Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 21 сентября 2016 г. N 319-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 5 июня 2014 г. N 229-п
Государственная программа Ивановской области
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области"
21 августа 2014 г., 30 июля, 26 октября 2015 г., 21 сентября 2016 г., 6 декабря 2017 г.
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области (приложение 1). 2. Информационно-методическое сопровождение реализации государственной программы (приложение 2) |
Администратор программы |
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области |
Исполнители |
Правительство Ивановской области; Административный Департамент Ивановской области; Департамент внутренней политики Ивановской области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент здравоохранения Ивановской области; Департамент культуры и туризма Ивановской области; Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области; Департамент образования Ивановской области; Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области; Департамент развития информационного общества Ивановской области; Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области; Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; комитет Ивановской области по лесному хозяйству; комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции; служба ветеринарии Ивановской области |
Цель (цели) программы |
Повышение энергетической эффективности, обеспечивающей снижение энергоемкости валового регионального продукта |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
Энергоемкость валового регионального продукта Ивановской области |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Внебюджетное финансирование: 2014 год - 514 240 000,0 руб., 2015 год - 516 890 000,0 руб., 2016 год - 504 000 000,0 руб., 2017 год - 504 050 000,0 руб., 2018 год - 467 550 000,0 руб., 2019 год - 457 550 000,0 руб., 2020 год - 457 550 000,0 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Обеспечение снижения энергоемкости валового регионального продукта за счет реализации мероприятий государственной программы не менее чем на 40 процентов по отношению к 2007 году |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
2.1. Общая ситуация в сфере энергосбережения
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является одним из важных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области (первый областной закон об энергосбережении был принят еще в 1998 году), однако приоритетный характер вопрос энергосбережения приобрел сравнительно недавно - с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об энергосбережении).
В Ивановской области имеет место целый ряд проблем, обуславливающих высокую актуальность вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к основным из которых относятся:
значительный износ генерирующего оборудования и электросетевой инфраструктуры, обуславливающий заниженный коэффициент полезного действия и, как следствие, сверхнормативные потери при передаче и распределении энергии;
использование на большинстве промышленных предприятий Ивановской области морально устаревшего оборудования, требующего для своей работы значительных затрат энергоресурсов;
наличие в коммунальном хозяйстве Ивановской области значительного числа неэффективных источников теплоснабжения, использующих дорогостоящее жидкое и твердое топливо;
применение в строительстве малоэффективных с точки зрения энергозатрат строительных конструкций и материалов;
износ и низкая топливная энергоэффективность автопарка транспортного комплекса Ивановской области;
избыточные затраты на энергоресурсы в жилищном фонде, государственном и муниципальном секторе, иных сферах региональной экономики, связанные с недостаточной теплоизоляцией зданий, применением неэффективных конструкций и технологий, а также нерациональным потреблением теплоэнергетических ресурсов;
тенденция к ухудшению экологической ситуации Ивановской области, связанная с проведением энергосберегающей политики (распространение энергосберегающих ртутьсодержащих ламп и отсутствие отлаженной системы их сбора и утилизации).
В целях решения данных проблем постановлением Правительства Ивановской области от 08.07.2010 N 236-п была утверждена региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на 2010 - 2020 годы" (далее - региональная программа).
