Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 451-п
Государственная программа
Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"
См. Комплексный план реализации государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" на период 2014 - 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Ивановской области от 13 января 2014 г. N 1-рп
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Администратор программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
Исполнители программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Служба ветеринарии Ивановской области |
Перечень подпрограмм |
Аналитические подпрограммы: 1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 3. Развитие мясного скотоводства Ивановской области 4. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 5. Поддержка малых форм хозяйствования 6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса 8. Лабораторная диагностика болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции 9. Ветеринарно-санитарная экспертиза поднадзорной продукции Специальные подпрограммы: 1. Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области |
Цель (цели) программы |
1. Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в Ивановской области; 2. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области; 3. Воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области; 4. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области |
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 - 349 782,9 тыс.руб. 2015 - 364 611,8 тыс.руб. 2016 - 348 645,4 тыс.руб. 2017 - 308 356,8 тыс.руб. 2018 - 308 356,8 тыс.руб. 2019 - 308 356,8 тыс.руб. 2020 - 308 356,8 тыс.руб. - областной бюджет: 2014 - 349 782,9 тыс.руб. 2015 - 364 611,8 тыс.руб. 2016 - 348 645,4 тыс.руб. 2017 - 308 356,8 тыс.руб. 2018 - 308 356,8 тыс.руб. 2019 - 308 356,8 тыс.руб. 2020 - 308 356,8 тыс.руб. - федеральный бюджет: * 2014 - 0,0 тыс.руб. 2015 - 0,0 тыс.руб. 2016 - 0,0 тыс.руб. 2017 - 0,0 тыс.руб. 2018 - 0,0 тыс.руб. 2019 - 0,0 тыс.руб. 2020 - 0,0 тыс.руб. |
Примечание:
* реализация программы предусматривает привлечение софинансирования за счет средств федерального бюджета, объемы которого будут указаны в паспорте программы после утверждения в установленном порядке распределения соответствующих субсидий из федерального бюджета.
2. Общие положения
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство играют важную роль в обеспечении устойчивого функционирования экономики Ивановской области.
Сельское хозяйство и сопряженные с ним отрасли обеспечивают занятость сельского населения, являются бюджетообразующими для муниципальных районов Ивановской области, способствуют закреплению экономической активности на территории региона. От успешного функционирования данных отраслей зависит существование более двух тысяч сельских населенных пунктов, в которых проживает почти 200 тысяч человек, или 19 процентов от общей численности населения Ивановской области.
Собственное сельскохозяйственное производство на территории региона снижает зависимость областного рынка сельскохозяйственной продукции от импорта и межрегионального ввоза, и способствует укреплению продовольственной безопасности Ивановской области. Сельское хозяйство Ивановской области позволяет полностью обеспечить потребности населения региона по ряду важных продовольственных товаров (яйца, картофель, овощи). Значительную роль в этом играют личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится почти половина объемов сельскохозяйственного производства.
Наличие собственного сельскохозяйственного производства является важным фактором сдерживания роста цен на региональном рынке сельскохозяйственной продукции. Это имеет особую значимость для Ивановской области, учитывая, что она входит в число регионов Российской Федерации с низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения.
Успешность выполнения указанных задач напрямую зависит от экономического состояния сельскохозяйственного производства, на поддержку которого направлена настоящая государственная программа (далее - Программа).
Программа предусматривает оказание государственной поддержки и содействия развитию агропромышленного комплекса Ивановской области по следующим направлениям:
- растениеводство, переработка и реализация продукции растениеводства;
- животноводство (в том числе, мясное скотоводство), переработка и реализация продукции животноводства;
- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- кадровое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение эпизоотического благополучия Ивановской области;
- устойчивое развитие сельских территорий.
Программа подготовлена в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п, руководствуясь:
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- Федеральной государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 14.07.2012 N 717 (далее - Федеральная государственная программа);
- Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ;
- Законом Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области".
3. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
3.1. Общая характеристика сложившейся ситуации в сфере реализации государственной программы и основные тенденции ее изменения
На начало 2013 года агропромышленный комплекс Ивановской области включал 338 сельскохозяйственных организаций, 38 кредитных и потребительских кооперативов, 56 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 38 организаций производственной инфраструктуры, 415 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 100 тысяч личных подсобных хозяйств населения.
В 2012 году объем производства сельскохозяйственной продукции в Ивановской области составил 13,3 млрд. рублей, или 12,7 тыс. рублей в среднем на одного жителя. В этом объеме на долю сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходилось 52,7 процента. Личные подсобные хозяйства обеспечили 47,3 процента выпуска, что было на 13 процентных пунктов выше аналогичного показателя по Центральному федеральному округу.
В 2012 году в структуре сельскохозяйственного производства на долю животноводства приходилось 56 процентов сельскохозяйственной продукции, на долю растениеводства - 44 процента. В секторе личных подсобных хозяйств доминировало растениеводство, на долю которого приходилось 58 процентов произведенной продукции. В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей основные объемы сельскохозяйственного производства давало животноводство, на долю которого в 2012 году приходилось 68,6 процента произведенной в этих организациях и хозяйствах продукции.
По большинству категорий продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья, Ивановская область относилась к числу регионов с уровнем цен ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Исключение составляла молочная и мясная продукция. В 2013 году Ивановская область входила в число 25 субъектов Российской Федерации с самыми высокими ценами на сметану, творог, говядину и молоко.
Одной из основных причин этого являлось недостаточное развитие местного производства данной продукции. Агропромышленный комплекс Ивановской области не обеспечивал выпуск молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов в объемах, достаточных для покрытия личного потребления со стороны населения области.
В период 2006 - 2012 годов в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства Ивановской области отмечались следующие тенденции (или их отсутствие):
1. В целом по сельскому хозяйству отмечалась нестабильная динамика физических объемов производства, без явно выраженной тенденции. В 2012 году объемы производства сельскохозяйственной продукции в Ивановской области составляли 101,7 процента от уровня 2005 года в сопоставимых ценах. В среднем по Центральному федеральному округу данный показатель составлял 153 процента.
