Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета Ивановской области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2012 - 2013 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2014 года, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 N 90-рп "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу", а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 28.06.2013 N 252-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.
При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития Ивановской области за предшествующие периоды. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2013 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2014 год и их прогноз на 2015 - 2016 годы.
При разработке прогноза в 2013 году оценка валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2012 год, на 2013 год и его прогноз на 2014 - 2016 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2011 год. При разработке прогноза в 2014 году оценка ВРП за 2013 год, на 2014 год и его прогноз на 2015 - 2017 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2011 год и оперативных статистических данных за 2012 год, уточнение которых произойдет в 2015 году. С учетом того, что за 2011 год фактические данные ВРП были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в текущем году в сторону увеличения на 1,7 млрд. рублей и составили 128,9 млрд. рублей, а фактический объем ВРП по оперативным статистическим данным за 2012 год снизился к уровню 2011 года в сопоставимых ценах на 3,6% и составил 136,5 млрд. рублей, что ниже оценки, прогнозируемой в 2013 году, на 6,7 млрд. рублей оценки абсолютных значений ВРП за 2013 год, на 2014 год и их прогноз на 2015 - 2016 годы были скорректированы в сторону уменьшения. При прогнозировании в текущем году снижение абсолютных оценочных и прогнозных значений ВРП по сравнению с прогнозом, разработанным в 2013 году, составило: в 2013 году - 8 млрд. рублей, в 2014 году - 10,3 млрд. рублей, в 2015 году - 13 млрд. рублей, в 2016 году - 18,4 млрд. рублей.
Прогнозирование индекса промышленного производства (далее - ИПП) в 2013 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2012 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 0,7 п.п. Оперативные отчетные данные по ИПП за 2013 год оказались меньше их оценочного значения на 1,7 п.п. Кумулятивный ИПП в 2016 году к 2011 году при прогнозировании в 2013 году составил 116,6%, в текущем году - 108,6%, что свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства к 2016 году.
За 2013 год фактический объем вложенных инвестиций составил 31,6 млрд. рублей, при прогнозировании данного показателя в 2013 году его значение оценивалось в 27,9 млрд. рублей, превышение по сравнению с оценочным показателем 2013 года составило 3,7 млрд. рублей. Соответственно, оценка объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 2014 год скорректирована в сторону увеличения на 1,7 млрд. рублей.
В текущем году и в прогнозируемом периоде 2015 - 2017 годов планируемый рост объема инвестиций связан с началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов и существенным увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:
- "Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне "Просторный" по ул. Тимирязева", ООО "Инвестиционно-строительная компания Контур-М" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 2,7 млрд. рублей;
- "Развитие Многопрофильного индустриального парка "Кинешма" в г. о. Кинешма Ивановской области" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 2,1 млрд. рублей;
- "Теплант Тейково", ООО "Теплант-2" в Тейковском муниципальном районе с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,6 млрд. рублей;
- "Создание и серийное производство гаммы высокопроизводительных обрабатывающих центров нового поколения", ОАО "ИЗТС" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,1 млрд. рублей;
- "Приобретение оборудования", ОАО "Ивстройкерамика" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,9 млрд. рублей;
- "Строительство жилого микрорайона "Ново-Коляново", ООО "Коляновские вечера" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,7 млрд. рублей;
- "Строительство торгового центра "Авангард" по ул. им. 50-летия Комсомола", ООО "АВАНГАРД" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,5 млрд. рублей;
- "Строительство торгово-развлекательного центра по ул. Подгорная", ООО "Волга" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,5 млрд. рублей;
- "Модернизация цехов", ОАО "Строммашина" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,4 млрд. рублей.
В связи с этим при прогнозировании в текущем году планируемые ранее абсолютные значения объема инвестиций в основной капитал скорректированы в сторону увеличения.
Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на плановый период 2014 - 2016 годов в 2013 году осуществлялось на основании имеющихся на тот момент оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2012 год, которые позднее были скорректированы ТО ФСГС по Ивановской области в сторону уменьшения на 1,3 п.п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2013 год сложился меньше его оценочного значения на 7,2 п.п.
Причиной данного отрицательного отклонения явилась гибель посевов на площади 15,3 тыс. га вследствие обильных осадков и переувлажнения почвы в период уборочной кампании. На территории Ивановской области был введен режим "чрезвычайной ситуации". Вследствие этого фактически в 2013 году продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в натуральном выражении было произведено меньше по сравнению с оценочными значениями 2013 года: зерна - на 26,6%, картофеля - на 11,3%, овощей - на 7,9%, скота и птицы (в живом весе) - на 7,8%, молока - на 9%.
При прогнозировании в 2013 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2014 году - 101,4%, в 2015 году - 101,6%, в 2016 году - 101,6%.
При прогнозировании в текущем году оценочное значение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 2014 год уменьшено на 1,2 п.п., прогнозные значения данного индекса на 2015 и 2016 годы оставлены без изменения.
В результате в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с прогнозом 2013 года уменьшился в 2014 - 2016 годах на 1,1 млрд. рублей; 1,4 млрд. рублей и 1,6 млрд. рублей соответственно.
