Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 11 сентября 2013 г. N 371-п
Государственный стандарт
социального обслуживания в Ивановской области "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) на дому"
1. Общие положения
Государственный стандарт социального обслуживания в Ивановской области "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) на дому" (далее - Стандарт) устанавливает единые требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Стандарт устанавливается постановлением Правительства Ивановской области.
Деятельность субъектов государственного и негосударственного секторов социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ивановской области и настоящим Стандартом.
2. Правовые основания предоставления социальных услуг
Стандарт основан на нормах:
- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральных законов:
от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
- Закона Ивановской области от 25.02.2005 N 59-ОЗ "О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан";
- постановлений Администрации Ивановской области:
от 14.06.2005 N 108-па "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) государственными учреждениями социального обслуживания Ивановской области";
от 14.06.2005 N 111-па "Об утверждении Порядка и условий надомного, полустационарного, стационарного (временного проживания, временного приюта) социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Ивановской области";
- приказа Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 27.02.2012 N 39-о.д. "О Порядке определения платы за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности бюджетных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент социальной защиты населения Ивановской области";
- национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";
ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения";
ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";
ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";
ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста";
ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждения социального обслуживания";
ГОСТ Р 53347-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста";
ГОСТ Р 53348-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам".
3. Содержание социальных услуг
Социальные услуги оказываются в учреждениях социального обслуживания Ивановской области для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов (далее - учреждения социального обслуживания).
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) осуществляется в отделении социального обслуживания на дому, специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому, создаваемых в учреждениях социального обслуживания.
Деятельность отделений направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Оказание социальных услуг осуществляется по месту проживания их получателя.
Получателям социальных услуг, находящимся на обслуживании в отделении социального обслуживания на дому, социальным работником предоставляются:
- услуги по организации питания, быта и досуга;
- социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
- социально-консультативные услуги;
- содействие в организации ритуальных услуг.
Получателям социальной услуги, находящимся на обслуживании в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому, дополнительно предоставляются услуги медицинской сестры, а именно:
- кормление ослабленных больных;
- оказание первой доврачебной помощи;
- взаимодействие с участковым лечащим врачом;
- наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления);
- проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании медицинскими изделиями);
- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) при социальном обслуживании на дому, социально-медицинском обслуживании на дому, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области.
Перечень дополнительных социальных услуг для государственных учреждений социального обслуживания утверждается учреждением социального обслуживания при согласовании с Департаментом социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент).
4. Получатели социальных услуг
Получателями социальных услуг являются граждане, проживающие на территории Ивановской области и отнесенные к следующим категориям:
- граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (в отделении социального обслуживания на дому);
- граждане пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в надомных социальных услугах, страдающие психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, долгожители, утратившие способность к самообслуживанию (в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому).
Перечень противопоказаний к зачислению граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание устанавливается законодательством Российской Федерации и Ивановской области.
5. Порядок получения доступа к социальным услугам
Предоставление социальных услуг на дому осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания.
6. Результат предоставления социальных услуг
Результатом предоставления социальных услуг на дому является максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в привычной социальной среде, поддержание их социального статуса, защита их прав и законных интересов.
7. Плата за социальное обслуживание на дому
Плата за социальное обслуживание на дому осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 14.06.2005 N 111-па "Об утверждении Порядка и условий надомного, полустационарного, стационарного (временного проживания, временного приюта) социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Ивановской области".
Социальные услуги, входящие в Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденный постановлением Администрации Ивановской области от 14.06.2005 N 108-па (далее - гарантированные социальные услуги), предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) на дому бесплатно и за плату.
Дополнительные социальные услуги предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) на дому за плату.
Порядок определения платы для граждан за оказание социальных услуг, относящихся к основным видам деятельности государственных учреждений социального обслуживания, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент, утверждается приказом Департамента.
Финансовое обеспечение оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания является расходным обязательством Ивановской области.
8. Требования к качеству оказания социальных услуг
Качественное оказание социальных услуг предполагает:
- соблюдение прав и законных интересов получателей социальных услуг, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
- своевременное оказание социально-бытовых услуг;
- обеспечение наблюдения за состоянием здоровья получателей социальных услуг и организацию ухода за ними;
- содействие в обеспечении получения медицинской помощи, в том числе сопровождение получателей социальных услуг в медицинские учреждения.
8.1. Требования по порядку информирования о предоставлении социальных услуг
Учреждения социального обслуживания предоставляют информацию в различных формах, с использованием различных источников, в целях гарантированного информирования граждан о предоставлении социальных услуг на дому, о порядке и условиях доступа к их получению, а также возможных результатах и следствиях. Информация излагается простым и понятным языком без использования специальных терминов и понятий.
Учреждения социального обслуживания при входе имеют вывеску с указанием наименования учреждения.
В помещениях учреждения социального обслуживания имеется не менее 1 информационного стенда в местах, доступных для всех посетителей, который содержит полную информацию о социальных услугах, оказываемых учреждением социального обслуживания, в том числе о руководителе, его заместителях и заведующих отделениями (фамилия, имя, отчество, номер кабинета, приемные часы); указатели основных кабинетов; наименование, адрес, телефон, электронный адрес вышестоящей организации; наименования национальных стандартов Российской Федерации.
