Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
городского округа Кинешма
"Управление муниципальными
финансами и муниципальным
долгом"
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Кинешма на период до 2016 года" |
Тип подпрограммы |
аналитическая |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2016 годы |
Исполнители подпрограммы |
Финансовое управление администрации городского округа Кинешма |
Цель подпрограммы |
Создание условий для повышения качества управления средствами бюджета городского округа Кинешма и эффективного выполнения бюджетных полномочий |
Объемы ресурсного обеспечения подпрограммы |
На реализацию подпрограммы не привлекаются средства бюджета городского округа Кинешма |
2. Краткая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики городского округа в отношении использования бюджетных ресурсов городского округа, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта.
Объективными факторами для разработки и реализации подпрограммы являются:
- необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых государственных и муниципальных программ городского округа, выполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
- необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех отраслях социально-культурной сферы;
- высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях социальной сферы и экономики, включая образование, культуру, жилищно-коммунального хозяйство, транспортное обеспечение.
3. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы будут выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в:
- совершенствовании программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления;
- повышении эффективности предоставления муниципальных услуг;
- оптимизации функций муниципального управления, повышении эффективности их обеспечения;
- развитии системы муниципального финансового контроля.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации подпрограммы
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||||
2012 (отчет) |
2013 (оценка) |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1. Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ |
% |
31,6 |
74,3 |
98,4 |
96,6 |
95,0 |
2. Отношение доли расходов содержания органов местного самоуправления городского округа к установленному нормативу формирования данных расходов в отчетном финансовом году |
к-т |
0,79 |
0,83 |
0,83 |
0,83 |
0,83 |
3. Обеспеченность программными продуктами для выполнения функций, выполняемых Финансовым управлением |
кол-во |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Показатель 1: рассчитывается как отношение расходов, предусмотренных на реализацию муниципальных программ городского округа к общим расходам бюджета городского округа.
Показатель 2: рассчитывается в соответствии с нормативом формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утверждаемый постановлением Правительства Ивановской области от 15.03.2011 N 65-п
"Об утверждении методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области".
Показатель 3: определяется как соответствие наличия программных продуктов для выполнения функций, выполняемых Финансовым управлением.
Нумерация приводится в соответствии с источником
3. Мероприятия подпрограммы
3.1. Повышение качества управления финансами
Начиная с 2008 года, в основу бюджетного планирования положен так называемый метод "скользящей трехлетки". Этот метод предусматривает, что утвержденные ранее бюджетные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом на принятие новых расходных обязательств в плановом периоде предусматривается создание и поддержание необходимых финансовых ресурсов. Для этого в составе расходов бюджета городского округа планового периода формируются условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процентов общего объема расходов бюджета городского округа (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое значение) в первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета городского округа (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое значение) во второй год планового периода.
Данная норма позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетной, налоговой и долговой политики, способствует повышению устойчивости бюджетной системы городского округа, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов, дает возможность главным распорядителям бюджетных средств реагировать на меняющуюся ситуацию, при необходимости реструктуризировать обязательства, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, реализовывать новые приоритеты бюджетной политики.
Одновременно с инструментом трехлетнего планирования бюджета в бюджетный процесс городского округа введена норма раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Данная норма обеспечивает безусловное исполнение ранее принятых (действующих) расходных обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой бюджетной политики в пределах имеющихся бюджетных ресурсов.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, сокращения темпов роста собственных доходов и увеличения темпов роста расходов бюджета перед органами местного самоуправления стоит задача недопущения установления долгосрочных целей без учета объективно обусловленных бюджетных ограничений, возникновения необеспеченных расходных обязательств, наращивания расходов, не имеющих четких результативных критериев. Для решения задачи по повышению качества управления финансами планируется проведение таких мероприятий как:
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации;
- проведение анализа и оценки рисков для бюджетной системы от принятия новых или увеличению действующих расходных обязательств;
- установление порядка и критериев принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств, усиление ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
- использование процедуры конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств;
- обеспечение информационной открытости о муниципальных финансах городского округа, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации.
Регулярный мониторинг качества управления муниципальными финансами, финансирование муниципальных учреждений исходя из объемов муниципального задания, информационная открытость о бюджете городского округа являются непосредственными результатами реализации качественного и эффективного управления средствами бюджета городского округа.
3.2. Переход к программной структуре расходов бюджета городского округа
Программно-целевой принцип является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены существенные изменения.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" вводится в действие новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая правовые основания для формирования муниципальных программ.
Одновременно с этим понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ, вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключены.
