Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 9 марта 2016 г. N 55-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 458-п
Государственная программа Ивановской области
"Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области"
4 декабря 2013 г., 10 февраля, 18 марта, 3, 24 апреля, 21 мая, 24 июня, 31 июля, 12, 31 декабря 2014 г., 4, 26 июня, 1 октября, 9, 21 декабря 2015 г., 9 марта, 29 апреля, 7 июля, 3 августа, 28 сентября, 20, 29 декабря 2016 г., 30 марта, 7 апреля, 18 мая 2017 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 18 мая 2017 г. N 195-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование программы |
Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан. 3. Предупреждение аварийных ситуаций на объектах ЖКХ Ивановской области. 4. Переселение из аварийного жилищного фонда. 6. Развитие жилищно-коммунальной сферы. 7. Развитие газификации Ивановской области. 8. Обеспечение жильем молодых семей. 9. Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования. |
Администратор программы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Исполнители |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Цель (цели) программы |
1. Содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья. 2. Обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом, снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставления коммунальных услуг |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Годовой объем ввода жилья. 2. Количество оплаченных свидетельств, предоставленных семьям в целях улучшения жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредита. 3. Число получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. 4. Уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области. 5. Уровень износа коммунальной инфраструктуры. 6. Уровень удовлетворенности жителей Ивановской области качеством предоставляемых коммунальных услуг |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 2915766263,70 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 24269891,00 руб., 2015 год - 1945400597,93 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 529965478,04 руб., 2016 год - 1309095000,98 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 391937864,30 руб., 2017 год - 1480439416,46 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 63236759,34 руб., 2018 год - 164546196,26 руб., 2019 год - 361958021,26 руб., 2020 год - 808774000,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 2173371173,70 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 23926100,00 руб., 2015 год - 1402985435,93 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 157182504,07 руб., 2016 год - 676444174,98 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 158659982,10 руб., 2017 год - 1011355878,59 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 10001144,19 руб., 2018 год - 154527596,26 руб., 2019 год - 351939421,26 руб., 2020 год - 808774000,00 руб.; - федеральный бюджет: 2014 год - 172496690,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 343791,00 руб., 2015 год - 258665050,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 1122008,90 руб., 2016 год - 198116500,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 7188836,24 руб., 2017 год - 469083537,87 руб., 2018 год - 10018600,00 руб., 2019 год - 10018600,00 руб., 2020 год - 0,00 руб.; - Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: 2014 год - 569898400,00 руб., 2015 год - 283750112,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 371660965,07 руб., 2016 год - 434534326,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 226089045,96 руб., 2017 год - 0,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 53235615,15 руб., 2018 год - 0,00 руб., 2019 год - 0,00 руб., 2020 год - 0,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2020 году: - годовой объем ввода жилья в Ивановской области достигнет 275,0 тыс. кв. м; - количество ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов на территории Ивановской области достигнет 5 тысяч в год; - в рамках реализации настоящей государственной программы Ивановской области улучшить жилищные условия смогут не менее 180 молодых семей, а также не менее 85 семей за счет мер государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования; - сократится уровень износа коммунальной инфраструктуры; - доля заемных средств в общем объеме капвложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод достигнет 50 процентов; - уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области достигнет 81,0 процента; - обеспечение повышения качества и комфорта городской среды Ивановской области |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области
2.1. Развитие жилищного строительства
В 2010 - 2012 годах на территории Ивановской области введено в действие 628,7 тыс. кв. метров нового жилья. Ежегодно в Ивановской области строится более 2 тысяч новых благоустроенных квартир. Последние годы в регионе наблюдается стабильный рост объемов жилищного строительства. Но в то же время плановых цифр по объему ввода жилья, установленных Министерством регионального развития Российской Федерации для Ивановской области, достичь не удается. Так, плановый показатель 2012 года исполнен только на 80,7% (план - 275 тыс. кв. м жилья, факт - 221,9 тыс. кв. м).
