Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Методике
организации и проведения наставничества
на государственной гражданской службе
Ивановской области в аппарате
Правительства Ивановской области
Методика
оценки профессиональных навыков и личностных качеств государственного гражданского служащего Ивановской области, в отношении которого применялось наставничество в аппарате Правительства Ивановской области
Для каждой категории должностей государственной гражданской службы Ивановской области предусматривается оценка отдельного набора профессиональных навыков (личностных качеств).
При оценке профессиональных навыков (личностных качеств) наставляемого допускается выставлять дробные оценки (например, 2,4; 3,5 и т.д.). Это необходимо, когда в оценке сходятся проявления профессиональных навыков (личностных качеств), относящиеся к разным уровням развития одного и того же профессионального навыка (личностного качества). Например, в дополнение к описанию проявления профессионального навыка (личностного качества), относящегося к 3 уровню, добавляется одна из характеристик 4 уровня; при этом данный профессиональный навык (личностное качество) может быть оценен на 3,2).
В случаях, когда наставник выставляет крайние значения оценки (1 или 5), обязательно рядом с оценкой в примечании должно быть приведено краткое обоснование такого мнения.
Порядок соотнесения уровня развития профессиональных навыков (личностных качеств) со значениями шкалы оценок от 1 до 5 представлен в таблице:
Оцениваемый профессиональный навык (личностное качество) |
Балл |
Характеристика значений шкалы оценок |
Стремление к развитию (понимание своих сильных и слабых сторон и целенаправленное повышение своих компетентности и эффективности; проявление открытости новому опыту и знаниям) |
1 балл |
Не анализирует эффективность своей работы или не связывает ее эффективность с уровнем развития своих навыков. Не уделяет внимания саморазвитию |
2 балла |
Знает свои сильные и слабые стороны, имеет представление о навыках, необходимых в работе. С пониманием определяет потребность в обучении, адекватно оценивает значение профессионального развития |
|
3 балла |
Активно участвует в обмене опытом и знаниями. Находит новым знаниям эффективное применение. Может транслировать полученный опыт коллегам по службе |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Нацелен на освоение не только необходимых в настоящее время знаний и навыков, но и тех, которые будут востребованы в перспективе. Определяет цели собственного профессионального развития и прочно увязывает их с профессиональной деятельностью |
|
5 баллов |
Направления познания выходят за рамки профессиональной служебной деятельности. Стремится овладеть профессиональной сферой на всех уровнях (методическом, исполнительском, организационном) |
|
Эффективное деловое общение (умение добиваться при взаимодействии с коллегами высокого уровня взаимопонимания; готовность идти на сотрудничество; умение располагать к себе людей; владение навыками устной и письменной коммуникации, правилами и навыками публичных выступлений) |
1 балл |
Знает правила и принципы написания документов (полнота, краткость, правильность, стиль), но не имеет достаточного опыта. В деловом общении может допускать ошибки, мешающие услышать и понять собеседника |
2 балла |
Представляет четкую устную и письменную информацию с учетом ее влияния на другого человека. Ведет себя в манере, соответствующей ситуации. Создает положительный образ, располагает к доверительному общению, открытости |
|
3 балла |
Владеет коммуникативными навыками: умение слушать, оценивать реакцию собеседника, четко выражать свои мысли в устной и письменной форме. Умение убеждать, привлекать и удерживать внимание собеседника, учитывать его эмоциональное состояние. Умеет направить беседу в нужное русло |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Использует коммуникативные навыки для построения эффективных и комфортных деловых отношений. В общении может оказать поддержку, дать совет. Способен эффективно преодолевать конфликтные ситуации, принимая во внимание цели и мотивацию собеседника |
|
5 баллов |
Своим поведением положительно влияет на моральный климат в коллективе. Способен взять на себя ответственность за ведение переговоров, обсуждение сложных вопросов профессиональной служебной деятельности на различных уровнях управления |
|
Сбор и анализ информации (обеспечение профессиональной служебной деятельности актуальной и достоверной информацией; владение навыками эффективной работы с информацией: ее сбором, систематизацией и анализом) |
1 балл |
Не имеет единого, системного подхода в работе с информацией. Предпочитает получать информацию от наставника, коллег, прибегает к заимствованию. Часто использует информацию без предварительного анализа. Затрудняется в выборе и применении средств и методов работы с информацией |
