Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 13 декабря 2011 г. N 459-п
Администратор долгосрочной целевой
программы Ивановской области
"Улучшение инвестиционного климата
в Ивановской области в 2012 - 2016 годах":
Департамент экономического развития
и торговли Ивановской области
Сроки реализации программы:
2012 - 2016 годы
Долгосрочная целевая программа Ивановской области
"Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012 - 2016 годах"
6 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2012 г. N 510-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012 - 2016 годах" (далее - ДЦП)
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы и принятие ряда мер по созданию условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона, существует проблема, решение которой может быть осуществлено в долгосрочной перспективе, - низкий уровень инвестиционной привлекательности.
Несмотря на весьма благоприятный инвестиционный климат, Ивановская область занимает недостаточно высокие места по показателю фактической инвестиционной активности среди других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2009 - 2010 годы, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", регион отнесен к типу 3В2 - незначительный потенциал и умеренный риск. По инвестиционной привлекательности Ивановская область занимает 60 место, по уровню инвестиционного риска - 64 место среди 83 российских регионов.
В соответствии с докладом Министерства регионального развития Российской Федерации о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальных сферах Ивановская область по сводному индексу инвестиционной привлекательности переместилась с 78 до 80 места. Основными причинами являются:
- снижение показателя объема строительных работ, по которому область является лидером снижения;
- высокая доля убыточных предприятий (5 место по Российской Федерации).
Кроме того, низкие значения имеют такие "имиджевые" экономические показатели, как "Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения", "Производительность труда на одного занятого в экономике", "Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10000 населения", "Инвестиции на душу населения".
На ухудшении инвестиционного климата региона также сказываются низкая активность органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций; инфраструктурные ограничения (неразвитость инженерной инфраструктуры). Не развито применение механизма государственно-частного партнерства в целях привлечения инвестиций для реализации значимых инвестиционных проектов. Бизнес-структуры слабо вовлечены в процесс разработки и реализации региональных инвестиционных программ и проектов.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 32 млрд. рублей, что на 18,5% выше уровня 2008 года.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 28,4 млрд. рублей, по отношению к 2009 году в сопоставимых ценах снизился на 18,1%.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составил 23,6 тыс. рублей, или 81,5% к уровню предыдущего года.
В 2011 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 30,4 млрд. рублей, с приростом к 2010 году в сопоставимых ценах на 2%.
По оценке 2011 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составит 25,3 тыс. рублей и увеличится на 2,3% по сравнению с 2010 годом.
Таблица 1
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) |
26050,6 |
31956,4 |
28380,8 |
Индекс физического объёма (в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах) |
129,6 |
118,5 |
81,9 |
В январе - декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в инвестиционной сфере отмечались следующие тенденции:
наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на реальный сектор экономики, прежде всего на транспорт и связь, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, на обрабатывающие производства, а также на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг;
основным источником инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства организаций;
наибольшая доля средств в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий и сооружений;
общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики, снизился;
снизились объемы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
увеличились темпы ввода в действие жилых домов.
Инвестиционная деятельность крупных и средних организаций Ивановской области характеризуется следующими показателями:
Таблица 2
Виды инвестиций, характеризующие инвестиционную деятельность, и их структура
|
январь - декабрь 2010 года |
в % к итогу |
|
январь-декабрь 2010 года |
январь-декабрь 2009 года |
||
1. Инвестиции в нефинансовые активы (без учета субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
18250,6 |
100 |
100 |
инвестиции в основной капитал |
17806,6 |
97,6 |
98,8 |
инвестиции в нематериальные активы |
43,5 |
0,2 |
0,1 |
инвестиции в другие нефинансовые активы |
6,5 |
менее 0,1 |
менее 0,1 |
приобретено основных средств, бывших в употреблении у других организаций |
394,0 |
2,2 |
1,1 |
2. Иностранные инвестиции, тыс. долларов США |
67606,6 |
100 |
100 |
прямые |
6816,9 |
30,5 |
26,8 |
портфельные |
- |
- |
менее 0,1 |
прочие |
60789,7 |
99,5 |
73,2 |
Кроме того, в регионе отсутствуют подготовленные земельные участки (инвестиционные площадки), обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенные для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.
Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.
Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.
В результате реализации ДЦП количество инвестиционных площадок в области к 2017 году должно составить не менее 5 единиц.
