Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента экономического
развития и торговли
Ивановской области
от 10 октября 2012 г. N 85-п
Методические указания
по разработке и реализации государственных программ Ивановской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации государственных программ Ивановской области (далее - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области мониторинга реализации государственных программ.
1.2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2011 N 339-п.
1.3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Ивановской области, утверждаемый Правительством Ивановской области (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Порядком.
При этом направления реализации и состав соисполнителей государственной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки государственной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей государственной программы.
1.4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы в процессе разработки и реализации государственной программы.
1.5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из:
1) долгосрочных целей социально-экономического развития области и целевых индикаторов и показателей их достижения, определенных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года и основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на соответствующий период, областных законов и отдельных решений Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области;
2) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований областного бюджета;
3) установления для государственных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) определения исполнительного органа государственной власти Ивановской области, ответственного за реализацию государственной программы, достижение конечных результатов;
5) проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
1.6. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку государственной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
В соответствии с пунктом 31 Порядка ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры государственной программы, утвержденные Правительством Ивановской области, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий государственной программы.
2. Разработка проекта государственной программы
2.1. Разработка государственной программы и ее структура
2.1.1. Государственная программа включает долгосрочные целевые программы Ивановской области (далее - долгосрочные целевые программы), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития, и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы Ивановской области (далее - ведомственные целевые программы) и основные мероприятия.
Включение в государственную программу частей долгосрочных целевых программ или долгосрочных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ, не допускается.
Если в сфере реализации государственной программы долгосрочные целевые программы не реализуются, то государственная программа содержит только подпрограммы.
2.1.2. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации государственной программы.
2.1.3. Государственная программа имеет следующую структуру:
1) Паспорт государственной программы.
2) Текстовая часть государственной программы по следующим разделам:
а) общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы;
в) обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы;
г) обобщенная характеристика мер государственного регулирования;
д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании (выполнении) государственными учреждениями Ивановской области государственных услуг (работ) в рамках государственной программы);
е) обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления Ивановской области (далее - орган местного самоуправления) в случае их участия в разработке и реализации государственной программы (если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Ивановской области и органов местного самоуправления);
ж) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
з) обоснования формирования подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых долгосрочных целевых программ;
и) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
к) анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
л) методика оценки эффективности государственной программы.
3) Подпрограммы государственной программы и долгосрочные целевые программы (паспорта долгосрочных целевых программ).
4) Приложения к текстовой части государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1-7).
2.1.4. Если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования), программа также содержит раздел об участии органов местного самоуправления в реализации государственной программы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов государственной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований (состав и значение таких целевых показателей и индикаторов в разрезе муниципальных образований приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1а);
б) обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления для достижения целей и конечных результатов государственной программы, в том числе путем реализации аналогичных программ муниципальных образований;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию аналогичных программ муниципальных образований с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов государственной программы.
2.1.5. Текст государственной программы не должен содержать норм, имеющих правоустанавливающее значение.
2.1.6. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта государственной программы, в том числе с привлечением Общественной палаты Ивановской области, общественных объединений, научных и иных заинтересованных организаций.
2.1.7. Титульный лист к государственной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
- наименование государственной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- дата составления проекта государственной программы;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем исполнительного органа государственной власти Ивановской области - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.
2.1.8. Проект государственной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
2.1.9. Одновременно с проектом государственной программы ответственный исполнитель представляет следующие документы и материалы:
1) проект постановления Правительства Ивановской области об утверждении государственной программы;
2) проект Плана реализации государственной программы на первый год реализации;
3) обоснование планируемых объемов финансирования на реализацию государственной программы;
4) сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы, подпрограмм государственной программы, долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ) и их значениях;
5) оценку степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на целевые показатели и индикаторы государственной программы и подпрограмм государственной программы, состав и основные характеристики ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм государственной программы;
6) аналитическое распределение средств, не включенных в состав государственных программ, по государственным программам Ивановской области (для исполнительных органов государственной власти Ивановской области, участвующих в реализации нескольких государственных программ);
7) аналитическое распределение средств подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" по подпрограммам государственной программы (при наличии данной подпрограммы);
8) оценку планируемой эффективности реализации государственной программы и подпрограммы государственной программы;
9) перечень стратегических документов, действующих в сфере реализации государственной программы.