2 балла |
В своей работе опирается только на устоявшийся и проверенный набор источников информации по кругу вопросов, относящихся к содержанию профессиональной служебной деятельности. Редко прибегает к сопоставлению и поиску альтернативных источников. Поступающие данные структурирует и сохраняет в удобной для работы форме. При обработке и анализе информации на предмет возможности применения в решении служебных задач пользуется преимущественно шаблонными методами. Применяет имеющуюся информацию узко, для решения отдельных локальных задач |
|
3 балла |
Уверенно владеет различными методами обработки, анализа, структурирования и хранения информации, которым наставляемого обучал наставник в пределах мероприятий по наставничеству. В работе с информацией всегда определяет ее главные и второстепенные элементы. Регулярно контролирует ее актуальное состояние и, при необходимости, вносит соответствующие коррективы в решение вопросов профессиональной служебной деятельности. Задействует разнообразные источники информации |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: С опережением формирует обширный банк информации по своему направлению деятельности. Способен обеспечить надежное информационное обеспечение по всему кругу вопросов для дальнейшего принятия решений |
|
5 баллов |
Самостоятельно определяет потребность в количестве и качестве рабочей информации. Находит новые возможности и пути качественного развития в своей работе на основе имеющейся новой информации |
|
Профессиональная компетентность (владение обширными |
1 балл |
Обладает профессиональными знаниями исключительно в рамках исполняемых должностных обязанностей. Знаний достаточно лишь для исполнения стандартизированных повторяющихся операций. Мероприятия по наставничеству повлияли на профессиональную компетентность наставляемого незначительно либо не имели результата ввиду нежелания или неуделения должного внимания наставляемого, конечные (промежуточные) результаты не были достигнуты |
2 балла |
Владеет полным объемом необходимых специальных знаний, позволяющих решать задачи разной сложности в рамках узкого направления профессиональной служебной деятельности несмотря на то, что разработанные мероприятия по наставничеству для наставляемого предполагали развитие у наставляемого обширных и разносторонних знаний |
|
3 балла |
Владеет обширными и разносторонними знаниями по своему направлению профессиональной служебной деятельности, а также необходимыми навыками и рабочими приемами для эффективного исполнения возложенных обязанностей с достаточной производительностью |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Обладает экспертными, научными знаниями в предметной области. Способен самостоятельно (без наставника) обеспечить качественное развитие профессиональной деятельности в дальнейшем |
|
5 баллов |
в дополнение к содержанию оценки 4 балла: Способен анализировать имеющийся опыт и практики. Непрерывно накапливает передовые знания и эффективные методы решения задач профессиональной служебной деятельности |
|
Принятие решения (владение навыками принятия решения при комплексном анализе ситуации и учете всех влияющих факторов и последствий; уверенное владение навыками обеспечения надежности принятого решения) |
1 балл |
Основывает решения на неполной информации. При принятии решений может в сложной обстановке упустить важную информацию. Затрудняется в установлении приоритетов. Результативность принятых решений невысокая |
2 балла |
Принятие решений основано на предшествующем опыте и доступной информации. Достигаются приемлемые результаты в процессе реализации решений. Следует заранее установленным процедурам принятия решений. Несмотря на предусмотренное в мероприятиях по наставничеству обучение методам и формам принятия решений в аппарате Правительства Ивановской области, наставляемый игнорировал советы наставника и в настоящий момент не использует их при самостоятельной работе, что резко снижает качество подготавливаемых решений |
|
3 балла |
При принятии решений анализирует материал из широкого круга источников. Перепроверяет противоречивую информацию. Рассматривает различные варианты. Проявляет предупредительность и согласованность в действиях |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Решения всегда грамотны, эффективны и оперативны. На них можно положиться. Несет личную ответственность за реализацию решений. Проявляет решительность |
|
5 баллов |
Способен самостоятельно, в полном объеме готовить решение для последующего согласования с руководителем. Предусматривает особенности его реализации и возможные последствия. Проявляет инициативу |
|
