Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 30 марта 2011 г. N 83-п
Подпрограмма
"Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы
16 ноября 2011 г., 28 августа, 3 октября 2012 г., 15 февраля, 4 июля, 30 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Таблица 1
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году выявили необходимость создания условий для массового строительства жилья экономкласса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2007 N 45-п, были осуществлены мероприятия, направленные на поддержку инвестиционных проектов комплексной жилой застройки, реализуемых на территории городского округа Иваново и Ивановского муниципального района.
Государственная поддержка осуществлялась в виде субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным застройщиками в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также субсидий бюджетам муниципальных образований на развитие инженерной и транспортной инфраструктур.
Итоги реализации данной подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры.
Кризисные явления в экономике ухудшили материальное положение жителей, что привело к снижению качества жизни. Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Аварийные дома ухудшают внешний облик городов и поселков, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий. Снос аварийных многоквартирных домов приведет к высвобождению свободных земельных участков, которые впоследствии могут быть использованы под строительство новых домов.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства, несмотря на изменения в жилищном строительстве, где основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В бюджетах муниципальных образований Ивановской области, как правило, отсутствуют финансовые средства для реализации проектов по обеспечению земельных участков объектами коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур, строительство которых необходимо для обеспечения комплексного освоения и развития территорий.
С 1 января 2014 года вступят в силу предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации запреты на осуществление органами местного самоуправления сельских поселений Ивановской области следующих полномочий при отсутствии документов территориального планирования:
принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения;
принятие решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов;
подготовка документации по планировке территории.
Таким образом, отсутствие документов территориального планирования станет серьезным препятствием для решения вопросов местного значения, в частности для развития жилищного строительства и обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.
На сегодняшний день утверждены документы территориального планирования всех муниципальных районов и городских округов Ивановской области. Генеральные планы утвердили 18 из 24 городских поселений (75%), 62 из 105 сельских поселений (59%) Ивановской области. Проекты генеральных планов 6 городских (25%) и 21 сельского поселения (20%) Ивановской области находятся в стадии разработки и согласования.
22 сельских поселения (21%) Ивановской области приняли решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако основной причиной принятия обозначенных решений является отсутствие денежных средств на подготовку проектов документов территориального планирования, что не отменяет потребности в таких документах для обеспечения их развития.
Частью из указанных сельских поселений Ивановской области утверждены документы градостроительного зонирования. Следовательно, в рамках подготовки проектов генеральных планов таких муниципальных образований может быть выявлена необходимость корректировки утвержденных правил землепользования и застройки.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
3.1. Цель Подпрограммы
Цель Подпрограммы - стимулирование развития жилищного строительства.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в подраздел 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Целевые индикаторы реализации Подпрограммы
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Годовой объем ввода жилья |
тыс. кв.м |
232,0 |
249,0 |
271,0 |
329,0 |
388,0 |
Доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса в годовом объеме ввода жилья |
% |
45,0 |
50,0 |
55,0 |
58,0 |
60,0 |
Доля ввода малоэтажного жилья в годовом объеме вводимого жилья |
% |
40,0 |
45,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
Число переселенных граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01. 2010 в установленном порядке и внесенного в Реестр аварийных домов Ивановской области в АИС "Реформа ЖКХ" |
чел. |
1185 |
590 |
590 |
598 |
590 |
Количество снесенных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
шт. |
80 |
80 |
80 |
46 |
40 |
Общая площадь расселяемых жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в установленном порядке |
кв.м |
24500 |
24500 |
0 |
0 |
0 |
Доля муниципальных образований Ивановской области с подготовленными проектами документов территориального планирования или утвержденными документами территориального планирования в общем количестве муниципальных образований Ивановской области |
% |
33 |
46 |
100 |
100 |
100 |
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в подраздел 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
Успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить к 2015 году:
увеличение годового объема ввода жилья до 388 тыс. кв. м;
формирование сегмента строительства жилья экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, в годовом объеме вводимого жилья до 60%;
увеличение доли ввода малоэтажного жилья в годовом объеме вводимого жилья до 60%;
развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство;
ликвидацию до 01.01.2012 аварийного и подлежащего сносу 40% жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, который на территории Ивановской области на 01.01.2010 составлял 49000 кв.м;
