Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Заволжского
муниципального района
от 1 ноября 2013 г. N 1092-п
Муниципальная программа
"Развитие образования в Заволжском муниципальном районе"
1. Паспорт муниципальной программы "Развитие образования в Заволжском муниципальном районе"
Наименование программы |
Развитие образования в Заволжском муниципальном районе |
Срок реализации программы |
2014-2016 |
Администратор программы |
Отдел образования администрации Заволжского муниципального района (далее - отдел образования) |
Исполнители программы
|
Отдел образования МКУ "Управление по обеспечению деятельности органа управления образованием и образовательных учреждений Заволжского муниципального района" (далее - МКУ) Образовательные организации, Заволжского муниципального района, подведомственные отделу образования (далее - образовательные организации) |
Перечень подпрограмм |
1. Предоставление дошкольного образования в Заволжском муниципальном районе 3. Предоставление дополнительного образования детям в Заволжском муниципальном районе 4. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Заволжском муниципальном районе 5. Поддержка молодых специалистов сферы образования в Заволжском муниципальном районе |
Цель (цели) программы |
Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Повышение качества образовательных услуг и обеспечение возможности для всего населения Заволжского муниципального района получить доступное образование, обеспечивающее потребности экономики муниципалитета Обеспечение безопасности образовательного процесса |
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 156412,9 тыс. руб. 2015 год - 149394,0 тыс. руб. 2016 год - 134926,7 тыс. руб. В том числе: - бюджет Заволжского муниципального района: 2014 год - 89127,3 тыс. руб. 2015 год - 85472,6 тыс. руб. 2016 год - 81177,7 тыс. руб. - бюджет Ивановской области, всего: 2014 год - 67285,6 тыс. руб. 2015 год - 63921,4 тыс. руб. 2016 год - 53749,0 тыс. руб. - в том числе средства федерального бюджета: 2014 год - 100,8 тыс. руб. 2015 год - 0,0 тыс. руб. 2016 год - 0,0 тыс. руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации программы
2.1. Дошкольное образование
Предоставление дошкольного образования в Заволжском муниципальном районе по состоянию на начало 2013 года осуществляли 11 дошкольных образовательных организаций (далее по тексту программы термины "образовательная организация" и "образовательное учреждение" используются как имеющие идентичное значение). Программы дошкольного образования реализуются также в двух общеобразовательных учреждениях (МКОУ Воздвиженская основная общеобразовательная школа, МКОУ Колшевская основная общеобразовательная школа), имеющих в своей структуре дошкольные группы. Все дошкольные образовательные учреждения являются муниципальными.
В структуре дошкольных образовательных организаций действуют: учреждения общеразвивающего вида (2 учреждения), центры развития ребенка (1 учреждение). Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, представлена в таблице 1. Следует отметить, что при росте показателя по дошкольным образовательным учреждениям, расположенным в г. Заволжске, наблюдается его снижение по дошкольным образовательным учреждениям, расположенным в сельской местности.
Увеличивается доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, охваченных услугами дошкольного образования. Если в 2009 году данный показатель составлял 72,8%, то в 2012 - 77,7%. В настоящее время сохраняется очередность на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения. Охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет с учетом развития вариативных форм составляет 84,0%, охват детей от 3 до 7 лет - 99,7%. Уменьшение очередности связно с введением в эксплуатацию двух групп в МКДОУ общеразвивающего вида N 2 "Улыбка", с уплотнением наполняемости функционирующих групп в ДОУ за счет более рационального использования площадей в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10. Благодаря принятым мерам все дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дошкольного образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования в образовательных организациях Заволжского муниципального района |
чел. |
772 |
751 |
788 |
832 |
2 |
Охват детей в возрасте 1-7 лет дошкольным образованием |
% |
65,4 |
76,5 |
77,7 |
80,7 |
3 |
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе) |
% |
- |
- |
87,0 |
99,6 |
4 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в общеобразовательных организациях Ивановской области |
% |
- |
- |
- |
100 |
Значительные усилия были также направлены на повышение качества дошкольного образования. Наиболее значимыми мероприятиями в данной области явились:
- материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования";
- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Ивановской области (в рамках исполнения указов с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки").
Значительное увеличение уровня оплаты труда педагогических работников дошкольного образования является базовым инструментом, призванным поднять престиж профессии педагогического работника, обеспечить приток квалифицированных кадров в образовательные организации и, на этой основе, повысить качество предоставляемого дошкольного образования.