Системное мышление и анализ (умение мыслить целостно, видеть взаимосвязи задач, процессы текущих изменений; понимание необходимости работать с целым, а не с его отдельными частями, анализировать существующие взаимосвязи вопросов профессиональной служебной деятельности) |
1 балл |
Работает, как правило, с различными частями информации отдельно. Стремится локально решать несвязные задачи. Старается не преступать границ ответственности. Ориентирован на делегирование и привлечение к участию коллег |
2 балла |
Старается структурировать и классифицировать решаемые задачи. Применяет системный подход к решению проблем. Разбирается не только в частных случаях, но и в общей картине профессиональной служебной деятельности. Есть понимание необходимости работать с целым, а не с его отдельными частями, но нет такого опыта, поэтому работает автономно |
|
3 балла |
Четко видит взаимосвязи в вопросах профессиональной служебной деятельности, за решение которых несет ответственность. В случае необходимости инициирует нормативное регулирование (упорядочение) рабочих процессов. Стремится к согласованности действий |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Анализирует и учитывает в работе взаимное влияние смежных задач. Четко расставляет приоритеты деятельности. При анализе задействует дополнительные источники информации |
|
5 баллов |
Рассматривает каждую проблему комплексно |
|
Подготовка проектов правовых актов (владение навыками разработки проектов правовых актов в соответствии с установленным порядком; видение взаимосвязи внутри системы правовых актов, регулирующих отдельные вопросы профессиональной служебной деятельности; владение основами юридической техники и практики подготовки документов) |
1 балл |
Не имеет четкого представления и соответствующих навыков подготовки проектов правовых актов. Допускает частые нарушения в определении принципиальных элементов: компетенции и полномочий Ивановской области, а также компетенций и полномочий органов государственной власти Ивановской области принимать соответствующий правовой акт. Неверно определяет вид проекта правового акта по отношению к предмету правового регулирования. Несмотря на большое количество отведенного времени в мероприятиях по наставничеству для разработки правовых актов, показывает незначительные знания в этой области, практические задания были выполнены со значительными ошибками, наставляемый не уделял должного внимания для их выполнения, не предоставлял выполненные задания в срок (или со значительными задержками) |
2 балла |
В процессе подготовки проекта правового акта руководствуется установленным порядком. Однако допускает нарушения действующего законодательства Российской Федерации и Ивановской области в основном содержании вопроса, которому посвящен документ; допускает ошибки юридической техники, правил русского языка в части орфографии и правописания. В период наставничества наставляемый мало времени уделял теоретической базе по разработке правовых актов и проработке учебных практических заданий |
|
3 балла |
Подготавливаемые проекты правовых актов полностью соответствуют порядку, установленному для подготовки проектов правовых актов Ивановской области. Имеют место лишь незначительные неточности, не нарушающие основного смысла правового акта и его логического построения. Теоретическая часть мероприятий по наставничеству освоена полностью, практическая - вызвала большие трудности у наставляемого, в связи с чем большое количество времени наставника ушло на индивидуальные консультации наставляемого. Однако практические навыки по подготовке правовых акты# были плохо усвоены наставляемым и к самостоятельной работе он готов плохо |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: При подготовке проекта правового акта видит содержательные и логические связи в смежных документах, учитывает их содержание, назначение и юридическую силу. Тщательно проверяет проект правового акта на соответствие действующему законодательству |
|
5 баллов |
В процессе подготовки проекта правового акта предусматривает возможные последствия его принятия. Заблаговременно привлекает к обсуждению ключевых положений проекта заинтересованных лиц, повышая тем самым качество его подготовки. Все практические задания, предусмотренные мероприятиями по наставничеству, выполнены в полном объеме, в установленные сроки, качество их проработки высокое |
|
Административное руководство (владение навыками эффективной организации работы возглавляемого структурного подразделения (отдела), владение навыками планирования (этапы, сроки, ресурсы); точная постановка задач и распределение полномочий; последовательное осуществление контроля результатов) |
1 балл |
Слабо организует работу своего подразделения. Не производит контроль исполнения поставленных задач или контролирует от случая к случаю. Подчиненные сами определяют порядок своих действий в решении служебных вопросов |