Динамика основных показателей, характеризующих общую ситуацию в сфере энергосбережения, достигнутых в результате реализации региональной программы, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие общую ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Динамика энергоемкости валового регионального продукта |
кг у.т. / тыс. руб. |
25,60 |
27,14 |
27,15 |
2. |
Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Ивановской области |
% |
83,00 |
93,00 |
94,00 |
3. |
Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Ивановской области |
% |
36,00 |
36,50 |
38,00 |
4. |
Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Ивановской области |
% |
66,70 |
75,00 |
82,00 |
5. |
Доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Ивановской области |
% |
85,81 |
87,34 |
88,42 |
6. |
Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов |
т у.т. |
0 |
0 |
0 |
7. |
Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Ивановской области |
% |
0 |
0 |
0 |
8. |
Объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования |
% |
38,46 |
26,35 |
22,13 |
9. |
Экономия электрической энергии в натуральном выражении |
тыс. кВтч |
1236453,0 |
1087333,8 |
1085771,2 |
10. |
Экономия электрической энергии в стоимостном выражении (в ценах 2009 года) |
тыс. руб. |
3288965,9 |
2914971,5 |
903636,2 |
11. |
Экономия тепловой энергии в натуральном выражении |
тыс. Гкал |
2834,0 |
2492,2 |
2488,6 |
12. |
Экономия тепловой энергии в стоимостном выражении (в ценах 2009 года) |
тыс. руб. |
3543019,3 |
3558026,4 |
3712165,1 |
13. |
Экономия воды в натуральном выражении |
тыс. куб. м. |
27734,9 |
24390,0 |
4355,0 |
14. |
Экономия воды в стоимостном выражении (в ценах 2009 года) |
тыс. руб. |
39594990,6 |
36380448,8 |
9526956,1 |
15. |
Экономия природного газа в натуральном выражении |
тыс. куб. м. |
650801,3 |
572312,9 |
571490,5 |
16. |
Экономия природного газа в стоимостном выражении (в ценах 2009 года) |
тыс. руб. |
2586928,6 |
2460945,6 |
2794011,4 |
В результате осуществленных в рамках региональной программы мероприятий и проектов, внедрения новых технологий расчетная экономия электроэнергии к концу 2013 года (по отношению к уровню 2009 года) составила 1085771,2 тыс. кВтч, тепловой энергии - 2488,6 тыс. Гкал.
За указанный период на мероприятия и проекты, прямо или косвенно связанные с энергосбережением и повышением энергоэффективности, было израсходовано 521,5 млн. руб. средств областного бюджета, финансирование из внебюджетных источников составило 1,5 млрд. руб. (в том числе средства, предусмотренные в тарифных решениях).
2.2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных учреждениях
В 2011 - 2013 годах была проделана большая работа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях.
Исполнительными органами государственной власти Ивановской области, областными государственными учреждениями были разработаны и реализованы собственные планы (программы) по энергосбережению в рамках которых:
осуществлялось оснащение государственных учреждений приборами учета потребления энергоресурсов. На начало 2013 года оснащенность приборами учета составляла 99% - по электроэнергии и газу, 80% - по воде, 67,6% - по теплоэнергии;
произведена установка специализированных устройств сбора и обработки данных для автоматизации процессов получения информации о потреблении ресурсов в государственных учреждениях;
осуществлена замена точек внутреннего освещения энергосберегающими лампами;
в исполнительных органах государственной власти Ивановской области определены лица, ответственные за реализацию мероприятий в области энергосбережения;
проведено обучение более двухсот специалистов Ивановской области по курсу "Программа по подготовке ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы";
в государственных учреждениях Ивановской области проводились энергетические обследования. На начало 2013 года обследования проведены во всех исполнительных органах государственной власти Ивановской области, в 100% государственных учреждений;
началась работа по выполнению комплекса энергосберегающих мероприятий, разработанных по результатам проведенных энергетических обследований (замена оконных блоков на энергоэффективные, установка терморегуляторов тепла, установка датчиков движения и автоматического управления освещением, замена ламп накаливания на энергосберегающие, теплоизоляция стен и чердачных перекрытий, приобретение энергоэффективного оборудования и т.п.).
Основные показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
95,98 |
95,98 |
97,98 |
2. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
88,97 |
88,97 |
71,68 |
3. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
92,36 |
92,36 |
90,55 |
4. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
96,92 |
96,92 |
93,64 |
5. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для сопоставимых условий, при стабилизации бюджета на уровне 2007 года) |
% |
2,60 |
3,23 |
3,07 |
6. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для фактических условий) |
% |
1,53 |
1,83 |
1,84 |
7. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для фактических условий) |
млн. руб. |
-10,4 |
106,0 |
17,0 |
8. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для сопоставимых условий) |
млн. руб. |
82,08 |
188,36 |
161,63 |
9. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
% |
2,36 |
2,48 |
2,7 |
10. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
млн. руб. |
87,30 |
63,10 |
30,90 |
11. |
Доля государственных учреждений, финансируемых за счет бюджета Ивановской области, в общем объеме государственных (муниципальных) учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
% |
53,9 |
92,1 |
100 |
12. |
Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных государственными заказчиками |
шт. |
0 |
0 |
0 |
13. |
Доля государственных заказчиков в общем объеме государственных заказчиков, с которыми заключены энергосервисные договоры (контракты) |
% |
0 |
0 |
0 |
14. |
Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд |
% |
69,43 |
92,96 |
91,05 |
15. |
Удельные расходы бюджета Ивановской области на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя) |
тыс. руб. |
3,69 |
3,96 |
4,36 |
Реализация программ энергосбережения осуществлялась и в муниципальных образованиях Ивановской области. Как правило, основными мероприятиями таких программ выступали установка приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов и замена оборудования муниципальных учреждений на энергосберегающее.
