Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
1.2.1. Демография
На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства. Однако в течение нескольких последних лет наблюдается уменьшение числа умерших по отношению к числу родившихся.
Среднегодовая численность постоянного населения Ивановской области в 2013 году составила 1046,05 тыс. человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения региона составил 81,1%, сельского населения - 18,9%. Плотность населения региона на начало 2014 года составила 48,7 человека на 1 кв. км.
Удельный вес численности населения Ивановской области в общей численности населения Российской Федерации и ЦФО составляет соответственно порядка 0,7% и 2,7%.
По итогам 2013 года коэффициент рождаемости составил 11,2 человека на 1000 жителей, коэффициент смертности - 16,3 человека на 1000 населения, коэффициент естественной убыли - 5,1 человека на 1000 жителей.
По-прежнему во всех муниципальных образованиях области число умерших людей превышает число родившихся. Однако в городских округах Иваново и Шуя, а также в Ивановском, Комсомольском, Лежневском и Шуйском муниципальных районах среднегодовая численность постоянного населения в 2013 году несколько увеличилась по отношению к 2012 году за счет миграционного прироста, который превысил естественную убыль населения.
По итогам 2013 года наибольший коэффициент рождаемости сложился в Приволжском муниципальном районе, где данный показатель превысил 13 родившихся на 1000 жителей. Наименьший коэффициент рождаемости отмечен в Верхнеландеховском муниципальном районе - 5,9 родившихся на 1000 населения. Максимальный коэффициент смертности зафиксирован в Пучежском муниципальном районе - 28,44 человека на 1000 жителей. В городских округах Иваново, Кохма и Шуйском муниципальном районе по итогам 2013 года сложился наименьший коэффициент смертности - менее 15 человек на 1000 жителей. Наименьший коэффициент естественной убыли в расчете на тысячу жителей отмечен в Шуйском муниципальном районе (1,5), в городских округах Кохма (2,86), Тейково (3,14), Иваново (3,22) и Ивановском муниципальном районе (3,58).
В 2014 году численность постоянного населения Ивановской области оценивается на уровне 1041,05 тыс. человек, что меньше аналогичного показателя за истекший год на 0,48%. Показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионе, в текущем году ожидаются следующими:
- коэффициент рождаемости увеличится до 11,6 человека на 1000 населения;
- коэффициент смертности снизится и составит 16,2 человека на 1000 населения;
- естественная убыль составит 4,6 человека на 1000 жителей.
В 2014 году наибольшие коэффициенты рождаемости ожидаются в Приволжском муниципальном районе (13,7 человека на 1000 жителей), г. о. Тейково (12,53), а также в Заволжском (12,43), Тейковском (12,4) и Родниковском (12,31) муниципальных районах. Минимальным данный показатель прогнозируется в Лухском (8,0 родившихся на 1000 населения) и Ильинском (8,39) муниципальных районах. По-прежнему самый высокий коэффициент смертности ожидается в Пучежском муниципальном районе - 25,77 человека на 1000 жителей, а наименьший - в Шуйском муниципальном районе - 13,2 человека и в г. о. Иваново и Шуя - менее 15 человек. Наиболее низкие коэффициенты естественной убыли (менее 4 человек на 1000 жителей) ожидаются в Шуйском муниципальном районе (1,4), в городских округах Тейково (2,67), Кохма (2,72), Иваново (3,06), а также в Ивановском (3,29) муниципальном районе.
В 2015 году среднегодовая численность населения Ивановской области по прогнозу составит 1037,61 тыс. человек, в 2016 году - 1033,99 тыс. человек, в 2017 году - 1030,97 тыс. человек. Коэффициент рождаемости увеличится с 11,7 человека на 1000 населения в 2015 году до 12,2 человека на 1000 жителей в 2017 году. На протяжении всего прогнозного периода ожидается снижение коэффициента смертности и к 2017 году он достигнет значения 15,6 человека на 1000 жителей. Коэффициент естественной убыли населения сократится и к 2017 году составит 3,4 человека на 1000 населения.
Прогноз развития демографической ситуации в области на 2015 - 2017 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения, миграционной ситуации. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения области с замедлением темпов снижения численности.