высвобождение при сносе аварийного жилищного фонда земельных участков общей площадью 50 тыс. кв. м для последующей жилой застройки;
подготовка проектов документов территориального планирования и (или) утверждение документов территориального планирования всех муниципальных образований Ивановской области до конца 2013 года.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение Подпрограммы
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в подраздел 4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.1. Задачи Подпрограммы
Для достижения цели Подпрограммы необходимо обеспечить решение следующих задач:
- формирование нового сегмента жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства;
- комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этой цели;
- создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономического класса;
- поддержка жилищного строительства на территории Ивановской области со стороны институтов развития (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"));
- поэтапное переселение граждан, выселяемых из жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в благоустроенные жилые помещения;
- обеспечение документами территориального планирования сельских поселений Ивановской области, у которых отсутствуют денежные средства на подготовку генеральных планов.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в подраздел 4.2 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Планируемые мероприятия и механизмы реализации Подпрограммы
В рамках Подпрограммы будут осуществлены следующие основные мероприятия:
- предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса (далее - субсидии на развитие инфраструктуры);
- предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса (далее - субсидии на строительство автомобильных дорог);
- предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса (далее - субсидии на возмещение процентной ставки);
- предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам сельских поселений Ивановской области на подготовку документов территориального планирования и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости);
- корректировка документов территориального планирования Ивановской области (схемы территориального планирования Ивановской области).
Алгоритм выполнения выше обозначенных мероприятий представлен в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Отбор проектов комплексной жилой застройки для участия в Подпрограмме |
ежегодно, в течение срока проведения конкурсного отбора государственным заказчиком подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы на федеральном уровне |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
2. |
Участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на получение средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
ежегодно, в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы на федеральном уровне |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
3. |
Заключение соглашений о реализации Подпрограммы с государственным заказчиком подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
ежегодно, в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы на федеральном уровне |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
4. |
Разработка проекта постановления Правительства Ивановской области о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на финансовое обеспечение реализации Подпрограммы |
ежегодно, по результатам конкурсного отбора субъектов РФ |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
5. |
Заключение соглашений с администрациями муниципальных образований Ивановской области о реализации Подпрограммы |
ежегодно, после вступления в силу постановления Правительства Ивановской области о распределении субсидий |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
6. |
Перечисление средств федерального бюджета, бюджета Ивановской области в бюджеты муниципальных образований на реализацию Подпрограммы |
ежегодно, после вступления в силу постановления Правительства Ивановской области о распределении субсидий |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
7. |
Оказание методической помощи администрациям муниципальных образований по вопросам разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования |
2011 - 2015 годы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
7.1. |
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам сельских поселений Ивановской области на подготовку документов территориального планирования и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости) |
2013 год |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
8. |
Корректировка схемы территориального планирования Ивановской области |
2011 - 2015 годы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
9. |
Проведение мониторинга и оценки хода выполнения Подпрограммы, формирование отчетов о реализации Подпрограммы |
2011 - 2015 годы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области |
Организационные мероприятия в рамках Подпрограммы (таблица 4) будут направлены на:
создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного контроля;
взаимодействие с институтами развития, содействие внедрению организационных механизмов комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства;
внедрение организационных механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для реализации проектов.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Таблица 4
NN п/п |
Организационные и другие мероприятия |
Срок |
Ответственные исполнители |
1. |
Формирование земельных участков для строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, из состава земель, находящихся в федеральной собственности, права по распоряжению которыми переданы Федеральным фондом |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
2.. |