Существенными препятствиями для развития жилищного строительства на территории региона являются:
- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурами;
- отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
С 2011 года решение перечисленных проблем осуществлялось Правительством Ивановской области в рамках реализации подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - ДЦП Ивановской области "Жилище"), утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.10.2010 N 354-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В приоритетном порядке меры государственной поддержки направлялись на стимулирование застройщиков, реализующих проекты комплексной многоэтажной и малоэтажной застройки. В 2011 - 2012 годах конкурсный отбор проходил проект малоэтажной застройки "Новая Ильинка" (городской округ Иваново). При его осуществлении планируется возведение 50,3 тыс. кв. м жилья в течение четырех лет. Для возмещения застройщику части процентной ставки по привлекаемым кредитам на обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой было выделено 3,443 млн. рублей (2011 - 2012 годы).
В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Правительством Ивановской области проведена актуализация информации об инвестиционно привлекательных земельных участках Ивановской области, находящихся в федеральной собственности и использующихся не по назначению, которые целесообразно использовать в целях жилищного строительства. Также проводилась работа с администрациями муниципальных образований Ивановской области по уточнению перечня свободных земельных участков и сроков их предоставления для жилищного строительства, механизмов и источников финансирования работ по оснащению их сетями инженерно-технического обеспечения.
2.2. Поддержка платежеспособного спроса на жилье
Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования
Как показывает практика последних лет, ипотечное жилищное кредитование остается одним из самых эффективных способов решения жилищных проблем. По данным коммерческих банков, ипотечное кредитование развивается в Ивановской области достаточно динамично. В 2012 году с привлечением жилищных кредитов в регионе проводилось 15% сделок (в 2006 - только 5%). В целом по России этот показатель превысил 20%. В период кризиса объемы ипотечного кредитования снижались, но уже в 2011 году они вернулись на докризисный уровень. В 2012 году коммерческие банки выдали жителям Ивановской области ипотечные кредиты на 2,5 млрд. рублей, что на 64% больше, чем в 2011 году. Процентные ставки по кредитам в среднем в Ивановской области поднялись незначительно: с 12,1% в 2011 году до 12,5% в 2012 году.
В рамках подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" ДЦП Ивановской области "Жилище" в Ивановской области действовал механизм поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он реализовывался путем предоставления безвозвратной и безвозмездной субсидии для оплаты первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов на приобретение жилья или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам. В 2011 году, воспользовавшись субсидией, свои жилищные условия улучшила 81 семья, в 2012 - еще 100 семей.
Для расширения направлений использования гражданами предоставляемой субсидии, в подпрограмму были внесены изменения, позволяющие использовать субсидии на оплату первоначального взноса или на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, привлеченным в целях приобретения жилого помещения на основании договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, а также на погашение основного долга и уплату процентов по рефинансированным кредитам.
Обеспечение жильем молодых семей
Обеспечение жильем молодых семей - один из инструментов решения демографических проблем региона. На протяжении многих лет для Ивановской области остается характерной естественная убыль населения, которая не перекрывается миграционным притоком жителей. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы должна стать основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлиять на улучшение демографической ситуации в регионе.
На решение этих вопросов направлены мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав ДЦП Ивановской области "Жилище". За период 2010 - 2012 годов 624 молодые семьи получили социальные выплаты на приобретение жилых помещений. За весь период реализации подпрограммы (начиная с 2006 года) более 1000 молодых семей улучшили свои жилищные условия. Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной.
2.3. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан
На начало 2013 года в сводном списке граждан Ивановской области - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ДЦП Ивановской области "Жилище", числится 110 семей. За период 2011 - 2012 годов в рамках подпрограммы было предоставлено 65 государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья на общую сумму 97,2 млн. руб. Государственные жилищные сертификаты выдавались гражданам, признанным в установленном законодательством порядке:
- вынужденными переселенцами;
- участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненными к ним лицами;
- выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Кроме того, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области по выполнению мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы и принятых до 01.01.2005 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Ивановской области. Полномочия и соответствующие финансовые средства в объеме 72,67 млн. руб. на обеспечение жильем данной категории граждан были переданы Ивановской области в 2011 году. Всего в списки включено 26 семей граждан, уволенных с военной службы. В 2012 году десять из них уже определились со способом обеспечения жилыми помещениями и получили свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. С гражданами, которые не заявили своего намерения по улучшению жилищных условий, проведена дополнительная разъяснительная работа.