Ответственный исполнитель, назначенный руководителем учреждения социального обслуживания, не реже двух раз в месяц проводит анализ актуальности информации, размещенной на стенде, и, в случае необходимости, обновляет ее содержание.
Учреждения социального обслуживания предоставляют клиентам информацию о процедуре получения и характеристике социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, сроках их оказания, возможностях оценки оказания социальных услуг со стороны клиента.
Указанная информация в обязательном порядке размещается на официальном сайте Департамента и регулярно обновляется.
8.2. Требования к взаимодействию с получателями социальных услуг
При оказании социальных услуг по отношению к получателям социальных услуг не допускаются ограничение прав, установленных действующим законодательством, а также действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Получателям социальных услуг предоставляется право на получение консультаций по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления социальных выплат, мер социальной поддержки, иным вопросам, связанным с их правами, установленными действующим законодательством. Не допускается ограничивать число таких консультаций или устанавливать их периодичность.
По требованию получателя социальных услуг оказывается содействие в заполнении документов, писем и иных письменных документов и материалов, оказывается содействие в получении помощи адвоката, нотариуса.
Получателям социальных услуг гарантируется получение своевременной, полной и достоверной информации о социальных услугах и порядке их оказания посредством освещения в средствах массовой информации, на официальном сайте Департамента, обратной связи с получателями услуг и др.
В случае смерти одинокого получателя социальных услуг патолого-анатомическое вскрытие проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Сведения о получателе социальных услуг, которые стали известны во время их оказания, в том числе сведения о факте обращения за социальными услугами, материальном положении получателя социальных услуг, его доходах, составе его семьи, а также персональные данные получателей социальной услуги, находящиеся в информационных базах данных (реестрах), не подлежат разглашению.
Обеспечение учета мнения получателей социальных услуг относительно исполнения требований к качеству обслуживания и (или) результатам оказания социальных услуг осуществляется посредством мониторинга отзывов и предложений получателей социальных услуг, направленных в учреждение социального обслуживания и Департамент.
Досудебное обжалование нарушения требований Стандарта осуществляется путем направления обращения получателя социальных услуг на имя руководителя учреждения социального обслуживания, оказывающего социальную услугу, либо в Департамент (для государственного учреждения социального обслуживания).
8.3. Требования к качеству осуществления социально-бытовых услуг
Посещение получателей социальных услуг, находящихся на надомном обслуживании, осуществляется социальными работниками не реже 2 раз в неделю.
По требованию получателя социальных услуг осуществляется покупка и доставка на дом продуктов питания и иных товаров первой необходимости, а также сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка. Доставка осуществляется ко времени, указанному получателем социальных услуг. Покупка указанных товаров и услуг осуществляется в полном объеме и в соответствии с предоставленными получателем социальных услуг денежными средствами. Не допускается приобретение товаров с истекшим сроком годности или не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным действующим законодательством.
Приобретение и доставка на дом медикаментов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с назначением лечащего врача.
По требованию получателя социальных услуг осуществляется оплата за жилье и коммунальные услуги. Указанные платежи осуществляются в срок, указанный получателем социальных услуг.
При осуществлении платежей от лица получателя социальных услуг, приобретении товаров и услуг, лекарственных средств, оплате жилья и коммунальных услуг получателю социальных услуг предоставляются чеки или иные документы, подтверждающие расходование денежных средств.
При необходимости для получателя социальных услуг организуется вызов врача (скорой медицинской помощи) на дом. Вызов врача (скорой медицинской помощи) осуществляется безотлагательно в случае ухудшения здоровья получателя социальных услуг или по его просьбе. По просьбе получателя социальных услуг оказывается помощь (страховка) при его самостоятельном передвижении.
8.4. Требования к организации процесса оказания медицинской помощи и обеспечению личной гигиены получателей социальных услуг в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому
Предоставление социально-медицинского обслуживания осуществляется медицинскими работниками, имеющими соответствующие документы, подтверждающие их квалификационный уровень и право на занятие медицинской деятельностью.
Посещение получателей социальных услуг, находящихся на социально-медицинском обслуживании, осуществляется медицинскими сестрами (не реже 3 раз в неделю) и социальными работниками (3 - 4 раз в неделю).
За состоянием здоровья получателей социальных услуг обеспечивается медицинское наблюдение. При необходимости получателям социальных услуг оказывается первичная доврачебная помощь и осуществляется содействие в обеспечении врачебной медицинской помощи.
Проведение медицинских процедур осуществляется согласно назначению врача и в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи. При проведении медицинских процедур не применяются методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации.
Проведение медицинских процедур осуществляется медицинскими работниками, имеющими соответствующие документы, подтверждающие их квалификационный уровень и право на занятие медицинской деятельностью.
Информация о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях доводится до получателя социальной услуги в доступной и понятной форме.
Гигиенический уход (умывание, полоскание полости рта и т.д.) организуется в момент посещения получателя социальных услуг. Не реже 1 раза в неделю или в случае загрязнения тела проводится обтирание или принятие душа (ванны). При необходимости осуществляется стрижка волос и ногтей.
При обучении членов семей получателей социальных услуг навыкам ухода за получателем социальных услуг дается полное объяснение всех действий, осуществляемых при проведении гигиенических и иных процедур, указывается периодичность их проведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.