Основными проблемами в сфере дошкольного образования являются:
- наличие очередности на зачисление в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования, в том числе обусловленное планируемым внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляющего новые требования к информационной среде и материально-техническому оснащению дошкольных образовательных организаций.
2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Заволжском муниципальном районе предоставляется в 8 образовательных организациях, из которых 6 находятся в сельской местности. Региональный статус базовой школы имеет муниципальное казенное образовательное учреждение Заволжский лицей, статус муниципальной базовой школы имеет муниципальная казенная Заречная средняя общеобразовательная школа.
С 2011 года наметилась тенденция к снижению общей численности учащихся за счет уменьшения учащихся 1 классов и учащихся 5-9 классов. Контингент учащихся в общеобразовательных организациях на начало 2013-2014 учебного года составил 1446 человек.
На начало 2013 года 60,18% школьников Заволжского муниципального района обучаются в школах, обеспечивающих от 80% до 100% основных видов современных условий обучения:
- 78,73% школьников получают в общеобразовательных учреждениях горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1-4 классов составляет 100%;
- 100% школ оборудованы современными столовыми;
- 100% школ муниципалитета оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре, 25% - кнопками экстренного вызова полиции;
- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой (7 учеников на один компьютер); мультимедийные проекторы имеются в 100% школ, интерактивные доски - в 100%;
- все школы области имеют доступ к Интернету, собственные сайты в сети Интернет;
- для организации обучения сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 7 автобусов по 10 школьным маршрутам.
С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяются формы дистанционного обучения. Организована работа образовательной площадки по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ Заволжском лицее: сформирована необходимая нормативно-правовая база, внесены соответствующие изменения в устав образовательного учреждения, заключен договор с ООО "Партия" об оплате Интернет-трафика, определен куратор проекта. В форме дистанционного обучения получают образование 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Организована работа дистанционной школы в рамках сетевого взаимодействия базовый школы - МКОУ Заволжский лицей - с шестью общеобразовательными учреждениями муниципалитета для учащихся 9 классов сельских школ в целях углубленного изучения предметов и организации предпрофильной подготовки. Количество обучающихся - 43 человека.
В Заволжском муниципальном районе достигнут высокий уровень качества общего образования. В 2013 году по результатам Единого государственного экзамена средний тестовый балл выше среднеобластного показателя по восьми предметам, средний балл результатов ГИА выше среднеобластного по восьми предметам. На протяжении 2009 - 2012 годов районный показатель качества знаний превышает областной показатель
Развитие системы общего образования Заволжского муниципального района в значительной мере определялось реализацией мероприятий по ее модернизации. Накопленный потенциал и темп внедрения преобразований позволяют прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы.
Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере общего образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Численность учащихся по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях |
Чел. |
1498 |
1487 |
1435 |
1440 |
2 |
Доля учащихся, обучающихся в школах, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса |
% |
0 |
53 |
60,18 |
60,18 |
3 |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на предмет "Математика") в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ) к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на предмет "Математика") в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ |
раз |
- |
- |
1,85 |
1,85 |
4 |
Количество школьных предметов, по которым результаты ЕГЭ по Заволжскому муниципальному району превышают областные показатели |
предмет |
- |
6 |
8 |
8 |
В рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", проекта модернизации системы общего образования Заволжского муниципального района, а также собственных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.
Наиболее значимыми из них стали:
- переход на нормативно-подушевое финансирование реализации программ общего образования, а также внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных организациях;
- повышение заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;
- реструктуризация сети общеобразовательных организаций, сокращение числа сельских малокомплектных школ, не соответствующих требованиям безопасности детей и, как следствие, создание оптимальной сети общеобразовательных учреждений и достижение оптимальных показателей численности обучающихся и учителей (21,1 чел. на учителя в городских школах и 6,8 - в сельских);
- внедрение модели дистанционного образования в общеобразовательных организациях, организация обучения детей-инвалидов с применением дистанционных технологий;
- апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на начало 2013-2014 учебного года по новым федеральным образовательным стандартам обучалось 71,4% учащихся ступени начального общего образования, 3,8% учащихся ступени основного общего образования), создание необходимых материально-технических и кадровых условий введения новых образовательных стандартов;
- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
- создание муниципальной модели сохранения и укрепления здоровья школьников, в том числе участие в реализации регионального проекта "Межведомственная система оздоровления школьников на основе автоматизированного мониторинга", реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- внедрение в деятельность школ инструментов государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности);
- организация сетевого взаимодействия школ с организациями дополнительного образования.