Сельскохозяйственные организации демонстрировали умеренный рост физических объемов производства, которые в 2012 году составляли 113,1 процента от уровня 2005 года. В среднем по Центральному федеральному округу данный показатель был существенно выше - 198,5 процента.
Существенное отставание Ивановской области от показателей по федеральному округу было обусловлено ориентацией областного сельскохозяйственного производства на внутренний спрос, динамика которого значительно отставала от темпов развития рынка сельскохозяйственной продукции в целом по федеральному округу. Ключевыми факторами, ограничивавшими емкость внутреннего рынка Ивановской области, являлись сравнительно небольшая численность населения области, низкий уровень среднедушевых денежных доходов, ограниченный промышленный спрос.
Благодаря предпринимаемым мерам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в период 2006 - 2012 годов наблюдалось улучшение их платежеспособности.
К 2012 году доля просроченной кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей сократилась до 3,2 процента с 41,7 процента в 2006 году. Доля просроченной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам и займам к 2008 году снизилась до 0,1 процента и более не повышалась. Указанные значения были существенно ниже средних показателей по экономике Ивановской области.
Удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве Ивановской области был стабильно ниже среднего показателя по экономике региона. Исключением стал 2012 год, когда удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве превысил средний уровень по экономике, достигнув уровня 46,4 процента.
2. В пищевой промышленности росли физические объемы производства пищевых продуктов, включая напитки. К 2012 году объемы производства данной отрасли составляли 118 процентов от уровня 2005 года в сопоставимых ценах. Достигнутые результаты были сравнимы со средними по Центральному федеральному округу.
В отрасли наблюдалось улучшение финансового состояния предприятий. К 2012 году доля просроченной кредиторской задолженности предприятий по производству пищевых продуктов (включая напитки) сократилась до 3,5 процентов с 17 процентов в 2006 году. Доля просроченной задолженности по кредитам и займам к 2008 году снизилась практически до нуля и более не повышалась.
К 2012 году удельный вес убыточных предприятий в пищевой промышленности сократился более чем вдвое - до 25 процентов с 56,3 процентов в 2006 году. Уровень просроченной задолженности и удельный вес убыточных предприятий пищевой промышленности были существенно ниже средних показателей по экономике Ивановской области.
3. В растениеводстве наблюдались сильные колебания физических объемов производства около средних уровней 2005 - 2006 годов, без явно выраженной тенденции. Это происходило на фоне быстрого наращивания физических объемов производства растениеводческой продукции в целом по Центральному федеральному округу.
Единственным сектором растениеводства Ивановской области, демонстрировавшим рост физических объемов производства продукции, был сектор крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Имело место сильное отставание растениеводства Ивановской области от Центрального федерального округа по урожайности многолетних трав, овса, пшеницы озимой и яровой, ячменя озимого и ярового. Обратная картина была по таким культурам как овощи и рожь (озимая и яровая).
4. В животноводстве после 18-летнего периода падения произошла стабилизация физических объемов производства продукции, начиная с 2009 года. В целом по Центральному федеральному округу стабилизация объемов производства произошла раньше, а с 2005 года животноводство демонстрировало ежегодный рост. В 2012 году объем произведенной животноводческой продукции в Центральном федеральном округе составлял 149,6 процента от объема 2005 года в сопоставимых ценах.
За стабильной динамикой физических объемов производства продукции животноводства в Ивановской области скрывались существенные внутриотраслевые структурные сдвиги, вызванные двумя противоположными тенденциями.
С одной стороны, происходил уверенный рост физических объемов производства животноводческой продукции в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей. В 2012 году на территории Ивановской области объем производства животноводческой продукции в сельскохозяйственных организациях составил 115,7 процента от уровня 2005 года в сопоставимых ценах. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей данный показатель достиг 218,8 процента.
С другой стороны, происходило быстрое падение физических объемов производства в секторе личных подсобных хозяйств. К 2012 году объем животноводческого производства в данном секторе упал до 67,3 процента от объема 2005 года в сопоставимых ценах.
В период 2006 - 2012 годов в Ивановской области росло производство яиц, мяса и мясопродуктов (за счет мяса птицы), составив в 2012 году 371,7 млн. штук и 27,3 тыс. тонн, соответственно. Производство молока и молочных продуктов, наоборот снижалось, составив в 2012 году 163, 3 тыс. тонн.
В Ивановской области сформировалась устойчивая тенденция сокращения поголовья скота. В 2012 году численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составляла 71,8 тысяч голов или 67 процентов от уровня 2005 года, поголовья свиней - 13,7 тысяч голов или 44,8 процентов от уровня 2005 года.
Наиболее существенное сокращение поголовья скота происходило в личных подсобных хозяйствах. К 2012 году численность поголовья крупного рогатого скота в данном секторе сократилась до 51 процента от уровня 2005 года, поголовья свиней - до 41 процента.
На фоне снижения численности поголовья скота происходило качественное улучшение его состава, за счет увеличение доли племенного скота.
Ежегодно повышалась производительность молочного стада. К 2012 году средний годовой надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях Ивановской области составлял 4,6 тонны, что было на 37 процентов выше показателя 2005 года и на 85 процентов выше показателя 1990 года.
5. В сфере технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в Ивановской области сохранялись низкие темпы обновления сельскохозяйственной техники в хозяйствах всех категорий, существенно отстающие от средних показателей по Центральному федеральному округу.
За 2008 - 2012 годы суммарное обновление парка сельскохозяйственной техники в Ивановской области составило: тракторов - 11 процентов (по ЦФО - 18 процентов), сеялок - 14 процентов (по ЦФО - 21 процент), плугов - 7 процентов (по ЦФО - 17 процентов), культиваторов - 12 процентов (по ЦФО - 21 процент), комбайнов кормоуборочных - 21 процент (по ЦФО - 24 процента), комбайнов зерноуборочных - 16 процентов (по ЦФО - 26 процентов), доильных установок и агрегатов - 8 процентов (по ЦФО - 17 процентов).