2.4. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из острых социальных проблем в Ивановской области. Ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортное проживание граждан, но и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Аварийные дома ухудшают внешний облик городов и поселков, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий.
Значительную часть аварийного жилищного фонда в Ивановской области составляет жилье, занимаемое на условиях договоров социального найма и являющееся муниципальной собственностью. Однако органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, исполняющие полномочия по обеспечению жильем проживающих на территории муниципальных образований Ивановской области граждан, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда. Поэтому решение этой проблемы требует консолидации финансовых ресурсов федерального и регионального уровней.
На территории Ивановской области начиная с 2008 года ежегодно реализуются региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Данные программы предусматривают консолидацию ресурсов, выделяемых на соответствующие цели из федерального фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области.
Достигнутые результаты не позволяют говорить о полном решении проблемы расселения аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области. В условиях стареющего жилищного фонда данная проблема приобрела перманентный характер и требует непрерывного продолжения предпринимаемых мер для предотвращения возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
Постановлением Правительства Ивановской области от 7 июля 2016 г. N 213-п в подраздел 2.5 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.5. Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры
Коммунальное хозяйство Ивановской области по уровню своего развития существенно отличается в городских и сельских поселениях. Так, в городах водопроводом и канализацией оборудовано 74% жилья, а в сельской местности - только 40%. Одна из острейших проблем Ивановской области - это отсутствие горячего водоснабжения в большинстве муниципальных образований Ивановской области.
В последние годы основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) определялись федеральными инициативами. В отрасли произошел целый ряд важнейших изменений:
- проведена реформа оплаты жилья и коммунальных услуг;
- создана система адресной социальной поддержки граждан;
- усовершенствована система управления многоквартирными жилыми домами;
- проведено финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса;
- внедрены в жилищно-коммунальной сфере конкурентные рыночные отношения, привлечен к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда частный сектор.
Тем не менее, несмотря на проведенные реформы, качество жилищно-коммунальных услуг и устойчивость системы коммунальной инфраструктуры все еще находятся ниже нормативного уровня и не удовлетворяют потребности граждан.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Основные причины неэффективности ЖКХ - высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений. В результате в ЖКХ отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
ЖКХ в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. По последним данным, уровень износа электрических сетей составляет более 65%, сетей водопровода - 70%, сетей канализации - 70%, тепловых сетей - 65%. Около 40% основных фондов полностью отслужили свой срок.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения.
Задачей подпрограммы "Развитие жилищно-коммунальной сферы" настоящей государственной программы является внедрение в приоритетном порядке на теплогенерирующих источниках современных энергосберегающих технологий. Это позволит увеличить надежность работы теплоисточников, максимально сократить их износ и существенно снизить потребление ими первичных энергоресурсов. Модернизация объектов проводится посредством технического перевооружения существующих теплоисточников с заменой основного и вспомогательного оборудования. Таким образом, осуществляется замена котлоагрегатов на более современные, с применением пластинчатых теплообменников, насосного оборудования с использованием частотного регулирования и светодиодного освещения.
Проблема износа коммунальной инфраструктуры как в Российской Федерации, так и в Ивановской области настолько глобальна, что решить ее за счет бюджетных средств не представляется возможным. Поэтому активизация процессов частно-государственного партнерства в этой сфере выглядит наиболее реальным инструментом ее решения.
Реализация мероприятий по обеспечению населения Ивановской области теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод
Несмотря на то, что уровень оказания коммунальных услуг в Ивановской области далек от нормативного, их стоимость для населения ежегодно увеличивается на 12% - 14%. В 2011 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, 14% потребительских расходов домашних хозяйств Ивановской области были затрачены на оплату жилищно-коммунальных услуг. Среди всех субъектов Российской Федерации хуже показатель был только у Амурской области - 15,2%. В целях сдерживания роста размера платы для населения Правительство Ивановской области ежегодно предусматривает средства на субсидирование деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Значительный объем предоставляемых субсидий связан, в первую очередь, с опережающим ростом цен на первичные энергоносители: природный газ, электроэнергию, жидкое и твердое топливо.