Чтобы увеличить объемы ВРП и пополнить консолидированный бюджет области, нужны инвестиции в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. Для осуществления таких инвестиций в России действует Инвестиционный фонд. Однако в Ивановской области по состоянию на 2011 год не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом. Для реализации таких масштабных проектов необходимо привлекать институты развития. Имеется возможность участвовать в программах, предоставляющих на конкурсной основе гранты или кредиты на оказание финансовой помощи на предпроектную подготовку региональных значимых проектов.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) как новая форма хозяйствования должно стать важнейшим рычагом в реализации основных целей, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Проекты ГЧП представляют собой особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Основные практические формы ГЧП, которые следует использовать при создании новых проектов:
- строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры;
- строительство объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения), коммунальных сооружений (объектов канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.
Данные виды деятельности являются первоочередными для "прорывного" развития Ивановской области. В условиях нехватки средств для реализации поставленных задач форма ГЧП является оптимальной для осуществления социально важных проектов и перспективных "точек роста" для региона.
Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий и рисков собственника частному сектору. В экономику привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов. Таким образом, данный вид экономического сотрудничества является взаимовыгодным, так как бизнес получает прибыльные проекты, а государство, в свою очередь, решает проблему дефицита бюджетных средств.
Кроме того, при ГЧП более эффективно и прозрачно происходит работа с инвестором.
Другими преимуществами ГЧП являются:
- возможность развития крупных и сложных объектов, в том числе инфраструктурных;
- возможность стимулирования творческих и инновационных подходов при реализации конкретных инвестиционных проектов;
- возможность сокращения стоимости и времени осуществления проекта;
- возможность перераспределения рисков между участниками проекта;
- возможность привлечения в проект на наиболее приемлемых условиях крупных и опытных частных партнеров через процесс открытого конкурса;
- применение знания, опыта и технологий частного сектора;
- сохранение у государства окончательного права собственности над объектом.
С целью расширения предложений для инвесторов рассматривается возможность создания особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ) как эффективного макроэкономического инструмента привлечения инвестиций в экономику Ивановской области. Такие зоны позволят привлечь в Ивановскую область новых инвесторов, предоставить особый правовой режим для бизнеса, включающего налоговые, таможенные и административные преференции.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2012 г. N 510-п в подраздел 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
2.2.1. Опыт решения в Ивановской области.
На протяжении последних лет главной целью привлечения инвестиций в Ивановскую область было ее экономическое развитие, создание новых рабочих мест.
На сегодняшний день в регионе созданы все предпосылки для инвестиционного подъема:
- разработано законодательство, регулирующее сферу инвестиционной деятельности;
- инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Ивановской области, предоставляется государственная поддержка в финансовых и нефинансовой формах;
- государственная поддержка предоставляется на понятных и прозрачных условиях;
- имеются оптимальные условия для инвесторов: выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы, достаточно развитая инфраструктура и необходимые трудовые ресурсы.
Сегодня потребность областной экономики в ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.
Целью реализации основных направлений деятельности в сфере инвестиционной политики Ивановской области на ближайшие годы является достижение согласованного развития экономики и устойчивого экономического роста, которые, в свою очередь, смогут обеспечить высокий уровень жизни населения.
С этой целью Правительством Ивановской области была поставлена задача создания в регионе благоприятного инвестиционного климата, привлечения в экономику области капиталов как российских, так и иностранных инвесторов; повышение инвестиционной активности; обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса.
Правительство Ивановской области проводит и намерено проводить в дальнейшем активную государственную поддержку инвестиционных проектов.
Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимулирования инвестиций сегодня является работа коллегиального совещательного органа - Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области (далее - Совет).
Совет рассматривает вопросы размещения производительных сил на территории Ивановской области, включая размещение новых, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и перепрофилирование действующих производственно-хозяйственных объектов межмуниципального, областного и федерального значения, производит оценку и отбор инвестиционных проектов, предварительно рассматривает вопросы по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, изменению категории и разрешенного вида использования земель; привлечению и размещению инвестиций, кредитов, заимствований; распоряжению объектами незавершенного строительства, долями в инвестиционных проектах с участием Ивановской области, вопросы, связанные с резервированием и изъятием земель для государственных нужд, с размещением и строительством объектов федерального, областного и межмуниципального значения на территории Ивановской области.
Главными формами финансовой господдержки на территории Ивановской области являются:
1. Возмещение (субсидирование) из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями (организациями) Ивановской области на инвестиционные цели в российских кредитных организациях (далее также - возмещение).
На сегодняшний день это один из актуальных и эффективно действующих механизмов привлечения инвестиций в экономику области.
Круг лиц, которым предоставляется данный вид субсидии, условия, порядок и основания ее предоставления определяются нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области, перечисленными в подразделе 5.2 ДЦП.
2. Государственные гарантии Ивановской области.
3. Льготное налогообложение.
В настоящее время в соответствии с Законом Ивановской области 24.11.2003 N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций":
а) установлена льготная ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,2% для предприятий, реализующих инвестиционные проекты, включенных в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области;
б) освобождаются от уплаты налога на имущество организаций предприятия текстильной промышленности, реализующие инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области.