При оценке оборота розничной торговли в 2013 году предполагалось, что темпы роста к 2012 году в сопоставимых ценах составят 106,8%, а объем оборота розничной торговли - 131881 млн. рублей. Фактически (по уточненным данным) темп роста за 2013 год к 2012 году в сопоставимых ценах составил 103,7%, а оборот розничной торговли - 127422 млн. рублей, что на 4459 млн. рублей меньше оценки 2013 года. Это можно объяснить некоторым ухудшением социально-экономической ситуации в стране в конце 2013 года. Кроме того, разница между оценочными и фактическими показателями объясняется тем, что оценка прошлого года основывалась на отчетных статистических данных за истекший период 2013 года, которые впоследствии подверглись существенному уточнению.
За 4 месяца 2014 года темп роста оборота розничной торговли к аналогичному периоду 2013 года в сопоставимых ценах составил 106%. При этом в январе - феврале 2014 года оборот розничной торговли был ниже аналогичного периода 2013 года в сопоставимых ценах и прирост товарооборота начался с марта 2014 года. Учитывая некоторую нестабильность рассматриваемых показателей, оценка на 2014 год и прогноз на 2015 - 2016 годы оборота розничной торговли в текущем году скорректированы в сторону уменьшения.
При прогнозировании объема платных услуг населению в 2013 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2013 году - 103,1%, в 2014 году - 103,6%, в 2015 году - 104%, в 2016 году - 104,5%. Фактически за 2013 год темп роста к 2012 году в сопоставимых ценах составил 102,5%, что ниже оценки 2013 года на 0,6 п.п.
Принимая во внимание то, что в течение 2011 - 2013 годов на рынке платных услуг наблюдалась тенденция к замедлению темпов роста объема платных услуг населению, а также учитывая ситуацию текущего года, связанную со снижением объемов по ряду платных услуг - коммунальных, транспортных, ветеринарных услуг, услуг связи, темпы роста объема платных услуг населению на 2014 год оцениваются на уровне 101%, что ниже прогноза прошлого года на 2,6 п.п.
Учитывая снижение спроса населения на отдельные виды платных услуг населению в условиях продолжающегося роста цен на них и увеличения направления денежных средств граждан на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, темпы роста объема платных услуг населению прогнозируются в текущем году на 2015 год в размере 102,5%, на 2016 год - 102,8%, что ниже темпов роста объема платных услуг населению, прогнозируемых в 2013 году, на 1,5 п.п. и 1,7 п.п. соответственно.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2013 год составила 9692,8 млн. рублей (104,6% к уровню 2012 года), при прогнозировании в 2013 году она оценивалась в размере 9750 млн. рублей (105,2% к уровню 2012 года). Фактически прибыль прибыльных организаций за 2013 год снизилась по сравнению с оценкой 2013 года на 57,2 млн. рублей, или на 0,6 п.п.
Учитывая снижение оценочного значения прибыли прибыльных организаций в 2013 году, а также текущую ситуацию с поступлением налога на прибыль организаций за последние несколько месяцев 2013 и 2014 годов и прогнозируемое замедление темпов роста основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Ивановской области, темпы роста прибыли прибыльных организаций, прогнозируемые в 2013 году, были скорректированы в сторону уменьшения. Так, снижение темпов роста прибыли прибыльных организаций составило: в 2014 - 2015 годах - 7,7 п.п. ежегодно, в 2016 году - 7,5 п.п.
При прогнозировании фонда заработной платы (далее - ФЗП) в 2013 году ФЗП оценивался в размере 65865,1 млн. рублей (111,6% к уровню 2012 года). По предварительным данным ТО ФСГС по Ивановской области, ФЗП за 2013 год составил 65499,1 млн. рублей, темп роста сложился ниже оценочного значения на 0,6 п.п. Данное снижение объясняется более низким уровнем отчетных значений против оценочных по показателю "среднесписочная численность работников организаций": 288,7 тыс. человек против 289,6 тыс. человек соответственно.
За 2013 год фактический темп роста по показателю "среднемесячная номинальная заработная плата" составил 111,2%, что ниже оценки прошлого года на 0,3 п.п. В связи с этим в текущем году внесены корректировки в оценочные и прогнозные значения показателя ФЗП. Увеличение ФЗП в 2014 - 2015 годах составило 82,1 млн. рублей и 89,5 млн. рублей соответственно, в 2016 году ФЗП снижен на 66 млн. рублей.
При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2013 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2013, вступающие в силу с 01.01.2014. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов в 2013 году составляли: на 2013 год - 112,2%, на 2014 год - 109,5%, на 2015 год - 109,9%, на 2016 год - 109%.
Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2013 году по сравнению с оценкой снизились на 585,1 млн. рублей, или на 3,1 п.п. (темп роста налоговых доходов к 2012 году составил 109,1%). Основное снижение поступлений налоговых доходов произошло за счет снижения поступлений налога на прибыль организаций и акцизов. Соответственно прогнозируемые в 2013 году суммы поступлений налоговых доходов на 2014 - 2016 годы были скорректированы в сторону уменьшения.
Кроме того, на снижение поступлений налоговых доходов 2014 - 2016 годов повлияло прогнозируемое замедление темпов роста основных бюджетообразующих показателей (индекса промышленного производства, фонда заработной платы, оборота розничной торговли, объема производства подакцизных товаров, а именно алкогольной продукции), а также изменения налогового и бюджетного законодательства.
В результате по прогнозу текущего года по сравнению с прогнозом, разработанным в 2013 году, снижение темпов роста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области составило: в 2014 году - 2,1 п.п., в 2015 году - 2,4 п.п., в 2016 году - 1,5 п.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.