В 2012 году за счет областного бюджета были осуществлены:
- компенсация расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения;
- предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области государственных полномочий для предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению населению в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами роста;
- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мер по обеспечению теплоснабжения потребителей в условиях подготовки и прохождения отопительного периода.
Опережающее изменение экономически обоснованных величин тарифов на коммунальные услуги по отношению к тарифам для населения затрудняют процесс ликвидации бюджетного дотирования. При этом необходимо отметить, что возмещение недополученных доходов за счет бюджетных источников носит характер неэффективных расходов, а участие региона в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" требует прекращения любых дотаций отраслевым организациям (с 1 января 2010 года).
Для исключения резких скачков стоимости приобретаемого организациями коммунального комплекса жидкого и твердого топлива Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в 2011 - 2012 годах внедрена система централизованных закупок топочного мазута и каменного угля. Данные меры позволили сохранить цену на мазут в регионе на уровне 2011 года. Прирост цен на каменный уголь не превысил 5% по отношению к 2012 году, в то время как тарифы на железнодорожные перевозки ежегодно увеличиваются на 15 - 20%. Кроме того, централизованная закупка топлива позволила осуществить максимальный контроль объема, своевременности и качества поставленного топлива, обеспечивать бесперебойное теплоснабжение населенных пунктов в период прохождения отопительного сезона. По предварительной оценке экономический эффект от использования системы централизованных закупок составил порядка 100 млн. руб.
В ближайшей перспективе основные направления государственного регулирования тарифов, осуществляемые в рамках реализации основных положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", будут сохранены. Установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не позволит организациям коммунального комплекса обеспечить покрытие расходов только за счет платы потребителей, поэтому расходные обязательства Ивановской области по компенсациям и субсидиям теплоснабжающим организациям и организациям коммунального комплекса будут сохранены.
Оперативное предупреждение и ликвидация последствий аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ
Сохраняющийся высокий уровень износа основных фондов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Ивановской области обуславливает стабильное число возникающих аварийных ситуаций. В 2010 - 2012 годах количество аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ, для ликвидации которых были предоставлены материально-технические ресурсы, составило: 2010 год - 75, 2011 год - 68, 2012 год - 80 единиц. За последние три года материально-технические ресурсы на ликвидацию аварий были выделены во всех случаях, когда это было необходимо.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области формирует запасы не только материально-технических, но и топливно-энергетических ресурсов. Потребность в них обусловлена существующей практикой неисполнения муниципальных контрактов на поставку топлива для предприятий и организаций ЖКХ, связанной как с несвоевременностью расчетов со стороны заказчиков, так и со срывами сроков поставок топлива со стороны поставщиков.
Ежегодно Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области проводится мониторинг аварийных ситуаций с целью определения основной потребности муниципальных образований Ивановской области и предприятий ЖКХ Ивановской области в материалах и оборудовании. Основная потребность в материалах достигает пиковых значений в период отопительного сезона, когда функционируют все инженерные системы коммунального комплекса и жилого фонда. Кроме того, в настоящее время осуществляется создание системы электронного учета аварийных ситуаций с фиксацией причин их возникновения и результатами исполнения заявок.
В 2012 году объем расходов областного бюджета на создание областного Фонда материально-технических ресурсов позволил не только полностью обеспечить потребности текущего периода, но и создать задел на следующий год (в размере 30% необходимого запаса).
2.6. Развитие газоснабжения и газификации Ивановской области
По состоянию на 1 января 2013 года уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области (далее - уровень газификации) характеризуется следующими показателями:
- уровень газификации в целом составляет 74,21% (в среднем по стране - 64,4%), в том числе в городах и поселках городского типа - 88,15% (70,1%), в сельской местности - 28,24% (53,1%);
- из 30 городов и поселков городского типа природный сетевой газ имеется в 26, из 2998 сельских населенных пунктов газифицированы природным сетевым газом только 291, или 9,7% от общего количества;
- газифицировано 467871 домовладений и квартир, в том числе природным газом - 387942 домовладений и квартир;
- не обеспечены сетевым природным газом населенные пункты Верхнеландеховского (кроме п. Мыт), Лухского, Пестяковского, Юрьевецкого муниципальных районов Ивановской области, а также сельские населенные пункты Заволжского и Пучежского муниципального района Ивановской области.