Всего за период 2010 - 2013 годов на реализацию мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности из местных бюджетов затрачено 331,9 млн. рублей.
За годы реализации муниципальных программ энергосбережения органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области удалось добиться определенных результатов:
в большинстве муниципальных учреждений и на многих муниципальных унитарных предприятиях проведены энергетические обследования;
по ряду направлений в результате реализованных органами местного самоуправления мер удалось добиться значительной экономии энергетических ресурсов.
В целом за годы реализации региональной программы в ряде отраслей социальной сферы удалось добиться значительной экономии потребления теплоэнергетических ресурсов в секторе государственных учреждений.
Вместе с тем, значения абсолютной экономии энергоресурсов далеко не всегда являются показательными, поскольку объемы оказания государственных и муниципальных услуг год от года увеличиваются, повышается уровень материально-технического оснащения образовательных организаций и учреждений здравоохранения, что объективно влечет за собой рост объемов потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды.
С целью получения реальных показателей экономии энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области совместно с ОГУП "Ивановский центр энергосбережения" в 2013 году разработаны и утверждены методические рекомендации по применению порядка определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".
Одним из самых эффективных способов снижения ресурсопотребления за счет внебюджетных источников финансирования в государственных и муниципальных учреждениях является внедрение энергосервисных договоров (контрактов), позволяющих за счет фактической экономии энергетических ресурсов реализовывать энергоэффективные мероприятия и проекты.
В настоящее время развитие рынка энергосервисных услуг как в Ивановской области, так и в других субъектах Российской Федерации сдерживается по объективным причинам, основными из которых являются несовершенство федерального законодательства в сфере энергосервиса и высокие финансовые риски.
По итогам 2013 года на территории Ивановской области заключен один энергосервисный договор (контракт) на модернизацию системы освещения городского округа Тейково на общую сумму 38 млн. руб. сроком на 5 лет.
2.3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе
Проблемы жилищно-коммунального комплекса связаны с многолетним недофинансированием капитального ремонта, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.
В результате в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. По последним данным, уровень износа электрических сетей составляет более 65%, сетей водопровода - 70%, сетей канализации - 70%, тепловых сетей - 65%.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
При эксплуатации существующих тепловых сетей потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за некачественной водоподготовки и неотлаженного процесса горения.
Основной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости в данной сфере к современным требованиям, поэтапной реализации проектов высокой энергетической эффективности на объектах коммунальной инфраструктуры. В результате проведения данных мероприятий темп роста стоимости коммунальных услуг для граждан не должен превысить индекса потребительских цен за соответствующий период.
2.3.1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде
В секторе жилищного фонда, в котором потребляется около 20% электроэнергии и природного газа, сосредоточен существенный потенциал энергосбережения. Вместе с тем, в связи с инертностью данного сектора и сложностью принятия коллективных решений собственниками жилых помещений реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде происходит довольно медленно:
на начало 2013 года менее половины многоквартирных домов были оборудованы общедомовыми приборами учета потребляемой тепловой энергии, воды, природного газа;
энергетические обследования в отношении жилых домов остаются достаточно редким явлением (менее 1%);
не получила должного распространения практика заключения энергосервисных договоров (контрактов) в жилищном фонде.
