Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 11 сентября 2013 г. N 371-п
Государственный стандарт
социального обслуживания в Ивановской области "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях"
18 марта 2014 г.
1. Общие положения
Государственный стандарт социального обслуживания в Ивановской области "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" (далее - Стандарт) устанавливает единые требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Стандарт устанавливается постановлением Правительства Ивановской области.
Деятельность субъектов государственного и негосударственного секторов социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ивановской области и настоящим Стандартом.
2. Правовые основания предоставления социальных услуг
Стандарт основан на нормах:
- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральных законов:
от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов",
от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",
от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
- Закона Ивановской области от 25.02.2005 N 59-ОЗ "О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан";
- постановления Главы администрации Ивановской области от 10.11.1996 N 613 "Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации";
- постановления Администрации Ивановской области от 14.06.2005 N 111-па "Об утверждении Порядка и условий надомного, полустационарного, стационарного (временного проживания, временного приюта) социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Ивановской области";
- приказа Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 27.02.2012 N 39-о.д. "О Порядке определения платы за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности бюджетных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент социальной защиты населения Ивановской области";
- национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";
ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
ГОСТ Р 52492-2005 "Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования";
ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения";
ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждения социального обслуживания";
ГОСТ Р 53064-2008 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий";
ГОСТ Р 53555-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий".
3. Содержание социальных услуг
Социальные услуги оказываются в учреждениях социального обслуживания Ивановской области (далее - учреждения социального обслуживания).
Социальные услуги оказываются в следующих формах:
- стационарное социальное обслуживание - временное (сроком до 3 месяцев в году) проживание лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нуждающихся в представлении временного приюта, при отсутствии у них противопоказаний (далее - стационарное обслуживание);
- полустационарное социальное обслуживание - предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и занятий, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, при отсутствии у них противопоказаний (далее - полустационарное обслуживание).
Оказание социальных услуг предусматривает:
- обеспечение условий проживания (пребывания) получателей социальных услуг в учреждении социального обслуживания;
- оказание содействия в сборе и оформлении документов: удостоверяющих личность получателя социальных услуг; для назначения пенсий; для направления граждан пожилого возраста и инвалидов из числа лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в дома-интернаты; для получения временного страхового медицинского полиса;
- оказание правовых услуг и консультативной помощи;
- обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка в учреждении социального обслуживания;
- содержание территории, зданий и помещений учреждений социального обслуживания.
Перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам в государственных учреждениях социального обслуживания, утверждается учреждением социального обслуживания при согласовании с Департаментом социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент).
4. Получатели социальных услуг
Получателями социальных услуг являются:
- лица без определенного места жительства и занятий, лица освободившиеся из мест лишения свободы, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, при отсутствии у них медицинских противопоказаний;
- лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию и не имеющие в связи с этим документов, удостоверяющих личность, при отсутствии у них медицинских противопоказаний.
5. Порядок получения доступа к социальным услугам
Предоставление социальных услуг в стационарных и полустационарных условиях осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания.
6. Результат предоставления социальных услуг
Результатом предоставления социальных услуг получателям социальных услуг является их адаптация в социальной среде, защита их прав и законных интересов.
Постановлением Правительства Ивановской области от 18 марта 2014 г. N 92-п в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Плата за социальное обслуживание
Плата за социальное обслуживание осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 14.06.2005 N 111-па "Об утверждении Порядка и условий надомного, полустационарного, стационарного (временного проживания, временного приюта) социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Ивановской области".
Порядок определения платы для граждан за оказание социальных услуг, относящихся к основным видам деятельности государственных учреждений социального обслуживания, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент, утверждается приказом Департамента.
Финансовое обеспечение оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания является расходным обязательством Ивановской области.
8. Требования к качеству оказания социальных услуг
Качественное оказание социальных услуг предполагает:
- соответствие прилегающей территории, зданий, помещений и оборудования, связанных с оказанием социальных услуг, строительным, санитарно-гигиеническим, пожарным нормам и требованиям, установленным действующим законодательством к зданиям и помещениям учреждений социального обслуживания;
- обеспечение бытовых условий для круглосуточного пребывания и осуществления самостоятельного гигиенического ухода;
- своевременное оказание социально-бытовых услуг;
- содействие в получении медицинской помощи;
- обеспечение пожарной безопасности и организацию охраны общественного порядка в учреждении социального обслуживания;
- соблюдение прав и законных интересов получателей социальных услуг, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
8.1. Требования по порядку информирования о предоставлении социальных услуг
Учреждения предоставляют информацию в различных формах, с использованием различных источников, в целях гарантированного информирования граждан о предоставлении социальных услуг, о порядке и условиях доступа к их получению, а также возможных результатах и следствиях. Информация излагается простым и понятным языком без использования специальных терминов и понятий.
Учреждения социального обслуживания при входе имеют вывеску с указанием наименования учреждения.
В помещениях учреждения социального обслуживания имеется не менее 1 информационного стенда в местах, доступных для всех посетителей, который содержит полную информацию о социальных услугах, оказываемых учреждением социального обслуживания, в том числе о руководителе, его заместителях и заведующих отделениями (фамилия, имя, отчество, номер кабинета, приемные часы); указатели основных кабинетов; наименование, адрес, телефон, электронный адрес вышестоящей организации; наименования национальных стандартов Российской Федерации.