Недостаточный уровень газификации, особенно в сельской местности, ухудшает социальное положение населения, снижает энергетическую безопасность региона, уменьшает его инвестиционную привлекательность. Улучшение газификации населенных пунктов необходимо для решения проблем теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы. Использование природного газа в качестве топлива для коммунально-бытовых и промышленных котельных, а также котельных объектов социальной сферы позволит улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг населению, сократить расходы на закупку топлива, положительно повлияет на экологическую обстановку в регионе.
В настоящее время развитие газификации Ивановской области ведется в рамках загрузки существующих газопроводов-отводов и газораспределительных станций, от которых осуществляется строительство распределительных газопроводов к населенным пунктам. В 2012 году ОАО "Газпром промгаз" по заказу ООО "Газпром межрегионгаз" выполнена корректировка Генеральной схемы газоснабжения и газификации Ивановской области.
Схемы газоснабжения и газификации Ивановской области выполнены на основе оптимальной структуры топливно-энергетического баланса в увязке с ресурсами газа, энергосбережением, эффективностью использования газа, производства тепла и электроэнергии, обоснования инвестиций в строительство межпоселковых газопроводов, определения рациональности газификации населенных пунктов Ивановской области.
Генеральной схемой газоснабжения и газификации Ивановской области предусмотрено:
- газификация сетевым природным газом 1100 населенных пунктов региона;
- строительство газопроводов-отводов и 3 новых ГРС для газоснабжения Юрьевецкого, Лухского и Пестяковского районов Ивановской области;
- строительство межпоселкового газопровода высокого давления от перспективной ГРС п. Пестяки до п. Верхний Ландех для газификации Верхнеландеховского района Ивановской области.
Кроме того, Генеральной схемой газоснабжения и газификации Ивановской области определены параметры реконструкции существующих газораспределительных станций. В первую очередь, это касается ГРС, сдерживающих перспективную газификацию региона:
- ГРС Кинешма - для газификации коммунально-бытовых котельных города Заволжск и развития газификации сельских населенных пунктов Заволжского и Кинешемского районов Ивановской области;
- ГРС Фурманов - для развития газификации Фурмановского и частично Ивановского (Березовая Роща, Озерный, Бибирево) муниципальных районов Ивановской области;
- ГРС Шуя - для перспективной газификации промышленных и коммунально-бытовых потребителей города Шуя и Шуйского муниципального района Ивановской области;
- ГРС Родники - для газификации сельских населенных пунктов Родниковского района, а также развития индустриального парка "Родники".
Необходимы реконструкции ГРС Лежнево и ГРС Писцово, находящихся в собственности Лежневского и Комсомольского муниципальных районов Ивановской области.
На сегодняшний день объем инвестиций на разработку проектной документации, а также реализацию готовых проектов газификации населенных пунктов и жилищного фонда составляет 2,2 млрд. руб. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области, вследствие дефицита бюджетных средств, не в состоянии самостоятельно финансировать строительство объектов газификации в полном объеме.
В 2009 - 2013 годах финансирование работ по разработке проектной документации и строительству объектов газификации на территории Ивановской области осуществлялось за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий:
- долгосрочной целевой программы Ивановской области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2014 годы;
- долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года";
- долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы".
Финансирование строительства объектов газификации осуществляется также за счет средств:
- ОАО "Газпром газораспределение Иваново" в рамках программы газификации, финансируемой за счет инвестиционной составляющей (спецнадбавки) на транспортировку газа на территории Ивановской области;
- ООО "Газпром межрегионгаз" в рамках программ газификации регионов Российской Федерации;
- ПАО "Газпром" в рамках инвестиционных программ общества;
- средств населения - членов кооперативов по газификации жилых домов;
- средств предприятий и организаций Ивановской области.
В целях координации работы по газификации населенных пунктов Ивановской области перечень объектов, финансируемых в рамках существующих программ, согласовывается Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области.