2 балла |
Старается правильно организовывать работу своего подразделения. Способен разбить общую задачу на ряд отдельных поручений, однако не всегда верно оценивает их выполнимость. Понимает, что сотрудники обладают различными возможностями, знаниями и навыками для выполнения задач. Но не всегда учитывает эти различия при распределении задач. Не всегда обеспечивает понимание и принятие подчиненными поставленной задачи. Контроль осуществляет недостаточно последовательно |
|
3 балла |
Распределяет задания между подчиненными с учетом их возможностей, знаний и навыков. Способен сформировать эффективную рабочую группу. Четко ставит задачу подчиненным. Добивается четкого понимания сотрудниками пути достижения необходимого результата и его показателей. Выделяет ключевые показатели и способы контроля. Последовательно осуществляет контроль промежуточных и конечных результатов |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Эффективно организует работу своего направления деятельности. Умеет адекватно трансформировать общую задачу в ряд конкретных подзадач, распределяя полномочия и ответственность. Под каждый этап четко распределяет необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие и др.). Учитывает возможные ограничения, влияющие на реализацию задачи |
|
5 баллов |
Способен учитывать непредвиденные обстоятельства. Просчитывает возможные барьеры, обеспечивает необходимую поддержку в их преодолении. Предлагает процедуры и методы, позволяющие повысить эффективность использования времени и ресурсов. Создает систему контроля промежуточных и конечных результатов, позволяющую максимально быстро обнаруживать сбои и оперативно вносить коррективы в работу |
|
Принятие управленческих решений (владение навыками комплексного анализа ситуации; грамотной расстановки приоритетов на основе анализа; принятие взвешенных и продуманных решений в условиях дефицита времени и информации) |
1 балл |
Мыслит хаотично, делает противоречивые, неверные выводы. Принимает импульсивные, невзвешенные решения. Ответственность за решения перекладывает на плечи исполнителей |
2 балла |
Проводит фрагментарный анализ ситуации, отмечает лишь наиболее общие тенденции. Может ошибаться при расстановке приоритетов. Как правило, успешно решает лишь стандартные вопросы. Сталкиваясь с новыми проблемами, может медлить или скоропалительно принимать недостаточно взвешенные, односторонние решения. Но при этом понимает важность взятия на себя персональной ответственности за принятые решения |
|
3 балла |
Верно расставляет приоритеты при принятии решений. Воспринимает расстановку приоритетов как важнейшую управленческую задачу. Принимает решения в срок. Выясняет, какие решения должны быть приняты немедленно, а какие нуждаются в более детальной проработке. Привлекает к принятию решений их исполнителей, сохраняя за собой персональную ответственность за их реализацию |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Рассматривает принимаемые решения с разных точек зрения (соответствия законодательству, целесообразности, др.). Выделяет ключевые критерии, которым должны удовлетворять принимаемые решения |
|
5 баллов |
Реализует на практике сложные, затрагивающие многие аспекты деятельности подразделения решения. Принимает точные своевременные решения различной сложности, в том числе в условиях дефицита времени. Способен взять на себя ответственность за непопулярные решения |
|
Стратегическое видение (планирование деятельности возглавляемого структурного подразделения в контексте стратегических приоритетов развития региона; прогнозирование развития ситуации в будущем, возможных последствий в дальнесрочной перспективе) |
1 балл |
Не видит и не понимает своей роли в реализации общего плана деятельности. Считает самым важным решение сегодняшних проблем. Действует исключительно исходя из текущей ситуации |
2 балла |
Признает значение и важность планирования работы подразделения. При этом понимает и учитывает только ближайшие цели развития деятельности. По большей части погружен в решение текущих проблем. Затрудняется с определением потенциальных возможностей и препятствий в реализации плана работы. Допускает ошибки в оценке ресурсной базы. Сохраняет реактивный характер работы |
|
3 балла |
Обладает четким и детальным видением путей реализации намеченного плана развития. Анализирует возможные изменения в направлении деятельности подразделения. Просчитывает последствия своих действий на перспективу. Учитывает при планировании работы подразделения факторы, не являющиеся ключевыми на сегодняшний день, но могущие стать критическими в будущем |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Способен эффективно согласовывать и "стыковать" планы работы подразделения с деятельностью смежных структур. Осуществляет выбор методов работы в соответствии с намеченным планом и согласованным видением. Предпринимает меры для нейтрализации ожидаемых негативных последствий и использования благоприятных возможностей. Учитывает задачи стратегического развития в содержании повседневной деятельности |