Ответственный исполнитель, назначенный руководителем учреждения социального обслуживания, не реже двух раз в месяц проводит анализ актуальности информации, размещенной на стенде, и, в случае необходимости, обновляет ее содержание.
Учреждения социального обслуживания предоставляют клиентам информацию о процедуре получения и характеристике социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, сроках их оказания, возможностях оценки оказания социальных услуг со стороны клиента.
Указанная информация в обязательном порядке размещается на официальном сайте Департамента и регулярно обновляется.
8.2. Требования к взаимодействию с получателями социальных услуг
При оказании социальных услуг по отношению к получателям социальных услуг не допускается:
- ограничение прав, установленных действующим законодательством, а также совершение действий (бездействие), унижающих человеческое достоинство;
- принуждение к посещению мероприятий и/или выполнению работ (уборке помещений и иных работ технического персонала);
- наказание получателей государственных услуг за нарушение установленных правил поведения и иные проступки.
Получателям социальных услуг предоставляются консультации по вопросам, связанным с получением (восстановлением) документов. Не допускается ограничивать число таких консультаций или устанавливать их периодичность. По требованию получателя социальных услуг оказывается содействие в заполнении документов, писем и иных письменных материалов.
Получателям социальных услуг гарантируется получение своевременной, полной и достоверной информации о социальных услугах и порядке их оказания посредством освещения в средствах массовой информации, на официальном сайте Департамента, обратной связи с получателями услуг и др.
Обеспечение учета мнения получателей социальных услуг относительно исполнения требований к качеству обслуживания и (или) результатам оказания социальных услуг осуществляется посредством мониторинга отзывов и предложений получателей социальных услуг, направленных в учреждение социального обслуживания и Департамент.
Досудебное обжалование нарушения требований Стандарта осуществляется путем направления обращения получателя социальных услуг на имя руководителя учреждения социального обслуживания, оказывающего социальную услугу, либо в Департамент (для государственного учреждения социального обслуживания).
8.3. Требования к учреждениям, оказывающим социальные услуги, зданиям и помещениям, используемым при оказании социальных услуг
Учреждения социального обслуживания действуют на основании Устава, медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии.
Помещения, связанные с пребыванием получателей социальных услуг, соответствуют требованиям, установленным строительными нормами и правилами для зданий учреждений социального обслуживания, а также требованиям пожарной безопасности. Указанные помещения оборудуются:
- источниками естественного и искусственного освещения (уровень освещенности в темное время суток составляет не менее значений, установленных санитарными нормами и правилами для искусственного освещения помещений зданий учреждений социального обслуживания);
- системами отопления и вентиляции (температурный режим внутри такого помещения соответствует требованиям, установленным санитарными нормами и правилами эксплуатации зданий учреждений социального обслуживания);
- противопожарными системами и оборудованием.
Помещения, связанные с пребыванием получателей социальных услуг, размещаются в наземных этажах здания. Оборудование указанных помещений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами для учреждений социального обслуживания.
Размещение спальных мест получателей социальных услуг организуется в специально отведенном для этого помещении (жилой комнате). Не допускаются размещение спальных мест вне жилых комнат, а также установка дополнительных мест (коек) в жилые комнаты, которая приводит к превышению нормативов вместимости, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В здании учреждений социального обслуживания оборудуются помещения для приготовления и приема пищи. Оборудование таких помещений и число посадочных мест в них соответствует требованиям строительных норм и правил для учреждений социального обслуживания.
Санитарное содержание зданий и помещений, в которых происходит оказание социальных услуг, соответствует нормам и требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическим законодательством. Предметы и оборудование, используемые при оказании социальных услуг, отвечают санитарным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации. В указанных помещениях не должно находиться оборудование, не связанное с процессом оказания социальных услуг или обеспечения условий пребывания ее получателей.
8.4. Требования к организации процесса оказания медицинской помощи, обеспечению личной гигиены и питания получателей социальных услуг
Проведение медицинских процедур (осмотра) осуществляется в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи. При проведении медицинских процедур не применяются методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации.
Проведение медицинских процедур осуществляется медицинскими работниками, имеющими соответствующие документы, подтверждающие их квалификационный уровень.
При устройстве в учреждение социального обслуживания каждому получателю социальных услуг предоставляется комплект чистого постельного белья. Смена постельного белья и одежды производится не реже 1 раза в неделю или по мере загрязнения. Гигиеническая обработка проживающих, в том числе осмотр на педикулез и чесотку, должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней.
В здании учреждения социального обслуживания обеспечиваются условия для осуществления самостоятельного гигиенического ухода (принятие душа, бритье, умывание и т.д.) и стирки одежды. По требованию получателя социальных услуг предоставляются индивидуальные средства гигиены (мыло, зубной порошок, средства для бритья, полотенце) и средства для стирки одежды (стиральный порошок, таз).
Время осуществления процедур самостоятельного гигиенического ухода и приготовления (приема) пищи определяется внутренним распорядком, установленным учреждением социального обслуживания, оказывающим социальные услуги.
8.5. Требования к обеспечению пожарной безопасности и охраны общественного порядка
При обнаружении случаев физического насилия, моральных оскорблений по отношению к получателям социальных услуг незамедлительно организуется вызов сотрудников правоохранительных органов.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации персоналом учреждения социального обслуживания обеспечивается эвакуация и спасение всех получателей социальных услуг. Не допускается оставлять получателей социальных услуг без присмотра с момента возникновения чрезвычайной ситуации и до ее ликвидации или эвакуации получателей социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.