2.2. Заполнение паспорта государственной программы
2.2.1. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
2.2.2. Программно-целевые инструменты включают долгосрочные целевые программы и утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации государственной программы.
2.2.3. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
2.2.4. Объем бюджетных ассигнований государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования за счет бюджета Ивановской области (с учетом субсидий или субвенций из федерального бюджета) на реализацию государственной программы по долгосрочным целевым программам, включенным в состав государственной программы, и подпрограммам государственной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до второго знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по каждой долгосрочной целевой программе и подпрограмме государственной программы по годам реализации государственной программы с выделением, в том числе субсидий, субвенций федерального бюджета.
2.2.5. Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
2.3. Содержание государственной программы
2.3.1. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации государственной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации государственной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по России и среди субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Ивановской области.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития области должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации государственной программы.
2.3.2. Приоритеты соответствующей сферы социально-экономического развития области определяются исходя из положений Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года и основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на соответствующий период, областных законов и отдельных решений Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
2.3.3. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам развития в сфере реализации государственной программы и отражать конечные результаты реализации государственной программы.
Цель программы должна обладать следующими свойствами:
1) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
2) конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
3) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
4) измеримость (достижение цели можно проверить);
5) релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
2.3.4. Задача государственной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций, в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
2.3.5. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо привести целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение целей или решение задач.
2.3.6. Информация о составе и значениях целевых индикаторов и показателей приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 1).
Используемые целевые индикаторы и показатели должны соответствовать следующим требованиям:
1) адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
2) точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
3) объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им исполнительных органов государственной власти и организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);
4) достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
5) однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
6) экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
7) сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
8) своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
2.3.7. В число используемых целевых индикаторов и показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно-значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями государственными услугами (работами), их объемом и качеством.
2.3.8. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
2.3.9. Целевые индикаторы и показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, содержащимся в государственных программах, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
Предлагаемый целевой индикатор и показатель должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесс, объект).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
2.3.10. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации государственной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
1) изменения состояния сферы реализации государственной программы, а также в сопряженных сферах при реализации государственной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
2) выгод от реализации государственной программы.
2.3.11. На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации государственной программы.
2.3.12. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
2.3.13. Характеристика основных мероприятий, мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании (выполнении) государственными учреждениями Ивановской области государственных услуг (работ) в рамках государственной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации государственной программы (в случае, если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований Ивановской области), а также информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации государственной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам государственной программы.
Информация об основных мероприятиях и ведомственных целевых программах подпрограмм государственной программы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
2.3.14. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
2.3.15. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых долгосрочных целевых программ может использоваться, в том числе, обоснование вклада подпрограммы или долгосрочной целевой программы в достижение целей государственной программы.
2.3.16. Для включенных в государственную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части, для долгосрочных целевых программ приводятся их перечень и паспорта.
2.3.17. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
- качественную, и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
2.3.18. Методика оценки эффективности государственной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития области.
2.3.19. Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
2.4. Отражение информации о расходах федерального бюджета, областного бюджета на реализацию государственной программы, а также расходах органов местного самоуправления и внебюджетных источников и их обоснование
2.4.1. Информация о расходах областного бюджета на реализацию государственной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям государственной программы).
Расходы на реализацию государственной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам государственной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов, а также по долгосрочным целевым программам (в целом по каждой долгосрочной целевой программе).
В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджету Ивановской области в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также субсидии или субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам местного значения муниципальных образований.
Информация о расходах областного бюджета на реализацию государственной программы представляется по годам реализации государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
2.4.2. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов областного бюджета на реализацию государственной программы, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета и плановых бюджетных ассигнований.
2.4.3. Если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований и/или если в реализации государственной программы участвуют государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также предполагается получение субсидий, субвенций из федерального бюджета, использование средств внебюджетных фондов, то в государственной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
2.5. Разработка подпрограммы государственной программы и представление информации о долгосрочных целевых программах, включенных в государственную программу
2.5.1. Подпрограмма является неотъемлемой частью государственной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и государственной программы.