Несмотря на огромный объем проделанной работы, ряд проблем в сфере общего образования остается нерешенным, многие задачи и проекты еще находятся в стадии реализации. Кроме того, дополнительные вызовы перед системой школьного образования Заволжского муниципального района возникают в связи с реализацией нового законодательства в сфере образования.
Ключевой проблемой выступает недостаточный уровень соответствия общеобразовательных организаций основным современным требованиям. Проблемными вопросами развития школьной инфраструктуры остаются состояние зданий и помещений в ряде образовательных учреждений в связи с высокой степенью износа зданий, отсутствие современных спортивных и актовых залов, помещений для творческих студий, невысокие показатели оснащенности современных оборудованием учебных кабинетов естественнонаучного цикла, низкая скорость Интернета в сельских школах.
Кроме того, остается актуальной проблема транспортного обеспечения школьников: неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в сельских отдаленных населенных пунктах создает риск износа школьных автобусов ранее установленных сроков их эксплуатации и снижения безопасности перевозок обучающихся. Не все образовательные организации полностью отвечают современным требованиям к пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
Дополнительным фактором в данном вопросе является принятие и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основной и старшей ступенях обучения, предъявляющих новые требования к информационной среде и материально-техническому оснащению школ.
Не в полной мере решена проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных школ, создания условий для формирования в школах культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Доля учащихся с первой группой здоровья составляет всего 13%. Двухразовое горячее питание в общеобразовательных организациях получают всего 5,79% школьников. Не решена в полной мере проблема организации медицинского обслуживания в общеобразовательных школах.
Серьезной проблемой, ограничивающей потенциал дистанционного образования, является скорость каналов подключения общеобразовательных школ к сети Интернет.
В школах сохраняется дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя иностранных языков, физической культуры, музыки), доля молодых учителей не превышает доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает угрозу для сохранения и развития кадрового потенциала общего образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения требует значительных усилий по дополнительному профессиональному образованию педагогов и руководителей общеобразовательных организаций.
Еще одной проблемой общего образования, которой в последнее время уделяется все больше внимания, является существенная дифференциация качества образования, предоставляемого в различных школах муниципалитета. Результаты учащихся 10% лучших школ муниципалитета в 1,6 раза превышают результаты 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена. Эти цифры свидетельствуют о том, что доступность качественного общего образования является принципиально различной для отдельных территорий и образовательных организаций.
2.3. Дополнительное образование
В Заволжском муниципальном районе сложилась определенная система организации занятости детей через разнообразные объединения дополнительного образования. Организаторами дополнительного образования детей выступают муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования для детей", муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Заволжская детско-юношеская спортивная школа".
В 2012 году от ЦДО ДД организована работа 58 объединений дополнительного образования с суммарным числом воспитанников 846 человек по пяти направлениям: гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, естественно-научное, эколого-биологическое, социально-педагогическое. На базе ДЮСШ организована работа 34 групп с суммарным числом воспитанников 465 человек по следующим видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол, рукопашный бой, настольный теннис, гимнастика, лыжи.
Кроме того, программы дополнительного образования реализуются в общеобразовательных организациях. Обеспечивается сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных учреждениях предоставляются на бесплатной основе.
Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, в том числе подростков, совершивших правонарушения.
Таблица 3. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дополнительного образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Количество объединений организаций дополнительного образования детей |
Ед. |
86 |
88 |
88 |
92 |
2 |
Численность детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей |
чел. |
1320 |
1305 |
1296 |
1311 |
3 |
Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами в организациях дополнительного образования |
% |
- |
- |
70,3 |
70,3 |
Основными направлениями развития сферы дополнительного образования стали:
- повышение материально-технической оснащенности организаций дополнительного образования и, прежде всего, учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- дальнейшее развитие сетевых форм взаимодействия организаций дополнительного образования, в том числе с общеобразовательными организациями, в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие программно-методическому обеспечению организации деятельности муниципальных организаций дополнительного образования детей;
- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей до средней заработной платы в Ивановской области.