Продолжалось сокращение фондовооруженности сельского хозяйства Ивановской области по тракторам и комбайнам. Вместе с тем, показатели количества тракторов на 1000 га пашни и комбайнов на 1000 га посевов по Ивановской области существенно превышали аналогичные показатели по Центральному федеральному округу.
Значительная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей применяла высоко изношенную технику, оборудование и устаревшие технологии. Наибольшее технологическое отставание было в секторе личных подсобных хозяйств, где доминировал ручной труд с минимальным уровнем механизации. На этом фоне выделялись единичные современные, эффективно организованные высокотехнологичные хозяйства. К числу таких хозяйств можно отнести СПК "Племенной завод имени Дзержинского", ООО "Растениеводческое хозяйство "Родина", ООО "Агрофирма РИАТ", СПК "Ленинский путь", СПК колхоз имени Арсения, ОАО "Заря" и ряд других хозяйств.
6. В секторе малых форм хозяйствования происходил быстрый рост физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей. В 2012 году указанные объемы производства составляли 199,9 процента от объема производства 2005 года в сопоставимых ценах.
Благодаря опережающему росту объемов производства в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей, его доля в денежных объемах производства сельскохозяйственной продукции в области постепенно увеличивалась. К 2012 году она достигла 4,4 процента, по сравнению с 2,4 процента в 2006 году.
Одновременно происходило сжатие сектора личных подсобных хозяйств. В 2012 году объемы производства сельскохозяйственной продукции в данном секторе составляли 86,9 процента от объема производства 2005 года в сопоставимых ценах. В целом по Центральному федеральному округу подобная тенденция отсутствовала.
7. В сфере кадрового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отмечалось ежегодное сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве Ивановской области. За период с 2009 по 2011 годы данная численность сократилась на 26 процентов с 10322 человек до 7606 человек. По Центральному федеральному округу была аналогичная тенденция, однако падение было не столь существенным.
При этом сохранялась нехватка квалифицированных кадров. В 2012 году уровень обеспеченности кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей составлял 93,5 процента. Наибольший дефицит организации агропромышленного комплекса испытывали в руководителях и специалистах, имеющих высшее специальное образование.
8. В сфере социально-экономического развития сельских территорий Ивановской области сохранялось их существенное отставание от городов по уровню обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой. В сельской местности остается более высокий уровень безработицы, и меньший средний уровень денежных доходов населения.
В период с 2006 по 2012 годы отмечалась устойчивая тенденция снижения численности сельского населения Ивановской области, в среднем на 1,15 процента в год. Согласно результатам общероссийской переписи населения 2010 года, на территории Ивановской области находилось 3018 сельских населенных пунктов, из них 634 сельских населенных пунктов не имели жителей. За период с момента проведения общероссийской переписи населения 2002 года число сельских населенных пунктов, не имеющих жителей, выросло на 256 единиц.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры способствует обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства на селе. Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
9. В сфере обеспечения эпизоотического благополучия Ивановской области удавалось не допускать вспышек особо опасных заболеваний, передающихся человеку от животных, и своевременно купировать возникающие инфекционные заболевания, минимизируя ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одновременно шло накопление отложенных рисков возникновения подобных чрезвычайных ситуаций в будущем, в связи с растущим износом техники и оборудования ветеринарной службы, ограниченной территориальной доступностью ее услуг, низким уровнем оснащенности ветеринарных лабораторий необходимым оборудованием и низкой обеспеченностью расходными материалами.
Сложившиеся тенденции в агропромышленном комплексе Ивановской области сформировались с учетом ежегодного систематического предоставления мер государственной поддержки сельскохозяйственному производству. Без государственной поддержки значительная часть организаций и хозяйств, составляющих агропромышленный комплекс Ивановской области, прекратили бы свое существование.
Самостоятельное развитие агропромышленного комплекса Ивановской области затруднено в силу следующих объективных факторов и ограничений:
- природно-ресурсные ограничения - Ивановская область находится в зоне рискованного земледелия, имеет самую небольшую среди регионов Центрального федерального округа площадь земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий;
- сбытовые ограничения - малая емкость внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции в Ивановской области и жесткая конкуренция со стороны импортеров и сельскохозяйственных товаропроизводителей из соседних регионов, активно поддерживаемых за счет средств соответствующих региональных бюджетов;
- финансовые ограничения - дефицит собственных финансовых ресурсов и сравнительно небольшие объемы привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями заемных ресурсов для развития;
- прочие ограничения - накопленное технологическое отставание агропромышленного комплекса, высокий износ основных фондов, обеднение почв, дефицит квалифицированных кадров.