В начале 2011 года в целях активизации работы по привлечению инвестиций в экономику региона были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов.
Особое внимание сконцентрировано на привлечении в регион крупных инвесторов. В связи с чем в июле 2011 года в Закон Ивановской области "О налоге на имущество организаций" были внесены изменения, на основании которых инвесторы, реализующие инвестиционные проекты с объемом инвестиций выше 1 млрд. рублей, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, на определенный законом период, зависящий от суммы фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта.
Механизм налоговых льгот планируется использовать и развивать в дальнейшем с учетом проводимого анализа эффективности их предоставления.
В целях сокращения сроков на каждом этапе процесса от выбора земельных участков для строительства до ввода объекта в эксплуатацию при реализации инвестиционных проектов, включенных в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области (далее - реестр), принято распоряжение Правительства Ивановской области от 21.09.2011 N 265-рп "О сроках подготовки и выдачи разрешительной документации при реализации инвестиционных проектов, включенных в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области", которое позволит проводить мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр, в части согласований и получения необходимых разрешений в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В целях создания условий для развития государственно-частного партнерства в Ивановской области, привлечения частных инвестиций, обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Ивановской области, создания нового имущества для реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Ивановской области принят Закон Ивановской области от 14.07.2010 N 84-ОЗ "О государственно-частном партнерстве в Ивановской области".
Для информирования заинтересованных деловых кругов о потенциальных инвестиционных возможностях Ивановской области успешно функционирует портал "Инвестиции Ивановской области" (http://www.invest.ivanovo.ru).
Портал содержит комплексную и систематизированную информацию, благодаря которой все заинтересованные лица могут, в частности, узнать о системе поддержки инвестиционной деятельности в регионе, найти заинтересованных инвесторов, инвестиционные предложения и необходимую контактную информацию.
В последние годы происходит развитие в сфере организации выставочной деятельности, что способствует установлению и расширению взаимовыгодных торгово-экономических межрегиональных и международных связей, привлечению инвестиций в регион, освоению новых рынков сбыта продукции ивановских товаропроизводителей.
Выставочно-ярмарочная деятельность с участием Правительства Ивановской области осуществляется в соответствии с распоряжением Губернатора Ивановской области об участии Правительства Ивановской области в выставочно-ярмарочной деятельности, утверждаемом ежегодно в соответствии с принятыми решениями межведомственного совета по выставочно-ярмарочной деятельности при Губернаторе Ивановской области.
В рамках ведомственной целевой программы Департамента экономического развития и торговли Ивановской области "Организация выставочно-ярмарочной деятельности" продолжает свою работу постоянно действующая выставка "Экономический потенциал Ивановской области" (далее - ПДВ). ПДВ разделена на два блока. Первый посвящен муниципальным образованиям Ивановской области, где каждый район и город представляет свои достопримечательности, промышленный, туристско-рекреационный потенциал и предлагает инвесторам "зеленые площадки" или участие в реализации проектов. Во втором блоке представлен собственно экономический потенциал региона: стенды-презентации ведущих предприятий в таких отраслях, как металлообработка, машиностроение, текстильная и легкая промышленность, строительство, пищевая промышленность, деревообработка и производство мебели и т.д. ПДВ стала визитной карточкой Ивановской области, своеобразным "справочником", в котором потенциальный инвестор может получить исчерпывающую информацию по заинтересовавшему его объекту или предприятию.
В целях предоставления информации о предприятиях и организациях Ивановской области и инвестиционных проектах, предлагаемых к реализации на территории Ивановской области, в рамках ведомственной целевой программы представительства Правительства Ивановской области в городе Москве "Организация выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Российской Федерации и за рубежом" регион участвует в значимых выставочно-ярмарочных мероприятиях в приоритетных для Ивановской области отраслях в ключевых точках Российской Федерации и за рубежом.
Также важным звеном в формировании инвестиционного климата является кадровое обеспечение инвестиционного процесса. За счет средств областного бюджета в рамках соответствующих ведомственных целевых программ Правительства Ивановской области и Департамента внутренней политики Ивановской области проводится обучение (повышение квалификации) государственных служащих, занятых в сфере инвестиционной деятельности, а также специалистов органов местного самоуправления по вопросам государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и развития государственно-частного партнерства.