Главной проблемой в сфере дополнительного образования остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы и условий, в которых предоставляется дополнительное образование: требуется проведение ремонта в помещениях для занятий с детьми в соответствии с требованиями государственных органов в сфере пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также приобретение современного оборудования.
Второй по значимости проблемой выступает недостаточное обеспечение системы дополнительного образования штатными квалифицированными кадрами. В организациях дополнительного образования существует дефицит педагогов по отдельным направлениям.
Дополнительным фактором напряженности в сфере дополнительного образования в периоде 2014 - 2018 гг. может стать переход на новые федеральные стандарты в общеобразовательной школе и на образовательные программы предпрофессионального образования, готовность к которому организаций дополнительного образования является довольно низкой.
В Заволжском муниципальном районе сложилась система выявления и поддержки одаренных детей. Ежегодно проводятся 7 районных мероприятий.
2012-2013 учебном году учащиеся общеобразовательных учреждений Заволжского муниципального района приняли активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников. По данным мониторинга общая численность учащихся, принявших участие во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников составила 1098 человек (76,57% от общей численности учащихся). При этом численность учащихся 5-11 классов, принявших участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, составила 280 человек (18,69% в общей численности учащихся), численность учащихся 9-11 классов, принявших участие в региональном этапе - 40 человек (2,67% в общей численности учащихся), численность учащихся 9-11 классов, принявших участие в заключительном этапе - 1 человек (0,07% в общей численности учащихся). Количество победителей и призеров: на муниципальном этапе - 89 человек (13,69% в общей численности учащихся); на региональном этапе - 10 человек (2,86% в общей численности учащихся). 19 учащихся стали победителями и призерами интеллектуальных дистанционных конкурсов и олимпиад Всероссийского уровня.
Учащиеся образовательных учреждений района в 2012-2013 учебном году приняли участие в 26 мероприятиях регионального и федерального уровней, из которых в 14 стали победителями и призерами
Доля учащихся, которым оказана поддержка в рамках муниципальной программы поддержки одаренных детей в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, составила 5,0% (71 чел.)
Таблица 4. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере выявления и поддержки одаренных детей
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования |
% |
- |
- |
70,3 |
70,
|
2 |
Доля обучающихся по основным общеобразовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по основным общеобразовательным программам |
% |
- |
- |
32,9 |
35,0 |
К числу недостатков действующей системы выявления и поддержки одаренных детей, в настоящий момент можно отнести:
- низкую обеспеченность образовательных организаций современно оборудованными помещениями творческих студий и актовых залов, используемых для организации занятий во внеурочное время;
- дефицит качественного доступа в Интернет ряда образовательных организаций, ограничивающий участие в дистанционном обучении учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, а также участие в дистанционных олимпиадах;
- низкий уровень интеграции образовательных организаций всех уровней образования в вопросах поддержки и сопровождения одаренности.
3. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков рассматривается как непременная составляющая государственной и муниципальной социальной политики в отношении семьи и детей. При этом летний период является важнейшим этапом, так как позволяет охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее число детей.
Таблица 5. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей
|
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год (оценка) |
Численность детей, прошедших оздоровление в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений |
Чел. |
220 |
360 |
382 |
385 |
Численность детей, прошедших оздоровление в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия |
Чел. |
137 |
157 |
172 |
172 |
Численность детей, прошедших оздоровление в загородных оздоровительных лагерях |
Чел. |
75 |
103 |
55 |
55 |
Численность трудоустроенных несовершеннолетних |
Чел. |
193 |
129 |
108 |
110 |
Охват детей и подростков различными организованными формами труда, отдыха и оздоровления |
% |
65,0 |
65,4 |
66,0 |
71,0 |
Эффект оздоровления |
% |
- |
93,0 |
93,03 |
94,0 |
Опыт проведения оздоровительных кампаний последних лет позволил выявить наиболее эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Среди них на первом месте малые формы, такие как, лагеря дневного пребывания, которые позволяют увеличить охват мероприятиями оздоровления и организованного досуга детей и подростков при невысоких затратах.
Эффективной формой работы является оздоровление детей и подростков на базе санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерей, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
5. Поддержка молодых специалистов
Среди основных задач развития системы общего образования выделяется задача повышения эффективности управления, что предполагает осуществление мероприятий, направленных на усиление кадрового потенциала сферы образования.
Таблица 6. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере кадрового обеспечения образовательных учреждений Заволжского муниципального района
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.