Объемы оказания государственной поддержки в настоящий момент являются определяющим фактором развития агропромышленного комплекса Ивановской области. При сохранении объемов поддержки на уровне 2012 года следует ожидать продолжения описанных тенденций или даже их ухудшения, вследствие вновь возникающих вызовов, к числу которых относятся вступление Российской Федерации в ВТО, наращивание объемов государственной поддержки агропромышленного комплекса в конкурирующих регионах, повышение рисков прихода второй волны финансового кризиса.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы
|
Показатель |
Единицы измерения |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Количество организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в секторе АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Количество организаций АПК, всего |
единиц |
689 |
657 |
657 |
664 |
655 |
655 |
543 |
|
в т.ч. - сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм |
единиц |
353 |
345 |
339 |
341 |
339 |
353 |
338 |
|
- кредитных и потребительских кооперативов |
единиц |
34 |
39 |
46 |
51 |
45 |
49 |
38 |
|
- предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности |
единиц |
73 |
69 |
70 |
70 |
73 |
73 |
56 |
|
- организаций производственной инфраструктуры |
единиц |
86 |
83 |
80 |
80 |
80 |
80 |
38 |
1.2. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств |
единиц |
760 |
759 |
754 |
754 |
754 |
754 |
415 |
2. |
Динамика производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах |
млн.руб. |
6970,5 |
8575,5 |
8869,7 |
9725,6 |
10692,5 |
13101,4 |
13331,1 |
|
в том числе: - в личных подсобных хозяйствах |
млн.руб. |
3359,2 |
4089,0 |
3932,9 |
4 685,2 |
5 424,0 |
6 273,7 |
6 307,7 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн.руб. |
169,3 |
254,1 |
303,5 |
360,5 |
328,5 |
565,9 |
593,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн.руб. |
3442,1 |
4232,4 |
4633,3 |
4679,9 |
4940,0 |
6261,8 |
6430,4 |
2.2. |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн.руб. |
6481,6 |
8030,7 |
9472,7 |
9228,0 |
10520,5 |
12217,8 |
13797,3 |
2.3. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в Ивановской области (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
104,9 |
107,1 |
96,8 |
103,9 |
95,1 |
103,3 |
101,7 |
|
в том числе: - в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню 2005 года |
106,4 |
104,8 |
89,1 |
95,0 |
85,6 |
90,7 |
86,9 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню 2005 года |
130,9 |
153,0 |
152,6 |
174,8 |
123,3 |
200,5 |
199,9 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню 2005 года |
102,3 |
107,2 |
102,1 |
109,7 |
103,8 |
112,0 |
113,1 |
|
Справочно: Индекс производства продукции сельского хозяйства в Центральном федеральном округе (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
102,1 |
109,0 |
124,5 |
129,5 |
109,4 |
147,4 |
153,0 |
2.4. |
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки в Ивановской области (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
100,3 |
101,8 |
81,0 |
93,3 |
111,8 |
122,8 |
118,0 |
|
Справочно: Индекс производства продукции пищевых продуктов, включая напитки в Центральном федеральном округе (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
104,7 |
107,2 |
108,8 |
107,3 |
109,3 |
114,9 |
121,7 |
3. |
Финансовое состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Доля просроченной кредиторской задолженности (на 1 января года, следующего за отчетным) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
процентов |
41,7 |
34,8 |
27,1 |
26,8 |
4,6 |
2,7 |
3,2 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
процентов |
17,0 |
16,8 |
4,0 |
11,1 |
20,1 |
8,5 |
3,5 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
процентов |
38,1 |
33,4 |
24,9 |
27,1 |
21,9 |
16,3 |
13,9 |
3.2. |
Доля просроченной задолженности по кредитам и займам (на 1 января года, следующего за отчетным) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
процентов |
2,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
процентов |
0,2 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
процентов |
5,1 |
1,5 |
3,3 |
2,9 |
3,0 |
3,5 |
3,3 |
3.3. |
Объем задолженности по кредитам и займам (на 1 января года, следующего за отчетным) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
млн.руб. |
539,0 |
970,7 |
1496,1 |
1146,8 |
1315,6 |
776,1 |
790,5 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн.руб. |
1328,7 |
1786,4 |
1470,7 |
2464,3 |
2319,5 |
3039,4 |
3158,0 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
млн.руб. |
10008,1 |
18653,1 |
19180,9 |
23024,9 |
28656,0 |
31211,3 |
30434,7 |
3.4. |
Удельный вес убыточных организаций (на 1 января года, следующего за отчетным) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
процентов |
21,5 |
17,8 |
20,0 |
34,8 |
27,0 |
24,3 |
46,4 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
процентов |
56,3 |
43,6 |
34,8 |
19,2 |
33,3 |
29,6 |
25,0 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
процентов |
34,9 |
32,8 |
38,0 |
45,5 |
41,2 |
39,3 |
37,5 |
3.5. |
Финансовый результат (убыток) убыточных организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
млн.руб. |
37,2 |
36,4 |
228,3 |
138,5 |
135,4 |
273,1 |
217,9 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн.руб. |
274,7 |
284,8 |
264,4 |
331,6 |
280,4 |
221,0 |
69,9 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
млн.руб. |
2142,1 |
1958,1 |
2267,4 |
3669,1 |
3066,3 |
2598,7 |
2090,2 |
3.6. |
Финансовый результат (прибыль) прибыльных организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сельское хозяйство |
млн.руб. |
197,9 |
267,3 |
182,3 |
96,0 |
171,2 |
131,7 |
90,0 |
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн.руб. |
180,1 |
197,3 |
102,6 |
194,2 |
143,0 |
113,3 |
150,5 |
|
Справочно: в целом по экономике Ивановской области |
млн.руб. |
2633,4 |
3602,9 |
2808,7 |
2642,5 |
2825,2 |
4391,1 |
5128,2 |
4. |
Государственная поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Объем бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в регионе |
млн.руб. |
240,1 |
291,6 |
446,8 |
548,2 |
574,9 |
644,2 |
479,6 |
|
в том числе: - за счет областного бюджета |
млн.руб. |
186,7 |
189,3 |
241,3 |
247,5 |
343,6 |
335,1 |
246,3 |
|
- за счет федерального бюджета |
млн.руб. |
53,4 |
102,3 |
205,5 |
300,7 |
231,3 |
309,1 |
233,3 |
4.2. |
