусматривается ежегодный рост объемов ввода жилья в Ивановской области в результате формирования рынка доступного жилья эконом-класса за счет государственной поддержки населения (в т. ч. молодых семей), нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также привлечения кредитных ресурсов на реализацию проектов комплексной жилой застройки.
Наибольшие объемы ввода жилья за три прогнозируемых года (2014 - 2016 г. г.) ожидаются в г.о. Иваново - 190-195 тыс. кв.м ежегодно. Рост показателя будет связан с вводом микрорайона "Новая Ильинка", микрорайона Московский, клубного комплекса "Гринвилль Парк". В прогнозном периоде ожидается ежегодное увеличение вводимой в действие площади, которая обеспечит прирост жилищного фонда и улучшит условия жизни населения областного центра.
В Ивановском районе ожидается ввод жилья в 2014 - 2016 годах 20,4 тыс. кв. метров ежегодно за счет строительства жилых домов коттеджного типа в с. Ново - Талицы, с. Озерный, д. Полуниха и д. Кочорский.
Кроме того, в прогнозируемом периоде ожидается ввод 85,9 тыс. кв. метров жилья в г.о. Кохма (строительство многоквартирных домов) и около 29,5 тыс. кв. метров в г.о. Кинешма (продолжится строительство коттеджных поселков бизнес-класса и эконом-класса). В г.о. Шуя в 2013 году планируется строительство комплекса малоэтажных жилых домов за счет средств частного инвестора.
Вместе с тем в Верхнеландеховском, Кинешемском, Лухском, Палехском, Пестяковском и Пучежском муниципальных районах Ивановской области прогнозируется ввод менее одной тысячи кв. метров общей площади в год.
1.2.5. Охрана окружающей среды
В 2012 году показатель сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизился к уровню 2011 года на 1,7% и составил 96,9 млн. куб. м.
Показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, снизился к уровню 2011 года на 19,6% и составил 29,5 тыс. тонн. Одной из причин снижения данного показателя явилось изменение круга предприятий, отчитывающихся по форме 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" в ТО ФСГС по Ивановской области. В течение 2012 года ряд предприятий были ликвидированы или приостановили свою деятельность, на отдельных предприятиях наблюдался спад производства и простой технологического оборудования. В целом по области выбросы твердых загрязняющих веществ, оксидов азота, летучих органических соединений (ЛОС), прочих газообразных и жидких веществ остались на уровне 2011 года. Произошло снижение выбросов диоксида серы, окиси углерода, углеводородов (без ЛОС) за счет уменьшения источников выбросов и перехода на другой вид топлива. Вместе с тем, в 2012 году было проведено больше мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с предыдущим годом.
Объем водопотребления (использования свежей воды) имел тенденцию снижения по сравнению с предыдущим годом на 12,4% и составил 136,7 млн. куб. м.
В 2013 году показатель сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты прогнозируется в объеме 96 млн. куб. м, или 99,1% к уровню 2012 года.
Ожидается, что показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, составит 36 тыс. тонн, или 122% к уровню 2012 года. Данное увеличение показателя связано как с вводом в действие новых предприятий (ожидается выход на промышленное производство Волжского электрометаллургического завода в районе д. Иневеж Ивановского муниципального района), так и с использованием в полном объеме технологического оборудования, находившегося в 2012 году в простое (ОАО "Ивановский техуглерод и резина" и др.).
Показатель объема водопотребления ожидается в объеме 137 млн. куб. м, или 100,3% к 2012 году.
В 2014 - 2016 годах показатель объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты прогнозируется на уровне 95,5 млн. куб. м. Это связано с проведенной в 2012 году реконструкцией очистных сооружений в туристско-рекреационном кластере "Плес", ОАО "Водоканал" и капитальным ремонтом очистных сооружений на ОАО "Ивановский бройлер".
Показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, в 2014 году прогнозируется в объеме 35,7 тыс. тонн (99,2% к уровню 2013 года), в 2015 - 2016 годах - 35,5 тыс. тонн (99,4% и 100% к уровню предыдущего года соответственно).
Оценка данного показателя в 2013 году и прогнозные значения в 2014 - 2016 годах приведены в соответствии с приложением N 2 к Государственной программе "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2552-р.
В целях обеспечения экологически безопасных условий жизни населения Ивановской области за счет улучшения качества окружающей среды и ослабления факторов негативного воздействия на природу разработана и утверждена распоряжением Правительства Ивановской области от 01.08.2012 N 218-рп Концепция охраны окружающей среды Ивановской области на период до 2020 года.
Показатели объема водопотребления имеют тенденцию к стабилизации и прогнозируются в 2014 - 2016 годах на уровне 137 млн. куб. м ежегодно. Наибольшую долю в числе предприятий-водопользователей занимают предприятия жилищно-коммунальной сферы и текстильные предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.