Подготовка предложений по использованию земельных участков в целях жилищного строительства в рамках работы Межведомственной комиссии при Правительстве Ивановской области по контролю за неосвоенными земельными участками Ивановской области, предоставленными в целях строительства, и объектами, не завершенными строительством |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
3. |
Реализация распоряжения |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
4. |
Утверждение контрольных показателей по вводу жилья в муниципальных образованиях Ивановской области, ежегодная их корректировка; мониторинг деятельности администраций муниципальных образований Ивановской области по предоставлению земельных участков в целях жилищного строительства, в т.ч. комплексного освоения |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
5. |
Выполнение мероприятий в рамках реализации Закона Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
6. |
Обеспечение комплекса мер по контролю за деятельностью застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств граждан на строительство жилья, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
7. |
Разработка и утверждение концепции и долгосрочной целевой программы Ивановской области, предусматривающей развитие промышленности строительных материалов, в том числе модернизацию и технологическое развитие производственной базы домостроения (после утверждения на федеральном уровне аналогичной федеральной целевой программы) |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
8. |
Методическое и организационное |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
9. |
Содействие формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода |
2013 - 2015 годы |
Департамент |
Содействие кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию типовых проектов жилищного строительства экономического класса | |||
10. |
Заключение Соглашения о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья экономического класса (в рамках программы ОАО "АИЖК" "Стимул") между Правительством Ивановской области и ОАО "АИЖК" |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
11. |
Создание (определение) юридического лица, исполняющего функции гаранта по сбыту в рамках программы ОАО "АИЖК" "Стимул" |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
12. |
Согласование проектов строительства, финансируемых за счет средств ОАО "АИЖК", с застройщиками и банковским сектором |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
13. |
Формирование (при необходимости) маневренного фонда специализированного государственного жилищного фонда Ивановской области в рамках программы ОАО "АИЖК" "Стимул" |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
14. |
Мониторинг хода строительства многоквартирных жилых домов на территории Ивановской области: формирование перечня объектов жилищного строительства, завершение строительства которых возможно в 6-месячный срок; формирование перечня объектов жилищного строительства, строящихся с привлечением средств граждан - дольщиков; формирование перечня объектов жилищного строительства, которые находятся на начальной стадии строительства |
2011 - 2015 годы |
Департамент |
Мероприятия Подпрограммы будут осуществляться в 2011 - 2015 годах, что позволит обеспечить комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, сформировать новый сегмент жилья на рынке, развить производственную базу для внедрения новых современных технологий и строительных материалов для строительства жилья экономического класса.
При реализации Подпрограммы будет продолжена реализация проектов по комплексному освоению территорий в рамках механизма государственно-частного партнерства, отработаны новые механизмы при развитии застроенных территорий в целях ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда.
К строящимся многоквартирным малоэтажным домам, предназначенным для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, будут установлены требования к энергетической эффективности многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В Ивановской области утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 08.07.2010 N 236-п региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на 2010 - 2020 годы".
Ожидаемыми конечными результатами программы являются:
- создание системы управления проектами по энергосбережению, содействующей переводу экономики Ивановской области на энергосберегающий путь развития;
- прекращение безучетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из бюджета различных уровней;
- создание новых рабочих мест по производству энергосберегающей техники и материалов, оказанию энергосервисных и консультационных услуг;
- сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики к 2020 году минимум на:
суммарная экономия электрической энергии - 2176 млн. кВтч,
суммарная экономия тепловой энергии - 1029 тыс.Гкал,
суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов - 1117 тыс. т.у.т.
Финансовые механизмы реализации мероприятий Подпрограммы, предусматривающие субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, направлены, в первую очередь, на привлечение банковских кредитных ресурсов для финансирования проектов по развитию инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства, а также на цели строительства жилья экономического класса.
Заемщиками при реализации таких проектов могут выступать органы местного самоуправления и юридические лица, в том числе и организации коммунального комплекса.
Финансовые механизмы реализации мероприятий Подпрограммы, предусматривающие субсидии на развитие инженерной и социальной инфраструктур, субсидии на обеспечение автомобильными дорогами, направлены на поддержку исполнения полномочий органов местного самоуправления по реализации проектов жилищного строительства.
Организационные механизмы Подпрограммы направлены на четкое разграничение ответственности между участниками развития территорий в целях жилищного строительства и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, удешевить стоимость кредитования и других затрат на строительство, обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономического класса.