Улучшению демографической ситуации в регионе будет способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительность жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В целях стимулирования рождаемости в регионе получила развитие система поддержки семей, в которых рождены третьи и последующие дети. С 01.07.2012 семьям, проживающим в Ивановской области, при рождении (усыновлении) третьего и последующего ребенка предоставляется дополнительная мера социальной поддержки - региональный материнский семейный капитал в размере 50 тыс. рублей. Закон Ивановской области от 29.06.2012 N 48-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей" предусматривает ежемесячную денежную выплату, как дополнительную меру социальной поддержки, семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ивановской области, при рождении (усыновлении) после 31.12.2012 третьего и (или) последующих детей в размере величины прожиточного минимума на ребенка в Ивановской области.
По данным на 01.01.2014, за предоставлением регионального материнского капитала обратились 1120 семей, единовременная денежная выплата произведена 1129 семьям.
С 2011 года в регионе реализуется дополнительная мера поддержки женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующих детей, мужчин, являющихся единственными усыновителями троих и более детей, в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства.
По состоянию на 01.01.2014 в Ивановской области предоставлены в собственность многодетным семьям 964 участка; 1908 женщин, родивших третьего ребенка или последующих детей, состоят на учете для дальнейшего обеспечения участками.
1.2.2. Труд и занятость
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области в части показателей, характеризующих "трудовую" составляющую, базировался на основных демографических процессах, характерных для региона.
Основной тенденцией прогнозного периода будет являться сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, и как следствие, снижение численности трудовых ресурсов.
Прогноз численности трудовых ресурсов рассчитывался с учетом демографического фактора, а также сложившихся тенденций в области формирования и использования трудовых ресурсов.
Исходя из этого, на протяжении всего прогнозного периода сохранится тенденция к уменьшению трудовых ресурсов. К 2017 году численность трудовых ресурсов составит 613 тыс. человек, что на 1,2% меньше уровня 2012 года.
Ситуация на рынке труда в регионе достаточно стабильная. Однако следует отметить следующие негативные моменты.
1. Ожидаемое в мае текущего года массовое высвобождение персонала на ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2" (ликвидация прядильного производства) в количестве 285 человек может привести к росту безработицы в районе, а также в целом по Ивановской области.
2. Достаточно высоким остается разрыв в уровне безработицы между отдельными районами области. По состоянию на 1 мая текущего года наименьший уровень безработицы отмечается в г. о. Иваново (0,4%), г. о. Шуя и Шуйском муниципальном районе (0,5%), наибольший - в Верхнеландеховском (5%) и Ильинском (4,7%) муниципальных районах.
"Уровень безработицы в разрезе муниципальных образований Ивановской области на 1 мая 2014 года"
Вместе с тем, положительная динамика развития экономики региона, улучшение инвестиционного климата, повышение уровня и качества жизни населения, реализация мер по содействию занятости дают основание для прогнозирования стабильной ситуации на рынке труда.
По прогнозу в 2015 - 2017 годах численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, составит порядка 6 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы составит около 1% от численности экономически активного населения области.
В 2013 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11,2% и составила 18904,7 рубля. Средняя заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области в 2,7 раза. Однако она на треть ниже, чем в среднем по Российской Федерации и почти в 2 раза меньше, чем в среднем по Центральному федеральному округу.
Среди муниципальных образований наиболее высокий уровень заработной платы по итогам 2013 года отмечался в г. о. Иваново (21800 рублей), Ивановском (21154 рублей) и Комсомольском (20044,8 рубля) муниципальных районах, наиболее низкий - в Вичугском (12156 рублей) и Юрьевецком (12405,6 рубля) муниципальных районах.
"Сравнительная динамика среднемесячной заработной платы в разрезе муниципальных образований за 2013 год (полный круг предприятий)"
Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы в условиях стагнирующей экономики существенно замедлят рост заработной платы в прогнозируемом периоде.
Прогноз оплаты труда во внебюджетном секторе в среднесрочной перспективе будет определяться действием разнонаправленных факторов, таких как относительно высокий дефицит квалифицированных кадров и более жесткие условия на рынке труда, что будет способствовать повышению заработной платы и, с другой стороны, стремлению предпринимателей сократить трудовые издержки и повысить производительность труда, в том числе и путем высвобождения избыточной рабочей силы. При этом основным фактором вновь становится ускорение роста заработной платы в бюджетном секторе за счет мероприятий по реализации майских указов Президента Российской Федерации (в части отдельных категорий персонала).
В 2014 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составит 20492,7 рубля и возрастет по сравнению с 2013 годом на 8,4%.