Объем субсидий бюджетам муниципальных образований области на развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности |
млн. руб. |
44,8 |
84,9 |
91,1 |
44,6 |
51,0 |
109,5 |
75,4 |
4.3. |
Объем субсидий бюджетам муниципальных образований области на развитие социальной инфраструктуры в сельской местности |
млн. руб. |
1,0 |
0,5 |
5,5 |
4,8 |
- |
- |
- |
4.4. |
Объем государственной поддержки гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на улучшение жилищных условий |
млн. руб. |
10,8 |
12,0 |
17,3 |
23,2 |
23,2 |
37,7 |
38,0 |
5. |
Показатели растениеводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1. |
Продукция растениеводства в фактически действовавших ценах |
млн.руб. |
2756,5 |
3758,3 |
3582,7 |
4219,8 |
4590,9 |
6100,6 |
5869,8 |
|
в том числе: - в личных подсобных хозяйствах |
млн.руб. |
1768,6 |
2380,6 |
2130,2 |
2660,4 |
3032,5 |
3742,3 |
3666,2 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн.руб. |
105,2 |
162,0 |
126,7 |
223,7 |
149,5 |
352,7 |
337,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн.руб. |
882,8 |
1215,7 |
1325,9 |
1335,7 |
1408,9 |
2005,6 |
1866,7 |
5.2. |
Индекс производства продукции растениеводства в Ивановской области (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
109,8 |
115,0 |
97,8 |
116,6 |
91,3 |
110,7 |
107,3 |
|
в том числе: в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню 2005 года |
117,9 |
117,2 |
99,4 |
113,3 |
93,9 |
108,9 |
105,7 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню 2005 года |
133,2 |
146,4 |
98,8 |
177,7 |
81,0 |
187,5 |
177,4 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню 2005 года |
93,2 |
107,0 |
94,0 |
114,5 |
85,6 |
103,3 |
100,7 |
|
Справочно: Индекс производства продукции растениеводства в Центральном федеральном округе (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
97,4 |
105,5 |
128,4 |
130,0 |
85,6 |
144,4 |
144,2 |
5.3. |
Валовой сбор сельскохозяйственных культур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- зерновые культуры |
тыс.т |
80,5 |
111,2 |
100,9 |
130,3 |
81,8 |
102,8 |
124,7 |
|
- картофель |
тыс.т |
152,6 |
169,0 |
108,0 |
148,9 |
102,8 |
145,4 |
147,7 |
|
- овощи |
тыс.т |
93,6 |
91,9 |
87,7 |
89,4 |
80,3 |
89,1 |
81,3 |
|
- плоды и ягоды |
тыс.т |
14,7 |
15,6 |
15,0 |
17,8 |
9,5 |
10,9 |
10,5 |
5.4. |
Площади многолетних плодово-ягодных насаждений |
тыс.га |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
2,6 |
2,6 |
2,2 |
2,6 |
5.5. |
Посевные площади сельскохозяйственных культур |
тыс.га |
243,3 |
236,0 |
238,7 |
234,8 |
219,2 |
227,0 |
220,1 |
5.6. |
Количество тракторов на 1000 га пашни |
единиц |
5,5 |
5,1 |
4,6 |
4,2 |
3,9 |
4,1 |
3,9 |
5.7. |
Количество комбайнов на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- комбайны зерноуборочные |
единиц |
8 |
8 |
7 |
7 |
6 |
11 |
5 |
|
- комбайны картофелеуборочные |
единиц |
65 |
85 |
74 |
63 |
52 |
48 |
42 |
5.8. |
Внесение на один гектар посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ) |
кг на 1 га |
10,3 |
11,3 |
13,9 |
10,5 |
13,6 |
14,8 |
16,1 |
|
Справочно: по Центральному федеральному округу |
кг на 1 га |
36,8 |
52,1 |
62,7 |
60,5 |
67,4 |
67,6 |
67,1 |
|
- органические удобрения |
тонн на 1 га |
1,3 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,7 |
1,5 |
|
Справочно: по Центральному федеральному округу |
тонн на 1 га |
1,0 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
1,8 |
6. |
Показатели животноводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1. |
Продукция животноводства в фактически действовавших ценах |
млн.руб. |
4214,0 |
4817,2 |
5287,0 |
5505,8 |
6101,6 |
7000,8 |
7461,3 |
|
в том числе: - в личных подсобных хозяйствах |
млн.руб. |
1590,6 |
1708,4 |
1802,8 |
2024,9 |
2391,5 |
2531,4 |
2641,5 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн.руб. |
64,1 |
92,1 |
176,8 |
136,7 |
179,0 |
213,2 |
256,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн.руб. |
2559,3 |
3016,7 |
3307,4 |
3344,2 |
3531,1 |
4256,2 |
4563,7 |
6.2. |
Индекс производства продукции животноводства в Ивановской области (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
101,6 |
101,9 |
96,4 |
95,7 |
97,3 |
96,5 |
96,1 |
|
в том числе: - в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню 2005 года |
94,6 |
92,3 |
78,7 |
76,9 |
76,6 |
71,6 |
67,3 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню 2005 года |
126,6 |
162,4 |
254,2 |
172,9 |
192,2 |
202,2 |
218,8 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню 2005 года |
105,7 |
107,1 |
105,1 |
107,0 |
109,7 |
112,8 |
115,7 |
|
Справочно: Индекс производства продукции животноводства в Центральном федеральном округе (в сопоставимых ценах) |
процентов к уровню 2005 года |
107,0 |
112,7 |
118,6 |
127,2 |
132,0 |
138,2 |
149,6 |
6.3. |
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
тыс.тонн |
23,5 |
24,3 |
23,3 |
23,3 |
23,8 |
27,2 |
27,3 |
|
Яйца |
млн.штук |
313,8 |
304,6 |
299,1 |
301,9 |
376,1 |
379,3 |
371,7 |
|
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко установленной жирности) |
тыс.тонн |
190,3 |
191,1 |
180,1 |
170,4 |
168,1 |
164,7 |
163,3 |
6.4. |
Производство продуктов переработки продукции животноводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
тыс.тонн |
42,2 |
42,2 |
42,4 |
66,0 |
82,9 |
102,6 |
106,5 |
|
Сыры и сырные продукты |
тыс.тонн |
9,3 |
10,0 |
11,5 |
16,5 |
21,3 |
22,6 |
28,1 |
|
Масло сливочное |
тыс.тонн |
13,8 |
16,1 |
16,2 |
18,9 |
9,1 |
6,0 |
8,7 |
6.5. |
Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Крупный рогатый скот |
тыс.голов |
103,6 |
99,0 |
87,7 |
84,1 |
81,5 |
76,2 |
71,8 |
|
Свиньи |
тыс.голов |
30,1 |
25,0 |
17,1 |
17,4 |
16,8 |
15,4 |
13,7 |
|
Овцы и козы |
тыс.голов |
41,4 |
39,6 |
25,7 |
26,5 |
26,0 |
24,8 |
24,2 |
|
Птица всех видов |
тыс.голов |
2442,4 |
3536,2 |
2675,6 |
2538,1 |
2958,4 |
2950,2 |
2966,8 |
6.6. |
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях |
кг в год |
3821 |
3948 |
3901 |
3833 |
3959 |
4149 |
4614 |
|
Справочно: Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях в Центральном федеральном округе |
кг в год |
3608 |
3769 |
3958 |
4172 |
4260 |
4394 |
4739 |
6.7. |
Удельный вес племенного скота в хозяйствах всех категорий в общем поголовье |
процентов |
10,8 |
11,5 |
14,7 |
20,6 |
23,8 |
27,2 |
27,6 |
Источник: Росстат, данные управленческого учета, осуществляемого Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.