|
5 баллов |
При планировании деятельности (реализации планов) подразделения просчитывает различные сценарии развития событий. Для каждого сценария выделяет потенциальные возможности и барьеры, планирует соответствующие шаги. Просчитывает долгосрочные, неочевидные возможности и ориентируется на них |
|
Планирование и организация (планирование деятельности структурного подразделения; выявление приоритетов в работе, организация работы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность выполнения поставленных задач в установленные сроки) |
1 балл |
Организует работу лишь в рамках выполнения конкретной задачи. Затрудняется в определении приоритетов. Ограничивается лишь постановкой задачи |
2 балла |
Увязывает решение текущих задач в общий план работы. Определяет сроки исполнения задания, но не распределяет их по времени. Недостаточно внимания уделяет вопросам организации |
|
3 балла |
В достаточной степени владеет компонентами организаторской деятельности: проведение совещаний, работа с документацией, оформление и представление отчетов, контроль за ходом выполнения работы, оценка результатов |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Четко планирует деятельность подразделения. Организует эффективную работу сотрудников по решению поставленных задач, расставляет приоритеты выполнения работы в подразделении. Продумывает средства исполнения плана, просчитывает возможные трудности |
|
5 баллов |
Четко определяет в виде целей конкретные конечные состояния параметров деятельности подразделения. Разрабатывает планы качественного развития его деятельности. Эффективно использует для реализации планов внутренние и внешние ресурсы |
|
Мотивирование (способность видеть (понимать) и применять в руководстве индивидуальные особенности мотивации подчиненных сотрудников; умение находить в повседневной работе и задачах стимулы к развитию (пробуждению) интереса у их исполнителей) |
1 балл |
В процессе руководства не видит и не учитывает основных движущих мотивов подчиненных сотрудников. В целом не понимает практического значения и роли мотивации в процессе реализации подчиненными сотрудниками задач подразделения |
2 балла |
Понимает необходимость применения стимулирования труда подчиненных. Однако в реализации стимулов не проводит различия в основах мотивации отдельных сотрудников. Применяет единый для всех подход. Ограниченно применяет имеющийся набор стимулов |
|
3 балла |
Видит и применяет в руководстве индивидуальные особенности мотивации подчиненных сотрудников. Умеет находить в повседневной работе и задачах стимулы к развитию (пробуждению) интереса у их исполнителей |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Способен развивать наборы стимулов, применяя элементы материального и нематериального поощрения |
|
5 баллов |
Грамотно позиционирует и закрепляет в практике мотивирования примеры эффективного и успешного делового поведения |
|
Контроль работы подчиненных (четкое определение параметров и форм контроля в соответствии с поставленными задачами; применение адекватных критериев оценки результативности выполнения задачи, своевременное (при необходимости) оказание корректирующего воздействия) |
1 балл |
Не имеет четкого представления о методах контроля работы подчиненных. Не добивается обратной связи в руководстве работой подчиненных. Качество и сроки выполнения поставленных задач целиком зависят от исполнителей |
2 балла |
Имеет достаточное представление о методах и целях контроля деятельности подчиненных. Однако на практике применяет лишь ограниченный набор контрольных показателей, не обеспечивая регулярного контроля. Процесс контроля носит неконкретный обобщенный характер. Работа подчиненных не контролируется по существу |
|
3 балла |
Четко определяет параметры и формы контроля в соответствии с задачей. Применяет адекватные критерии оценки результативности выполнения задачи, своевременно (при необходимости) оказывает корректирующее воздействие. Требователен, ориентирует контроль на достижение намеченной цели подразделения. Не допускает срывов в работе |
|
4 балла |
в дополнение к содержанию оценки 3 балла: Задействует результаты контроля работы подчиненных при разработке плана работы структурного подразделения на предстоящие периоды. При этом вносятся соответствующие коррективы |
|
5 баллов |
Контроль работы подчиненных хорошо организован и приведен в систему. Сотрудники имеют четкое представление об уровне требований и показателях контроля исполнения поручений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.