ФЗП в 2014 году оценивается в действующих ценах в размере 71,3 млрд. рублей с ростом к 2013 году на 8,8%.
В 2015 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника прогнозируется на уровне 22337 рублей, что выше ожидаемого в текущем году на 9%. Среднесписочная численность работников организаций по сравнению с 2014 годом увеличится на 0,1% и составит 290,2 тыс. человек, ФЗП оценивается на уровне 77,8 млрд. рублей.
В 2016 году среднемесячная заработная плата одного работника увеличится до 24481,4 рубля при среднесписочной численности работников 290,8 тыс. человек. ФЗП составит 85,4 млрд. рублей с ростом к 2015 году на 9,8%.
В 2017 году ФЗП увеличится до 94,2 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата по области составит 26929,5 рубля при среднесписочной численности работников 291,4 тыс. человек.
Динамика среднемесячной заработной платы и ФЗП представлена на графике.
"Среднемесячная заработная плата, фонд заработной платы по Ивановской области"
Рост среднемесячной номинальной заработной платы прогнозируется в 2015 - 2017 годах во всех муниципальных образованиях.
Данная тенденция сохранится на протяжении всего прогнозного периода. Согласно прогнозу наиболее высокий уровень заработной платы в 2017 году сохранится в г. о. Иваново (29194,2 рубля), Ивановском (31565 рублей) и Комсомольском (27523 рублей) муниципальных районах, наиболее низкий - в Юрьевецком (15640,4 рубля) муниципальном районе.
1.2.3. Денежные доходы населения
Среднедушевые денежные доходы являются одним из основных индикаторов уровня жизни населения региона. Именно поэтому показатель "реальные располагаемые доходы" включен в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среднедушевые денежные доходы в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились в номинальном выражении на 2,2 тыс. рублей и составили 18082,7 рубля, реальные располагаемые доходы увеличились на 3,9%.
По оперативным статистическим данным Ивановская область по темпам роста денежных доходов населения в 2013 году опережала среднероссийский показатель, однако их уровень в денежном выражении остается невысоким.
В 2014 году прогнозируется рост среднедушевых денежных доходов на 8,8%, они составят 19673 рубля. При этом основным фактором, поддерживающим рост доходов, станет рост заработной платы за счет реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
В 2015 году среднедушевые денежные доходы населения региона вырастут на 9,1% и составят 21463 рубля.
На рост доходов населения в среднесрочной перспективе повлияет увеличение заработной платы, а также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и социальной поддержки семей с детьми.
В 2016 году среднедушевые денежные доходы увеличатся до 23526,6 рубля, с ростом на 9,6%, а в 2017 году доходы населения прогнозируются на уровне 25879,3 рубля с ростом на 10%.
За счет роста заработной платы, доходов от собственности и предпринимательской деятельности рост реальных располагаемых доходов населения в прогнозном периоде ускорится с 1,9% в 2015 году до 3,9% в 2017 году.
Однако сдерживающим фактором роста реальных располагаемых доходов будет увеличение обязательных платежей, связанное с ростом долговой нагрузки населения и необходимостью обслуживания кредитов.
1.2.4. Развитие социальной сферы
В социальной сфере Ивановской области отмечаются положительные тенденции, происходящие в результате реализации ряда социально значимых государственных программ Ивановской области (далее - ГП Ивановской области), таких как "Развитие образования Ивановской области", "Развитие здравоохранения Ивановской области", "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", "Культура Ивановской области", "Содействие занятости населения Ивановской области", а также за счет финансирования ряда социально значимых объектов и мероприятий Ивановской области в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ (далее - ФЦП).
За последние годы исполнительными органами государственной власти Ивановской области в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, а также собственных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.
В общеобразовательных учреждениях Ивановской области проводятся мероприятия по укреплению материально-технической базы школ в целях создания современных условий обучения школьников.
К 2017 году планируется снижение количества учреждений, требующих капитального ремонта, в связи с укреплением материальной базы и ежегодным проведением ремонтных работ при подготовке к новому учебному году.
Вместе с тем, существует необходимость строительства в период с 2015 - 2017 годов новых зданий школ в пяти муниципальных образованиях Ивановской области, таких как Гаврилово-Посадском, Ивановском, Савинском, Родниковском и Южском муниципальных районах.
Одним из приоритетных направлений развития региональной системы образования является информатизация образования. С целью реализации единой информационной системы сферы образования функционирует региональный информационный интернет-портал, который обеспечивает проведение комплексного электронного мониторинга деятельности образовательных учреждений.