За период с 2009 по 2012 годы за счет всех источников финансирования:
- введено в эксплуатацию 885,75 км газопроводов;
- газифицировано природным газом 21181 домовладений и квартир;
- уровень газификации вырос на 2,21% (в городах и поселках городского типа - на 2,13%; в сельской местности - на 2,9%).
За период с 2009 по 2012 годы из областного бюджета на строительство объектов газификации было выделено 1,1 млрд. рублей.
Значительное влияние на развитие газификации региона оказало сотрудничество с организациями ПАО "Газпром". Общий объем инвестиций ПАО "Газпром" в строительство и проектирование объектов газификации на территории Ивановской области составил около 500,0 млн. руб.
С 2005 года Ивановская область стала участником программы газификации регионов Российской Федерации, финансируемой ООО "Газпром межрегионгаз". За годы реализации программы ООО "Газпром межрегионгаз" инвестировал в строительство межпоселковых газопроводов Ивановской области более 1,7 млрд. рублей. Благодаря этому в регионе введено 14 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 209,5 км. В тот же период, в соответствии с утвержденными показателями по подготовке потребителей к приему газа, за счет средств областного бюджета было построено более 350 км уличных распределительных газовых сетей, газифицировано более 11 тыс. домовладений и квартир, переведено на природный газ 70 котельных.
Ежегодно Правительством Ивановской области, ПАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" подписываются планы-графики синхронизации выполнения программ газификации регионов РФ, в которых закрепляются обязательства сторон по строительству объектов газификации и подготовке потребителей к приему газа в установленные сроки. В результате взаимных действий сторон за период с 2005 по 2012 годы было газифицировано 27 населенных пунктов в 8 муниципальных районах, в том числе город Заволжск.
Для решения задачи газификации населенных пунктов Ивановской области необходимо:
- продолжение строительства межпоселковых газопроводов к ранее не газифицированным территориям районов;
- строительство газопроводов низкого давления с целью газификации жилищного фонда и удовлетворение потребностей населения в природном газе;
- решение проблем теплоснабжения городов и населенных пунктов путем обеспечения технической возможности для реконструкции котельных и перевода их на использование природного газа в качестве основного вида топлива;
- удовлетворение потребностей в природном газе промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 апреля 2016 г. N 124-п подраздел 2.7 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.7. Повышение эффективности организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, находящихся в собственности Ивановской области
В целях повышения эффективности организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, находящихся в собственности Ивановской области, а также повышения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на эти цели, в 2008 году создано бюджетное государственное учреждение "Агентство капитального строительства Ивановской области", подведомственное Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области.
Задачами учреждения являются:
- проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, находящихся в собственности Ивановской области, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного бюджета, объектов дорожного хозяйства, находящихся в собственности Ивановской области, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников;
- осуществление проверки соответствия качества и объемов выполненных работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в собственности Ивановской области, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников;
- согласование стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением объектов дорожного хозяйства;
- техническое сопровождение и проверка проектной (сметной) документации объектов капитального строительства, за исключением объектов дорожного хозяйства.
С 01.01.2012 бюджетное государственное учреждение "Агентство капитального строительства Ивановской области" выполняло государственные работы на основании государственного задания, утверждаемого приказом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области. В 2011 - 2013 годах указанным учреждением приняты объемы работ по итогам проведения строительного контроля на общую сумму 2449,50 млн. руб.
В 2016 году тип Агентства капитального строительства Ивановской области изменен на областное государственное казенное учреждение.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 апреля 2016 г. N 124-п в подраздел 2.8 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.8. Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания, доступности коммунальных услуг для населения, а также повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Однако в настоящее время качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основные причины неэффективности ЖКХ - высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений. В результате в ЖКХ отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
ЖКХ, в сегодняшнем его состоянии, характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, высоким уровнем износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
Большинство аварий на инженерных сетях происходит по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.
Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к возникновению аварий и технологическим нарушениям при их эксплуатации.
