Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 11 сентября 2013 г. N 371-п
Государственный стандарт
социального обслуживания в Ивановской области "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации"
1. Общие положения
Государственный стандарт социального обслуживания в Ивановской области "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - Стандарт) устанавливает единые требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Стандарт устанавливается постановлением Правительства Ивановской области.
Деятельность субъектов государственного и негосударственного секторов социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ивановской области и настоящим Стандартом.
2. Правовые основания предоставления социальных услуг
Стандарт основан на нормах:
- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральных законов:
от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Закона Ивановской области от 25.02.2005 N 59-ОЗ "О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан";
- национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";
ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения";
ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 53063-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье";
ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям";
ГОСТ Р 53059-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам";
ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждения социального обслуживания";
ГОСТ Р 53348-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам".
3. Содержание социальных услуг
Социальные услуги оказываются в учреждениях социального обслуживания Ивановской области (далее - учреждения социального обслуживания) несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги оказываются в форме стационарного социального обслуживания - ежедневного круглосуточного пребывания в учреждении социального обслуживания, ограниченного сроками, необходимыми для прохождения курса социальной реабилитации (далее - стационарное обслуживание).
Оказание социальных услуг предусматривает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг.
4. Получатели социальных услуг
Получателями социальных услуг являются несовершеннолетние граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
5. Порядок получения доступа к социальным услугам
Предоставление социальных услуг в стационарных условиях осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания.
6. Результат предоставления социальных услуг
Результатом предоставления социальных услуг в стационарных условиях является создание получателям услуги условий в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, защита их прав и законных интересов.
7. Плата за социальное обслуживание
Социальные услуги предоставляются учреждениями социального обслуживания бесплатно.
Финансовое обеспечение оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания является расходным обязательством Ивановской области.
8. Требования к качеству оказания социальных услуг
Качественное оказание социальных услуг предполагает:
- соответствие прилегающей территории, зданий, помещений и оборудования, связанных с оказанием социальных услуг, строительным, санитарно-гигиеническим, пожарным нормам и требованиям, установленным действующим законодательством к зданиям и помещениям учреждений социального обслуживания;
- содействие в получении бесплатной медицинской помощи в объеме, предусмотренном территориальными программами обязательного медицинского страхования граждан и государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- обеспечение проведения курса социально-психологической реабилитации получателей социальных услуг;
- обеспечение круглосуточного наблюдения за состоянием здоровья несовершеннолетних граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организацию за ними ухода и круглосуточного присмотра;
- предоставление питания в соответствии с нормами, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- обеспечение пожарной безопасности и организацию охраны общественного порядка;
- соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
8.1. Требования по порядку информирования о предоставлении социальных услуг
Учреждения социального обслуживания предоставляют информацию в различных формах, с использованием различных источников, в целях гарантированного информирования граждан о предоставлении социальных услуг, о порядке и условиях доступа к их получению, а также возможных результатах и следствиях. Информация излагается простым и понятным языком без использования специальных терминов и понятий.
Учреждения социального обслуживания при входе имеют вывеску с указанием наименования учреждения.
В помещениях учреждения социального обслуживания имеется не менее 1 информационного стенда в местах, доступных для всех посетителей, который содержит полную информацию о социальных услугах, оказываемых учреждением социального обслуживания, в том числе о руководителе, его заместителях и заведующих отделениями (фамилия, имя, отчество, номер кабинета, приемные часы); указатели основных кабинетов; наименование, адрес, телефон и электронный адрес вышестоящей организации; наименования национальных стандартов Российской Федерации.
Ответственный исполнитель, назначенный руководителем учреждения социального обслуживания, не реже двух раз в месяц проводит анализ актуальности информации, размещенной на стенде, и, в случае необходимости, обновляет ее содержание.
Учреждения социального обслуживания предоставляют клиентам информацию о процедуре получения и характеристике социальных услуг, сроках их оказания, возможностях оценки оказания социальных услуг со стороны клиента.
Указанная информация в обязательном порядке размещается на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент) и регулярно обновляется.
8.2. Требования к взаимодействию с получателями социальных услуг
При оказании социальной услуги по отношению к получателям социальной услуги не допускаются:
- ограничения прав, установленных действующим законодательством, а также действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство;
- принуждение к посещению мероприятий и/или выполнению работ (уборке помещений и иных работ технического персонала);
- наказание получателей социальной услуги за нарушение установленных правил поведения и иные проступки.
Порядок и время посещения получателей социальных услуг членами их семей или иными лицами устанавливаются учреждением социального обслуживания.
По требованию получателя социальных услуг оказывается содействие в заполнении документов, писем и иных письменных материалов.
Получателям социальных услуг (их законным представителям) гарантируется получение своевременной, полной и достоверной информации о социальной услуге и порядке ее оказания посредством освещения в средствах массовой информации, на официальном сайте Департамента, обратной связи с получателями услуг и др.
Обеспечение учета мнения получателей социальных услуг (их законных представителей) относительно исполнения требований к качеству обслуживания и (или) результатам оказания социальных услуг осуществляется посредством мониторинга отзывов и предложений получателей социальных услуг (их законных представителей), направленных в учреждение социального обслуживания и Департамент.