В целях создания подготовленных производственных площадок в регионе начала свое развитие практика формирования индустриальных парков. В настоящее время на территории ЗАО "ПК "Нордтекс" в Родниковском муниципальном районе Ивановской области активно идет развитие индустриального парка "Родники". Инфраструктуру парка формируют собственная мини-ТЭЦ мощностью 17 МВт, транспортно-логистический комплекс, система водоподготовки и водоочистных сооружений. При этом строительство станции доочистки питьевой воды ведется совместными усилиями корпорации "Нордтекс" и Ивановской области. В 2008 - 2010 годах в строительство станции было вложено:
- из областного бюджета - 31,564 млн. рублей;
- из бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" - 5,007 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 7,756 млн. рублей.
По итогам заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, 17 августа 2011 года принято решение об оказании поддержки проекту развития инфраструктуры промышленного парка "Родники", который реализуется Правительством Ивановской области совместно с администрацией Родниковского муниципального района и корпорацией "Нордтекс".
Общий объем инвестиций в проект в течение 2011 - 2013 годов составит 649,14 млн. рублей, в том числе из регионального бюджета - 45,758 млн. рублей (7% от общего объема инвестиционных затрат), из федерального бюджета - 183,033 млн. рублей (28% от общего объема инвестиционных затрат), из внебюджетных источников - 420,346 млн. рублей (65% от общего объема инвестиционных затрат).
Уровень наполненности парка резидентами составляет около 30% (17 компаний малого и среднего бизнеса).
Также ведутся работы по формированию промышленного парка и на территории ОАО "Ивановский меланжевый комбинат" в г. Иваново.
2.2.2. Опыт решения в российской и зарубежной практике.
В любой стране мира придается большое значение созданию условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
В Европе нет более привлекательной страны для инвесторов, чем Германия.
Многие хвалят политическую и социальную стабильность в стране, хорошие взаимоотношения между работодателями и профсоюзами, тесные связи между исследовательскими институтами и промышленностью.
Причины успеха - это экономическая мощь, диверсифицированность немецкой экономики и очень развитый средний бизнес.
Главным инвестором в мире являются США, хотя последнее время и уступают Китаю.
Соединённые Штаты Америки, даже во время мирового экономического кризиса, используют инвестиции для поддержания своих предприятий.
В 2010 году приток прямых иностранных инвестиций вырос на 49%. И это несмотря на все недоверие, появившееся к доллару и государству США в целом. Общий объем прямых иностранных инвестиций в США составил порядка 230 миллиардов долларов США.
Рациональная политика и умелое регулирование со стороны государства привлекло иностранных инвесторов, которые вложили в экономику Китая сотни миллиардов долларов, связали весь свой бизнес именно с этой страной, что еще раз свидетельствует о правильном подходе к решению этой задачи со стороны китайского руководства.
Инвестиции в основной капитал в КНР в 2010 году выросли на 23,8% и составили 27,814 трлн. юаней (4,214 трлн. долларов).
Более половины всех вложений имеют гонконгское происхождение. Кроме того, среди основных инвесторов - Тайвань, Сингапур, Япония и Южная Корея.
В то же время вырос объем китайских инвестиций в экономики других стран. В 2010 году рост этого показателя составил 36,3%. Он достиг уровня в 59 млрд. долларов США. Это почти наполовину больше, чем вложения в экономику КНР.
На данный момент в России налицо активизация инвестиционного процесса, о чем свидетельствуют данные статистики.
Объем инвестиций в основной капитал в России в 2010 году составил 9,1 трлн. рублей, что на 6% превышает показатель 2009 года.
В 2010 году в экономику России поступило 114,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 40,1% больше по сравнению с данными за 2009 год, говорится в материалах Росстата.
Прямые инвестиции в экономику страны поступили в размере 13,8 млрд. долларов США, что на 13,2% меньше, чем за 2009 год. Объем портфельных инвестиций вырос на 21,9% и составил 1,1 млрд. долларов США. Прочие инвестиции в экономику Российской Федерации за 2010 год выросли на 53,3% и составили 99,9 млрд. долларов США.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил 82,0 млрд. долларов США. В 2010 году из России за рубеж направлено 96,2 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 16,1% больше чем в 2009 году.
Во многих субъектах Российской Федерации (Ярославская, Владимирская, Кировская, Тульская, Новгородская, Смоленская, Белгородская области и многие др.) приняты (разрабатываются) ведомственные либо долгосрочные целевые программы по улучшению инвестиционного климата, основными мероприятиями которых являются:
- участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях в Российской Федерации и за рубежом, организация постоянно действующих выставок;
- издание регионального инвестиционного справочника;
- совершенствование законодательной базы в области инвестиционной деятельности;
- развитие системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе льготное налогообложение;
- создание систем ГЧП;
- создание систем транспортной, инженерной и др. инфраструктур, в том числе при формировании инвестиционных площадок;
- создание сети индустриальных парков;
- участие государственных гражданских служащих и представителей органов местного самоуправления в обучающих семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации по вопросам инвестиционной деятельности и развития ГЧП и др.;
- создание особых экономических зон регионального уровня.