Основные показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
85,52 |
88,52 |
90,40 |
3. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
80,57 |
77,13 |
78,22 |
4. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории Ивановской области (за исключением многоквартирных домов) |
% |
35,58 |
43,97 |
78,13 |
5. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
29,81 |
35,77 |
41,0 |
6. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
80,35 |
83,43 |
86,85 |
7. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
31,085 |
39,812 |
68,518 |
8. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
30,35 |
38,53 |
39,28 |
9. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
58,98 |
64,9 |
71,69 |
10. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
23,48 |
26,17 |
29,64 |
11. |
Доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе жилых домов |
% |
0,27 |
0,35 |
0,53 |
В 2010 - 2012 годах при участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, некоммерческой организации "Ивановский фонд энергосбережения", был реализован ряд мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
С привлечением средств областного бюджета реализовывалась адресная программа Ивановской области, предусматривающая поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов, утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 N 75-п "Об утверждении адресной программы Ивановской области, предусматривающей поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 - 2012 годы". В ходе ее реализации установлено более 6 тыс. общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии. Общий объем финансирования составил 540 млн. рублей.
В Ивановской области применяется дифференцированный по времени суток тариф на электроэнергию для населения. Данный тариф призван стимулировать экономию населением электроэнергии в дневное время суток, когда она наиболее востребована промышленными и иными организациями.
Проводилась работа по переводу помещений в многоквартирных домах, отапливаемых от источников теплоснабжения, использующих дорогостоящее жидкое и твердое топливо, на индивидуальное газовое отопление. С этой целью собственникам жилых помещений предоставлялись льготные займы (по ставке рефинансирования Центробанка России). По данному механизму в 2011 году в качестве пилотного проекта был осуществлен перевод помещений в многоквартирных домах с централизованного на индивидуальное газовое отопление в деревнях Сокатово и Суново Тейковского муниципального района Ивановской области.
Описанный механизм нашел положительный отклик у жителей других муниципальных образований Ивановской области и в 2012 году было продолжено его использование. По такому принципу осуществлен перевод всех жилых помещений на индивидуальное газовое отопление в деревне Коромыслово Комсомольского муниципального района Ивановской области.
Для реализации описанного подхода в поселениях, в которых отсутствует внутриквартальная разводка сетей газоснабжения, в 2012 году реализовывалась подпрограмма "Вывод из эксплуатации нерентабельных источников теплоснабжения", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 06.07.2012 N 234-п "Об утверждении подпрограммы "Вывод из эксплуатации нерентабельных источников теплоснабжения" региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на 2010 - 2020 годы".
Реализация вышеперечисленных программ и мероприятий позволила получить экономический эффект в сумме порядка 50 млн. руб., выражающийся в полном исключении расходов по субсидированию выведенных из эксплуатации теплоисточников. Помимо этого, существенно сократились расходы потребителей на отопление и горячее водоснабжение.
Работа в данном направлении имеет дальнейший потенциал: согласно проведенному мониторингу на сегодняшний день существует потребность перевода на индивидуальное газовое отопление порядка 500 многоквартирных домов.
Параллельно реализовывались проекты по автоматизации систем теплоснабжения многоквартирных домов. В 2012 году выполнено 10 проектов модернизации тепловых пунктов с применением погодозависимого регулирования отпуска тепла. Опыт установки подобной системы доказал свою энергоэффективность и дает экономию тепловой энергии до 12% в зависимости от погодных условий.
В Ивановской области постепенно происходит внедрение инструмента энергосервисного контракта. В 2012 году 4 управляющие компании города Иванова заключили в отношении 44 многоквартирных домов энергосервисные договоры на проведение энергосберегающих мероприятий в период с 2012 по 2022 годы. По итогам 2012 года уже получена экономия в 3,5 млн. руб., 40% от данной суммы в соответствии с условиями энергосервисных договоров была возвращена жителям данных домов.
2.3.2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах коммунальной инфраструктуры
По данным предприятий энергетического комплекса Ивановской области, фактическая экономия от внедрения энергосберегающих проектов и технологий за 2011 - 2013 годы составила 34,5 млн. рублей. Экономия электроэнергии составила 12,93 млн. кВт·час; тепловой энергии - 5158 Гкал; первичного топлива - 5968 тонн в условном исчислении.
Основными мероприятиями в области энергосбережения в указанный период были: реконструкция и модернизация теплогенерирующего оборудования, тепловых сетей; оптимизация режима работы трансформаторов, их замена; замена электрических проводов на большее сечение.