Досудебное обжалование нарушения требований Стандарта осуществляется путем направления обращения получателя социальных услуг (его законного представителя) на имя руководителя учреждения социального обслуживания, оказывающего социальную услугу, либо в Департамент (для государственного учреждения социального обслуживания).
8.3. Требования к учреждениям, оказывающим социальные услуги, зданиям и помещениям, используемым при оказании социальных услуг
Учреждения социального обслуживания действуют на основании Устава, медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии.
Помещения учреждения социального обслуживания располагаются в отдельно стоящем здании. Прилегающая к такому зданию территория оборудуется системами наружного освещения, асфальтовыми или брусчатыми тротуарами (дорожками), соединяющими входы и выходы с территории со входом в здание, а также местами для прогулок.
Содержание территории учреждения социального обслуживания соответствует требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами для прилегающих территорий зданий учреждений социального обслуживания. На территории отсутствуют строительный и бытовой мусор, лужи, блокирующие подход (подъезд). В зимнее время места прохода (подъезда) в здание и места прогулки очищены от снега и льда.
Помещения, связанные с пребыванием получателей социальных услуг, соответствуют требованиям, установленным строительными нормами и правилами для зданий учреждений социального обслуживания, а также требованиям пожарной безопасности. Указанные помещения оборудуются:
- источниками естественного и искусственного освещения (уровень освещенности в темное время суток составляет не менее значений, установленных санитарными нормами и правилами для искусственного освещения помещений зданий учреждений социального обслуживания);
- системами отопления и вентиляции (температурный режим внутри такого помещения соответствует требованиям, установленным санитарными нормами и правилами эксплуатации зданий учреждений социального обслуживания);
- противопожарными системами и оборудованием.
Помещения, связанные с пребыванием получателей социальных услуг, размещаются в наземных этажах здания, вдали от помещений, в которых установлено оборудование, являющееся источником шума, вибрации. Оборудование указанных помещений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами для учреждений социального обслуживания.
Не допускается размещение спальных мест получателей социальных услуг вне жилых комнат, а также установка дополнительных мест (коек) в жилые комнаты, которая ведет к превышению нормативов вместимости, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В здании учреждения социального обслуживания оборудуется помещение для приема пищи (столовая). Число посадочных мест в помещении столовой соответствует требованиям строительных норм и правил для учреждений социального обслуживания.
Санитарное содержание зданий и помещений, в которых происходит оказание социальной услуги, соответствует нормам и требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическим законодательством. Предметы и оборудование, используемые при оказании социальных услуг, отвечают санитарным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации. В указанных помещениях не должно находиться оборудование, не связанное с процессом оказания социальных услуг или обеспечения условий пребывания ее получателей.
8.4. Требования к организации процесса оказания медицинской помощи и обеспечению личной гигиены получателей социальных услуг
За состоянием здоровья получателей социальных услуг, находящихся на стационарном обслуживании, осуществляется ежедневное круглосуточное наблюдение. При необходимости получателям социальных услуг обеспечивается своевременное предоставление экстренной медицинской помощи.
Проведение медицинских процедур осуществляется в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи. При проведении медицинских процедур не применяются методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Информация о методах медицинских процедур, включая альтернативные методы, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях доводится до получателя социальных услуг в доступной и понятной форме.
Проведение медицинских процедур осуществляется медицинскими работниками, имеющими соответствующие документы, подтверждающие их квалификационный уровень и право на занятие медицинской деятельностью.
При необходимости проводятся профилактические и оздоровительные (коррекционно-восстановительные) мероприятия, обеспечивается лечение заболевших получателей социальных услуг.
Гигиенический уход (умывание, полоскание полости рта и т.д.) организуется персоналом учреждения утром, вечером, а также до и после приема пищи и при загрязнении тела.
Смена постельного белья и одежды производится не реже 1 раза в неделю или по мере загрязнения. Гигиеническая обработка получателей социальных услуг, в том числе осмотр на педикулез и чесотку, должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней.
8.5. Требования к материальному обеспечению, предоставлению питания и обеспечению пожарной безопасности и организации охраны общественного порядка
При оказании социальных услуг получателям предоставляются одежда, обувь, мягкий инвентарь, оборудование, предметы хозяйственного обихода, личной гигиены в соответствии с нормами, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Предоставление питания осуществляется в соответствии с нормами, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Питание получателей социальных услуг организуется в помещении столовой, для получателей социальных услуг, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться, - непосредственно в помещении, в котором они находятся. При питании используются продукты (включая приготовленные в учреждении социального обслуживания), удовлетворяющие физиологическим и санитарным нормам и требованиям.
При обнаружении случаев физического насилия, моральных оскорблений по отношению к получателям социальных услуг незамедлительно организуется вызов сотрудников правоохранительных органов.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации персоналом учреждения социального обслуживания обеспечиваются эвакуация и спасение всех получателей социальных услуг. Не допускается оставлять получателей социальных услуг без присмотра с момента возникновения чрезвычайной ситуации и до ее ликвидации или эвакуации получателей социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.