Наиболее ценным с точки зрения правовой проработанности вопроса создания ОЭЗ РУ является опыт Липецкой области, где созданы ОЭЗ РУ агропромышленного, туристско-рекреационного, промышленно-производственного и технико-внедренческого типов.
Особая экономическая зона регионального уровня - территориально обособленный комплекс на участке, имеющем общую границу, в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны регионального уровня являются эффективным инструментом социально-экономического развития регионов, привлечения инвестиций и инновационного развития. Создание таких зон - хорошая возможность сохранить и увеличить приток инвестиций, что очень важно особенно в условиях изменившейся мировой экономической ситуации. Таким образом, особая экономическая зона является одним из эффективных инструментов антикризисной политики и важным инструментом государственно-частного партнерства.
Для субъектов Российской Федерации создание особых экономических зон является одной из потенциальных возможностей значительного увеличения притока инвестиций и решения задач улучшения социально-экономической ситуации региона.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
3.1. Цель ДЦП:
Создание благоприятных экономических и имиджевых условий в Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2012 г. N 510-п в подраздел 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
N |
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (млн. рублей) |
33975,0 |
37958,0 |
43087,0 |
48680,0 |
54980,9 |
2 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей) |
33971,9 |
37954,5 |
43082,9 |
48675,3 |
54975,6 |
3 |
Индекс физического объема (в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах) |
100,8 |
103,3 |
105,2 |
106,0 |
106,1 |
4 |
Количество созданных инвестиционных площадок (ед.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП:
- совершенствование областной законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности;
- создание системы ГЧП, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в целях повышения инвестиционной активности в регионе;
- создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития региона.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение ДЦП
4.1. Задачи ДЦП
N |
Задача |
Год, к которому задача должна быть решена |
1 |
Создание благоприятной для инвестиций административной среды и информационное обеспечение инвестиционной деятельности |
2017 |
2 |
Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций |
2017 |
3 |
Государственная поддержка инвестиционной деятельности |
2017 |
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2012 г. N 510-п в подраздел 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Мероприятия ДЦП
В целях достижения поставленных в ДЦП задач предусмотрено проведение мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности, созданию благоприятной для инвестиций административной среды и информационному обеспечению инвестиционной деятельности (приложение 3 к ДЦП).
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2012 г. N 510-п в подраздел 4.3 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Бюджетные ассигнования на реализацию ДЦП
тыс. рублей
N |
Источники финансирования |
Итого |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 год |
1 |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП |
1092333,2
|
25810,1
|
42976,1 |
45124,9 |
71980,5 |
906441,6 |
1.1 |
- средства областного бюджета |
1092333,2
|
25810,1
|
42976,1 |
45124,9 |
71980,5 |
906441,6 |
5. Условия предоставления и порядок распределения субсидий
5.1. Условия предоставления и методика распределения субсидий для местных бюджетов на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ за счет средств местных бюджетов
5.1.1. Условия предоставления субсидий для местных бюджетов.
Субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении муниципальными образованиями полномочий по реализации аналогичной долгосрочной целевой программы соответствующего муниципального образования.
Получателями субсидий являются муниципальные образования, принявшие долгосрочную целевую программу, соответствующую мероприятиям 2.1 и 2.2 подраздела 4.2 ДЦП.
Критерии отбора муниципальных образований Ивановской области для предоставления субсидий:
1. Наличие у муниципального образования аналогичной долгосрочной целевой программы по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании.
2. Соответствие долгосрочной целевой программы муниципального образования региональной ДЦП.
3. Софинансирование расходов из местного бюджета муниципального образования в соответствии с условиями, установленными настоящим разделом.
4. Наличие положительного решения Совета о целесообразности формирования инвестиционной площадки под размещение промышленного производства.
5. Наличие кадастрового паспорта земельного участка, регистрация прав на земельный участок (в случаях, установленных федеральным законодательством), планируемый к формированию за счет субсидии.
6. Наличие соглашения о намерениях между администрацией муниципального образования Ивановской области или Правительством Ивановской области и инвестором о реализации инвестиционного проекта по созданию промышленного объекта.
Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на проведение комплекса проектно-изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, необходимой энергетической, инженерной, транспортной инфраструктурой (включая разработку проектно-сметной документации и проведение ее государственной экспертизы) осуществляется при условии софинансирования из местного бюджета в размере не менее 10%.
Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на подведение к земельным участкам энергетической, инженерной, транспортной инфраструктуры осуществляется при условии софинансирования из местного бюджета в размере не менее 1%.