Региональным Центром по дистанционному образованию детей-инвалидов предоставляется дистанционное образование детям-инвалидам. С 2012 года для восьми детей из специальных (коррекционных) учреждений и 189 детей из муниципальных общеобразовательных организаций, обучающихся на дому, созданы условия для получения образования в дистанционной форме.
По общим итогам электронного мониторинга "Наша новая школа" за 2013 год удельный вес численности обучающихся Ивановской области, которым предоставлены от 80 до 100% всех основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), составляет 92,3%. К 2017 году данный показатель планируется увеличить до 98%.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование приравнено к среднепрофессиональному образованию.
В системе профессионального образования Ивановской области 37 профессиональных образовательных организаций. На территориях 13 муниципалитетов они осуществляют подготовку кадров по 63 профессиям и 74 специальностям.
В 2013 году в целях более эффективной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров по профессиям, востребованным на региональном рынке труда, повышения качества обучения студентов, обеспечения базовой стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин в г. о. Иваново создано 5 региональных ресурсных центров профессионального образования по профессиям:
- легкой промышленности;
- энергетики;
- машиностроения и металлообработки;
- торговли, общественного питания, сферы обслуживания;
- строительства.
В 2014 году на базе профессиональных образовательных организаций в городах Вичуга и Родники ведется работа по созданию двух многофункциональных центров прикладных квалификаций. К 2018 году в целом планируется создать пять таких центров.
В государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется подготовка кадров с высшим образованием по 162 специальностям и направлениям (профилям подготовки).
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями имеет тенденцию к увеличению благодаря планируемому открытию дошкольных учреждений и увеличению количества мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости в Ивановской области. Как следствие, доступность дошкольного образования и охват детей дошкольным образованием на настоящий момент далеки от желаемого уровня, хотя и превышают среднероссийские показатели.
В 2013 году в г. о. Иваново введено в эксплуатацию 3 детских дошкольных учреждения: N 70 "Чудо-малыш" на 250 мест по ул. Велижская, N 2 на 160 мест в микрорайоне "Московский", N 14 на 80 мест по тупику Пограничному.
В Пестяковском и Родниковском муниципальных районах введено в эксплуатацию по одному дошкольному образовательному учреждению.
Обеспечение дошкольным образованием осуществляется также за счет открытия дополнительных групп в детских садах. Так, в 2014 году открыты дошкольные группы на 80 мест в детских садах, 40 мест в группе кратковременного пребывания и 85 мест в центрах игровой поддержки ребенка в г. о. Иваново, в г. о. Шуя дополнительно открыты три группы на 50 человек для детей раннего возраста.
В рамках поддержки развития вариативных форм дошкольного образования проводится областной конкурс "Детский сад года", в рамках которого победителям предоставляются гранты Губернатора Ивановской области. Организована и действует стажировочная площадка, связанная с реализацией вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования. С 2013 года негосударственным организациям, реализующим программы дошкольного образования, предоставляются субсидии на реализацию данных программ.
В г. о. Кохма в 2014 году планируется открытие дошкольного образовательного учреждения N 11 на 100 мест. В г. о. Шуя в настоящее время ведется строительство детского сада на 220 мест.
В 2014 году будут введены в эксплуатацию дошкольные образовательные учреждения в Гаврилово-Посадском и Ивановском муниципальных районах, в городах Шуя и Иваново.
В прогнозируемом периоде в рамках данного направления в г. о. Иванове в 2015 году планируется открытие дошкольных образовательных учреждений по ул. Рабочая, в м. Авдотьино и при общеобразовательной школе N 36, в 2017 году - в микрорайоне "Рождественский".
В 2015 - 2017 г. г. планируется ввод детских дошкольных учреждений в г. о. Кинешма, Ивановском, Комсомольском, Лежневском и Родниковском и муниципальных районах Ивановской области.
В результате ввода новых учреждений обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в целом по области увеличится с 857,4 места на 1000 детей дошкольного возраста в 2014 году до 894,9 места - к 2017 году.
В 2013 году наиболее высокая обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигнута в Лухском (1063 места на 1000 детей), Палехском (1190 мест на 1000 детей) муниципальных районах, от 900 до 1000 мест - в г. о. Иваново, Верхнеландеховском, Вичугском, Гаврилово-Посадском, Кинешемском, Пестяковском, Приволжском, Пучежском и Южском муниципальных районах Ивановской области.