Инструментом реализации указанных мероприятий являлись программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
На начало 2013 года такие программы были разработаны 141 из 368 организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Программы энергосбережения, как правило, отсутствуют у небольших и непрофильных предприятий, где объем регулируемой деятельности не является значительным.
Разработка программ энергосбережения в Ивановской области активизировалась с принятием Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В соответствии с ними величина устанавливаемого тарифа была увязана с параметрами программ по энергосбережению, что создало дополнительные финансовые стимулы для их разработки и реализации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона об энергосбережении Региональной службой по тарифам Ивановской области были установлены новые требования к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 10.01.2013 N 526 "О внесении изменений в постановление Региональной службой по тарифам Ивановской области от 19.07.2010 N 287 "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности").
По данным мониторинга за 2013 год в соответствие с указанными требованиями приведены 216 программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ивановской области.
Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области ведется постоянная работа с вышеуказанными организациями по информированию о возможных механизмах привлечения средств для реализации энергосберегающих мероприятий.
В нарушение требований федерального законодательства в области энергосбережения на конец 2012 года только 48% ресурсоснабжающих организаций Ивановской области провели энергетические обследования, которые являются обязательным условием в привлечении частных инвестиций с использованием энергосервисных договоров (контрактов).
Показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, принявших программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
% |
12,57 |
23,36 |
66 |
В целях внедрения энергосберегающих технологий на объектах водоснабжения в 2011 году предоставлялись субсидии местным бюджетам на приобретение частотных преобразователей для модернизации электроприводов насосного оборудования на объектах водоснабжения Ивановской области. Экономический эффект от реализации данных мероприятий ожидается за счет снижения расхода электрической энергии электродвигателями насосного оборудования на 20 - 30% от установленной мощности.
В рамках долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.03.2011 N 83-п "Об утверждении подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы", проводилась работа по строительству и техническому перевооружению котельных, нацеленная на повышение их энергетической эффективности. За 2011 - 2012 годы удалось привлечь средства на модернизацию 9 котельных (в Комсомольском, Пестяковском, Родниковском, Тейковском, Фурмановском муниципальных районах Ивановской области) и реконструкцию тепловых сетей в с. Демидово Пестяковского муниципального района Ивановской области.
Вместе с тем, в данном направлении еще предстоит проделать большой объем работы. Согласно проведенному анализу для реализации мероприятий по техническому перевооружению нерентабельных котельных необходимо более 600 млн. руб.
В 2011 - 2012 годах в рамках региональной программы по энергосбережению проводилась работа по замене ветхих инженерных сетей и отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. С этой целью местным бюджетам предоставлялись субсидии из областного бюджета на приобретение материальных ресурсов для выполнения соответствующих работ. Спецификой осуществления данных мероприятий является отсутствие их влияния на рост тарифов для потребителей. В 2012 году была произведена замена порядка 10 км ветхих инженерных сетей и техническое перевооружение 5 муниципальных котельных.
Выполнение таких мероприятий позволило максимально сократить степень износа ряда объектов жизнеобеспечения, значительно снизить потери коммунальных ресурсов при их транспортировке с внедрением современных энергосберегающих технологий и без увеличения тарифов на услуги коммунального комплекса.
Основной проблемой в рассматриваемой сфере является низкая заинтересованность предприятий и организаций в разработке и реализации энергосберегающих программ и проектов. Практика показывает, что в отсутствии административных и финансовых стимулов предприятия коммунального и транспортного комплекса не склонны к реализации проектов и программ, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Раздел 2.4 изменен с 7 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 г. N 444-п
2.4. Информационно-методическое сопровождение реализации государственной программы
В целях реализации региональной политики Ивановской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности проводится работа по следующим направлениям:
2.4.1. На территории Ивановской области создана и функционирует некоммерческая организация "Ивановский фонд энергосбережения" (далее - фонд энергосбережения).
Фонд энергосбережения был создан в 2010 году при поддержке Правительства Ивановской области. Основной задачей фонда энергосбережения является осуществление кредитно-финансовой и технической политики в области реализации региональных межотраслевых энергосберегающих проектов и программ.
В 2011 - 2012 годах из средств фонда энергосбережения были профинансированы более 55 мероприятий в области энергосбережения на общую сумму 40,3 млн. руб., общая экономия составила 758 т у.т. или более 9 млн. руб. в год.