С 2014 года планируется осуществить переход к составлению и исполнению бюджета городского округа на основе муниципальных программ. Муниципальные программы должны обеспечить взаимосвязь расходов с целями и задачами развития городского округа.
Продолжение реализации мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочных программ, допустимо путем включения указанных мероприятий в формируемые муниципальные программы, а именно:
- включение отдельных составных частей ДЦП в структуру одной или нескольких муниципальных программ в качестве их подпрограмм, основных мероприятий, или мероприятий в составе основных;
- преобразование всей ДЦП в подпрограмму муниципальной программы;
- преобразование, то есть переименование действующей ДЦП в муниципальную программу.
В этой связи администрации городского округа разработаны и приняты следующие муниципальные правовые акты:
- постановление администрации городского округа Кинешма от 05.09.02013 N 1963п "Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа Кинешма";
- постановление администрации городского округа Кинешма от 11.11. 2013 N 2556п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Кинешма";
- распоряжение администрации городского округа Кинешма от 19.11.2013 N 815р "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ городского округа Кинешма".
В дальнейшем по каждой муниципальной программе ежегодно будет проводиться оценка эффективности ее реализации, по результатам которой можно судить о необходимости продолжения ее реализации, изменения ранее утвержденной программы или ее прекращения.
Инструментом стратегического и оперативного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления.
С целью перехода к формированию программной структуры расходов бюджета округа в 2014 году предполагается дальнейшее совершенствование программно-целевого метода.
С 2012 года изменилась бюджетная классификация в части формирования структуры и содержания видов расходов. Они стали едиными категориями, отражающими определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации виды бюджетных ассигнований.
С 2014 года виды расходов станут едиными для бюджетов всех уровней и утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Переход к формированию программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
3.3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
В целях создания стимулов для ориентации муниципальных учреждений городского округа на запросы потребителей бюджетных услуг, повышения их качества и зависимости финансирования от реальных результатов работы, в городском округе осуществлен переход от практики планирования бюджетных расходов на содержание действующей бюджетной сети к формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями.
Целями данного направления подпрограммы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг с сфере образования, культуры, физической культуры и других социально значимых сферах;
- привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурсных отношений.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребовал совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
В связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ администрацией городского округа Кинешма разработан и утвержден ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями и отраслевыми (функциональными) органами местного самоуправления городского округа Кинешма на основе базовых (отраслевых) перечней, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. Перейти на формирование муниципального задания на основе таких ведомственных перечней необходимо до 1 января 2015 года.
Кроме того, не позднее 1 января 2016 года потребуется перейти на формирование финансового обеспечения муниципального задания, исходя из нормативов затрат, рассчитанных с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Конечным результатом решения данной задачи должна стать систематическая реализация главными распорядителями бюджетных средств мероприятий, направленных на развитие муниципальных заданий в качестве инструмента бюджетного планирования.
3.4. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие ведомственного контроля
Основными целями муниципального финансового контроля в городском округе являются контроль за формированием и исполнением бюджета городского округа, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
Достижение указанной цели реализуется в результате:
- контроля за правильностью формирования и исполнения бюджета городского округа;
- контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;
- контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также законодательства в области налогообложения;
- выявления резервов роста доходной базы и возможностей повышения эффективности использования бюджетных средств;
- пресечения незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
- выявления фактов финансовых злоупотреблений;
- применения санкций к виновным лицам.
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносит значительные изменения в правовое регулирование бюджетных правоотношений в части совершенствования порядка осуществления финансового контроля, а также установления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Закон уточняет понятие финансового контроля и устанавливает его виды: внешний и внутренний, предварительный (осуществляемый в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений) и последующий (проводимый по результатам исполнения бюджета в целях установления законности его исполнения, достоверности учета и отчетности). Определены объекты и методы финансового контроля.
Новыми положениями детально разграничены бюджетные полномочия органов внешнего и внутреннего контроля.
Кроме того, установлен перечень видов бюджетных нарушений и применяемых за их совершение бюджетных мер принуждения, а также определены основания и порядок их применения.
Поправками, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уточнен и введен ряд новых составов правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Финансовое управление в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации как орган исполнительной власти, осуществляющий функции муниципального финансового контроля, обладает следующими полномочиями :
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
- последующий муниципальный финансовый контроль.
При осуществлении полномочий по внутреннему финансовому контролю в соответствии со статьей 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Финансовым управлением проводится санкционирование операций.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств теперь относится обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации введена статья 160.2-1, которая определяет, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета городского округа по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Кроме того, главные распорядители бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Реализация предлагаемых мер по развитию системы финансового контроля городского округа предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Необходимо утвердить порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.