Вместе с тем, в городских округах Вичуга, Кохма, Кинешма, Тейково и Шуя, а также в Ивановском, Ильинском, Комсомольском, Лежневском, Тейковском, Фурмановском, Шуйском и Юрьевецком муниципальных районах Ивановской области обеспеченность дошкольными учреждениями значительно ниже среднеобластного показателя.
За последние годы существенно укрепилась материальная база лечебных учреждений. С 2014 года реализация подпрограммы "Модернизация системы здравоохранения Ивановской области" ГП Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" позволит приобрести современное медицинское оборудование и провести капитальный ремонт учреждений здравоохранения, что приведет к увеличению доступности медицинской помощи.
В 2015 - 2017 годах планируется открытие отделений врачей общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов в Ивановском, Лежневском, Лухском муниципальных районах Ивановской области.
Для предоставления медицинской помощи жителям Ивановской области, проживающим в отдельных населенных пунктах, во всех муниципальных районах Ивановской области сформированы врачебные бригады из центральных районных больниц, для выездов на фельдшерско-акушерские пункты и в отделения врачей общей практики.
Также, с начала 2014 года медицинскую помощь населению осуществляет передвижной мобильный медицинский комплекс, который посетил 14 муниципальных районов Ивановской области. В общей сложности на нем прошли обследование 3294 человека. По результатам осмотров 970 человек направлены на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства с целью уточнения диагноза, назначения противорецидивного лечения, для коррекции выявленных факторов риска.
В прогнозируемом периоде обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, количество посещений в смену в расчете на 10 тыс. населения останется на прежнем уровне 228,4, обеспеченность больничными койками - 100,4 койки на 10 тыс. жителей, обеспеченность врачами - 47,3 человека на 10 тыс. жителей, обеспеченность средним медицинским персоналом - 103 человека на 10 тыс. населения.
Наиболее высокая обеспеченность больничными койками в медицинских учреждениях наблюдается в городских округах Кинешма и Шуя. Значительно ниже среднеобластного этот показатель в г. о. Кохма, Гаврилово-Посадском, Заволжском, Ивановском, Кинешемском, Лежневском и Приволжском муниципальных районах Ивановской области.
В прогнозируемом периоде обеспеченность общедоступными библиотеками составит 35 учреждений на 100 тыс. населения, обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составит 33,8 учреждения на 100 тыс. населения, так как нового их строительства практически не ведется.
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа и общедоступными библиотеками в расчете на 100 тысяч населения в таких муниципальных районах Ивановской области, как Верхнеландеховский, Гаврилово-Посадский, Ильинский, Лухский, Палехский, Пестяковский, Пучежский, Савинский, Тейковский, Шуйский и Юрьевецкий, где удалось сохранить ранее созданную сеть этих учреждений, при сравнительно низкой численности населения в несколько раз превышает аналогичный показатель в городах Ивановской области.
Количество спортивных сооружений на 100 тыс. населения будет увеличиваться со 165 сооружений в 2013 году до 180 - в 2017 году. Увеличение уровня обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры позволит повысить качество жизни населения Ивановской области, в первую очередь, за счет решения вопроса доступности спортивных сооружений на территории Ивановской области. Достаточное количество спортсооружений приведет к широкому вовлечению различных категорий населения в занятия физкультурой и спортом.
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2013 году в целом по области составил 232 тыс. кв. метров с ростом к 2012 году на 4,6%.
В 2015 - 2017 годах по прогнозу, представленному Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области на основе ожидаемых показателей ввода жилья на территории Ивановской области, прогнозируется ежегодный ввод жилья 260 - 290 тыс. кв. метров с ростом в 2017 году по сравнению с 2013 годом в 1,25 раза.
Достижение данных показателей возможно при условии реализации утвержденной Правительством Ивановской области ГП Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" и финансовой поддержки из федерального бюджета по аналогичной государственной программе Российской Федерации.
Принятой ГП Ивановской области предусматривается ежегодный рост объемов ввода жилья в Ивановской области в результате формирования рынка доступного жилья экономкласса за счет государственной поддержки населения (в т.ч. молодых семей), нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также привлечения кредитных ресурсов на реализацию проектов комплексной жилой застройки.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 03.04.2014 N 64-рп "О развитии жилищного строительства на территории Ивановской области" для городских округов и муниципальных районов Ивановской области на 2014 - 2016 годы утверждены плановые показатели по минимальному объему ввода жилья.