Поддержка жилищного строительства со стороны ОАО "АИЖК" возможна при совместной реализации на территории Ивановской области кредитных продуктов "Стимул", "Малоэтажное жилье". Эффект от их реализации ожидается в увеличении объемов банковского кредитования в жилищном строительстве и приобретении жилья, что обеспечит сбалансированное увеличение объемов предложения (строительства) и спроса (в том числе с использованием ипотеки) на строящееся жилье. Такое увеличение объемов будет поддерживаться со стороны ОАО "АИЖК" предложением банкам воспользоваться в своей проектной деятельности новыми механизмами (способами) рефинансирования, следствием чего должно стать снижение (перераспределение) риска ликвидности, риска изменения процентных ставок и общего риска сбыта в жилищном строительстве.
При этом жилье экономического класса, построенное в рамках проектов комплексной жилой застройки, может быть использовано для улучшения жилищных условий граждан, получающих государственную поддержку в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей", "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Кроме того, построенное жилье экономического класса будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Объем финансирования мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 - 2012 годах на строительство жилья, который устанавливается в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
При застройке новых микрорайонов строительство объектов соцкультбыта, мероприятия по благоустройству территорий при сдаче жилых домов планируется осуществлять в соответствии с проектами планировки и проектами межевания территории, подготовленными на основании документов территориального планирования с учетом требований нормативов градостроительного проектирования Ивановской области. В соответствии с указанными нормативами при проектировании и строительстве объектов недвижимости на территории Ивановской области должны в обязательном порядке предусматриваться мероприятия по жизнеобеспечению людей с ограниченными возможностями.
Мероприятиями также предусматривается внесение изменений в схему территориального планирования Ивановской области, направленное в том числе на развитие жилищного строительства.
Подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Ивановской области осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований. Подготовка документов территориального планирования некоторых сельских поселений осуществляется за счет субсидирования таких работ из средств областного бюджета. В рамках подготовки проектов генеральных планов сельских поселений может быть выявлена необходимость корректировки утвержденных правил землепользования и застройки. Внесение изменений в документы градостроительного зонирования в указанном случае возможно за счет субсидий из областного бюджета. Муниципальные образования должны быть полностью обеспечены документами территориального планирования и градостроительного зонирования или их проектами до 01.01.2014.
В целях устранения административных барьеров в строительной сфере, стимулирования инвестиционной активности и повышения инвестиционной привлекательности Ивановской области принято распоряжение Правительства Ивановской области от 18.11.2010 N 390-рп "О плане мероприятий по снижению административных барьеров в строительной сфере на территории Ивановской области". Планом мероприятий предусматривается централизованное создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городских округах и муниципальных районах области, разработка проектов и утверждение административных регламентов предоставления муниципальных услуг (функций) в сфере регулирования строительной деятельности, формирование реестров свободных земельных участков муниципальных образований Ивановской области, сформированных для проведения аукционов.
Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы (направление "Развитие жилищного строительства"), которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п в подраздел 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Плановый объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы
Таблица 5
(млн.рублей)
5. Условия предоставления и методика распределения субсидий на развитие инфраструктуры, субсидий на строительство автомобильных дорог, субсидий на возмещение процентной ставки местным бюджетам на реализацию аналогичных программ за счет средств местных бюджетов
5.1. Цель предоставления и расходования субсидий
Субсидии на развитие инфраструктуры, субсидии на строительство автомобильных дорог, субсидии на возмещение процентной ставки (далее - Субсидии) предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований Ивановской области, включающих в себя мероприятия, направленные на стимулирование развития жилищного строительства.
