Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюПравительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 448-п
Государственная программа
Ивановской области "Развитие лесного хозяйства Ивановской области"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Развитие лесного хозяйства Ивановской области"
Наименование программы |
Развитие лесного хозяйства Ивановской области |
Сроки реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
Аналитические подпрограммы: 2. Обеспечение использования лесов 5. Обеспечение деятельности комитета Ивановской области по лесному хозяйству 6. Обеспечение деятельности учреждений в сфере лесного хозяйства |
Администратор программы |
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству |
Исполнители программы |
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству |
Цель (цели) программы |
Повышение эффективности использования лесов при улучшении их качественных и количественных характеристик |
Объем финансирования программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 169 707,6 тыс. руб. 2015 год - 171 760,3 тыс. руб. 2016 год - 203 184,7 тыс. руб. 2017 год - 0,0 тыс. руб. 2018 год - 0,0 тыс. руб. 2019 год - 0,0 тыс. руб. 2020 год - 0,0 тыс. руб. - областной бюджет: 2014 год - 20 724,5 тыс. руб. 2015 год - 21 268,2 тыс. руб. 2016 год - 20 156,1 тыс. руб. 2017 год - 0,0 тыс. руб. 2018 год - 0,0 тыс. руб. 2019 год - 0,0 тыс. руб. 2020 год - 0,0 тыс. руб. - федеральный бюджет: 2014 год - 148 983,1 тыс. руб. 2015 год - 150 492,1 тыс. руб. 2016 год - 183 028,6 тыс. руб. 2017 год - 0,0 тыс. руб.* 2018 год - 0,0 тыс. руб.* 2019 год - 0,0 тыс. руб.* 2020 год - 0,0 тыс. руб.* Внебюджетное финансирование: - арендаторы 2014 год - 270 913,9 тыс. руб. 2015 год - 273 455,0 тыс. руб. 2016 год - 289 463,8 тыс. руб. 2017 год - 0,0 тыс. руб. 2018 год - 0,0 тыс. руб. 2019 год - 0,0 тыс. руб. 2020 год - 0,0 тыс. руб. - исполнители государственных контрактов 2014 год - 26 573,2 тыс. руб. 2015 год - 26 573,2 тыс. руб. 2016 год - 2 497,6 тыс. руб. 2017 год - 0,0 тыс. руб. 2018 год - 0,0 тыс. руб. 2019 год - 0,0 тыс. руб. 2020 год - 0,0 тыс. руб. |
Примечание:
Информация по объемам финансирования, помеченным знаком "*", подлежит уточнению при составлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие годы.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации программы
Основные характеристики лесного фонда Ивановской области на протяжении последних лет остаются практически неизменными. Общая площадь лесов по состоянию на 1 января 2013 года составила 1090 тыс. га, из них 1041,5 тыс. га расположены на землях лесного фонда (95,7% общей площади лесов).
Среди регионов Центрального федерального округа Ивановская область занимает 4 место по показателю лесистости территории, который на 1 января 2013 года сложился в размере 45,8%. При этом леса по районам области распределены неравномерно. Наибольшую площадь леса занимают в Заволжском (67%) и Пестяковском (64%) муниципальных районах, наименьшую - в Гаврилово-Посадском (28%) и Юрьевецком (30%) муниципальных районах.
Из 1041,5 тыс. га земель лесного фонда, лесной растительностью покрыто 945,1 тыс. га. Почти три четверти лесов Ивановской области (749,1 тыс. га) являются эксплуатационными лесами, остальные (292,4 тыс. га) выполняют защитную функцию.
Состав лесов остается стабильным на протяжении многих лет. Лиственные леса занимают площадь в 513,3 тыс. га (54% лесопокрытой площади), хвойные - 431,8 тыс. га (46%). На территории Ивановской области основными лиственными лесообразующими породами являются береза, осина и ольха, а хвойными - сосна и ель. Запас древесины составляет 162,41 млн. куб. м, из них 38,63 млн. куб. м - спелые и перестойные насаждения, в том числе 8,0 млн. куб. м - хвойные. Общий среднегодовой прирост древесины составляет 3,41 млн. куб. м.