Ветхое состояние тепловых сетей чаще всего становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы постоянно возрастает. Действующий затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования энергетических ресурсов необходимо обеспечить масштабную замену ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на системах жизнеобеспечения и объектах электрохозяйства, провести работы по тепловой изоляции трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения, строительству новых энергетически эффективных объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Замена ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на системах жизнеобеспечения и объектах электрохозяйства, тепловая изоляция трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения, строительство новых энергетически эффективных объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод отвечают стратегическим интересам и позволят:
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Ивановской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергетических ресурсов потребителям;
- обеспечить более рациональное использование коммунальных ресурсов.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения определяется тем, что:
- задача по обеспечению населения коммунальными услугами нормативного качества входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны и региона, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, электрохозяйства, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
- проблемы снабжения населения коммунальными услугами носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы Ивановской области
Постановлением Правительства Ивановской области от 7 апреля 2017 г. N 119-п раздел 2 настоящего приложения дополнен подразделом 2.9
2.9. Состояние сферы благоустройства в муниципальных образованиях Ивановской области
Состояние дворовых территорий многоквартирных домов является важнейшей частью комфортности проживания граждан. От уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе от уровня технически исправного состояния внутриквартальных проездов, тротуаров, малых архитектурных форм, во многом зависит качество жизни населения.
В существующем жилищном фонде на территории Ивановской области объекты благоустройства дворов за многолетний период эксплуатации пришли в ветхое состояние и не отвечают в полной мере современным требованиям благоустройства.
Из-за недостаточного финансирования работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов производились в недостаточном объеме, что привело к износу асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов, внутриквартальных пешеходных дорожек, разрушению тротуаров. Истек срок службы дорожных покрытий множества дворовых территорий на территории Ивановской области, что повлекло за собой необходимость комплексного подхода к благоустройству дворовых территорий.
Также в муниципальных образованиях Ивановской области необходимо планомерно восстанавливать облик парковых зон, зон отдыха, обеспечить организацию современного озеленения. Обустройство новых уголков отдыха, установка игровых комплексов, повышение уровня озеленения способствует улучшению как эстетического облика, так и функциональных возможностей зон отдыха.
Парки являются одним из главных мест отдыха и развлечений для населения. Однако инфраструктура парков в настоящий момент устарела. Парки не способны отвечать досуговым потребностям жителей города.
Для всех парков Ивановской области характерен низкий уровень технической оснащенности. Оборудование имеет высокую степень износа, спортивные площадки имеют асфальтовое покрытие, что не соответствует современным техническим и эстетическим требованиям. Высока степень износа сетей наружного освещения, ограждений. Состояние деревьев и кустарников, произрастающих на территории парков, не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к зеленым насаждениям. Качество травяного покрова на территории парков составляет сегодня одну из проблем в озеленении городских рекреационных территорий.
На территории Ивановской области находятся не только парки, но и скверы. Неприглядный вид скверов - следствие небольшого количества или полного отсутствия зеленых насаждений, а также скопления мусора. Также необходимо проводить работы по содержанию и восстановлению парков, скверов: установка урн, скамеек для отдыха, в том числе осуществление ремонта имеющихся скамеек, посадка зеленых насаждений, обустройство прогулочных дорожек, надлежащего освещения.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2017 г. N 115-п раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы Ивановской области
Таблица 1
Пояснения к таблице:
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 1.1 определяются по данным официального статистического наблюдения;
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 1.2 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области;
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 1.3 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом социальной защиты населения Ивановской области;
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 2.1 определяются следующим образом:
, где
И2.1 - уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области (процентов);
К1 - количество подключенных к сетевому газу заселенных домовладений (квартир) в городах и сельских поселениях Ивановской области (единиц);
К - количество заселенных домовладений (квартир) в городах и сельских поселениях Ивановской области (единиц).
Значения К1 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области.
Значения К определяются по данным официального статистического наблюдения;
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 2.2 определяются по данным официального статистического наблюдения;
отчетные значения целевого индикатора (показателя) 2.3 определяются на основании полученных данных по результатам опроса населения Ивановской области с применением IT-технологий в соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 22.04.2014 N 77-уг, как средневзвешенная величина исходя из значений удовлетворенности населения Ивановской области уровнем организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения и численностью постоянного населения Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.