5.1.2. Порядок распределения субсидий местным бюджетам.
Распределение субсидий осуществляется по результатам отбора земельных участков муниципальных образований, формирование которых предусмотрено соответствующими долгосрочными целевыми программами муниципальных образований.
Для участия в отборе земельных участков муниципальное образование направляет в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области письменное обязательство по софинансированию из местного бюджета работ по предлагаемым земельным участкам, а также заявку на получение субсидий.
Заявка на получение субсидий (за подписью главы администрации муниципального образования) должна содержать следующие данные:
- полное наименование получателя субсидий, место нахождения, банковские реквизиты;
- плановые источники финансирования работ по формированию инвестиционной площадки: средства областного бюджета, средства местного бюджета;
- описание планового экономического и социального эффекта от формирования инвестиционной площадки для муниципального образования.
К заявке прилагаются:
- аналогичная долгосрочная целевая программа муниципального образования, утвержденная в установленном порядке, предусматривающая финансирование работ по формированию инвестиционной площадки;
- кадастровый паспорт земельного участка, планируемого к формированию за счет субсидии;
- свидетельство о регистрации права на земельный участок (в случаях, установленных федеральным законодательством);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.
5.1.3. Критерии отбора земельных участков, потенциально рассматриваемых под размещение промышленных объектов.
Отбор земельных участков для формирования инвестиционных площадок под размещение промышленных объектов предполагается производить путем принятия Советом коллегиального решения, исходя из нижеследующих критериев, позволяющих оценить комплексно инвестиционную привлекательность той или иной территории:
1. Максимальная обеспеченность элементами инженерной, транспортной и иной инфраструктурой или минимальная удаленность от инженерной, транспортной и иной инфраструктуры (с целью снижения расходов на ее подведение).
2. Максимальная доступность основных транспортных магистралей.
3. Наличие у муниципального образования правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка.
4. Соответствие категории земельного участка предполагаемому виду деятельности (промышленное назначение).
5. Наличие топографо-геодезических материалов ситуации об определенной местности и оценки возможности строительства промышленных объектов.
Администрации муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, соответствующие наибольшему количеству критериев отбора, становятся претендентами на получение субсидий, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 подраздела 4.2 "Мероприятия ДЦП".
5.1.4. Методика расчета субсидий.
Софинансирование со стороны муниципальных образований рассчитывается по формуле:
С = О x (R соф. / 100%),
где:
С - размер софинансирования со стороны муниципального образования;
О - общая стоимость реализации мероприятия;
R соф. - процент софинансирования, установленный ДЦП для муниципальных образований по соответствующему мероприятию.
Софинансирование из областного бюджета рассчитывается по формуле:
Р = О - С,
где:
Р - размер софинансирования из областного бюджета;
С - размер софинансирования со стороны муниципального образования;
О - общая стоимость реализации мероприятия.
5.1.5. Порядок предоставления субсидий для местных бюджетов.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Ивановской области осуществляется в пределах утвержденного объема финансирования мероприятий ДЦП за счет средств бюджета Ивановской области в текущем году и утверждается постановлением Правительства Ивановской области.
Департамент финансов Ивановской области перечисляет средства для предоставления субсидий местным бюджетам Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области, являющемуся главным распорядителем средств областного бюджета по мероприятиям подраздела 4.2 "Мероприятия ДЦП" в соответствии со сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств в целом по ДЦП.
Главный распорядитель средств областного бюджета в установленном порядке доводит показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств до органов местного самоуправления муниципальных образований, бюджетам которых предусматриваются межбюджетные трансферты в части предоставления субсидий на реализацию мероприятий ДЦП.
Перечисление субсидий в местные бюджеты осуществляется главным распорядителем средств областного бюджета на основании следующих документов:
- заявки муниципального образования на предоставление субсидии;
- муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- документа, подтверждающего долю софинансирования муниципального образования;
- документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на соответствующее мероприятие (при поставке товаров - накладная, акт приемки-передачи, при выполнении работ - акт приемки выполненных работ, при оказании услуг - счет, счет-фактура, иные документы).
Окончательная оплата выполненных проектных работ производится при наличии положительного заключения государственной экспертизы и заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта.
В случае выделения субсидий на строительство или реконструкцию объекта в составе мероприятия документами, подтверждающими необходимость оплаты затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом, по которому имеется заключение о достоверности сметной стоимости, являются акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат по формам N КС-2 и N КС-3, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
Перечисление субсидий в местные бюджеты осуществляется в течение 10 дней с момента представления главным распорядителям средств областного бюджета указанных выше документов. В случаях когда к представленным документам имеются замечания, перечисление субсидий осуществляется в течение 10 дней с момента их устранения. Перечисление субсидий осуществляется в сумме, соответствующей объему выполненных работ, затрат, с учетом доли средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия ДЦП.