2.5.2. Подпрограмма имеет следующие разделы:
1) Паспорт подпрограммы;
2) Текстовая часть подпрограммы состоит из подразделов:
а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи, целевые индикаторы и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
в) характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
г) характеристика мер государственного регулирования;
д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями Ивановской области государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
е) характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы (в случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований);
ж) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;
з) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы;
и) анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы;
к) методика оценки эффективности подпрограммы.
2.5.3. В случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований Ивановской области, подпрограмма также содержит раздел об участии муниципальных образований в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований;
б) обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами местного самоуправления;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
2.5.4. Для долгосрочных целевых программ, включенных в государственную программу, необходимо привести их паспорт и оценку их вклада в достижение целей государственной программы или динамику уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития области.
2.6. Заполнение паспорта подпрограммы и содержание подпрограммы государственной программы
2.6.1. Паспорт подпрограммы заполняется аналогично паспорту государственной программы.
2.6.2. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам, целевым индикаторам и показателям достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию государственной программы.
2.6.3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях не реализации основного мероприятия.
2.6.4. Под мерами государственного регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования. Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы (налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования) включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую). Меры государственного регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).
2.6.5. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством области). Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
2.6.6. Если в рамках реализации подпрограммы государственными учреждениями Ивановской области предусматривается оказание государственных услуг (работ) в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей государственных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
Указанные показатели могут включаться в состав целевых индикаторов и показателей подпрограммы как целевые индикаторы и показатели непосредственных результатов.
3. Дополнительные и обосновывающие документы и материалы, представляемые с государственной программой
3.1. Проект Плана реализации государственной программы на первый год ее реализации представляется в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области и Департамент финансов Ивановской области вместе с проектом государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8). План реализации государственной программы состоит из планов реализации подпрограмм государственной программы.
В План реализации государственной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия Плана реализации государственной программы подлежат группировке в основные мероприятия и ведомственные целевые программы, указанных в подпрограммах.
Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
3.2. Вместе с Планом реализации государственной программы должно представляться краткое обоснование необходимости каждого мероприятия для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия государственной программы.
3.3. Вместе с проектом государственной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, за исключением мероприятий утвержденных долгосрочных и ведомственных целевых программ, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета Ивановской области.
3.4. Объем субвенций из областного бюджета и выплат, осуществляемых за счет средств областного бюджета внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан, обосновываются с использованием приложения к настоящим Методическим указаниям (таблица 9).
3.5. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 10).
3.6. В расходы областного бюджета на реализацию государственной программы не включаются средства на содержание аппаратов управления исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов, участвующих в реализации нескольких государственных программ.
Указанные расходы в целях их обоснования аналитически распределяются ответственным исполнителем по государственным программам и, при наличии такой возможности, по подпрограммам государственных программ (таблица 11).
3.7. Расходы областного бюджета на содержание аппаратов управления исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и органов управления внебюджетных фондов, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной государственной программы и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной государственной программы могут отражаться в государственной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации государственной программы.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и, при наличии такой возможности, по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям (таблица 12).
3.8. В случае выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию основных мероприятий программы вместе с проектом государственной программы представляются реквизиты указанных решений (номер и дата поручения, распоряжения и/или протокола совещания и т.д.).
3.9. Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на целевые индикаторы и показатели государственной программы и подпрограммы государственной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 13).
При этом в целях оценки возможного влияния выделения этих ресурсов на достижение целей и решение задач государственной программы и подпрограммы государственной программы, представляются 2 вида значений целевых индикаторов и показателей: с учетом дополнительных ресурсов и без них.
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 14).
3.10. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие области, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых индикаторов и показателей реализации государственной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития области.
3.11. Оценка планируемой эффективности подпрограммы государственной программы производится в соответствии с пунктом 16 Порядка с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач государственной программы.
Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач государственной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы с динамикой значений целевых индикаторов и показателей реализации государственной программы.
3.12. Вместе с проектом государственной программы представляется перечень стратегических документов, действующих в сфере реализации государственной программы с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего нормативно-правового акта).
