Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации муниципального
образования "Родниковский
муниципальный район"
от 18 декабря 2012 г. N 1439
Долгосрочная целевая программа
"Доступная среда для детей - инвалидов в общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района на 2013 - 2015 годы"
I. Паспорт
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Доступная среда для детей - инвалидов в общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основные разработчики Программы |
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области |
Заказчик- координатор |
Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области |
Исполнители основных мероприятий |
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области Базовые общеобразовательные учреждения муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые индикаторы |
Цель: создание универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Задачи: - обеспечения физической доступности базовых учреждений образования для детей - инвалидов; - создание условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов в базовых общеобразовательных учреждениях; - реализация мероприятий по поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевые индикаторы и показатели: - количество разработанных нормативных правовых документов, рекомендаций; - количество общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); - количество детей - инвалидов и детей с ОВЗ, получающих образовательные услуги в общеобразовательных учреждениях с универсальной безбарьерной средой. |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы. |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) |
Общий объем финансирования Программы составляет 9 млн. рублей. 2013 год - общий объем финансирования Программы - 3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1500,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета - 1350,0 тыс. рублей; за счет средств районного бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 150 тыс. рублей.
2014 год - общий объем финансирования Программы - 3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1500,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета - 1350,0 тыс. рублей; за счет средств районного бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 150 тыс. рублей.
2015 год - общий объем финансирования Программы - 3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1500,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета - 1350,0 тыс. рублей; за счет средств районного бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 150 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание безбарьерной среды в 2-х базовых общеобразовательных учреждениях; увеличение объектов инфраструктуры базовых общеобразовательных учреждений, доступных для детей - инвалидов и детей с ОВЗ; увеличение доли детей - инвалидов, получивших образовательные услуги в школьной образовательной безбарьерной среде в рамках инклюзивного образования. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - "Конвенция"), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов. В рамках реализации положений Конвенции принята Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - "Государственная программа"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.
В соответствии с требованиями Конвенции и Государственной программы органы управления образованием должны принимать надлежащие меры по обеспечению для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья равного с другими школьниками доступа к качественным образовательным услугам, формировать толерантное отношение обучающихся к проблемам детей - инвалидов, эффективно решать проблемы их социальной адаптации и интеграции в общество.
В Родниковском муниципальном районе, по состоянию на 1 сентября 2012 г. дошкольные образовательные учреждения посещают 19 детей - инвалидов, из 2911 обучающихся общеобразовательных школ имеют инвалидность 27 детей, из них 7 - дети-инвалиды, обучающиеся дома, не посещая общеобразовательные учреждения: 4 ребенка - инвалида обучается в МБОУ "Центральной городской средней общеобразовательной школе", 2 ребенка - инвалида обучается в МБОУ СОШ N 3, 1 ребенок в МБОУ СОШ N 4. Три ребенка - инвалида обучаются на дому с использованием дистанционных технологий обучения. Данные дети имеют ограничения жизнедеятельности, являясь инвалидами по зрению, слуху или с поражением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы общеобразовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям - инвалидам и сформировавшейся потребностью эффективной реализации индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) детей - инвалидов, включая инклюзивное образование.
Существующая сеть образовательных учреждений Родниковского муниципального района не удовлетворяет потребности детей - инвалидов, не имеет универсальной безбарьерной образовательной среды для совместного обучения детей с ОВЗ и обычных школьников. Состояние материально-технической базы образовательных учреждений и их территориальная доступность имеет низкий уровень соответствия современным требованиям для организации инклюзивного совместного обучения школьников, в том числе детей - инвалидов. Общеобразовательные учреждения не обеспечены достаточной физической доступностью для детей - инвалидов, имеют низкий уровень методической подготовки к реализации инклюзивного образования, испытывают нехватку специалистов в области социализации детей - инвалидов.
Анализ наличия возможностей беспрепятственного доступа детей - инвалидов к приоритетным объектам сферы образования Родниковского муниципального района показывает, что из 15 общеобразовательных учреждений и 2-х учреждений дополнительного образования ни в одном учреждении сферы образования не создана безбарьерная школьная среда, все требуют дооборудования. Значимым является определение и полная реконструкция в Родниковском муниципальном районе базовых школ совместного обучения, доступных для детей - инвалидов.
Однако доступность школьной среды для детей - инвалидов - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, оборудованных помещений для приема пищи, но и приспособление под нужды детей - инвалидов правил работы образовательных учреждений.
Необходимо совершенствование системы адаптации инвалидов к существующим условиям жизни через обеспечение доступа к образовательным и информационным ресурсам, что эффективно реализуется через применение дистанционные и ИКТ-технологии.
Остаются важными проблемы получения детьми - инвалидами образования и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с ними. Возникает необходимость содействия образовательным учреждениям в приобретении специального оборудования для образовательного процесса, развития дистанционного обучения.
Целесообразность решения проблем создания доступной среды в общеобразовательных учреждениях для детей - инвалидов программным методом определяется несколькими факторами:
1. Высокая социально-экономическая значимость проблемы.
Создание в общеобразовательных учреждениях доступной образовательной среды заинтересованы не только дети - инвалиды, но и родители, представители общественности. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование базовых общеобразовательных школ с учетом требований доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.
2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.
С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость реализации в образовательных учреждениях Родниковского муниципального района комплекса мероприятий, объединенных по конкретным целям, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем детей - инвалидов, обучающихся в школах, программными методами, как наиболее целесообразными в решении задач их комплексной социальной адаптации.
3. Сроки решения проблемы.
Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления объединенных по целям мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
Таким образом, использование программного метода даст возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступной универсальной безбарьерной школьной образовательной среды для детей - инвалидов.
2. Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов
Целью Программы является создание универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.
Достижение цели обеспечивается за счет решения следующих ключевых задач:
- обеспечение физической доступности базовых учреждений образования для детей - инвалидов;
- создание условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов в базовых общеобразовательных учреждениях;
- реализация мероприятий по поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
II. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по разделам, соответствующим решению задач:
1. Обеспечение физической доступности базовых учреждений образования для детей - инвалидов.
2. Создание условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов в базовых общеобразовательных учреждениях.
3. Реализация мероприятий по поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
III. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить:
- увеличение до 50% доли детей - инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в сфере образования, в общей численности детей - инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- увеличение до 1,5% доли общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
- 100% охват детей - инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (не имеющих медицинских противопоказаний) дистанционным образованием, включая техническое обеспечение оказания образовательных услуг.
Осуществление запланированных мероприятий позволит также активизировать участие детей - инвалидов и детей с ОВЗ в социальной, культурной жизни общества, повысить внимание общественности, детского сообщества к проблемам детей с ограниченными возможностями и формировать толерантное отношение общества к инвалидам. Работа в рамках реализации программы будет способствовать распространению в обществе представления о независимости инвалидов, осознанию самими детьми с ограниченными возможностями здоровья своей социальной значимости, развитию их потенциальных способностей.
VI. Критерии оценки эффективности реализации Программы
Критерием социально-экономической эффективности Программы будет являться степень достижения ее цели при фиксированных затратах. Эффективность реализации Программы будет обеспечена достижением плановых значений целевых индикаторов за счет четкой организации и контроля за полнотой и своевременностью исполнения мероприятий Программы. Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно осуществляться путем соотнесения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и их плановых значений.
Кроме того, оценка эффективности реализации программы проводится на основе:
анализа выполнения программных мероприятий и их финансового обеспечения;
анализа статистической и ведомственной информации, связанной с достижением цели и задач Программы.
Заказчик-координатор Программы в установленные сроки проводит оценку эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.