3.2. Основные результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации государственной программы
В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Развитие АПК", впоследствии трансформировавшийся в реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446.
С этого момента было положено начало масштабной систематической государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, призванной кардинально изменить положение агропромышленного комплекса Российской Федерации. Базовая система мер была закреплена в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Система государственной поддержки, развернутая на областном уровне, была синхронизирована по ключевым мероприятиям с федеральной, что позволяло привлекать софинансирование из федерального бюджета, тем самым, увеличивая объем ресурсов, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства в Ивановской области.
На областном уровне система мер государственной поддержки определялась Законом Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области", а начиная с 2009 года - Законом Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области".
Государственная поддержка и содействие развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области осуществлялись в форме:
- прямой финансовой и организационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных организаций агропромышленного комплекса;
- финансовой поддержки муниципальных образований Ивановской области по развитию сельских территорий и улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- оказания государственных услуг, в том числе в сфере обеспечения эпизоотического благополучия.
В сфере обеспечения эпизоотического благополучия Ивановской области основными мерами содействия развитию сельскохозяйственного производства было оказание государственных услуг по:
- профилактике, выявлению, лечению и ликвидации инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел;
- лабораторной диагностике болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции;
- ветеринарно-санитарной экспертизе поднадзорной продукции.
В сфере обеспечения устойчивого развития сельских территорий реализация в 2004 - 2008 годах мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", а в 2009 - 2013 годах мероприятий долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года", предусматривающих предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также предоставление государственной поддержки гражданам РФ, проживающим в сельской местности, на улучшение жилищных условий, способствовала повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села и созданию условий для реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства.
Основными результатами оказания государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий в Ивановской области стали:
- стабилизация физических объемов производства в сельском хозяйстве в целом, рост производства в секторе сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, рост производства в пищевой промышленности;
- существенное улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В период 2006 - 2012 годов удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности обычно был ниже, чем по экономике Ивановской области в целом. Сельское хозяйство и пищевая промышленность Ивановской области отличались практически нулевым уровнем просроченной задолженности по кредитам и займам и стабильно низким уровнем просроченной кредиторской задолженности;
- реализация 60 инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Ивановской области за 2006 - 2012 годы на общую сумму 1,3 млрд. рублей;
- минимизация негативных последствий для агропромышленного комплекса Ивановской области от воздействия внешних финансово-экономических и природно-климатических факторов риска. В период 2006 - 2012 годов наиболее серьезные риски для сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей представляли финансовый кризис 2008 года и засуха 2010 года. Предоставляемые меры государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и займам позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть кризисные явления с меньшими потерями;
- развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов Ивановской области, в первую очередь, в части газификации и водоснабжения. С использованием выделенных бюджетных средств были построены 61 новый объект газификации (184,941 километров газовых сетей) и 20 объектов водоснабжения (98,391 километров водопроводных сетей) в сельских населенных пунктах.
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. С использованием выделенных бюджетных средств получили возможность улучшить свои жилищные условия 611 семей, проживающих в сельской местности из 21 муниципального района, в том числе 170 молодых семей и семей молодых специалистов, построено и приобретено 39,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 10,1 кв. метров жилья. 145 семей использовали государственную поддержку на строительство индивидуальных жилых домов и 466 семей - на приобретение жилья.
Предоставляемые меры государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области позволили сохранить агропромышленный комплекс в его современном виде, но их было недостаточно для кардинального изменения ситуации и решения накопленных проблем в данном секторе областной экономики.
3.3. Актуальные проблемы в сфере реализации государственной программы
К 2013 году в агропромышленном комплексе Ивановской области сохранялись следующие ключевые проблемы, требующие решения в рамках настоящей Программы:
- низкие объемы производства по отдельным категориям сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки создают риски обеспечения продовольственной безопасности Ивановской области, а также ограничивают развитие отраслей, являющихся промышленными потребителями данной продукции (прекращение производства льна-долгунца негативно отражается на развитии текстильного производственного кластера; нехватка кормов ограничивает развитие животноводства);
- низкая рентабельность и отсутствие накопленных резервов делают сельскохозяйственных товаропроизводителей сильно зависимыми от государственной поддержки, ограничивают возможности для проведения технологической модернизации и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и сопряженных отраслях;
- использование изношенного, ненадежного, низко производительного оборудования и сельскохозяйственных машин, применение устаревших технологий обуславливает низкую производительность труда в сельскохозяйственном производстве. Это ограничивает возможности для наращивания его объемов и повышения заработных плат работникам сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- низкий уровень оплаты труда, сравнительно высокий уровень безработицы, слабая обеспеченность социальной инфраструктурой, низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий делают непривлекательными проживание и работу в сельской местности, создают проблему кадрового дефицита у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи; а также низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции, ведут к сокращению и измельчению сельской поселенческой структуры, обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Социально-экономическое развитие сельских территорий с целью создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства возможно только при условии государственной поддержки их социального и инженерного обустройства.