5.2. Условия предоставления Субсидий
Субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области в процентном соотношении 90:10.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются местным бюджетам согласно условиям софинансирования, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.3. Критерии отбора муниципальных образований Ивановской области для предоставления Субсидий
Условиями допуска муниципального образования Ивановской области к участию в отборе являются:
- отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности муниципального образования перед федеральным бюджетом, бюджетом Ивановской области по средствам, ранее предоставленным на возвратной и возмездной основе;
- целевое использование предоставленных ранее субвенций и субсидий из федерального бюджета и бюджета Ивановской области;
- софинансирование расходов за счет средств местного бюджета отобранных в установленном порядке инвестиционных проектов в размере не менее 10% от общего объема соответствующих расходов, связанных с реализацией данных проектов, за каждый из годов их реализации;
- реализация органами местного самоуправления муниципального образования Ивановской области следующих мероприятий:
а) утверждение долгосрочной целевой программы муниципального образования Ивановской области, включающей в себя мероприятия, направленные на стимулирование развития жилищного строительства;
б) утверждение генерального плана городского округа или городского, сельского поселения;
в) утверждение правил землепользования и застройки городского округа или городского, сельского поселения;
г) утверждение документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства;
д) введение платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа на подключение.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований Ивановской области необходимо предусматривать также использование механизмов координации на основе документов территориального планирования (генеральных планов) текущих и среднесрочных прогнозов жилищного строительства на территории муниципального образования, инвестиционных программ естественных монополий в энергетике, топливном комплексе, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию системы инженерной инфраструктуры.
При отборе муниципальных образований Ивановской области оцениваются также включенные в долгосрочную целевую программу муниципального образования Ивановской области мероприятия, представляющие собой инвестиционные проекты комплексного освоения и развития территорий, реализуемые юридическими лицами или органами местного самоуправления (далее - Проекты).
Проекты, представляемые на конкурсный отбор, должны соответствовать следующим критериям:
- в рамках реализации Проекта в текущем году должен осуществляться ввод жилья объемом не менее указанного в заявке муниципального образования Ивановской области;
- проекты юридических лиц (частных инвесторов) должны быть одобрены Межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, за исключением Проектов, реализация которых осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве, заключенных между Ивановской областью и другими субъектами Российской Федерации;
- цена 1 кв. м жилья, реализуемого гражданам - получателям социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы, не должна превышать норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Ивановской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распределение субсидий на возмещение процентной ставки осуществляется по результатам отбора Проектов, реализуемых органами местного самоуправления или юридическими лицами в рамках муниципальных долгосрочных целевых программ по стимулированию развития жилищного строительства.
Заемщиками при реализации таких Проектов могут выступать органы местного самоуправления или юридические лица.
Реализация Проектов комплексной жилой застройки предусматривает наличие у застройщика права аренды или собственности на земельные участки.
Отбор муниципальных образований и Проектов, подлежащих софинансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году и в плановом периоде, проводится Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области ежегодно, в течение срока проведения государственным заказчиком подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы конкурсного отбора на федеральном уровне.
Проекты, реализуемые юридическими лицами (частными инвесторами), представляются на конкурсный отбор администрациями муниципальных районов и городских округов Ивановской области.
5.4. Требования к представляемым на отбор документам
Для участия в отборе муниципальные образования Ивановской области направляют в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области заявки на получение субсидии на возмещение процентной ставки.
Заявка включает в себя следующий комплект документов (далее - Заявка):
- заявление на участие в отборе, оформленное в соответствии с приложением 4 к настоящей Подпрограмме;
- утвержденная долгосрочная целевая программа муниципального образования Ивановской области, предусматривающая мероприятия, направленные на стимулирование развития жилищного строительства;
- документ, подтверждающий соответствие муниципального образования и Проектов условиям допуска к участию в отборе;
- обязательство администрации муниципального образования Ивановской области, на территории которого будут реализовываться Проекты, по софинансированию мероприятий долгосрочной целевой программы муниципального образования Ивановской области;
- обязательство администрации муниципального образования Ивановской области, на территории которого будут реализовываться Проекты, обеспечить ввод жилья в объеме не менее указанного в Заявке;
- сведения о потенциальных заемщиках кредитных средств, предусмотренных на цели строительства жилья экономического класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, информация о Проектах, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 5 к настоящей Подпрограмме;
- краткое описание планируемых к реализации Проектов с указанием основных параметров Проектов, в том числе общего бюджета, размеров требуемой поддержки за счет средств областного бюджета, объема и сроков ввода жилья на соответствующих площадках;
- копия кредитного договора с указанием цели предоставления кредита;
- расчет кредита (кредитной линии) для Проекта, оформленный в соответствии с приложением 6 к настоящей Подпрограмме.
Все документы, входящие в Заявку, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью администрации муниципального образования Ивановской области.