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие состояние лесов Ивановской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.01.2013 |
на 01.01.2014 (оценка) |
1. |
Общая площадь лесов |
тыс. га |
1041,4 |
1041,5 |
1041,5 |
1041,5 |
2. |
Покрытые лесной растительностью земли, в том числе: |
тыс. га |
964,6 |
961,0 |
945,1 |
961,0 |
2.1 |
с преобладанием хвойных пород |
тыс. га |
455,2 |
440,9 |
431,8 |
450,5 |
2.2 |
с преобладанием твердолиственных пород |
тыс. га |
3,4 |
3,3 |
3,0 |
3,4 |
2.3 |
с преобладанием мягколиственных пород |
тыс. га |
505,5 |
516,3 |
509,8 |
506,6 |
2.4 |
кустарниковые |
тыс. га |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Запас древесины общий, в том числе: |
млн. куб. м |
162,03 |
164,77 |
162,41 |
162,4 |
3.1 |
хвойных насаждений |
млн. куб. м |
80,44 |
79,93 |
78,52 |
80,0 |
3.2 |
твердолиственных насаждений |
млн. куб. м |
0,58 |
0,56 |
0,51 |
0,58 |
3.3 |
мягколиственных насаждений |
млн. куб. м |
81,01 |
84,28 |
83,38 |
81,82 |
4. |
Запас спелых и перестойных насаждений |
млн. куб. м |
33,33 |
39,37 |
38,63 |
38,5 |
5. |
Общий средний прирост |
млн. куб. м |
3,51 |
3,46 |
3,41 |
3,46 |
В последние годы общая потребность в деловой и дровяной древесине для нужд Ивановской области удовлетворяется полностью за счет древесины, заготавливаемой в лесах региона. При общем объеме расчетной лесосеки в 1, 543 млн. куб. м 75% объема допустимого изъятия древесины приходится на мягколиственное хозяйство, в том числе 636,1 тыс. куб. м - береза, 521,1 тыс. куб. м - осина. Процент использования расчетной лесосеки за последние три года увеличивался: с 34,2% - в 2010 году, 31% - в 2011 году и 44,2% - в 2012 году. Наиболее полно осваивается лесосека по хвойным породам (2012 год - 69%). В то время как освоение лесосеки по мягколиственным породам, в связи с низким спросом на данный вид древесины, остается на уровне 33,2%.
Таблица 2. Основные показатели, характеризующие использование лесов Ивановской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год (оценка) |
1. |
Общий объем расчетной лесосеки, в том числе:
|
млн. куб. м |
1,543 |
1,543 |
1,543 |
1,54 |
1.1 |
хвойных насаждений |
млн. куб. м |
0,36 |
0,36 |
0,36 |
0,44 |
1.2 |
мягколиственных насаждений |
млн. куб. м |
1,183 |
1,183 |
1,183 |
1,1 |
2. |
Объем заготовки древесины |
млн. куб. м |
0,44 |
0,45 |
0,68 |
0,62 |
3. |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины |
% |
34,2 |
31,0 |
44,2 |
40 |
Основные объемы финансовых затрат на мероприятия по защите, охране и воспроизводству лесов обеспечиваются субвенциями из федерального бюджета. Согласно прогнозам при сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов основные качественные и количественные характеристики сферы лесного хозяйства Ивановской области сохранятся на текущем уровне. Стоит особо подчеркнуть, что наиболее существенные потери древесины на территории региона происходят в результате лесных и лесоторфяных пожаров. Для повышения эффективности борьбы с пожарами необходимо внедрение новых технологий по их раннему обнаружению (внедрение системы обнаружения лесных пожаров на основе видеонаблюдения), что требует дополнительного ресурсного обеспечения.
Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесного хозяйства определена статьями 82 и 83 Лесного Кодекса Российской Федерации. Перед комитетом Ивановской области по лесному хозяйству стоят задачи по охране, защите, воспроизводству и обеспечению эффективного использования лесов, расположенных на территории региона.
В 2010 - 2012 годах усилия комитета Ивановской области по лесному хозяйству и подведомственных ему учреждений были направлены на нейтрализацию негативных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние лесного фонда региона, и минимизацию потерь от их воздействия. Прежде всего это лесные пожары, вредители, незаконное использование лесных насаждений.
На сегодняшний день в Ивановской области в целях своевременного обнаружения очагов возгорания лесничествами разработаны маршруты патрулирования лесных участков протяженностью около 14 тыс. км. Ежегодно разрабатывается комплекс мер по профилактике возникновения и распространения лесных пожаров. Работы начинаются с планирования объемов профилактических противопожарных мероприятий.
В лесничествах ежегодно составляются планы по тушению лесных пожаров, которые согласовываются со всеми заинтересованными организациями и утверждаются комитетом Ивановской области по лесному хозяйству. Данные планы являются основой для разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории Ивановской области, которые утверждаются Губернатором Ивановской области и согласовываются с Рослесхозом. Кроме того, принимаются документы, направленные на усиление взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, предприятий и населения при предупреждении и ликвидации лесных пожаров.