Для решения указанных проблем необходимо наращивание объемов оказываемой государственной поддержки сектору сельскохозяйственного производства, сельским территориям, что предусмотрено настоящей Программой. Общий объем финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в Ивановской области в 2014 году достигнет 117 процентов к уровню 2012 года, в 2015 году - 123 процента.
3.4. Цели и ожидаемые результаты реализации государственной программы
Цели государственной программы
Реализация Программы направлена на достижение следующих целей:
а) увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет развития зернового комплекса (включающего в себя производство, хранение, переработку зерна и семеноводство), мясного и молочного скотоводства, и птицеводства как наиболее динамичной и скороспелой отрасли, использующей интенсивные методы производства;
б) обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области.
В краткосрочном периоде данная цель будет достигаться за счет мер государственной поддержки, направленных на субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, удешевление кредитных ресурсов и предоставление несвязанной финансовой поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В долгосрочном периоде цель будет достигаться за счет постепенного повышения рентабельности сельскохозяйственного производства благодаря накоплению критической массы успешно реализованных проектов технико-технологической модернизации производства и создания новых эффективных производств;
в) воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет перехода к расширенному воспроизводству поголовья сельскохозяйственных животных, введения в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, повышения производительности труда в сфере сельскохозяйственного производства.
Ивановская область обладает ограниченным потенциалом для экстенсивного развития сельского хозяйства по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа. Поэтому ключевым направлением развития должно стать повышение производительности труда за счет технического переоснащения, внедрения современных технологий сельскохозяйственного производства, повышения уровня подготовленности и заинтересованности работников в результатах труда.
г) обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет создания комфортных условий проживания в сельской местности, повышения уровня занятости сельского населения в сфере сельскохозяйственного производства, активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, стимулирования реализации инвестиционных проектов в сельской местности, которые должны стать точками роста на соответствующих территориях.
Таблица 2. Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации Программы
Пояснения к таблице:
а) приведенные плановые значения целевых индикаторов (показателей) указаны с учетом ожидаемого софинансирования реализации программы за счет средств федерального бюджета;
б) отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 1.1 - 1.4, 3.1 - 3.3 определяются по данным официального статистического наблюдения;
в) отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 2.1 - 2.3, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
3.5. Ожидаемые результаты реализации государственной программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов.
В Ивановской области к 2020 году физические объемы производства сельскохозяйственной продукции возрастут на 12,6 процента по сравнению с уровнем 2013 года, в том числе в сфере растениеводства - на 11 процентов, животноводства - на 14,3 процента.
Валовой сбор зерна повысится на 15,2 процента до 136,0 тыс. тонн, овощей - на 18,9 процентов до 108,5 тыс.тонн, картофеля - на 5,2 процента до 157,3 тыс. тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.
Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 году возрастет по сравнению с 2013 годом до 50,3 тыс. тонн, или на 18,4 процента, молока - до 197,8 тыс. тонн, или на 17,5 процента. Основной прирост объемов продукции животноводства будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Физические объемы производства пищевых продуктов (включая напитки) увеличатся за период реализации Программы на 11,9 процента.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве удвоится за период реализации Программы, достигнув к 2020 году 21,2 тыс. рублей, что будет составлять примерно 70 процентов от уровня средней заработной платы по экономике региона.
Ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство составит не менее 4 процентов, уровень рентабельности в сельскохозяйственных организациях возрастет до уровня не менее 3 - 4 процентов (с учетом субсидий).
Решение жилищной проблемы для 278 семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе для 142 молодых семей и молодых специалистов; удовлетворение потребности организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в молодых специалистах на 5 процентов; повышение уровня социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе газом - до 31,5 процента, водой - до 24,2 процентов; прирост сельского населения обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями на 1200 человек
3.6. Обоснование выделения подпрограмм
Программа предусматривает реализацию девяти аналитических и одной специальной подпрограмм, направленных на достижение ее целей. Оценка, в какой части реализация каждой из подпрограмм способствует достижению целей Программы, приведена в следующей таблице.
Таблица 3. Оценка вклада подпрограмм в достижение целей государственной программы
N п/п |
Наименование подпрограммы |
Оценка вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы |
|||
Цель 1: Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в Ивановской области |
Цель 2: Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области |
Цель 3: Воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области |
Цель 4: Обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области |
||
Аналитические подпрограммы |
|
|
|
|
|
1. |
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
Увеличение объемов производства, повышение качества и ценовой доступности продукции растениеводства и продуктов переработки продукции растениеводства |
Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающих в сфере растениеводства и переработки продукции растениеводства |
Повышение урожайности возделываемых культур, восстановление плодородия земель, модернизация действующих и создание новых эффективных хозяйств и производств в сфере растениеводства и переработки продукции растениеводства |
Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, которые впоследствии будут поддерживать устойчивое развитие соответствующих территорий |
2. |
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" |
Увеличение объемов производства, качества и ценовой доступности продукции животноводства и продуктов переработки продукции животноводства |
Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающих в сфере животноводства и переработки продукции животноводства |
Развитие племенного животноводства, расширенное воспроизводство поголовья молочного скота, модернизация действующих и создание новых эффективных хозяйств и производств в сфере животноводства и переработки продукции животноводства |
Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, которые впоследствии будут поддерживать устойчивое развитие соответствующих территорий |
3. |
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства Ивановской области" |
Увеличение объемов производства говядины от мясного скота, увеличение объемов и качества выпускаемых мясопродуктов |
Повышение финансовой устойчивости хозяйств, содержащих племенные и товарные стада мясного скота |
Расширенное воспроизводство поголовья мясного скота, создание новых эффективных производств и реконструкция существующих объектов мясного скотоводства |
Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере мясного скотоводства, которые впоследствии будут поддерживать устойчивое развитие соответствующих территорий |
4. |
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" |
Создание технических возможностей для наращивания объемов сельскохозяйственного производства |
Повышение рентабельности сельскохозяйственного производства |