5.5. Порядок распределения субсидий на возмещение процентной ставки
Отбор муниципальных образований Ивановской области и формирование предложений по предварительному распределению бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы в текущем году, осуществляет Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Распределение субсидий на возмещение процентной ставки осуществляется в пределах утвержденного объема финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета в текущем году.
Проект признается прошедшим отбор по предоставлению субсидий на возмещение процентной ставки в случае соответствия Заявки муниципального образования условиям, определенным пп. 5.3 и 5.4 раздела 5 Подпрограммы.
Средства областного бюджета, предусмотренные в текущем финансовом году на цели предоставления субсидий на возмещение процентной ставки, распределяются между Проектами, прошедшими отбор, в соответствии с требуемыми объемами финансирования, указанными в Заявках администраций муниципальных образований Ивановской области.
В случае несоответствия общего объема средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на выше указанные цели, суммарной потребности по данному виду Субсидий по всем Проектам, прошедшим отбор, распределение Субсидий осуществляется по следующей формуле:
,
где:
Сi - объем средств для предоставления Субсидии по i-му Проекту в текущем году;
С - общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем финансовом году для предоставления субсидий на возмещение процентной ставки;
Si - прогнозируемый объем ввода жилья по итогам текущего года, указанный в Заявке по i-му Проекту;
[Si] - общая площадь жилья, планируемого к вводу в эксплуатацию по итогам текущего года по всем Проектам, прошедшим отбор.
По результатам отбора муниципальных образований Ивановской области Департамент строительства и архитектуры Ивановской области разрабатывает проект нормативного правового акта Правительства Ивановской области, утверждающего распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на возмещение процентной ставки, с указанием отобранных Проектов.
5.6. Порядок распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог осуществляется ответственным исполнителем Подпрограммы после определения объемов софинансирования Подпрограммы из средств федерального бюджета.
Субсидии на развитие инфраструктуры и субсидии на строительство автомобильных дорог распределяются между муниципальными образованиями Ивановской области, на территории которых реализуются инвестиционные Проекты, отобранными в рамках отбора муниципальных образований по предоставлению субсидий на возмещение процентной ставки.
Распределение субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог осуществляется по результатам рассмотрения заявок администраций муниципальных образований по софинансированию строительства (реконструкции) из средств областного бюджета выше обозначенных инфраструктурных объектов, входящих в соответствующие долгосрочные целевые программы муниципальных образований Ивановской области по стимулированию развития жилищного строительства.
Информация о сроках представления заявок доводится до администраций муниципальных образований Ивановской области Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в письменном виде после определения государственным заказчиком подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы объемов софинансирования Подпрограммы из средств федерального бюджета.
Для получения субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог администрации муниципальных образований Ивановской области направляют в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области письменные обязательства по софинансированию строительства из местного бюджета предлагаемых объектов капитального строительства, возведение которых необходимо в рамках реализации Проектов, а также заявки на получение субсидий по форме согласно приложению 7 к настоящей Подпрограмме.
Заявка на получение субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог должна содержать перечень объектов капитального строительства муниципального образования Ивановской области, в отношении каждого из которых должны быть указаны:
- наименование объекта капитального строительства, бюджетные инвестиции в который предполагает инвестиционный проект;
- наименование получателя субсидий;
- проектная (плановая) мощность объекта капитального строительства;
- долгосрочная целевая программа муниципального образования Ивановской области, предусматривающая инвестиции в соответствующий объект капитального строительства;
- обоснование и плановая стоимость осуществления инвестиционного проекта;
- плановые источники финансирования инвестиционного проекта: средства областного бюджета, средства местного бюджета, средства федерального бюджета;
- описание планового социального эффекта от реализации инвестиционного проекта для муниципального образования Ивановской области.
Заявка должна быть подписана главой администрации муниципального образования Ивановской области и должна содержать муниципальные правовые акты об утверждении долгосрочных целевых программ, в рамках которых осуществляются инвестиционные проекты и на которые имеются ссылки в заявке, а также:
- копию документа об утверждении администрацией муниципального образования Ивановской области проектной документации объекта капитального строительства;
- копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
- копию положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;
- информацию о готовности объекта незавершенного строительства (при наличии).
Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области не рассматриваются заявки на получение субсидий по инвестиционным проектам:
- окончание строительства которых планируется осуществить после 31.12.2016;
- ежегодная доля софинансирования которых из местного бюджета составляет менее 10% в течение срока реализации инвестиционного проекта;
- не входящие в состав долгосрочных целевых программ муниципальных образований Ивановской области;
- софинансируемые из областного бюджета в рамках иных долгосрочных целевых программ Ивановской области;
- для реализации которых отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки;
- в отношении которых администрацией муниципального образования Ивановской области представлена неполная и (или) недостоверная информация.
Распределение субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог по каждому виду отдельно осуществляется Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в пределах утвержденного объема финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета в текущем году.
В случае если общий размер средств, указанный в заявках на получение субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог, не превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на предоставление субсидий по каждому виду расхода, субсидии распределяются между претендентами на реализацию всех инвестиционных проектов.
В случае если общий размер средств, указанный в заявках на получение субсидий на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог, превышает бюджетные ассигнования, предусмотренные на предоставление субсидий по каждому виду расхода, субсидии распределяются между объектами капитального строительства, возведение (реконструкция) которых необходимы в рамках реализации Проектов, имеющих максимальное значение показателя, характеризующего отношение прогнозируемого объема ввода жилья на территории указанного микрорайона к запрашиваемому размеру средств.
По результатам рассмотрения заявок администраций муниципальных образований Ивановской области Департамент строительства и архитектуры Ивановской области разрабатывает проект нормативного правового акта Правительства Ивановской области, утверждающего распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на развитие инфраструктуры и субсидий на строительство автомобильных дорог.
Нормативный правовой акт Правительства Ивановской области, утверждающий распределение субсидий, должен содержать:
- вид предоставляемых субсидий;
- указание на муниципальные образования Ивановской области - получателей субсидий;
- наименование Проекта и объектов капитального строительства;
- плановый срок ввода объектов в эксплуатацию;
- размер субсидий для каждого муниципального образования Ивановской области по каждому объекту.
6. Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде
В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривается предоставление средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
В ходе реализации Подпрограммы с использованием механизмов государственно-частного партнерства предполагается привлечение средств частных инвесторов, кредитных и строительных организаций.
В реализации мероприятий Подпрограммы предусмотрено участие органов местного самоуправления.
Администрация муниципального образования, являясь получателем субсидий из средств федерального и областного бюджетов, обязана обеспечить:
- выполнение условий на получение субсидий на софинансирование мероприятий программы за счет средств местного бюджета;
- ввод в действие объектов и мощностей, на строительство (реконструкцию) которых выделялись средства;
- целевое и эффективное использование бюджетных средств;
- оплату выполненных работ (услуг) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- представление отчетности о выполненных работах и об использовании бюджетных средств;
- размещение заказов по вновь начинаемым (реконструированным) объектам на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, консолидация усилий всех участников реализации механизма Подпрограммы будет способствовать эффективному решению определенных в Подпрограмме задач.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 427-п настоящее приложение дополнено разделом 7
7. Условия предоставления и методика распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на подготовку документов территориального планирования и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости) (далее также - Субсидии на подготовку ДТП)
7.1. Цель предоставления и расходования субсидий.
Субсидии на подготовку документов территориального планирования предоставляются бюджетам сельских поселений Ивановской области для обеспечения сельских поселений, принявших решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов, документами территориального планирования, необходимыми для решения вопросов местного значения. В случае если в рамках подготовки проектов генеральных планов сельских поселений выявляется необходимость корректировки утвержденных правил землепользования и застройки, субсидии предоставляются и на подготовку проектов о внесении изменений в документы градостроительного зонирования.
7.2. Условия предоставления Субсидий на подготовку ДТП.
Субсидии на подготовку ДТП предоставляются бюджетам сельских поселений Ивановской области по итогам отбора сельских поселений Ивановской области для предоставления Субсидий на подготовку ДТП (далее - Отбор).
7.3. Критерии Отбора.