В 2011 году было создано ОГБУ "Центр по охране лесов Ивановской области", которое на основании лицензии, выданной Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации, с 2012 года выполняет работы по организации наземного патрулирования лесных участков, обнаружению, профилактике и тушению лесных пожаров на территории региона. В 2011 - 2012 годах для улучшения материально-технического оснащения Центра было приобретено 38 единиц лесопожарной техники, оснащенной дополнительным оборудованием и инвентарем, предназначенным для тушения лесных и лесоторфяных пожаров.
Для улучшения санитарного состояния лесов ежегодно проводится комплекс лесозащитных мероприятий: выборочные и сплошные санитарные рубки, уборка больных, заселенных и поврежденных деревьев, а также уборка насаждений от захламления. Подписанное в 2011 году между комитетом Ивановской области по лесному хозяйству и ФГУ "Российский центр защиты леса" соглашение позволило повысить качество наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредными организмами и другими негативными воздействиями природного и антропогенного характера, влияющими на состояние лесов.
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, в 2012 году составила 0,03% (в 2010 и 2011 годах - 0,001%), а в результате повреждения лесными пожарами - 1,47% (в 2010 году - 0,7%, в 2011 году - 0,39%).
С 2008 года за соблюдением лесного законодательства на территории Ивановской области ведут наблюдение не только государственные лесные инспекторы, но и общественные. В 2012 году штат общественных лесных инспекторов был увеличен вдвое и составил 157 человек.
Ежегодно на территории области выявляется порядка 1 000 - 1 200 нарушений лесного законодательства, 15-25% из них - это незаконные рубки древесины. Активизация работы по выявлению нарушений лесного законодательства привела к снижению как числа случаев незаконных рубок, так и объема незаконно заготавливаемой древесины. В 2012 году по сравнению с 2010 годом число выявленных незаконных рубок сократилось с 343 до 183 случаев, а объемы незаконно срубленной древесины с 14,1 до 7,3 тыс. куб. м.
Государственную услугу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства" осуществляет автономное государственное образовательное учреждение профессионального образования "Тейковская лесотехническая школа" Ивановской области за счет субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания на выполнение государственных услуг с целью сохранения объема оказываемых образовательных услуг для удовлетворения граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
В лесном хозяйстве Ивановской области существует ряд проблем, типичных для регионов Центрального федерального округа Российской Федерации:
- неполное использование расчетной лесосеки (2012 год - 44,2%);
- недостаточное развитие аренды лесных участков (на 01.01.2013 - 63,9% от общей площади лесного фонда передано в аренду, половина из них отдана под реализацию инвестиционных проектов в области лесов);
- нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ (последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1996 годах, тогда как нормативная периодичность комплекса лесоустроительных работ составляет 10 лет). На сегодняшний день лесоустройство проведено на территории 524,9 тыс. га, или 50% от общей площади земель лесного фонда Ивановской области;
- увеличение объема незаконных рубок древесины.
Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
3. Цели и ожидаемые результаты программы
3.1. Цель и целевые показатели государственной программы
Цель реализации Государственной программы:
повышение эффективности использования лесов при улучшении их качественных и количественных характеристик.
Таблица 3. Целевые показатели Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2012 |
2013 (оценка) |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. |
Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда |
% |
0,308 |
0,303 |
0,299 |
0,294 |
0,290 |
0,285 |
0,281 |
0,277 |
0,273 |
2. |
Лесистость территории Ивановской области* |
% |
45,8 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
3. |
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда* |
% |
46,01 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
4. |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
руб. на га |
61,3 |
58,4 |
62,9 |
64,8 |
66,7 |
68,7 |
70,8 |
72,9 |
75,1 |
5. |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины |
% |
44,2 |
40,0 |
67,0 |
70 |
73,0 |
77,0 |
80,0 |
83,0 |
85,0 |
* Приведены минимально допустимые значения показателя
Пояснения к целевым индикаторам (порядок расчета, источники) приведены в Приложении 7 к Программе.
3.2. Ожидаемые результаты реализации государственной программы
Реализация Государственной программы позволит улучшить состояния лесов Ивановской области и обеспечит их сохранность. По итогам ее завершения:
- уровень лесистости территории Ивановской области и доля площади лесных насаждений будет восстановлен до 46,6% и 46,2% соответственно;
- доля площади лесов, выбывающих ежегодно из состава покрытых растительностью земель лесного фонда вследствие пожаров, вредителей, рубок и других факторов, сократится на 9,9%;
- объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, вырастет на 28,6% к 2020 году по сравнению с оценкой 2013 года;
- фактический объем заготовки древесины составит 85,0% от допустимого объема изъятия древесины.