Повышение производительности труда и эффективности использования природных ресурсов за счет применения новой сельскохозяйственной техники, внедрения новых технологий |
Улучшение условий труда и создание условий для повышения уровня заработной платы в сельском хозяйстве |
5. |
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
Увеличение объемов сельскохозяйственного производства в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей |
Повышение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей |
Введение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, совершенствование применяемых малыми формами хозяйствования технологий сельскохозяйственного производства, в том числе повышение уровня механизации труда |
Вовлечение сельского населения в сельскохозяйственное производство, снижение уровня безработицы на селе, освоение неиспользуемых территорий |
6. |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" |
Создание условий (в части кадрового обеспечения) для наращивания объемов сельскохозяйственного производства
|
Снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей по привлечению новых кадров |
Создание условий (в части обеспечения подготовленными кадрами) для внедрения современных технологий сельскохозяйственного производства |
Содействие бытовому обустройству новых работников, привлекаемых в сельскохозяйственное производство |
7. |
Подпрограмма "Профилактика, выявление, лечение и ликвидация инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел" |
Предотвращение вспышек инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел на территории Ивановской области и, как следствие, падения объемов производства продукции животноводства |
Снижение рисков финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за вспышек инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел |
- |
Снижение рисков потери поголовья домашних животных, домашней птицы, пчел в личных подсобных хозяйствах |
8. |
Подпрограмма "Лабораторная диагностика болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции" |
Снижение потерь поголовья и, как следствие, падения объемов производства продукции животноводства из-за не диагностированных болезней животных, птиц, рыб, пчел |
Снижение рисков финансовых потерь в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции благодаря своевременной диагностике болезней животных, птиц, рыб, пчел |
- |
Снижение рисков гибели домашних животных, домашней птицы, пчел в личных подсобных хозяйствах из-за не диагностированных болезней |
9. |
Подпрограмма "Ветеринарно-санитарная экспертиза поднадзорной продукции" |
Обеспечение высокого качества пищевых продуктов, произведенных на территории Ивановской области |
Снижение рисков финансовых потерь в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции благодаря своевременному выявлению некачественной продукции |
- |
Обеспечение возможности реализации на рынках продукции личных подсобных хозяйств |
Специальные подпрограммы |
|
|
|
|
|
10. |
Создание условий для развития сельскохозяйственного производства (в части повышения привлекательности жизни и работы на селе для молодежи и квалифицированных кадров) |
- |
- |
Повышение качества жизни в сельской местности, сокращение оттока населения в города |
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации Программы, тыс. руб.
N п/п |
Наименование подпрограммы/Источник ресурсного обеспечения |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
Программа, всего |
349 782,9 |
364 611,8 |
348 645,4 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
||
бюджетные ассигнования |
349 782,9 |
364 611,8 |
348 645,4 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
||
- областной бюджет |
349 782,9 |
364 611,8 |
348 645,4 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
308 356,8 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1 |
Аналитические подпрограммы |
|
|
|
|
|
|
||
1.1 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
80 678,2 |
84 060,2 |
81 148,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
|
бюджетные ассигнования |
80 678,2 |
84 060,2 |
81 148,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
||
- областной бюджет |
80 678,2 |
84 060,2 |
81 148,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
90 248,6 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1.2 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" |
117 954,1 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
|
бюджетные ассигнования |
117 954,1 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
||
- областной бюджет |
117 954,1 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
123 352,5 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1.3 |
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства Ивановской области" |
8 944,4 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
|
|
бюджетные ассигнования |
8 944,4 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
|
|
- областной бюджет |
8 944,4 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
9 391,5 |
|
|
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.4 |
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" |
61 154,9 |
64 157,3 |
50 960,1 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
|
бюджетные ассигнования |
61 154,9 |
64 157,3 |
50 960,1 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
||
- областной бюджет |
61 154,9 |
64 157,3 |
50 960,1 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
73 557,6 |
||
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1.5 |
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
9 319,2 |
9 774,2 |
9 824,2 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
|
бюджетные ассигнования |
9 319,2 |
9 774,2 |
9 824,2 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
||
- областной бюджет |
9 319,2 |
9 774,2 |
9 824,2 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
9 506,6 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1.6 |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" |
1 000,0 |
2 150,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
|
бюджетные ассигнования |
1 000,0 |
2 150,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
||
- областной бюджет |
1 000,0 |
2 150,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
2 300,0 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1.7 |
Подпрограмма "Профилактика, выявление, лечение и ликвидация инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел" |
51 729,3 |
52 243,5 |
52 337,3 |
- |
- |
- |
- |
|
бюджетные ассигнования |
51 729,3 |
52 243,5 |
52 337,3 |
- |
- |
- |
- |
||
- областной бюджет |
51 729,3 |
52 243,5 |
52 337,3 |
- |
- |
- |
- |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
1.8 |
Подпрограмма "Лабораторная диагностика болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции" |
17 914,7 |
18 383,2 |
18 323,7 |
- |
- |
- |
- |
|
бюджетные ассигнования |
17 914,7 |
18 383,2 |
18 323,7 |
- |
- |
- |
- |
||
- областной бюджет |
17 914,7 |
18 383,2 |
18 323,7 |
- |
- |
- |
- |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
1.9 |
Подпрограмма "Ветеринарно-санитарная экспертиза поднадзорной продукции" |
1 088,1 |
1 099,4 |
1 007,5 |
- |
- |
- |
- |
|
бюджетные ассигнования |
1 088,1 |
1 099,4 |
1 007,5 |
- |
- |
- |
- |
||
- областной бюджет |
1 088,1 |
1 099,4 |
1 007,5 |
- |
- |
- |
- |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
||
2 |
Специальные подпрограммы |
|
|||||||
2.1 |
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области" ** |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
бюджетные ассигнования |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
- федеральный бюджет * |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетное финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Примечание:
* реализация подпрограммы предусматривает привлечение софинансирования за счет средств федерального бюджета, объемы которого будут указаны в настоящей таблице после утверждения в установленном порядке распределения соответствующих субсидий из федерального бюджета
** объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области" будет определен комиссией при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.