Условиями допуска сельского поселения Ивановской области к участию в Отборе являются:
- наличие в бюджете сельского поселения Ивановской области денежных средств на подготовку документа территориального планирования и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости) в размере не менее 5% от общей стоимости работ по подготовке документа территориального планирования и внесения изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости);
- наличие заключенного договора (договоров) на подготовку документа территориального планирования и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости).
В случае несоответствия сельского поселения Ивановской области критериям Отбора оно является не прошедшим Отбор.
7.4. Требования к представляемым на Отбор документам.
Для участия в Отборе администрации сельских поселений Ивановской области направляют в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области следующие документы:
а) заявление на участие в Отборе по форме согласно приложению 10 к настоящей Подпрограмме;
б) копию решения (копии решений) о подготовке генерального плана и проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости корректировки документа градостроительного зонирования);
в) копию договора (копии договоров) на подготовку генерального плана и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости корректировки документа градостроительного зонирования);
г) документ, подтверждающий наличие бюджетных ассигнований в местном бюджете для софинансирования расходов на подготовку генерального плана и внесение изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости);
д) копию решения представительного органа местного самоуправления сельского поселения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки.
Все документы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью администрации сельского поселения Ивановской области.
Информация о сроках представления необходимых документов доводится до администраций сельских поселений Ивановской области Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области путем ее размещения на официальном сайте Департамента строительства и архитектуры Ивановской области.
7.5. Порядок распределения Субсидий.
Отбор сельских поселений Ивановской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
По результатам Отбора сельских поселений Ивановской области Департамент строительства и архитектуры Ивановской области разрабатывает проект нормативного правового акта Правительства Ивановской области, утверждающего распределение Субсидий бюджетам сельских поселений Ивановской области, с указанием муниципальных образований Ивановской области, прошедших Отбор.
Распределение Субсидий осуществляется в соответствии с требуемыми объемами финансирования, указанными в заявлении на участие в Отборе, в пределах утвержденного объема финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета в текущем году. Размер Субсидии не должен превышать 95% от общей стоимости работ по подготовке проекта генерального плана и внесению изменений в правила землепользования и застройки (при необходимости).
В случае несоответствия общего объема средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий, суммарной потребности по данному виду Субсидий сельских поселений, прошедших Отбор (далее - Поселения), распределение Субсидий осуществляется по следующим правилам:
1) в случае если общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий, соответствует суммарной потребности Поселений в предоставлении субсидий из средств областного бюджета на подготовку только генеральных планов, Субсидии распределяются только на подготовку документов территориального планирования;
2) в случае если общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий, соответствует суммарной потребности Поселений в предоставлении субсидий из средств областного бюджета на подготовку генеральных планов, но не соответствует такой потребности на внесение изменений в правила землепользования и застройки, в первоочередном порядке предоставляются субсидии на подготовку генеральных планов.
Распределение субсидий на внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется по следующей формуле:
,
где:
С - объем средств для предоставления субсидии на внесение изменений в правила землепользования и застройки i-му сельскому поселению;
С1 - общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий;
С2 - объем средств, необходимых для предоставления субсидий на подготовку генеральных планов;
Р - объем средств, необходимых i-му сельскому поселению на внесение изменений в правила землепользования и застройки (с учетом софинансирования за счет средств местного бюджета);
Р1 - общий объем средств, необходимых Поселениям на внесение изменений в правила землепользования и застройки (с учетом софинансирования за счет средств местных бюджетов);
3) в случае если общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий, не соответствует суммарной потребности Поселений в предоставлении субсидий из средств областного бюджета на подготовку генеральных планов, распределение субсидий на подготовку генеральных планов осуществляется по следующей формуле:
,
где:
С - объем средств для предоставления субсидии на подготовку генерального плана i-му сельскому поселению;
С1 - общий объем средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление Субсидий;
Р2 - объем средств, необходимых i-му сельскому поселению на подготовку генерального плана (с учетом софинансирования за счет средств местного бюджета);
Р3 - общий объем средств, необходимых Поселениям на подготовку генеральных планов (с учетом софинансирования за счет средств местных бюджетов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.