Субсидии перечисляются в установленном порядке в местные бюджеты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Операции по кассовым расходам местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства, за исключением городского округа Иваново, где учет операций осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям бюджетных средств в финансово-казначейском управлении администрации города Иванова.
Местная администрация несет ответственность за несвоевременность и неполноту финансового обеспечения расходов долгосрочных целевых программ, подлежащих осуществлению за счет средств местного бюджета, а также за нецелевое использование бюджетных средств.
Главный распорядитель средств областного бюджета вправе приостановить выделение субсидий муниципальному образованию в случае несоблюдения основных условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных законом Ивановской области, а именно:
- невыполнения условий на получение субсидий на софинансирование мероприятий ДЦП за счет средств местного бюджета;
- несоблюдения сроков ввода в эксплуатацию объектов и мощностей, на строительство (реконструкцию) которых выделялись средства;
- нецелевого использования бюджетных средств,
а также в случае внесения изменений в долгосрочную целевую программу муниципального образования, предусматривающих исключение из нее мероприятий, включенных в ДЦП.
Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход бюджета Ивановской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5.1.6. Требования к документам, представляемым муниципальными образованиями для получения субсидий по мероприятиям 2.1 и 2.2 подраздела 4.2 "Мероприятия ДЦП".
Муниципальный контракт заключается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 N 812, и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая, глава 37 "Подряд", параграфы 1, 3, 4, 5).
Начальный и конечный сроки выполнения работ по муниципальному контракту определяются в соответствии с календарным планом производства работ, который является неотъемлемым приложением к муниципальному контракту.
При согласовании условия муниципального контракта по авансированию работ должно быть предусмотрено условие погашения аванса пропорционально с каждого акта выполненных работ в размере суммы ранее выданного аванса.
Оплата выполненных работ осуществляется на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, принятых актов приемки выполненных работ формы N КС-2, оформленных согласно ведомости (расчету) контрактной цены, являющейся приложением к муниципальному контракту.
Формы N КС-2, N КС-3 составляются в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Муниципальный контракт должен содержать условия порядка расчетов за возведенные временные здания и сооружения.
Муниципальным контрактом согласно пункту 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предусмотрена обязанность подрядчика, на котором лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда третьим лицам, застраховать соответствующие риски. В таком случае муниципальным контрактом предусматривается условие о предоставлении подрядчиком доказательства заключения им договора страхования, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках, а также возмещение заказчиком суммы страховых взносов по фактическим затратам, но не более норматива, установленного сметной документацией.
Заказчиками-застройщиками объектов инфраструктуры на договорной основе могут быть получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, осуществляющие финансирование объектов с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
5.2. Условия предоставления и порядок распределения субсидий юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты из числа претендующих на получение государственной поддержки в форме возмещения (субсидирования) из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями (организациями) Ивановской области на инвестиционные цели в российских кредитных организациях
Возмещение осуществляется путем предоставления субсидий в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели в разделе "Национальная экономика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на текущий финансовый год, в размере одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату получения кредита. В случае если ставка по кредиту меньше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату получения кредита, возмещение осуществляется из расчета одной второй произведенных организацией затрат на уплату процентов по кредиту.
Круг лиц, которым предоставляется данный вид субсидии, условия, порядок и основания ее предоставления определяются следующими нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области:
- постановление Правительства Ивановской области от 24.02.2011 N 40-п "О Порядке рассмотрения Правительством Ивановской области инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ивановской области";
- постановление Правительства Ивановской области от 13.04.2007 N 90-п "Об утверждении Порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями (организациями) Ивановской области на инвестиционные цели в российских кредитных организациях";
- постановление Правительства Ивановской области от 02.02.2011 N 14-п "О Порядке проведения отбора инвестиционных проектов из числа претендующих на получение государственной поддержки в форме возмещения (субсидирования) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели в российских кредитных организациях";
- постановление Правительства Ивановской области от 02.02.2011 N 15-п "О создании конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов из числа претендующих на получение государственной поддержки в форме возмещения (субсидирования) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели в российских кредитных организациях".
5.3. Отчетность об использовании бюджетных средств
5.3.1. Отчетность об использовании субсидий из областного бюджета, предоставленных муниципальным образованиям в рамках ДЦП.
Орган местного самоуправления муниципального образования ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представляет главному распорядителю средств областного бюджета отчет об использовании средств бюджета Ивановской области, перечисленных в бюджет муниципального образования в целях реализации аналогичной долгосрочной целевой программы, по форме согласно приложению 4 к ДЦП.