3.3. Подпрограммы государственной программы
Государственная программа реализуется посредством 6 аналитических подпрограмм.
Аналитические подпрограммы предполагают выполнение установленных законодательством обязательств и функций органов исполнительной власти в сфере лесных отношений, а также оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, в том числе:
1. Подпрограмма "Охрана и защита лесов" - выполнение работ по охране лесов от пожаров и защите лесов от негативного влияния вредных организмов и других негативных воздействий природного и антропогенного характера (Приложение 1 к Программе);
2. Подпрограмма "Обеспечение использования лесов" - выполнение работ по лесоустройству в целях развития арендных отношений, повышения интенсивности и эффективности использования лесов (Приложение 2 к Программе);
3. Подпрограмма "Воспроизводство лесов" - выполнение работ по воспроизводству лесных насаждений на местах вырубленных, погибших или поврежденных лесов (Приложение 3 к Программе);
4. Подпрограмма "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства" - оказание одноименной государственной услуги автономным государственным областным учреждением профессионального образования "Тейковская лесотехническая школа" Ивановской области (Приложение 4 к Программе).
5. Подпрограмма "Обеспечение деятельности комитета Ивановской области по лесному хозяйству" - осуществление государственных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, переданных для исполнения Ивановской области (Приложение 5 к Программе);
6. Подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений в сфере лесного хозяйства" включает в себя осуществление полномочий в сфере лесных отношений подведомственными комитету лесничествами (Приложение 6 к Программе).
4. Ресурсное обеспечение государственной программы
(тыс. руб.)
N п/п |
Наименование мероприятия/ |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Программа, всего: |
467 194,7 |
471 788,5 |
495 146,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
169 707,6 |
171 760,3 |
203 184,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
20 724,5 |
21 268,2 |
20 156,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
148 983,1 |
150 492,1 |
183 028,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетное финансирование |
297 487,1 |
300 028,2 |
291 961,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- арендаторы |
270 913,9 |
273 455,0 |
289 463,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
-исполнители государственных контрактов |
26 573,2 |
26 573,2 |
2 497,6 |
|
|
|
|
1. |
Аналитические подпрограммы |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
1.1 |
Подпрограмма "Охрана и защита лесов" |
106 624,5 |
107 466,1 |
112 974,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
23 187,3 |
23 346,6 |
38 604,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
3 092,9 |
3 252,2 |
3 084,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
20 094,4 |
20 094,4 |
35 520,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетное финансирование |
83 437,2 |
84 119,5 |
74 369,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- арендаторы |
68 198,7 |
68 881,0 |
72 916,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
-исполнители государственных контрактов |
15 238,5 |
15 238,5 |
1 453,2 |
|
|
|
|
1.2 |
Подпрограмма "Обеспечение использования лесов" |
31 167,6 |
31 120,6 |
32 925,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
2 088,0 |
2 088,0 |
2 651,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
2 088,0 |
2 088,0 |
2 651,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетное финансирование |
29 079,6 |
29 032,6 |
30 274,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- арендаторы |
28 516,4 |
28 469,4 |
30 120,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
-исполнители государственных контрактов |
563,2 |
563,2 |
153,8 |
|
|
|
|
1.3 |
Подпрограмма "Воспроизводство лесов" |
189 741,8 |
191 647,6 |
202 673,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
4 771,5 |
4 771,5 |
15 355,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
4 771,5 |
4 771,5 |
15 355,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетное финансирование |
184 970,3 |
186 876,1 |
187 317,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- арендаторы |
174 198,8 |
176 104,6 |
186 426,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
-исполнители государственных контрактов |
10 771,5 |
10 771,5 |
890,6 |
|
|
|
|
1.4 |
Подпрограмма "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства" |
10 152,6 |
10 333,6 |
9 796,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
10 152,6 |
10 333,6 |
9 796,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
10 152,6 |
10 333,6 |
9 796,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
Подпрограмма "Обеспечение деятельности Комитета Ивановской области по лесному хозяйству" |
35 730,5 |
36 363,9 |
39 011,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
35 730,5 |
36 363,9 |
39 011,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
35 730,5 |
36 363,9 |
39 011,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6 |
Подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений в сфере лесного хозяйства" |
93 777,7 |
94 856,7 |
97 764,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджетные ассигнования |
93 777,7 |
94 856,7 |
97 764,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
7 479,0 |
7 682,4 |
7 274,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- федеральный бюджет |
86 298,7 |
87 174,3 |
90 489,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма "Охрана и защита лесов" |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. N 448-п "Об утверждении государственной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.