Наибольшие объемы ввода жилья за три прогнозируемых года (2015 - 2017 г.г.) ожидаются в г. о. Иваново - 151 - 157 тыс. кв. м ежегодно. Рост показателя будет связан с вводом микрорайонов "Новая Ильинка", "Московский", "Рождественский"; клубного комплекса "Гринвилль Парк". В прогнозном периоде ожидается ежегодное увеличение вводимой в действие площади, которая обеспечит прирост жилищного фонда и улучшит условия жизни населения областного центра.
По прогнозу на 2015 - 2017 годы намечается увеличение ввода жилья за счет строительства муниципального жилья, комплексных коттеджных поселков в с. Ново-Талицы, с. Озерный, д. Полуниха и д. Кочорский Ивановской области.
Кроме того, в прогнозируемом периоде ожидается ввод 101,4 тыс. кв. метров жилья в г. о. Кохма (строительство многоквартирных домов) и около 20,8 тыс. кв. метров в г. о. Кинешма (продолжится строительство коттеджных поселков бизнес-класса и экономкласса). В г. о. Шуя осуществляется строительство комплекса малоэтажных жилых домов за счет средств частного инвестора.
Вместе с тем, в Верхнеландеховском, Лухском, Палехском, Пестяковском муниципальных районах Ивановской области прогнозируется ввод от 1,0 до 1,4 тыс. кв. м общей площади в год.
В рамках подпрограмм "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" и "Обеспечение жильем молодых семей" ГП Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" в области действует механизм поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, в 2013 году, воспользовавшись субсидией, свои жилищные условия улучшили 180 семей, а по оценке 2014 года - 291 семья.
В прогнозном периоде количество семей указано в соответствии с реализуемыми подпрограммами и ожидаемым финансированием из областного и федерального бюджетов. Увеличение данного показателя возможно только за счет государственной поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования, а также реализации мер по обеспечению жильем молодых семей.
По состоянию на 01.01.2014 уровень газификации природным газом Ивановской области в целом составляет 74,89%. В прогнозируемом периоде наблюдается увеличение уровня газификации природным газом области до 77,8%.
Успешное выполнение подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ГП Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" обеспечит снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры Ивановской области с 67% в 2014 году до 65% - к 2017 году, что будет способствовать повышению качества коммунальных услуг и комфортности проживания в многоквартирных домах для населения области, а также улучшению экологической ситуации на территории Ивановской области.
1.2.5. Охрана окружающей среды
В 2013 году показатель сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизился к уровню 2012 года на 9,1% и составил 88,1 млн. куб. м.
Показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, увеличился к уровню 2012 года на 3% и составил 30,4 тыс. тонн.
Объем водопотребления (использования свежей воды) снизился по сравнению с предыдущим годом на 6,6% и составил 127,6 млн. куб. м.
В 2014 году показатель сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты прогнозируется в объеме 88 млн. куб. м, или 99,9% к уровню 2013 года.
Ожидается, что показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, составит 35,7 тыс. тонн, или 117,6% к уровню 2013 года. Данное увеличение показателя связано с планируемым выводом на проектную мощность крупного производственного объекта по выпуску строительных материалов в Тейковском муниципальном районе.
Показатель объема водопотребления ожидается в объеме 128 млн. куб. м, или 100,3% к уровню 2013 года.
В 2015 - 2017 годах показатель объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты прогнозируется ежегодно на уровне 87,5 - 87 млн. куб. м.
Показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, в 2015 - 2017 годах прогнозируется в объеме 35,5 тыс. тонн ежегодно.
Оценка данного показателя в 2014 году и прогнозные значения в 2015 - 2017 годах приведены в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Ивановской области от 01.08.2012 N 218-рп Концепцией охраны окружающей среды Ивановской области на период до 2020 года, разработанной в целях обеспечения экологически безопасных условий жизни населения Ивановской области за счет улучшения качества окружающей среды и ослабления факторов негативного воздействия на природу.
Показатели объема водопотребления имеют тенденцию к стабилизации и прогнозируются в 2015 - 2017 годах на уровне 129 млн. куб. м ежегодно. Наибольшую долю в числе предприятий-водопользователей занимают предприятия жилищно-коммунальной сферы и текстильные предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.