5.3.2. Отчетность об использовании средств областного бюджета, предоставленных в целях возмещения (субсидирования) из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями (организациями) Ивановской области на инвестиционные цели в российских кредитных организациях.
Главный распорядитель средств областного бюджета ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным, представляет администратору ДЦП отчет об использовании средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ДЦП, по форме согласно приложению 5 к ДЦП.
6. Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде
6.1. Проекты и инициативы федеральных органов исполнительной власти, способствующие решению социально-экономической проблемы
Наибольшей эффективности мероприятий, включенных в ДЦП, направленную на создание благоприятных экономических и имиджевых условий для привлечения инвестиций в Ивановскую область, возможно будет достичь за счет привлечения средств бюджетов разных уровней, в том числе федерального, регионального и муниципального, а также за счет внебюджетных источников софинансирования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" планируется разработка и утверждение государственных программ Российской Федерации (далее - ГП РФ) согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 1950-р.
В рамках каждой ГП РФ может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета будут определены соответствующей ГП РФ, утвержденной правовым актом Правительства Российской Федерации.
С целью привлечения в рамках ДЦП средств федерального бюджета планируется участие Ивановской области в ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика", начало реализации которой планируется с 2013 года.
Основными направлениями ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" являются:
- эффективное функционирование особых экономических зон;
- совершенствование механизмов государственно-частного партнерства;
- создание единого экономического пространства;
- стимулирование инноваций;
- поддержка технопарков;
- улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций;
- повышение эффективности государственных институтов.
6.2. Действия органов местного самоуправления
1. Разработка долгосрочной целевой программы, направленной на улучшение инвестиционного климата в муниципальном образовании Ивановской области.
2. Проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок.
3. Проведение комплекса проектно-изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, необходимой энергетической, инженерной, транспортной инфраструктурой (включая разработку проектно-сметной документации и проведение ее государственной экспертизы).
4. Формирование инвестиционных площадок (подведение к земельным участкам энергетической, инженерной, транспортной инфраструктуры).
5. Подготовка информации в единую базу инвестиционных площадок (свободных земельных участков и неиспользованных зданий и сооружений на территории муниципальных образований).
6. Совершенствование муниципальной нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности.
6.3. Инициативы иных субъектов и организаций
Решение задачи создания благоприятных условий для бизнеса возможно только при активном участии в этом процессе самого бизнеса, поэтому в реализации ДЦП участвуют организации, непосредственно принимающие участие в формировании инвестиционного климата в Ивановской области, включая Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области, Торгово-промышленную палату (далее - ТПП) Ивановской области, государственное унитарное предприятие Ивановской области "Инвестиционное агентство Ивановской области" (далее - ГУП "Инвестиционное агентство Ивановской области"), Ивановское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей Ивановской области.
В 2011 году в рамках проведения шестого международного текстильно-промышленного форума "Золотое кольцо" подписано соглашение между ТПП Российской Федерации, ТПП Ивановской области и Правительством Ивановской области, в рамках которого стороны договорились о совместном развитии инвестиционной и инновационной деятельности в регионе.
В целях содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Ивановской области при ТПП Ивановской области создан комитет по выставочно-ярмарочной деятельности, основными задачами которого являются:
1. Анализ структуры рынка Ивановской области в целях выявления интересов предпринимательства региона.
2. Подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.
3. Оказание помощи субъектам предпринимательства в проведении выставочно-ярмарочных мероприятий.
4. Информирование субъектов предпринимательства о проведении выставочно-ярмарочных мероприятий.
Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области является добровольным самоуправляемым, некоммерческим общественным объединением физических лиц и юридических лиц - общественных объединений, оказывает активное содействие экономическому и научно-техническому развитию региона, сотрудничеству и установлению прямых связей между предприятиями и деловыми кругами как в России, так и за рубежом. А также оказывает консультативную помощь в рамках своей компетенции.
Представители ТПП Ивановской области и Союза промышленников и предпринимателей входят в состав межведомственного совета по выставочно-ярмарочной деятельности при Губернаторе Ивановской области.
ГУП "Инвестиционное агентство Ивановской области" создано в целях упрощения и ускорения процедуры подготовки необходимого пакета документов для реализации инвестиционных проектов на территории области. Его работа с инвесторами, связанная в том числе с подбором и оформлением земельных участков для строительства, практически строится по принципу "одного окна".
Целью ООО "Деловая Россия" является установление стратегического альянса между бизнесом и государством, создание благоприятного делового климата. Для реализации данной цели организацией разработана Модельная программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации.
Вклад указанных организаций позволит увеличить эффективность мероприятий ДЦП, а степень их активности позитивно скажется на целевых индикаторах реализации ДЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.