3.13. В случае отсутствия специальных требований к представлению отдельных положений государственной программы ответственный исполнитель и соисполнители формируют их в соответствии со своими представлениями о подготовке материалов, составляющих государственную программу, а в части финансового обеспечения государственной программы - с учетом нормативных правовых и методических документов Департамента финансов Ивановской области, изданных в рамках исполнения его бюджетных полномочий.
4. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы и докладов о ходе реализации государственной программы
4.1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области и Департамент финансов Ивановской области в сроки, установленные Порядком.
4.2. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
а) конкретные результаты реализации государственной программы, достигнутые за отчетный год;
б) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственных программы и долгосрочных целевых программ;
в) результаты использования бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы;
г) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях;
д) предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
4.3. При описании конкретных результатов реализации государственной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы;
- сведения о достижении значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы, долгосрочных целевых программ (указываются согласно таблице 15 приложения, с обоснованием отклонений по целевым индикаторам и показателям, плановые значения по которым не достигнуты);
- запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
- анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры государственной программы.
4.4. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году включает:
- описание результатов реализации наиболее значимых ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ в отчетном году;
- перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ последствий не реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных целевых программ на реализацию государственной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий государственной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 16).
4.5. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году, необходимо представить:
- данные о кассовых расходах областного бюджета, субсидиях, субвенциях из федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов органов местного самоуправления, и фактических расходах государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета по формам согласно таблицам 17 и 18);
- фактические сводные показатели государственных заданий (таблица 19).
4.6. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов Правительства Ивановской области.
4.7. В случае отклонений от плановой динамики реализации государственной программы или ожидаемом воздействии факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры государственной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование.
4.8. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения Правительства Ивановской области актуальной информацией о ходе реализации государственной программы и должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации государственной программы, достигнутые на дату представления Доклада и ожидаемые итоги реализации государственной программы на конец года;
б) использование бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
4.9. При описании результатов реализации государственной программы, достигнутых на дату представления Доклада и ожидаемых итогов реализации государственной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых на дату представления Доклада;
б) перечень запланированных, но не достигнутых результатов, с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров государственной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях целевых индикаторов и показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы, долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ) на конец года (указываются по форме согласно таблице 20). По целевым индикаторам и показателям, плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится соответствующее обоснование.
4.10. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных целевых программ (подпрограмм долгосрочных целевых программ), реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет областного бюджета и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации государственной программы.
Данные об использовании средств областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы представляются ответственным исполнителем по форме согласно таблице 18.
4.11. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки государственной программы.
4.12. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
- наименование государственной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
- дата составления отчета (доклада);
- должность, фамилия, имя отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем исполнительного органа государственной власти Ивановской области - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.
4.13. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы направляются на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности государственной программы
5.1. Управление и контроль реализации государственной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
5.2. Мероприятия государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными государственной программой. Изменение сроков и объемов финансирования реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров государственной программы (подпрограммы), требует корректировки государственной программы (подпрограммы).
5.3. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения целевых индикаторов и показателей государственной программы (подпрограмм и долгосрочных целевых программ) и ход реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы.
5.4. В соответствии с пунктом 40 Порядка мониторинг реализации государственных программ осуществляется Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области.
5.5. Мониторинг реализации государственных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы, отчетов о ходе реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной государственной власти области, иных отчетов и докладов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, подготавливаемых по поручениям Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
5.6. Для получения уточненной информации о ходе реализации государственной программы Департамент экономического развития и торговли Ивановской области направляет ответственному исполнителю государственной программы запросы с указанием срока исполнения и приложением формы, формата и порядка представления сведений.
5.7. Оценка эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
5.8. Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
5.9. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
5.10. Для выявления степени исполнения Плана по реализации государственной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий Плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
5.11. В случае выявления отклонений, по всем вышеуказанным направлениям, фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год ответственным исполнителем представляется аргументированное обоснование причин:
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
- возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- исполнения Плана по реализации государственной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
<< Назад |
Приложение. >> Таблицы |
|
Содержание Приказ Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 10 октября 2012 г. N 85-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.