Основными мероприятиями, финансируемыми из Фонда энергосбережения, являются быстроокупаемые мероприятия по энергосбережению, такие как установка частотных преобразователей на электродвигатели скважин подъема воды и дымососов и вентиляторов котельного оборудования, приобретение энергосберегающих сетевых и подпиточных насосов, приобретение теплообменников для горячего водоснабжения, приобретение уличных светодиодных светильников для нужд муниципальных образований Ивановской области, финансирование реконструкции котельных Ивановской области, в части замены морально устаревшего неэффективного оборудования на современное энергосберегающее.
При содействии фонда энергосбережения в Ивановской области успешно реализованы несколько пилотных проектов по энергосбережению, которые впоследствии могут получить широкое распространение. К их числу можно отнести установку в многоквартирных домах светодиодных светильников с датчиками движения и датчиками "день-ночь", установку автоматизированного индивидуального теплового пункта в жилом доме.
В 2013 году фондом энергосбережения начата подготовительная работа с инвесторами по модернизации внутреннего освещения организаций социальной сферы, а также модернизации систем уличного освещения на территории городов Иваново, Наволоки, Заволжск, Кохма, Тейково и Вичуга.
2.4.2. Начиная с 2012 года ежегодно проводится межрегиональная конференция "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области", основными целями которой являются привлечение внимания к вопросам энергосбережения, обмен опытом для последующего тиражирования лучших проектов в области энергосбережения, информирования руководителей и специалистов предприятий Ивановской области об изменениях федерального и регионального законодательства, пропаганда повышения энергетической эффективности.
2.4.3. В соответствии с требованиями Федерального закона об энергосбережении организована региональная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающая систему сбора информации, аналитическую систему и публичную витрину.
Система сбора информации представляет собой мониторинг хода исполнения региональной и муниципальных программ энергосбережения, комплексный учет показателей потребления топливно-энергетических ресурсов. Система мониторинга является неотъемлемым элементом механизма реализации государственных программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, позволяющим оценивать эффективность реализуемых мероприятий, отслеживать процесс достижения целевых показателей программы.
В качестве аналитической системы используется программный продукт "Мониторинг энергоэффективности. Регламентированная отчетность", позволяющий анализировать поступившие данные и прогнозировать изменения целевых индикаторов, показателей региональной и муниципальных программ энергосбережения.
Функции публичной витрины выполняет официальный сайт Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На сайте размещается и обновляется информация о требованиях законодательства в области энергосбережения, передовых энергоэффективных технологиях, реализации проектов, выполнении мероприятий в области энергосбережения.
Абзац утратил силу с 7 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 г. N 444-п
2.4.4. Организована система проведения профессиональных семинаров для специалистов бюджетной сферы Ивановской области с целью информирования об изменениях федерального и регионального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2.4.5. Проводится постоянная пропаганда энергосбережения среди населения Ивановской области, включающая такие реализующиеся проекты как проведение уроков энергосбережения для школьников, проведение конкурсов детского рисунка на тему энергосбережения, а также регулярная публикация материалов об энергосбережении и повышении энергоэффективности в средствах массовой информации.
2.5. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Ивановской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Целью государственной программы является повышение энергетической эффективности, обеспечивающей снижение энергоемкости валового регионального продукта.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1. Снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов.
2. Сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения.
Общий вклад государственной программы в экономическое развитие Ивановской области заключается в обеспечении более эффективного использования бюджетных средств, создании условий для снижения энергоемкости валового регионального продукта и повышения на этой основе конкурентоспособности Ивановской области.
По результатам реализации государственной программы энергоемкость валового регионального продукта должна снизиться к 2020 году до 22, 96 т у.т. на 1 млн. руб., или на 40% к уровню 2007 года (38,26 т у.т. на 1 млн. рублей).
Раздел 3 изменен с 7 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 г. N 444-п
3. Целевые индикаторы (показатели) государственной программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
Значения целевых индикаторов (показателей) |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1. |
Энергоемкость валового регионального продукта Ивановской области |
т у.т./млн. руб. |
23,49 |
21,16 |
25,22 |
24,65 |
24,08 |
23,51 |
22,96 |
Отчетные значения по целевому показателю определяются в соответствии с методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 399.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.